Определение Президиума Верховного Суда РФ от 24.12.2003 N 56пв-03
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 декабря 2003 г. N 56пв-03
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
рассмотрел гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Черметимпекс" о признании не действующим пункта 20 Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1206, в части осуществления компенсационных выплат за счет средств, направляемых на оплату труда предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы, по надзорной жалобе Министерства труда и социального развития Российской Федерации (действующего по поручению Правительства Российской Федерации) на определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 6 мая 2003 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуцола Ю.А., объяснения представителя Министерства труда и социального развития Российской Федерации Симаковой В.М. (доверенность в деле), заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., полагавшего надзорную жалобу удовлетворить, Президиум Верховного Суда Российской Федерации
установил:
ОАО "Черметимпекс" обратилось в суд с заявлением о признании не действующим пункта 20 Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1206, в части, предусматривающей, что ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм.
По мнению заявителя, оспариваемое положение нормативного правового акта противоречит федеральному законодательству, нарушает его права.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2003 г. в удовлетворении заявленного требования было отказано.
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 6 мая 2003 г. решение суда первой инстанции было отменено, вынесено новое решение об удовлетворении заявления ОАО "Черметимпекс"; обжалуемое положение пункта 20 указанного Порядка признано недействующим и не подлежащим применению со дня вынесения данного определения.
В надзорной жалобе поставлен вопрос об отмене определения от 6 мая 2003 г. и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Президиум находит их обоснованными.
Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 г. N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" (в редакции Указов от 08.02.2001 N 136, от 17.04.2003 N 444) установлены ежемесячные компенсационные выплаты (с 1 января 2001 г. в размере 50 рублей) отдельным категориям граждан, в том числе матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.
Пунктом 2 этого Указа поручено Правительству Российской Федерации определить источники финансирования и порядок назначения и выплаты установленных компенсационных выплат.
Во исполнение данного поручения Правительство Российской Федерации Постановлением от 3 ноября 1994 г. N 1206 утвердило Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан.
Пунктом 20 этого Порядка, расположенным в разделе II "Ежемесячные компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком", предусмотрено, что ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм. Предприятия, учреждения, организации, воинские формирования, органы социальной защиты населения, финансируемые из бюджета, реализуют указанные права за счет соответствующих бюджетов.
Признавая пункт 20 Порядка в обжалуемой части не действующим, Кассационная коллегия сослалась на то, что ни Трудовым кодексом РФ, ни иными федеральными законами не предусмотрены компенсации за счет средств работодателя лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Напротив, по мнению Кассационной коллегии, статья 256 Трудового кодекса РФ предусматривает выплату таким лицам не компенсаций, а пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска.
С доводами Кассационной коллегии нельзя согласиться.
Статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 1 февраля 2002 года, установлено, что при предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
В соответствии с частью 2 статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации Постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 года N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан были установлены компенсационные выплаты.
Данным Указом (абзац 3 пункта 1) определено, что ежемесячная компенсационная выплата устанавливается матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 года N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" Правительством Российской Федерации в пределах установленных полномочий Конституцией Российской Федерации, в рамках действующего законодательства был разработан и утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года N 1206 Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан.
Данный Порядок определяет условия назначения, выплаты и источники финансирования ежемесячных компенсационных выплат.
Ежемесячная компенсационная выплата входит в число установленных федеральным законодательством гарантий в связи с материнством и выполняет одну из важнейших функций - частичной компенсации утраченного заработка (дохода) лица, находящего в отпуске по уходу за ребенком. Ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм.
Учреждения, организации, финансируемые из бюджетов, реализуют указанные права за счет соответствующих бюджетов, поскольку их содержание финансируется за счет соответствующего бюджета, включая фонд оплаты труда.
В связи с этим данные выплаты предоставляются матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их форм собственности.
Статьей 2 Федерального закона "Об акционерных обществах" установлено, что общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами. К таковым обязанностям относятся не только уплата налогов, но и соблюдение установленных нормативными правовыми актами гарантий и компенсаций работникам (статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В связи с этим действующее Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1206 не нарушает права ОАО "Черметимпекс" как юридического лица и не приводит к отчуждению его имущества, на что указывается в определении Кассационной коллегии.
Вступление в законную силу названного определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации привело к неравенству граждан, поскольку повсеместно прекращается выплата ежемесячной компенсационной выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, за счет средств, направляемых на оплату труда предприятиями, учреждениями, организациями. Вместе с тем данная компенсационная выплата сохраняется на предприятиях, в учреждениях, организациях, воинских формированиях, органах социальной защиты населения, финансируемых из бюджетов.
Таким образом, часть граждан утрачивает право на одну из социальных гарантий - компенсационную выплату, установленную матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, вопреки Указу Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 г. N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан", с чем обоснованно не согласился суд первой инстанции, решение которого без достаточных оснований было отменено Кассационной коллегией.
С учетом изложенного и руководствуясь п. 4 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации
определил:
отменить определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 6 мая 2003 г.; оставить в силе решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2003 г.