Определение Конституционного Суда РФ от 06.11.2014 N 2426-О
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 ноября 2014 г. N 2426-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА САРГАТЯНА СЕРГО ИВАНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ РАЗДЕЛА IV
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ
ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ (В РЕДАКЦИИ,
ДЕЙСТВОВАВШЕЙ ДО 1 ЯНВАРЯ 2013 ГОДА), А ТАКЖЕ ПУНКТАМИ
2 - 4 ПРАВИЛ ВЫПЛАТЫ ЕДИНОВРЕМЕННОГО ПОСОБИЯ
НА ОБУСТРОЙСТВО УЧАСТНИКАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ
В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ,
ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, И ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи Н.В. Мельникова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина С.И. Саргатяна,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.И. Саргатян оспаривает конституционность положений раздела IV Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), а также пунктов 2 - 4 Правил выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года N 7).
Как следует из представленных материалов, С.И. Саргатян, переехавший в 2010 году с женой и двумя несовершеннолетними сыновьями из Республики Армения в Российскую Федерацию (Курская область), в том же году получил разрешение на временное проживание, а 23 января 2012 года - вид на жительство. 31 октября 2012 года ему было выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
12 ноября 2012 года С.И. Саргатян обратился в Управление Федеральной миграционной службы по Курской области с заявлением о выплате ему, как участнику названной Государственной программы, и членам его семьи единовременного пособия на обустройство (подъемных), однако в этом ему было отказано со ссылкой на то, что на момент обращения с заявлением он с семьей уже переехал в Российскую Федерацию и обустроился, а потому выплата указанных средств не соответствовала бы их предназначению.
На том же основании решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, заявителю и его супруге было отказано в иске (подан 29 августа 2013 года) о признании права на получение единовременного пособия на обустройство и о взыскании указанного пособия к Управлению Федеральной миграционной службы по Курской области. Суды, кроме того, указали, что С.И. Саргатяном пропущен установленный статьей 256 ГПК Российской Федерации трехмесячный срок для обращения в суд. В передаче кассационной жалобы на указанные судебные постановления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации заявителю и его супруге было отказано также со ссылкой на пропуск установленного статьей 256 ГПК Российской Федерации срока для обращения в суд.
По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения противоречат статьям 19 (часть 2) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют отказывать в выплате единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в связи с тем, что они переселились в Российскую Федерацию до включения их в число участников данной Государственной программы, притом что каких-либо оснований для отказа в выплате единовременного пособия на обустройство данные положения не закрепляют.
2. Федеральный закон от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" определяет, что наряду с гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, соотечественниками признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией, лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства, а также выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (статья 1).
Закрепляя, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию (статья 13.1), указанный Федеральный закон относит к полномочиям Российской Федерации в области отношений с соотечественниками принятие федеральных целевых и федеральных программ, а определение основных направлений государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников - к полномочиям Президента Российской Федерации (статьи 14 и 19). На основании данных законоположений Президентом Российской Федерации был издан Указ от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", которым утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (в настоящее время действует в редакции Указа от 25 июля 2014 года N 531).
Данный Указ был издан во исполнение полномочия, возложенного на Президента Российской Федерации Федеральным законом "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" по вопросу, не получившему содержательной регламентации в этом Федеральном законе, и именно на основании такого уполномочия Президент Российской Федерации непосредственно осуществил правовое регулирование соответствующих общественных отношений, а потому в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 27 января 2004 года N 1-П, он может быть предметом проверки в Конституционном Суде Российской Федерации по жалобе гражданина.
3. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, предусматривает, что лица, относящиеся к соотечественникам, могут принять участие в данной Государственной программе путем подачи личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания (пункт 15), кроме того, заявление вправе подать соотечественник, являющийся иностранным гражданином, но постоянно или временно проживающий на законном основании на территории Российской Федерации, а с 25 июля 2014 года - также получивший временное убежище в Российской Федерации (пункт 16); участнику Государственной программы выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца сроком на три года; по истечении срока действия свидетельства соотечественник утрачивает статус участника Государственной программы, а члены его семьи, указанные в свидетельстве, - статус членов семьи участника Государственной программы (пункт 18). При этом в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" свидетельства участников Государственной программы, выданные до 1 января 2013 года, действительны до 1 января 2015 года; указанные лица имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе на получение за счет средств федерального бюджета подъемных - денежной выплаты, предоставляемой после переезда для обустройства.
В соответствии с пунктом 3 Правил выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей (утратили силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 270, но продолжают применяться к правоотношениям, возникшим в период их действия) такое единовременное пособие выплачивалось на основании письменного заявления лица, переселяющегося в Российскую Федерацию.
Положения Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и принятого в соответствии с ней постановления Правительства Российской Федерации оснований для отказа в выплате подъемных в связи со сроками переселения не предусматривали. Закрепленное в них правовое регулирование исходило из того, что право на получение подъемных имели все участники Государственной программы - как иностранные граждане, только собирающиеся переезжать на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, так и иностранные граждане, уже проживающие в Российской Федерации, при условии документального оформления и получения ими соответствующего статуса. Иное приводило бы к установлению необоснованных различий в положении лиц, относящихся к одной категории, и тем самым - к ущемлению их прав и законных интересов, а значит, нарушало бы принцип равенства всех перед законом и не согласовывалось бы с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 19, часть 1; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Таким образом, оспариваемые заявителем нормативные положения, перечисленные в жалобе, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие его конституционные права в указанном им аспекте.
Проверка же законности и обоснованности правоприменительных решений, в том числе выяснение причин пропуска заявителем сроков, определенных законодателем для судебного оспаривания решения, действий (бездействия) органов государственной власти, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Саргатяна Серго Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН