Рейтинг@Mail.ru

"Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу за 2019 год"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ

ОБЗОР

РЕЗУЛЬТАТОВ ОБОБЩЕНИЯ И АНАЛИЗА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ

ПРАКТИКИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ЗА 2019 ГОД

Настоящий обзорный документ подготовлен на основании статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 N 808, Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства в данной сфере.

Согласно указанному Положению, а также Административному регламенту Росфинмониторинга от 29.07.2014 N 191 <1>, Росфинмониторинг и его территориальные органы осуществляют контроль за выполнением юридическими и физическими лицами <2> (далее - поднадзорные субъекты) законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) посредством проведения проверок и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства о ПОД/ФТ.

--------------------------------

<1> Административный регламент Росфинмониторинга исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по осуществлению контроля за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение, утвержденный Приказом Росфинмониторинга от 29.07.2014 N 191.

<2> Отнесение организаций и индивидуальных предпринимателей к данной категории осуществляется в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также с учетом ст. 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства от 27.01.2014 N 58. К поднадзорным субъектам относятся: лизинговые компании; операторы по приему платежей; организации и индивидуальные предприниматели (далее - ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества); коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность Росфинмониторинга, в том числе осуществление контрольных мероприятий в отношении поднадзорных субъектов, а также устанавливающим обязательные требования в сфере ПОД/ФТ, соблюдение которых подлежит проверке, является Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).

Осуществление государственного контроля (надзора)

а) результаты проведения профилактических мероприятий

Проводимые Росфинмониторингом в 2019 году мероприятия по совершенствованию надзора за соблюдением обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ (далее - обязательные требования), сосредотачивались на профилактике таких нарушений для всех субъектов Федерального закона N 115-ФЗ, дальнейшем развитии цифровых технологий и риск-ориентированного подхода.

В 2019 году проведено около 7 тыс. профилактических мероприятий, семинаров, совещаний, в т.ч. с участием руководителей ассоциаций поднадзорных организаций. Профилактическими мероприятиями было охвачено 100% поднадзорных субъектов.

Значительную роль в повышении профессиональной подготовки в целях ПОД/ФТ играют Международный учебно-методический центр финансового мониторинга (МУМЦФМ) и Международный сетевой институт в сфере ПОД/ФТ (МСИ).

В частности, для дистанционного обучения или повышения уровня знаний МУМЦФМ актуализированы электронные курсы "Рекомендации ФАТФ", "Методология оценки технического соответствия Рекомендациям ФАТФ и эффективность систем ПОД/ФТ", "Целевой инструктаж в целях ПОД/ФТ", размещенные в Личном кабинете <3>.

--------------------------------

<3> Раздел "Обучение" в Личном кабинете.

Для повышения уровня законопослушности поднадзорных субъектов ежегодно формируется программа профилактики, содержащая исчерпывающую информацию по мероприятиям, проводимым Росфинмониторингом и его территориальными органами. Программа профилактики на 2020 год размещена на сайте Росфинмониторинга в конце 2019 года <4>.

--------------------------------

<4> В разделе "Деятельность"/"Надзорная деятельность"/"Реализация мероприятий по профилактике нарушений"/"Программа профилактики".

Результатом проводимых профилактических мероприятий стало повышение уровня законопослушности поднадзорных субъектов в 2019 году на 3,5%.

Достигнутый общий уровень законопослушности поднадзорных субъектов 80,5% позволил переориентировать ресурсы на проведение работы, связанной с дистанционным мониторингом рисков, в том числе через Личные кабинеты, открытые организациям и индивидуальным предпринимателям на официальном портале Росфинмониторинга.

В 2019 году Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) была проведена оценка российской антиотмывочной системы.

По итогам взаимной оценки в 2019 году российской антиотмывочной системе присвоен высокий уровень технического соответствия, который характеризует имплементацию рекомендаций ФАТФ в национальное законодательство, и эффективности по целому ряду направлений.

В начале 2019 года Росфинмониторингом опубликованы <5> Отчеты о проведении секторальных оценок рисков ОД/ФТ по каждому из поднадзорных секторов, включающие также результаты анализа наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, выявленных проблемных вопросов исполнения требований законодательства о ПОД/ФТ.

--------------------------------

<5> Размещено на сайте Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru) в разделе "Деятельность"/"Надзорная деятельность"/"Секторальная оценка рисков" и в Личных кабинетах поднадзорных субъектов.

б) результаты мероприятий по контролю в отношении

поднадзорных субъектов

В 2019 году контрольными мероприятиями были охвачены все поднадзорные Росфинмониторингу сектора.

Надзорная деятельность Росфинмониторинга строится на основе риск-ориентированного подхода, при котором выбор форм и периодичности проведения мероприятий государственного контроля зависит от уровня несоблюдения поднадзорным субъектом обязательных требований.

Указанный подход позволил выявить в деятельности 98% проверенных поднадзорных субъектов, отобранных для проверок, нарушения обязательных требований и в 98% из них возбудить дела об административных правонарушениях (далее - дело об АП).

Результаты анализа свыше 300 материалов проверок относительно наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований в разрезе видов деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу, приведены в Приложении.

