Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Банка России от 12.10.2010 N 15-1-3-9/4779

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАДЗОРА

ПИСЬМО

от 12 октября 2010 г. N 15-1-3-9/4779

О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ 26.03.2004 N 254-П

Департамент банковского регулирования и надзора Банка России (ДБРН) рассмотрел обращение Ассоциации российских банков от 02.09.2010 N А-02/5-652 о применении пункта 3.7.2.2 Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение N 254-П) и сообщает следующее.

По вопросу 1.

В отношении разъяснений ДБРН по вопросу содержания кредитных договоров в части определения условий, при наступлении которых заемщик получает право исполнять обязательства по ссуде в более благоприятном режиме, сообщаем, что позиция по указанному вопросу неоднократно доводилась ДБРН до сведения как территориальных учреждений Банка России, так и кредитных организаций.

Разъяснения ДБРН по данным вопросам также размещены на Экстранет-портале, созданном для взаимодействия с кредитными организациями и территориальными учреждениями Банка России. Указанные разъяснения сводятся к следующему.

В соответствии с подходами, содержащимися в п. 3.7.2.2 Положения N 254-П, ссуда признается реструктурированной в случае, если на основании соглашений с заемщиком изменены существенные условия первоначального договора в сторону, более благоприятную для заемщика.

Вместе с тем, согласно п. 3.7.2.2 Положения N 254-П не любое изменение условий первоначального кредитного договора рассматривается как реструктуризация ссуды. Так, в случае, если:

- договор, на основании которого ссуда предоставлена, содержит условия, при наступлении которых заемщик получает право исполнять обязательства по ссуде в более благоприятном режиме (например, изменение срока погашения ссуды (основного долга и (или) процентов), размера процентной ставки, порядка ее расчета), и параметры этих изменений и в дальнейшем указанные условия наступают фактически;

- соблюдаются параметры изменений условий исполнения обязательств по ссуде, предусмотренные договором, на основании которого ссуда предоставлена, то кредитная организация вправе не признавать такую ссуду реструктурированной.

Относительно вопроса о том, что может рассматриваться в качестве "условий", отмечаем следующее.

Под условиями, при наступлении которых заемщик получает право исполнять обязательства по ссуде в более благоприятном режиме, следует понимать обстоятельства, наступление которых приводит к возможности установления для заемщика более благоприятного режима исполнения обязательств перед банком-кредитором. Примером "условий" могут быть изменения условий поставки товаров, выручка от реализации которых является источником погашения кредита, изменение производственного цикла заемщика, изменение условий расчетов с контрагентами, удлинение сроков реализации продукции (товаров, работ, услуг) в связи с расширением деятельности, освоением новых рынков, сменой направления деятельности. Также в качестве "условия" может рассматриваться факт снижения ставки рефинансирования Банка России, который может являться предпосылкой для снижения кредитной организацией ставки по кредитному договору.

По вопросу 2.

В отношении вопроса о правомерности осуществления территориальными учреждениями Банка России оценки обоснованности классификации ссуд и размера сформированного резерва сообщаем, что такое право в общем виде предусмотрено ст. 72 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)". Указанное право также реализовано в главе 9 Положения N 254-П.

Так, в соответствии с п. 9.1 Положения N 254-П территориальные учреждения Банка России проводят оценку активов, в том числе оценивают обоснованность классификации ссуд и размера сформированного резерва, руководствуясь требованиями и методами, предусмотренными Положением N 254-П.

Оценка качества обслуживания долга является неотъемлемой частью комплексной оценки ссуды. В случае отсутствия в договоре, на основании которого ссуда предоставлена заемщику, указанных условий и/или параметров, и фактическом изменении существенных условий первоначального договора в сторону, более благоприятную для заемщика, ссуда должна признаваться реструктурированной и качество обслуживания долга по данной ссуде необходимо оценивать с учетом требований п. 3.7.2 Положения N 254-П.

Таким образом, оценка территориальными учреждениями Банка России в рамках проводимых ими проверок кредитных организаций содержания кредитных договоров на предмет наличия/отсутствия в них условий, при наступлении которых заемщик получает право исполнять обязательства по ссуде в более благоприятном режиме, представляется обоснованным.

По вопросу 3.

В отношении права территориального учреждения Банка России требовать от кредитной организации доформирования резервов по ссуде отмечаем следующее.

В соответствии с п. 9.5 Положения N 254-П, если Банк России (его территориальное учреждение) в соответствии с Положением N 254-П оценивает отдельные ссуды (портфели однородных ссуд) иным образом, чем кредитная организация, то на основании ст. 72 и 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России (его территориальное учреждение) требует от кредитной организации реклассифицировать ссуду и (или) уточнить резерв в соответствии с оценкой, данной Банком России (его территориальным учреждением). При этом требование территориального учреждения Банка России о реклассификации ссуды и/или доформировании резерва на возможные потери по ссуде до величины, установленной Банком России на момент нарушения, должно предъявляться на ближайшую отчетную дату.

Заместитель директора

В.В.ЧИСТЮХИН

Другие документы по теме
"Об исполнении постановлений о правонарушениях в области строительства"
"О представлении информации о заключении государственных контрактов, их основных условиях и параметрах" (вместе с "Методическими рекомендациями по заполнению форм N 1-К "Сведения о действующих государственных контрактах, заключенных главным распорядителем средств федерального бюджета" и N 2-К "Сведения о суммах планируемых платежей по действующим государственным контрактам, заключенным главным распорядителем средств федерального бюджета")
(установлено письмом ФНС России от 31.05.2006 N ММ-14-21/151дсп@)
"О порядке применения налога на добавленную стоимость при реализации муниципального имущества физическим лицам"
Ошибка на сайте