Определение Конституционного Суда РФ от 18.11.2004 N 358-О
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 ноября 2004 г. N 358-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ НАУМОВОЙ ЛИДИИ НИКИФОРОВНЫ
НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УВЕЛИЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ" И "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки Л.Н. Наумовой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Л.Н. Наумова оспаривает конституционность Федеральных законов от 21 июля 1997 года "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" и от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". По мнению заявительницы, закрепленный ими порядок определения размеров пенсий по инвалидности приводит к снижению ранее установленного уровня пенсионного обеспечения инвалидов и тем самым противоречит статьям 54 и 55 Конституции Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял Л.Н. Наумову о том, что ее жалоба не соответствует требованиям названного Закона.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявительницей материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Вопросы, связанные с назначением, перерасчетом и выплатой трудовых пенсий, в настоящее время регулируются вступившим в силу с 1 января 2002 года Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Л.Н. Наумова, утверждая, что для определения расчетного размера трудовых пенсий инвалидов в целях оценки их пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года должны применяться стажевые коэффициенты, дифференцируемые в зависимости от возраста, в котором наступила инвалидность, фактически ставит вопрос о внесении в статью 30 данного Федерального закона целесообразных, на ее взгляд, изменений. Решение этого вопроса входит в компетенцию законодателя и к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации не относится.
По сути, заявительница в своей жалобе выражает несогласие с избранным комиссией по спорным пенсионным вопросам отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю вариантом пересмотра ее пенсии с 1 января 2002 года по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Между тем Конституционный Суд Российской Федерации не уполномочен оценивать правильность правоприменительных решений, - такая оценка возложена на соответствующие правоприменительные органы, в том числе суды общей юрисдикции.
Кроме того, в случае, если при перерасчете трудовой пенсии по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ее размер не достигает размера, получаемого на день вступления данного Федерального закона в силу, пункт 4 его статьи 29 гарантирует сохранение размера пенсии, выплачивавшегося пенсионеру по состоянию на 31 декабря 2001 года. Таким образом, им не допускается снижение уровня пенсионного обеспечения граждан, установленного в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Не произошло такого снижения и при пересмотре пенсии заявительницы с 1 января 2002 года.
Что касается Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", то он утратил силу с 1 января 2002 года, то есть задолго до обращения заявительницы в Конституционный Суд Российской Федерации, а потому в силу части второй статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" его конституционность не может быть предметом проверки в Конституционном Суде Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Наумовой Лидии Никифоровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