Определение Конституционного Суда РФ от 01.11.2007 N 748-О-О
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 ноября 2007 г. N 748-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЗАПРОСА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТЕЙ 2 И 7 СТАТЬИ 15 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "ОБ ОСНОВАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ ОРГАНИЗАЦИЙ
КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Г.А. Гаджиева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Сахалинской областной Думы,
установил:
1. Сахалинская областная Дума оспаривает конституционность положений статьи 15 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", согласно которым финансирование инвестиционных программ организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения, необходимых для реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, осуществляется посредством установления регулируемых надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 10 - 12, частями 4 - 8 статьи 13 и частями 2 - 4 статьи 14 данного Федерального закона, в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Российской Федерации (часть 2); стоимость электрической и тепловой энергии, а также стоимость услуг по ее передаче, складывающаяся с учетом надбавок, указанных в части 2 данной статьи, может превышать предельные уровни цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию и на услуги по ее передаче, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 7).
По мнению заявителя, названные законоположения противоречат статьям 8 (часть 2), 34, 35 (часть 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку допускают принудительное изъятие денежных средств в форме надбавок к ценам (тарифам) товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения на товары и услуги организаций коммунального комплекса, при том что конечные цены (тарифы) могут превышать предельные их уровни, определенные законодателем.
2. Установление правовых основ единого рынка и основы ценовой политики находятся, согласно статье 71 (пункт "ж") Конституции Российской Федерации, в ведении Российской Федерации.
2.1. В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, а также полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в этой области закрепляются в Федеральном законе от 30 декабря 2004 года "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Как следует из его статьи 15, надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливаются в целях финансирования необходимых для реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры инвестиционных программ организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения, каковыми являются определяемые органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса программы финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов (пункт 6 статьи 2). Относя к полномочиям органов местного самоуправления определение инвестиционных программ, названный Федеральный закон закрепляет за ними и соответствующие полномочия по регулированию надбавок к тарифам (статья 5).
Федеральный закон от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения формирование, утверждение, исполнение и контроль за исполнением местного бюджета, а также организацию электротеплоснабжения поселений, муниципальных районов и городских округов (пункты 1 и 4 части 1 статьи 14; пункты 1 и 4 части 1 статьи 15; пункты 1 и 4 части 1 статьи 16). Помимо этого статьей 17 (пункт 4.1 части 1) того же Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления прямо отнесено регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Соответствующие полномочия органов местного самоуправления по регулированию надбавок закреплены также в Федеральном законе от 14 апреля 1995 года "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (статья 6).
Действующий порядок разработки и утверждения программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также порядок установления надбавок для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов на подключение организаций коммунального комплекса, как следует из статьи 11 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", обязательно включает в себя анализ доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса с учетом предлагаемой надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры; при вынесении же органом регулирования муниципального образования решения о недоступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса указанный орган регулирования может подготовить предложения по изменению условий технического задания, на основании которого разрабатывается инвестиционная программа организации коммунального комплекса, либо подготовить предложения по частичному обеспечению финансовых потребностей организации коммунального комплекса за счет средств местного бюджета.
Во исполнение Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 года N 464 утверждены Правила финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения.
2.2. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, регулируя посредством гражданского законодательства предпринимательскую деятельность коммерческих организаций в соответствии со статьей 71 (пункты "в", "е", "ж", "о") Конституции Российской Федерации, обязан учитывать, что, по смыслу положений статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8, 17, 34 и 35, возможные ограничения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров, исходя из общих принципов права, должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты основных конституционных ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, а государственное вмешательство должно обеспечивать частное и публичное начала в сфере экономической деятельности (Постановления от 18 июля 2003 года N 14-П, от 16 июля 2004 года N 14-П, от 31 мая 2005 года N 6-П, от 28 февраля 2006 года N 2-П).
Государственное регулирование отношений между организациями коммунального комплекса, осуществляющими эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, и потребителями товаров и услуг этих организаций призвано обеспечить как доступность таких услуг для потребителей, нуждающихся в них, так и гарантировать защиту права собственности и права на осуществление предпринимательской деятельности участников данных правоотношений. Соответственно, Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в качестве общих принципов регулирования тарифов и надбавок закрепляет как достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса, так и полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Установив надбавки к тарифам, федеральный законодатель тем самым урегулировал вопрос о компенсации убытков организациям коммунального комплекса, на которые возложена обязанность строительства и (или) модернизации систем коммунальной инфраструктуры, развития этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышения качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг), улучшения экологической ситуации на территории муниципального образования. Возложение же полномочий по окончательному формированию тарифов и надбавок за услуги коммунального комплекса на органы местного самоуправления основывается на Конституции Российской Федерации, ее статьях 130 и 132: будучи призванными решать вопросы местного значения, органы местного самоуправления выступают гарантом доступности для населения оказываемых коммунальных услуг.
3. Согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" основанием к рассмотрению дела Конституционным Судом Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о конституционности оспариваемой нормы; если такая неопределенность отсутствует или является мнимой, соответствующее обращение не может быть признано допустимым по смыслу названного Федерального конституционного закона.
Поскольку в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации части 2 статьи 15 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" такая неопределенность отсутствует, запрос Сахалинской областной Думы в этой части не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Что касается части 7 статьи 15 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", то она вступает в силу с 1 января 2009 года (часть 2 статьи 19 названного Федерального закона), а следовательно, и в этой части запрос Сахалинской областной Думы не может быть признан допустимым, поскольку, по смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации в процессе конституционного судопроизводства проверяет конституционность либо действующих нормативных актов, либо - при определенных условиях - нормативных актов, утративших силу.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Сахалинской областной Думы, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращение в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