Рейтинг@Mail.ru

Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2009 N КАС09-186

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 мая 2009 г. N КАС09-186

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Федина А.И.,

членов коллегии: Манохиной Г.В., Ермилова В.М.,

при секретаре: Поповой Ю.В.,

с участием прокурора: Федотовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Всероссийской ассоциации общественных объединений по защите прав вкладчиков, акционеров и инвесторов "Вкладчики России" о признании частично недействующими подпунктов "б" (абзаца третьего); "в" (абзаца второго) пункта 1 и пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года N 1106 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 1995 г. N 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров"

по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда РФ от 25 марта 2009 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителей заявителя - Сницарук И.Г., Коровина В.А. и Мищенко Л.М., поддержавших доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,

Кассационная коллегия

установила:

Всероссийская ассоциация общественных объединений по защите прав вкладчиков, акционеров и инвесторов "Вкладчики России", являющаяся одним из учредителей Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров (далее - Фонд), обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании частично недействующими подпунктов "б" (абзаца третьего); "в" (абзаца второго) пункта 1 и пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года N 1106 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 1995 г. N 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров".

В обоснование заявленных требований указано на то, что Фонд был создан и его устав утвержден в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 1995 г. N 1157. Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года N 1106 внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 1995 г. N 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров" следующего содержания:

подпункт "б" (абзаца третьего) пункта 1 (в заявлении этот подпункт обозначен абзацем пятым пункта 1) устанавливает, что высшим органом управления Фонда является совет Фонда, к исключительной компетенции которого относятся утверждение устава Фонда и внесение в него изменений;

подпункт "в" (абзаца второго) пункта 1 предусматривает, что порядок формирования Совета Фонда определяется Правительством Российской Федерации;

пунктом 3 предусмотрено, что устав Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров подлежит приведению в соответствие с настоящим Указом. До приведения в соответствие с настоящим Указом устав Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров действует в части, не противоречащей настоящему Указу.

Оспариваемые положения Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 1106 (по утверждению заявителя) противоречат статьям 23, 28 Федерального закона от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях", статьям 4, 10, 17 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", статьям 118, 119 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 10.1 Устава Фонда, устанавливающему порядок внесения изменений и дополнений в устав, чем нарушаются права заявителя как одного из учредителей Фонда, установленные законодательством об общественных объединениях.

Решением Верховного Суда РФ от 25 марта 2009 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на то, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, придя к выводу о том, что Гражданский кодекс Российской Федерации не имеет верховенства над Федеральным законом, в котором говорится, что впредь до принятия такого закона деятельность государственно-общественного объединения регулируется нормативным актом Президента РФ (Указом). Полагает, что, поскольку устав Фонда зарегистрирован в Минюсте РФ, значит, законность Устава признана.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования о признании частично недействующими подпунктов "б" (абзаца третьего); "в" (абзаца второго) пункта 1 и пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года N 1106 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 1995 г. N 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров", суд пришел к правильному выводу о том, что Указ Президента РФ издан в соответствии с требованиями федерального закона и не противоречит ему.

Федеральным законом "О некоммерческих организациях" установлено, что некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных организаций (объединений) - пункт 3 статьи 2; особенности правового положения общественных организаций (объединения) определяются иными федеральными законами - пункт 3 статьи 6; состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях) - пункт 1 статьи 29.

Федеральный закон "Об общественных объединениях" в статье 19 запретил органам государственной власти и органам местного самоуправления быть учредителями, членами или участниками общественных объединений, предусмотрев в статье 51, что впредь до принятия федеральных законов о государственно-общественных и общественно-государственных объединениях указанные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти.

Проанализировав приведенные законоположения, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что создание и деятельность государственно-общественных и общественно-государственных объединений, состав и компетенция их органов управления регулируются федеральными законами о таких объединениях, а не общими нормами Гражданского кодекса РФ и федеральных законов.

Поскольку Фонд, согласно его уставу, является общественно-государственным объединением, создан и осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, правомочным в силу части 3 статьи 90 Конституции РФ издавать указы, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам, то вывод суда о том, что впредь до принятия федеральных законов об общественно-государственных объединениях, каковым является Фонд, деятельность этих объединений регулируется нормативными правовыми актами органов государственной власти, к числу которых относится и оспариваемый заявителем Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 1106, является обоснованным.

Обоснован и вывод суда о том, что Указ Президента РФ от 18 июля 2008 г. N 1106 издан в соответствии с требованиями федерального закона и не противоречит ему, в связи с чем оснований для признания его недействующим не имеется.

Утверждение заявителя о том, что пункт 3 названного Указа вносит изменения и дополнения в устав Фонда, ошибочно, поскольку пунктом 3 названного Указа предписано привести устав Фонда в соответствие с данным Указом, непосредственно этим пунктом изменения и дополнения в устав фонда не внесены.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 марта 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Всероссийской ассоциации общественных объединений по защите прав вкладчиков, акционеров и инвесторов "Вкладчики России" - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Г.В.МАНОХИНА

В.М.ЕРМИЛОВ

Другие документы по теме
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Тайга-Экс" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 169, абзаца второго пункта 1 и пункта 6 статьи 172 и абзаца третьего пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации"
"По жалобе гражданки Ивиной Ирины Брониславовны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации"
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N ГКПИ09-1559, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 52 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел, утв. Приказом МВД РФ от 30.09.1999 N 750>
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Галаниной Елены Валерьевны на нарушение ее конституционных прав частью третьей статьи 381 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Ошибка на сайте