Рейтинг@Mail.ru

"Обзор правоприменительной практики за I квартал 2017 г. по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными нормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Минюста России"

ОБЗОР

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ЗА I КВАРТАЛ 2017 Г.

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ РЕШЕНИЙ СУДОВ,

АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ НОРМАТИВНЫХ

ПРАВОВЫХ АКТОВ, НЕЗАКОННЫМИ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ

(БЕЗДЕЙСТВИЯ) МИНЮСТА РОССИИ

Во исполнение мероприятия 1 раздела X Плана Министерства юстиции Российской Федерации по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2014 год с учетом "горизонта планирования" до 2018 года, утвержденного приказом Минюста России от 28 февраля 2014 г. N 24 (далее - План), Минюстом России подготовлен обзор правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными нормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Минюста России.

В I квартале 2017 г. в судах Российской Федерации находилось более 200 судебных дел, ответчиком в которых выступал Минюст России. Требования истцов удовлетворены по 28 из них.

1. Об оспаривании решений Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

Согласно пункту 33 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Минюст России принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

При этом полномочиями по отмене или приостановлению указанных решений Минюст России не наделен.

Решение о нежелательности пребывания принимается на основе Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. N 199.

В I квартале 2017 г. в судебном порядке удовлетворено 10 заявлений об оспаривании решений Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации. При этом по 6 случаям решения Минюста России не были признаны незаконными, а в 4 случаях решения Минюста России признаны незаконными по обстоятельствам, не связанным с деятельностью Минюста России.

Причинами удовлетворения судами требований заявителей являлись:

погашение или досрочное снятие судимости;

установление факта постоянного проживания на территории Российской Федерации;

возможность признания иностранного гражданина гражданином Российской Федерации;

невозможность исполнения решения Минюста России

отсутствие доказательств наличия реальной угрозы общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства;

наличие устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации.

2. О признании незаконным отказа Минюста России в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу.

Порядок предоставления данной услуги установлен Административным регламентом предоставления государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, утвержденным приказом Минюста России от 3 июля 2012 г. N 130 (далее - Административный регламент).

Согласно Административному регламенту заявителями являются физические и юридические лица, обратившиеся в Минюст России или его территориальные органы с запросом о предоставлении государственной услуги, выраженным в устной или письменной форме.

В I квартале 2017 г. вступили в законную силу 18 решений о признании незаконными отказов Минюста России в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу.

Истцами обжаловались отказы Минюста России в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на справках Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных "О подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации" (далее - в предоставлении государственной услуги) в целях предъявления указанных документов на территории Республики Казахстан.

Российская Федерация и Республика Казахстан являются государствами - участниками Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г. (далее - Гаагская конвенция).

Согласно статье 2 Гаагской конвенции каждое из договаривающихся государств освобождает от легализации документы, на которые распространяется конвенция и которые должны быть представлены на его территории.

В соответствии со статьей 3 Гаагской конвенции единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного Гаагской конвенцией апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен. Вместе с тем статьей 3 Гаагской конвенции предусмотрено, что проставление апостиля не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

Минюст России реализует полномочия, предусмотренные Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 (далее - Положение), по предоставлению государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу (подпункт З1.30 пункта 7 Положения, далее - государственная услуга).

В соответствии с пунктом 35 Административного регламента в предоставлении государственной услуги отказывается, в том числе, если официальный документ предназначен для представления в государстве, с которым Российской Федерацией заключен договор (соглашение), отменяющий требование любого вида легализации документов.

Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (далее - Конвенция). В соответствии со статьей 13 Конвенции "документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов".

Несмотря на то обстоятельство, что Конвенция непосредственно регулирует вопросы оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, правоприменительная практика позволяет сделать вывод о том, что компетентные органы государств-участников Конвенции рассматривают норму статьи 13 Конвенции в качестве нормы, отменяющей требование легализации официальных документов в смысле статьи 3 Гаагской конвенции, и принимают официальные документы без проставления на них апостиля.

При этом согласно пункту "b" части 3 статьи 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. при толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования.

Решение органа иностранного государства-участника Гаагской конвенции (в данном случае, налоговых органов Республики Казахстан) об отказе в признании официального документа без проставленного апостиля само по себе не является обстоятельством, обязывающим компетентный орган другого государства-участника (в данном случае, Минюст России) изменить правила реализации норм Гаагской конвенции, установленные национальным законодательством.

С учетом изложенного Минюст России отказывает в предоставлении государственной услуги.

29 ноября 2016 г. вступило в силу заключенное путем обмена нотами Соглашение о порядке признания официальных документов, подтверждающих президентство, выданных компетентными органами Российской Федерации и Республики Казахстан в рамках Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал. Таким образом, начиная с указанной даты основанием для отказа в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля является наличие специализированного двустороннего соглашения, что делает беспочвенным дальнейшие обращения хозяйствующих субъектов в арбитражные суды по данному вопросу.

Кроме того, определениями Верховного Суда Российской Федерации по данной категории дел отмечается обоснованность довода Минюста России в части оценки длительных (более 15 лет) отношений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, компетентные органы которых весь этот период не требовали легализации либо апостилирования документов о налоговом резидентстве, как формирования последовательной длительной согласованной практики поведения в отношении двух государств.

Другие документы по теме
Ошибка на сайте