"Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу за 1 полугодие 2019 года"
ОБЗОР
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБОБЩЕНИЯ И АНАЛИЗА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2019 ГОДА
В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 N 808, Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ/ФРОМУ), а также контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства в данной сфере.
В соответствии с вышеуказанным Положением, а также Административным регламентом <1> Росфинмониторинг и его территориальные органы осуществляют контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ посредством проведения проверок и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений, а также привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере.
--------------------------------
<1> Административный регламент Росфинмониторинга исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по осуществлению контроля за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение, утвержденный Приказом Росфинмониторинга от 29.07.2014 N 191.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность Росфинмониторинга, в том числе осуществление контрольных мероприятий в отношении определенного законом круга хозяйствующих субъектов, а также устанавливающим обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, соблюдение которых подлежит проверке, является Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Федеральный закон N 115-ФЗ направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Нормативные правовые акты в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ разрабатываются в соответствии с требованиями международных стандартов, утвержденных Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Осуществляемая Росфинмониторингом надзорная деятельность основывается на концепции риск-ориентированного подхода, предусматривающего повышенное внимание к организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, указанным в статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее - поднадзорные субъекты) <2>, имеющими высокие риски нарушения требований законодательства о ПОД/ФТ.
--------------------------------
<2> Отнесение организаций и индивидуальных предпринимателей к данной категории осуществляется в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также с учетом ст. 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства N 58 от 27.01.2014. К поднадзорным субъектам относятся: лизинговые компании; операторы по приему платежей; организации и индивидуальные предприниматели (далее - ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества); коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
Осуществление государственного контроля (надзора)
а) результаты проведения профилактических мероприятий
Контрольно-надзорная деятельность Росфинмониторинга ориентирована главным образом на проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ (далее - обязательные требования) для всех субъектов Федерального закона N 115-ФЗ.
В целях создания мотивации к добросовестному поведению Росфинмониторингом подготовлены и размещены:
- в Личном кабинете (для поднадзорных субъектов):
- информационное письмо о необходимости соблюдения обязательных требований, в котором рассмотрены типичные нарушения, на основании чего предложено провести самоанализ системы внутреннего контроля <3>;
--------------------------------
<3> Информационное письмо "Вниманию организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу" от 30.01.2019.
- на сайте Росфинмониторинга:
- ответы на вопросы о применении отдельных требований национального "антиотмывочного" законодательства, заданные представителями лизингового сектора <4>;
--------------------------------
<4> Письмо Росфинмониторинга от 15.02.2019 N 04-02-01/3276.
- программа профилактики на текущий год <5>, содержащая исчерпывающую информацию по мероприятиям, проводимым Росфинмониторингом и его территориальными органами, для повышения уровня законопослушности;
--------------------------------
<5> Размещено на сайте Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru) в разделе "Организациям"/"Программа профилактики".
- обзор правоприменительной практики за 2018 год, направленный прежде всего на информирование организаций и индивидуальных предпринимателей о допущенных нарушениях обязательных требований, результатах контрольно-надзорной деятельности, а также о преимуществах использования функционала Личного кабинета;
- информационное сообщение об изменении требований законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ в части идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев <6>.
--------------------------------
<6> Информационное письмо Росфинмониторинга от 15.02.2019.
В начале текущего года Росфинмониторингом завершена оценка рисков ОД/ФТ поднадзорных секторов, результаты которой коррелируют с результатами Национальной оценкой рисков ОД и ФТ (публичные Отчеты размещены на сайте Росфинмониторинга <7> и в Личном кабинете <8>), а также используются в контрольной деятельности Росфинмониторинга.
--------------------------------
<7> в разделе "Деятельность"/"Секторальная оценка рисков".
<8> в разделе "Риски ПОД/ФТ"/"Входящие".
В 1 полугодии текущего года продолжилась практика проведения публичных мероприятий для субъектов Федерального закона N 115-ФЗ с участием представителей надзорных органов Российской Федерации. Проводимые территориальными органами Росфинмониторинга "балансовые совещания" посетило более 2 тыс. представителей различных секторов, в том числе общественных объединений, ассоциаций, и надзорных органов.
Результатом проводимых профилактических мероприятий является повышение уровня законопослушности поднадзорных субъектов в 1 полугодии текущего года на 2,33% и увеличение количества действующих Личных кабинетов на 3,15%. Также увеличилось количество поднадзорных субъектов, принявших участие в "добровольном сотрудничестве", на 7,28%.
б) результаты мероприятий по контролю в отношении
поднадзорных субъектов
В целях повышения уровня законопослушности поднадзорных субъектов Росфинмониторинг уделяет особое внимание профилактическим мероприятиям, направленным на предупреждение нарушений обязательных требований. Обеспечение эффективной "обратной связи" позволяет надзорному органу выявить причины, способствующие нарушению обязательных требований, и минимизировать их дальнейшее проявление.
В 1 полугодии текущего года контрольными мероприятиями были охвачены все поднадзорные Росфинмониторингу сектора.
Используемый в Росфинмониторинге метод планирования проведения проверок организаций на основе риск-ориентированного подхода, позволил выявить в деятельности 98% поднадзорных субъектов, отобранных для проверок, нарушения обязательных требований и в 99% из них возбудить дела об административных правонарушениях (далее - дело об АП).
Результаты анализа свыше 200 материалов проверок в части наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований в разрезе видов деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу, приведены в Приложении N 1.
