Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14.03.2019 N АПЛ19-71
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 марта 2019 г. N АПЛ19-71
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Зайцева В.Ю., Асташова С.В.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шекснинский имущественный комплекс" о признании частично недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 12 января 2018 г. N 5 "Об определении случаев, при которых отдельные сведения, указанные в пункте 7 статьи 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также лиц, в отношении которых указанные сведения не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет",
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Шекснинский имущественный комплекс" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 января 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителя административного истца Л., поддержавшей апелляционную жалобу, объяснения представителя Правительства Российской Федерации А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Правительство Российской Федерации 12 января 2018 г. издало постановление N 5 "Об определении случаев, при которых отдельные сведения, указанные в пункте 7 статьи 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также лиц, в отношении которых указанные сведения не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Постановление).
Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 17 января 2018 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 22 января 2018 г., N 4.
Согласно данному постановлению в случае, если в отношении физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, и юридических лиц иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, в отношении таких лиц не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения, предусмотренные подпунктами "л.2", "н.1" - "н.3" и "о" пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", при условии соблюдения требования, предусмотренного абзацем пятым пункта 2 статьи 7.1 указанного федерального закона.
Общество с ограниченной ответственностью "Шекснинский имущественный комплекс" (далее также - ООО "ШИК", Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просило признать не действующим со дня принятия Постановление в части запрета на размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений, предусмотренных подпунктом "о" пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ссылаясь на то, что оно противоречит положениям пункта 2.1 статьи 7 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку накладывает запрет на размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений, предусмотренных данной нормой.
В обоснование заявления административный истец ссылался на то, что 15 августа 2018 г. на сайте Единого государственного реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее также - Реестр) было опубликовано сообщение N 03303839 АО "АтомЭнергоСбыт" о намерении обратиться в суд с заявлением о признании ООО "Грейнлюкс" несостоятельным (банкротом), с которым у Общества были заключены договоры: от 9 июня 2018 г. N 23/2018 (договор аренды имущества), от 14 августа 2018 г. N 06/08-1 (договор поставки), от 14 августа 2018 г. N 01/2018-Х (договор на оказание услуг по хранению семян рапса). Заключая эти договоры, ООО "ШИК" не предполагало, что они могут быть оспорены по основаниям, предусмотренным главой III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Поскольку по состоянию на 14 августа 2018 г. в Реестре не была опубликована в открытом доступе информация о сообщении акционерного общества "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства" ("АО "МСП Банк") от 25 июля 2018 г. N 03271886 о намерении обратиться в суд с заявлением о признании ООО "Грейнлюкс" несостоятельным (банкротом), права и законные интересы административного истца были нарушены, так как Общество, лишенное возможности своевременно ознакомиться с указанным сообщением банка, заключило с ООО "Грейнлюкс" договоры в период подозрительности, что повлечет за собой оспаривание данных сделок. Кроме того, ООО "ШИК" лишено правомочий первого заявителя по делу о банкротстве должника.
В суде первой инстанции представители административного истца также ссылались на то, что 28 декабря 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг", которым внесены изменения в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и его статья 7.1 дополнена пунктом 2.1, предусматривающим право Правительства Российской Федерации определить случаи, в которых сведения о юридических лицах, указанные в подпунктах "л.2", "н.1", "н.2", "н.3" и "о" (за исключением сведений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, законодательством Российской Федерации о саморегулируемых организациях) пункта 7 данной статьи, не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также лиц, указанные сведения о которых не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Правительство Российской Федерации административный иск не признало, указав в письменных возражениях, что нормативный правовой акт издан в пределах его полномочий, соответствует действующему законодательству и прав административного истца не нарушает.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 9 января 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено, Постановление в части, исключающей размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о юридических лицах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, законодательством Российской Федерации о саморегулируемых организациях, признано недействующим с 28 декабря 2018 г.
В апелляционной жалобе ООО "ШИК", не согласившись с таким решением в части признания Постановления не действующим с 28 декабря 2018 г., просит его отменить, и принять по делу новое решение о признании Постановления не действующим с даты его принятия.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Министерство экономического развития Российской Федерации, представляющее интересы Правительства Российской Федерации, просит в ее удовлетворении отказать, полагая решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.
Полномочия Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти определены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", статьей 23 которого установлено, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации.
Регулируя отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в статье 7.1 определяет порядок опубликования сведений, предусмотренных названным Федеральным законом. Согласно пункту 1 данной статьи сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, вносятся в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности.
Федеральный законодатель наделил Правительство Российской Федерации правом определять случаи, при которых отдельные сведения, указанные в пункте 7 статьи 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 2.1 статьи 7.1).
С учетом содержания приведенных законоположений суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Постановление принято Правительством Российской Федерации в пределах имеющихся у него полномочий.
В то же время на день рассмотрения дела судом первой инстанции, Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" были внесены изменения: статья 7.1 дополнена пунктом 2.1, предусматривающим право Правительства Российской Федерации определить случаи, в которых сведения о юридических лицах, указанные в подпунктах "л.2", "н.1", "н.2", "н.3" и "о" (за исключением сведений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, законодательством Российской Федерации о саморегулируемых организациях) пункта 7 данной статьи, не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также лиц, указанные сведения о которых не подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Признавая Постановление не действующим в части, исключающей размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о юридических лицах, предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, законодательством Российской Федерации о саморегулируемых организациях, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на день рассмотрения им административного дела об оспаривании Постановления ограничения на опубликование указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" федеральным законодателем сняты. Изменения, касающиеся порядка опубликования сведений, предусмотренных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", вступили в силу с 28 декабря 2018 г., следовательно, с этого дня Постановление вступило в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, и не должно применяться.
С доводом апелляционной жалобы о том, что Постановление должно быть признано не действующим с даты его принятия, Апелляционная коллегия согласиться не может.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" указано, что нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства, признаются судом не действующими со дня вступления решения в законную силу. В силу пункта "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации могут быть проверены в порядке конституционного судопроизводства.
Обжалуемое решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 января 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шекснинский имущественный комплекс" - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА
Члены коллегии
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
С.В.АСТАШОВ