Определение Верховного Суда РФ от 29.06.2004 N КАС04-248
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июня 2004 г. N КАС 04-248
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
рассмотрела в открытом судебном заседании от 29 июня 2004 г. гражданское дело по заявлению К. о признании недействующим п. 3 "Положения о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г. г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития", утвержденного Приказом Министерства энергетики РФ от 11 июля 2002 года N 214 в части установления предоставления сведений о регистрации в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных, как условия для получения жилищного сертификата по кассационной жалобе К. на решение Верховного Суда РФ от 25 марта 2004 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителей ликвидационной комиссии Министерства энергетики РФ Поляковой С.В. и Немовой С.А., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
Приказом Министерства энергетики РФ от 11 июля 2002 года N 214 утверждено "Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г. г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития".
К. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 3 данного Положения, предусматривающего, что право на получение безвозмездной жилищной субсидии имеют высвобожденные работники, постоянно проживающие в городах Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой, уволенные в 1995 - 2000 годах из организаций угольной промышленности, расположенных в этих городах, имеющие стаж работы в угольной отрасли не менее 5 лет, зарегистрированные в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных.
В обоснование заявленного требования К. сослался на несоответствие оспоренной нормы акта Конституции РФ и на нарушение его прав.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе К. ставит вопрос об отмене судебного решения по мотиву ошибочности вывода суда о законности п. 3 Положения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд РФ пришел к правильному выводу о том, что оспоренная К. норма полностью соответствует другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, а именно: пункту 3 Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1068 "О проведении эксперимента по предоставлению государственных жилищных сертификатов высвобожденным работникам ликвидируемых организаций угольной промышленности городов Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) в 1998 году" (с последующими изменениями). Данным пунктом Постановления предусмотрено, что право на получение сертификата имеют высвобожденные работники, постоянно проживающие в городах Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой, уволенные в 1995 - 2000 годах с предприятий угольной промышленности, расположенных в этих городах, имеющие стаж работы в угольной отрасли не менее 5 лет, зарегистрированные в территориальных органах службы занятости указанных городов в качестве безработных.
Распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2002 года N 184-р именно Минэнерго России было поручено в целях совершенствования использования средств государственной поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков разработать по согласованию с Минфином России и утвердить в установленном порядке Положение о содействии переселению высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной отрасли г. г. Кизел, Губаха, Гремячинск и Чусовой (Пермская область) за счет средств поддержки угольной отрасли, направляемых на реализацию программ местного развития в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1068.
Учитывая приведенные обстоятельства, у суда первой инстанции не было никаких оснований для признания оспоренной нормы Положения недействующей.
При этом Верховный Суд РФ правомерно указал в своем решении на то, что как Правительство РФ, так и Минэнерго России изложенными в пунктах 3 нормативных актов предписаниями по существу приняли меры по социальной защите определенных групп населения, находящихся в наиболее неблагополучном положении.
Довод в кассационной жалобе о нарушении оспоренным пунктом Положения права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, предусмотренного ст. 37 Конституции РФ, нельзя признать обоснованным, поскольку никаких препятствий и ограничений в реализации гражданами приведенных конституционных прав оспоренная норма не создает. Как отмечено выше, эта норма лишь устанавливает условия для применения определенной социальной льготы.
Не противоречит оспоренный пункт 3 Положения и п. 1 ст. 7 Конституции РФ, а утверждение об этом в кассационной жалобе является несостоятельным и надуманным.
С учетом изложенных мотивов кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 360 и 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 марта 2004 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К. - без удовлетворения.