Одним из регулярно выявляемых по результатам проверок нарушений обязательных требований является отсутствие прохождения сотрудниками поднадзорных субъектов обучения в сфере ПОД/ФТ.

Данное нарушение считается существенным недостатком организации внутреннего контроля, поскольку эффективные превентивные меры могут применяться только в том случае, если сотрудники прошли надлежащее обучение, предупреждены и проявляют бдительность в случае возникновения подозрительных ситуаций.

Несвоевременное, ненадлежащее прохождение обучения и (или) ознакомление с положениями нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ зачастую является основной причиной допускаемых нарушений обязательных требований.

Обращаем внимание, что в соответствии с приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 <6> обучение проводится в формах вводного, дополнительного, целевого инструктажа и повышения уровня знаний в сфере ПОД/ФТ.

--------------------------------

<6> Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Формы, периодичность и сроки обучения изложены в разделе II указанного Положения.

Доля обжалованных в судебном порядке поднадзорными субъектами постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных уполномоченными должностными лицами территориальных органов Росфинмониторинга, составила 15% <7>.

--------------------------------

<7> С учетом постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных в 2018 году.

Основными доводами обжалования постановлений о назначении административных наказаний в анализируемом периоде стали следующие:

- заявитель в связи с неправильным пониманием нормативных правовых актов не относит себя к субъектам Федерального закона N 115-ФЗ;

- заявитель не согласен с назначенным наказанием в виде административного штрафа (цель обжалования - снижение суммы штрафа или его замена на предупреждение).

При этом около 80% обжалуемых в судебных органах постановлений территориальных органов Росфинмониторинга о назначении административных наказаний оставлены либо полностью в силе (жалобы без удовлетворения), либо частично - штраф заменен на предупреждение, изменен размер санкции.

Развитие механизмов коммуникаций с поднадзорными субъектами

В целях повышения эффективности исполнения субъектами Федерального закона N 115-ФЗ обязательных требований, их ориентирования на признаки, которые могут свидетельствовать об использовании сектора в противоправных схемах, а также превентивных мер, Росфинмониторингом и его территориальными органами проводится разъяснительная работа, в том числе посредством размещения в Личном кабинете информационных сообщений, типологий (схем).

В 2019 году было продолжено адресное взаимодействие с поднадзорными субъектами через Личный кабинет в целях профилактики нарушений:

- размещена "Памятка для организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу", информирующая об основных обязанностях по исполнению требований законодательства о ПОД/ФТ;

- размещены 3 схемы ОД/ФТ ("Незаконное получение субсидий в рамках государственных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", "Продажа наличной выручки ("теневая инкассация") платежными агентами", "Незаконное "обналичивание" материнского (семейного) капитала");

- внедрен механизм оповещения пользователей (календарь событий), позволяющий доводить напоминания о необходимости исполнения требований законодательства о ПОД/ФТ, изменении риск-оценки, размещении электронных курсов и другое.

Росфинмониторинг уделяет внимание вопросам качества направляемых субъектами Федерального закона N 115-ФЗ сообщений, предоставляя им обратную связь в отношении сообщений о сомнительных операциях. Обратная связь осуществляется путем проведения целевых информационно-разъяснительных мероприятий, например, в процессе взаимодействия в рамках Советов комплаенс <8>, в том числе на базе региональных Советов комплаенс, созданных при Межрегиональных управлениях Росфинмониторинга.

--------------------------------

<8> Совет комплаенс - Консультативный орган при Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

В 2020 году Росфинмониторингом будет продолжено развитие функционала и возможностей Личного кабинета, ориентирование субъектов Федерального закона N 115-ФЗ на меры профилактического характера и внедрение в надзорную деятельность концепции риск-ориентированного подхода.

Приложение

к Обзору ППП

ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ,

ВЫЯВЛЕННЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРОК ПОДНАДЗОРНЫХ СУБЪЕКТОВ,

ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ КОТОРЫХ ВОЗБУЖДЕНЫ ДЕЛА ОБ АП

В СООТВЕТСТВИИ С ЧАСТЯМИ 1, 2 СТАТЬИ 15.27 КОАП РФ

N п/п

Поднадзорный сектор/Основные нарушения по итогам проверок 2019 года

Лизинговые компании

Организации (ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества

Операторы по приему платежей

Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов

1

Отсутствие прохождения обучения в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников

Отсутствие или несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ

Отсутствие или несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ

Отсутствие или несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ

2

Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев

Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев

Отсутствие прохождения обучения в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников

Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества

3

Отсутствие в организации постоянной работы с Перечнями

Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества

Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев

Отсутствие прохождения обучения в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников

4

Отсутствие или несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ

Отсутствие прохождения обучения в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников

Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества

Отсутствие или несоответствие СДЛ квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ПОД/ФТ

5

Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества

Отсутствие или несоответствие СДЛ квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ПОД/ФТ

Отсутствие или несоответствие СДЛ квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ПОД/ФТ

Отсутствие в организации постоянной работы с Перечнями

Другие документы по теме
Ошибка на сайте