Рейтинг@Mail.ru

Определение Конституционного Суда РФ от 21.10.2008 N 953-О-О

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 октября 2008 г. N 953-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАН ДАВЫДОВОЙ ГАЛИНЫ ЗАХАРОВНЫ И ШЕРСТНЕВОЙ КЛАВДИИ

ИВАНОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ

ПУНКТА 2 ЧАСТИ 4 И ЧАСТИ 5 СТАТЬИ 6.3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию граждан Г.З. Давыдовой и К.И. Шерстневой вопрос о возможности принятия их жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане Г.З. Давыдова - инвалид I группы и К.И. Шерстнева - инвалид II группы оспаривают конституционность положений пункта 2 части 4 и части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в соответствии с которыми заявление об отказе от получения социальных услуг в следующем году подается в срок до 1 октября текущего года, а порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

По мнению заявителей, названные законоположения, предусмотренные главой 2 "Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг" (введена в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), нарушают их права на получение ежемесячных денежных выплат в полном размере, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не отвечают критерию определенности и противоречат статьям 1, 2, 3, 10, 15 (части 3 и 4), 17 (часть 1), 18, 19, 35 (части 1 и 3), 39 (часть 1) и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, решением Димитровградского городского суда Ульяновской области, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Ульяновского областного суда, Г.З. Давыдовой и К.И. Шерстневой, подавшим заявления об отказе от получения социальных услуг на 2007 год в январе указанного года, отказано в удовлетворении их требований о назначении ежемесячных денежных выплат в полном размере - без удержания из состава этих выплат суммы средств, направляемых на оплату набора социальных услуг.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

2.1. Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) устанавливая гарантии социальной защиты, в том числе социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1), вместе с тем не определяет конкретные объемы, способы и порядок предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при выборе или изменении формы их предоставления - денежной или натуральной.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ Федеральный закон "О государственной социальной помощи" был дополнен главой 2, в соответствии с положениями которой инвалидам предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг (т.е. в натуральной форме), и одновременно были внесены изменения в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в силу которых инвалидам предоставлено право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере и порядке, установленных статьей 28.1 данного Федерального закона.

При этом законодатель предусмотрел, что сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг, удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты (пункт 2 статьи 6.5 Федерального закона "О государственной социальной помощи"). Возможность направления части суммы ежемесячной денежной выплаты на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг закреплена и в части седьмой статьи 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Таким образом, право на получение ежемесячной денежной выплаты без удержания части ее суммы на финансирование предоставления социальных услуг возникает у инвалида в случае отказа от получения набора социальных услуг.

Установив в части 2 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи", что периодом предоставления социальных услуг является календарный год, федеральный законодатель в части 4 этой статьи определил, что граждане, перечисленные в данном Федеральном законе, вправе отказаться от получения социальных услуг в следующем году при условии подачи ими соответствующего заявления в срок до 1 октября текущего года. Данные нормы, закрепляющие правовой механизм реализации права на социальное обеспечение в порядке, установленном законом, направлены на обеспечение адресности предоставления государственной социальной помощи и потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.

2.2. Реализуя свои полномочия в целях обеспечения гарантий социальной защиты, законодатель в части 5 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определил, что порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Принятым в соответствии с указанной нормой Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан. Данный Приказ, вопреки утверждению заявителей, непосредственно не устанавливает право на ежемесячную денежную выплату с учетом стоимости набора социальных услуг при условии отказа от его получения, - эта возможность закреплена Федеральными законами "О государственной социальной помощи" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Согласно представленным в Конституционный Суд Российской Федерации документам, Г.З. Давыдовой и К.И. Шерстневой ранее подавались заявления об отказе от получения набора социальных услуг на 2006 год в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, однако заявления об отказе от получения набора социальных услуг на 2007 год ими своевременно поданы не были. Оценка же фактических обстоятельств, препятствовавших своевременной подаче ими заявлений об отказе от получения социальных услуг на 2007 год, осуществление контроля за предоставлением гражданам социальных услуг в части дополнительной бесплатной медицинской помощи, как и проверка законности и обоснованности постановлений судов общей юрисдикции не входят в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Давыдовой Галины Захаровны и Шерстневой Клавдии Ивановны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ

Другие документы по теме
"По жалобе гражданки Дудник Маргариты Викторовны на нарушение ее конституционных прав частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гурьянова Артема Владимировича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Компания "Торгтранссервис" на нарушение конституционных прав и свобод положениями части 2 статьи 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Щербины Галины Борисовны на нарушение ее конституционных прав частью 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Ошибка на сайте