Определение Верховного Суда РФ от 17.01.2013 N АПЛ12-727
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 января 2013 г. N АПЛ12-727
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.,
членов коллегии Манохиной Г.В., Меркулова В.П.,
при секретаре К.Ю.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Х. о признании недействующими пункта 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, и пункта 7 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 г. N 208,
по апелляционной жалобе Х. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 октября 2012 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителей Правительства Российской Федерации и Федеральной миграционной службы О. и Т., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Правила).
Данный нормативный правовой акт официально опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 24 июля 1995 г., N 30, ст. 2939, "Российской газете", 1995 г., N 114,
В соответствии с пунктом 16 Правил гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и предоставить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.
Гражданин вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее 8 рабочих дней со дня подачи заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявление установленной формы о регистрации по месту жительства в форме электронного документа, а также копии документов, указанных в данном пункте, в электронной форме могут быть предоставлены через Единый портал.
Пунктом 7 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент) предписано, что должностные лица, ответственные за регистрацию, не вправе отказать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.
Х. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 16 Правил и пункта 7 Административного регламента, указав на то, что эти положения противоречат Закону Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", нарушают ее жилищные права, поскольку позволяют осуществлять регистрацию посторонних для нее лиц (не членов семьи) в жилом помещении, где она проживает с семьей.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 октября 2012 г. в удовлетворении заявления Х. отказано.
В апелляционной жалобе Х. просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и удовлетворить ее требования. Полагает, что статья 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не содержит ссылки на то, что для регистрации по месту жительства необходимо представить в том числе документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение. Суд первой инстанции в решении необоснованно сослался на решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2009 г. N <...> и постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 4-П в подтверждение законности оспариваемого положения Правил.
Х. и ее представитель К.Д. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалоб, не находит оснований к отмене решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Правила и Административный регламент приняты компетентными нормотворческими органами, оспариваемые положения нормативных правовых актов не противоречат действующему законодательству и, следовательно, прав и законных интересов заявителя не нарушают.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 6 названного закона гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 этого же закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.
Суд первой инстанции, сопоставив абзацы с первого по пятый пункта 16 Правил с положениями статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пришел к правильному выводу о том, что они воспроизводят законодательно установленный перечень документов, которые должны быть представлены гражданином при его регистрации по месту жительства.
В подтверждение вывода о законности пункта 16 Правил суд обоснованно сослался на правовую позицию, высказанную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 4-П по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил, о том, что указанные документы являются подтверждением добросовестного исполнения им обязанностей, связанного с регистрацией в конкретном жилом помещении, что соответствует требованию части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая права граждан, проживающих в этом жилище.
Правомерно суд при разрешении данного дела учел и то, что вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2009 г. по гражданскому делу N ... уже была проверена законность абзацев первого-пятого пункта 16 Правил, и они признаны не противоречащими федеральному законодательству.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованной ссылке суда на вышеприведенные постановление Конституционного Суда Российской Федерации и решение Верховного Суда Российской Федерации ошибочны. В постановлении Пленума Верховного Суд Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что суд учитывает постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании соответствующими либо не соответствующими Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов, перечисленных в пунктах "а", "б", "в" части 2 и части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации, на которых стороны основывают свои требования или возражения. При рассмотрении и разрешении дел, вытекающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, то есть обстоятельствами, на которых заявитель основывает свои требования (часть 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда (часть 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пункт 16 Правил согласуется со статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющей возникновение жилищных прав и обязанностей, поэтому суд первой инстанции со ссылкой на эту статью обоснованно указал на несостоятельность доводов заявителя об установлении этим пунктом ограничения перечня документов, предусмотренных жилищным законодательством, подтверждающих правомерность вселения гражданина в жилое помещение для постоянного или преимущественного проживания. Более того, как усматривается из содержания пункта 16 Правил, приведенный перечень документов не является исчерпывающим.
Административный регламент утвержден Федеральной миграционной службой в соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928 (действовавшим на время принятия Административного регламента), в пределах предоставленных ей полномочий. Названный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 ноября 2007 г., регистрационный номер 10545, опубликован в "Российской газете" 23 января 2008 г., действует в редакции приказа Федеральной миграционной службы от 23 декабря 2009 г. N 364. В настоящее время Положение о Федеральной миграционной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 г. N 711, как и ранее, наделяет этот федеральный орган исполнительной власти правом принимать нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к его сфере деятельности.
Пункт 7 Административного регламента, предусматривающий, что должностные лица, ответственные за регистрацию, не вправе отказать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета, суд правильно признал соответствующим действующему законодательству, указав, что ни Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", которым установлен исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми возможен отказ гражданину в регистрации по месту пребывания и по месту жительства, ни Правила не предусматривают возможность отказа гражданину в регистрации по месту жительства при условии предоставления им необходимого перечня документов.
Пунктом 14 Административного регламента предусмотрено, что днем поступления документов является день подачи всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных Законом, Правилами и Административным регламентом. В случае поступления от гражданина в орган регистрационного учета ненадлежаще оформленных документов, руководитель (начальник) органа регистрационного учета предлагает гражданину устранить выявленные недостатки. Только после предоставления гражданином всех необходимых надлежаще оформленных документов орган регистрационного учета осуществляет регистрацию гражданина по месту жительства.
При таких данных пунктом 7 Административного регламента правомерно установлен запрет должностным лицам, ответственным за регистрацию, отказывать в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.
Доводы в апелляционной жалобе о том, что суд при разрешении дела неправильно истолковал нормы материального права, не применил нормы материального права, подлежащие применению, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда. Нормы материального права применены и истолкованы судом первой инстанции правильно в соответствии с их содержанием, выводы суда о законности оспоренных положений Правил и Административного регламента мотивированы, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 октября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Х. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.И.ФЕДИН
Члены коллегии
Г.В.МАНОХИНА
В.П.МЕРКУЛОВ