Рейтинг@Mail.ru

Определение Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N АПЛ13-579

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 января 2014 г. N АПЛ13-579

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Манохиной Г.В., Назаровой А.М.,

при секретаре Д.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М.Ю. о признании частично недействующим пункта 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации"

по апелляционной жалобе М.Ю. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 2013 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителей Правительства Российской Федерации К., М.Г., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Совет Министров - Правительство Российской Федерации 22 сентября 1993 г. утвердило постановление N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление).

Пунктом 1 Постановления установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, засчитываются, в частности: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания; иные периоды.

М.Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 1 Постановления в части, не предусматривающей включение в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы сотрудникам органов внутренних дел из числа бывших сотрудников федеральных органов налоговой полиции, которые были переведены на службу в органы внутренних дел, периодов службы в таможенных органах. В подтверждение заявленного требования указал, что пункт 1 Постановления в оспариваемой части противоречит части пятой статьи 54 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (далее - Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ) и нарушает его права на пенсионное обеспечение с учетом его службы в таможенных органах Российской Федерации с 22 сентября 1994 г. по 9 июня 2000 г.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 2013 г. в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе М.Ю., считая решение суда незаконным и необоснованным, ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие вывода суда о законности оспоренных положений обстоятельствам дела, неправильное применение и истолкование норм материального права. Просит в апелляционной жалобе об отмене решения суда и принятии нового решения.

М.Ю. в судебное заседание Апелляционной коллегии не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Постановление принято Правительством Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем частью третьей статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1). Пункт 1 Постановления в оспариваемой части не противоречит действующему федеральному законодательству и прав и законных интересов заявителя не нарушает.

Пенсионное обеспечение граждан, проходивших службу в органах внутренних дел, производится на основании специального закона - Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, который устанавливает виды и размеры пенсий, условия, определяющие право на их получение, в том числе исчисление выслуги лет, необходимой для приобретения права на пенсию, порядок назначения и выплаты пенсий.

В силу статьи 18 названного закона в выслугу лет для назначения пенсии лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, засчитывается, в частности: военная служба; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы (часть первая).

Суд первой инстанции правильно указал в решении, что оспариваемые положения Постановления, предусматривающие периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, соответствуют приведенной выше норме Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, которая не предусматривает возможности зачета в выслугу лет времени предшествующей службы в таможенных органах.

Суд обоснованно отверг довод заявителя (изложенный им и в апелляционной жалобе) о противоречии пункта 1 Постановления в оспариваемой части статье 54 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ.

В соответствии с названной нормой закона выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации" (далее - Положение), в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывалась в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит (часть пятая).

Таким образом, приведенная норма закона предусматривает сохранение за бывшими сотрудниками налоговой полиции выслугу лет, исчисленную в соответствии с Положением.

Положением установлено, что пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции осуществляется в порядке и по нормам, которые предусмотрены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (статья 50), при этом включение в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам налоговой полиции периодов прохождения службы в таможенных органах предусмотрено не было.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" и Положением было издано постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям", пунктом 1 которого на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, и их семьи с учетом особенностей прохождения службы в этих органах было распространено действие оспариваемого Постановления.

На основании изложенного обоснованным является вывод суда о том, что, кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного оспариваемым Постановлением, действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (часть третья статьи 50 Положения), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.

Поэтому для бывших сотрудников налоговой полиции, в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации (подпункт "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 306), продолживших службу в органах внутренних дел в порядке перевода, в соответствии с Постановлением исчисляется только период службы после их перехода на службу в органы внутренних дел. Период службы в налоговой полиции в отношении их бывших сотрудников до перехода на службу в органы внутренних дел оспариваемым Постановлением не исчисляется.

Верховным Судом Российской Федерации правильно учтено при вынесении решения, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьей 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, право на получение пенсии за выслугу лет приобретается при достижении установленной законом выслуги. Выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, выслуга лет по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым в процессе службы. Включение в выслугу лет периодов трудовой (служебной) деятельности относится к сфере усмотрения федерального законодателя и устанавливается исходя из особенностей прохождения службы в органах внутренних дел, в таможенных органах.

Вступившим в законную силу 1 января 2012 г. Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" периоды замещения гражданином должностей в таможенных органах, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, включаются в выслугу лет в органах внутренних дел (статья 38). В связи с этим оспариваемое Постановление дополнено пунктом 1(1), в котором установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенным со службы с 1 января 2012 г., помимо периодов, указанных в пункте 1 Постановления, засчитываются в календарном исчислении периоды замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий.

Несостоятельными являются ссылки в апелляционной жалобе в подтверждение незаконности выводов суда на Указы Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 1413, от 20 сентября 2010 г. N 1141, постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 г. N 1233 и Положение, утвержденное этим постановлением, предусматривающее включение в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет отдельных периодов работы в качестве руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности, так как данные периоды работы службой в таможенных органах не являлись. Из содержания этих нормативных правовых актов усматривается, что работа на предприятиях, в учреждениях и организациях и служба в таможенных органах являются самостоятельными периодами, включаемыми в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет.

Установив, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов заявителя, суд на основании части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильно отказал в удовлетворении заявления.

Ссылка в апелляционной жалобе на нарушение принципа равенства, установленного статьей 19 Конституции Российской Федерации, ошибочна и не опровергает вывод суда о законности оспариваемых положений Постановления, принятых Правительством Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в органах внутренних дело и службы в таможенных органах, а также с учетом специфики указанных видов профессиональной служебной деятельности.

Доводы апелляционной жалобы ошибочны, основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут повлечь отмену решения суда.

Судом первой инстанции принято решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, при правильном их толковании. Выводы суда о законности оспариваемого нормативного положения подробно мотивированы.

Утверждения в апелляционной жалобе о нарушении судом норм процессуального права (не приобщены к материалам дела и не изучены объяснения М.Ю. относительно возражений представителя Правительства Российской Федерации) противоречат материалам дела (л.д. 36 - 40).

Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу М.Ю. - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Г.В.МАНОХИНА

А.М.НАЗАРОВА

Другие документы по теме
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 13.07.2016 N АКПИ16-388, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "в" пункта 11 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719>
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 15.02.2016 N АКПИ15-1433, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующей формы акта обследования, утв. Приказом Минэкономразвития России от 13.12.2010 N 627>
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зелиба Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 24 и пунктами 4 и 5 части первой статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Льговского городского Совета депутатов Курской области на нарушение конституционных прав и свобод положениями абзаца третьего статьи 8, пункта 1 статьи 47 и статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Ошибка на сайте