Одним из наиболее существенных и часто выявляемых нарушений обязательных требований является непроведение совокупности мероприятий по идентификации клиентов (их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев), влекущее за собой иные нарушения (например, невыявление публичных должностных лиц, несоблюдение порядка направления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю).
В этой связи существенным правовым аспектом является вступление в силу Требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, определенных Приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366 <9>, а также введение обязанности принимать дополнительные меры в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения (положения статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ).
--------------------------------
<9> Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366 "Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" (вступил в силу 23.02.2019)
Как показало изучение материалов проверок поднадзорных субъектов, основной причиной допускаемых нарушений обязательных требований является недостаточное и (или) несвоевременное ознакомление с положениями нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, а в отдельных случаях - их непонимание.
Анализ вступивших в силу в 1 полугодии текущего года пересмотренных судебными органами решений территориальных органов Росфинмониторинга, принятых по результатам рассмотрения дел об АП, показал, что доля обжалованных поднадзорными субъектами постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных уполномоченными должностными лицами территориальных органов Росфинмониторинга, не превышает 10%.
Основными доводами обжалования постановлений о назначении административных наказаний в анализируемом периоде стали следующие:
- заявитель не согласен с назначенным наказанием в виде административного штрафа (цель обжалования - снижение суммы штрафа или его замена на предупреждение);
- заявитель в связи с неправильным пониманием нормативных правовых актов не относит себя к субъектам Федерального закона N 115-ФЗ.
При этом более 80% обжалуемых в судебных органах постановлений территориальных органов Росфинмониторинга о назначении административных наказаний оставлены либо полностью в силе (жалобы без удовлетворения), либо частично - штраф заменен на предупреждение.
Развитие механизмов коммуникаций с поднадзорными субъектами
В целях повышения эффективности исполнения субъектами Федерального закона N 115-ФЗ законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ, их ориентирования на признаки, которые могут свидетельствовать об использовании сектора в противоправных схемах, а также выработки мер нивелирования нарушений обязательных требований и рисков, Росфинмониторингом и его территориальными органами проводится разъяснительная работа посредством:
- адресного информирования (направление писем);
- Личного кабинета и сайта Росфинмониторинга (размещение информации);
- рабочих встреч, в т.ч. в форме выездных обучающих семинаров.
В частности, по завершении секторальной оценки рисков ОД/ФТ Росфинмониторингом обсуждены на рабочих встречах с представителями каждого поднадзорного сектора предварительные результаты и с учетом их предложений подготовлены публичные Отчеты.
В целях формирования внутренней политики и процедур, позволяющих субъектам Федерального закона N 115-ФЗ эффективно контролировать и снижать выявляемые риски ОД/ФТ, на сайте Росфинмониторинга размещены Методические рекомендации по:
- организации и осуществлению внутреннего контроля в части выявления и оценки своих рисков ОД/ФТ <10>;
--------------------------------
<10> Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 N 59 "О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями".
- исполнению требований национального законодательства в сфере ПОД/ФТ при работе с лицами, в отношении которых применяются целевые финансовые санкции <11>.
--------------------------------
<11> Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 N 60 "О методических рекомендациях по применению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и снятию таких мер".
Повышение охвата субъектов Федерального закона N 115-ФЗ системой ПОД/ФТ/ФРОМУ в целом дает положительный эффект и позволяет снизить риски в данной сфере.
Приоритетной задачей в сфере контрольно-надзорной деятельности Росфинмониторинга на 2-е полугодие текущего года останется дальнейшее повышение уровня законопослушности поднадзорных субъектов с использованием профилактических мероприятий.
Приложение N 1
ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ, ВЫЯВЛЕННЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ПРОВЕРОК ПОДНАДЗОРНЫХ СУБЪЕКТОВ, ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ
КОТОРЫХ ВОЗБУЖДЕНЫ ДЕЛА ОБ АП В СООТВЕТСТВИИ С ЧАСТЯМИ 1,
2 СТАТЬИ 15.27 КОАП РФ В 1 ПОЛУГОДИИ 2019 ГОДА
N п/п
Поднадзорный сектор/Основные нарушения по итогам проверок (возбуждены дела об АП в соответствии с ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ)
Лизинговые компании
Организации (ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества
Операторы по приему платежей
Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов
1
Нарушение срока предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю
Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев
2
Отсутствие или несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
Отсутствие или несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев
Отсутствие или несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
3
Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
Отсутствие или несоответствие СДЛ квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ПОД/ФТ
Отсутствие в организации постоянной работы с Перечнями
Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
4
Отсутствие прохождения обучения в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников
Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев
Отсутствие или несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
Отсутствие или несоответствие СДЛ квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ПОД/ФТ
5
Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев
Нарушение срока предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю
Отсутствие прохождения обучения в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников
Отсутствие прохождения обучения в форме целевого инструктажа, внутреннего обучения сотрудников
N п/п
Поднадзорный сектор/Основные нарушения по итогам проверок (возбуждены дела об АП в соответствии с ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ)
Лизинговые компании
Организации (ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества
Операторы по приему платежей
Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов
1
Нарушение порядка и срока предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю
Нарушение порядка и срока предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю
-
-
2
Отсутствие или несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
Отсутствие или несоответствие ПВК требованиям законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ
-
-
3
Отсутствие или несоответствие СДЛ квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ПОД/ФТ
Отсутствие или несоответствие СДЛ квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о ПОД/ФТ
-
-
4
Отсутствие в организации постоянной работы с Перечнями
Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев
-
-
5
Невыполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев
Непроведение (несвоевременное проведение) систематической проверки (раз в три месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
-
-