"Методические рекомендации по организации работы судебного пристава-исполнителя по исполнению международных обязательств в рамках исполнительного производства"
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
30 июля 2014 г. N 0007/18
Утверждаю
И.о. директора Федеральной службы
судебных приставов -
главного судебного пристава
Российской Федерации
Т.П.ИГНАТЬЕВА
30 июля 2014 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СУДЕБНОГО ПРИСТАВА-ИСПОЛНИТЕЛЯ
ПО ИСПОЛНЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В РАМКАХ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
I. Общие положения
Настоящие рекомендации подготовлены в целях надлежащей организации деятельности структурных подразделений центрального аппарата ФССП России и территориальных органов ФССП России в сфере оказания международной правовой помощи при исполнении судебных актов и актов других органов и должностных лиц.
Данные рекомендации разработаны в соответствии с федеральными законами от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", приказом Минюста России от 24.12.2007 N 249 "Об утверждении Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи".
II. Организация исполнения судебных актов, актов
других органов и должностных лиц в отношении иностранных
физических и юридических лиц
1. Основная особенность исполнения на территории Российской Федерации решений, вынесенных иностранными судами, состоит в том, что оно регулируется положениями договоров, в которых участвует Российская Федерация и нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Исполнительные документы, выданные судами иностранных государств и поступившие в структурные подразделения центрального аппарата ФССП России и территориальных органов ФССП России без разрешения принудительного исполнения судебного решения на территории Российской Федерации, подлежат возврату взыскателю или в суд, направивший документ, с разъяснениями о необходимости признания решения иностранного суда на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями международных договоров.
В данном случае в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, поскольку исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Исключение составляют исполнительные документы, выданные экономическими судами Республики Беларусь, и направляемые для исполнения компетентным органам Российской Федерации в соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17.01.2001 (далее - Соглашение).
В соответствии со ст. 1 Соглашения судебные акты компетентных судов Сторон не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются в таком же порядке, что и судебные акты судов своего государства, на основании исполнительных документов судов, принявших решения.
Под компетентными судами понимаются арбитражные суды Российской Федерации и экономические суды Республики Беларусь.
2. Исполнительные документы, выданные компетентным судом Российской Федерации на основании решения иностранного суда, исполняются судебными приставами-исполнителями в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Перечень государств, с которыми Российской Федерацией заключены договоры о правовой помощи, предусматривающие взаимное признание и исполнение судебных решений, размещен на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в разделе "Деятельность - Международное сотрудничество" (прилагается).
Следует учесть, что на сегодняшний день объем международных договоров о правовой помощи, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, включает в себя взаимное признание и исполнение решений судов по гражданским делам и приговоров по уголовным делам, в части возмещения ущерба, причиненного преступлением, что исключает исполнение приговоров в части взыскания штрафа и конфискации имущества, а также актов других органов по делам об административных правонарушениях, за исключением решений, вынесенных компетентными органами за нарушения правил дорожного движения.
Согласно ст. 2 Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 28.03.1997, в рамках стран - участниц СНГ, Договаривающиеся Стороны признают решения компетентных органов, вынесенные за нарушения правил дорожного движения в отношении лиц, проживающих на территории одной из Договаривающихся Сторон.
Российская Федерация 22.07.2008 ратифицировала данную Конвенцию с заявлением, что органом, ответственным за направление и получение запросов, связанных с реализацией Конвенции, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внутренних дел.
3. Исполнение решения российского суда на территории иностранного государства возможно при соблюдении следующих условий:
- между Российской Федерацией и государством, на территории которого предполагается исполнение судебного решения, заключен договор о правовой помощи, предусматривающий возможность взаимного исполнения судебных решений;
- данное решение должно пройти процедуру признания в компетентных органах иностранного государства, на территории которого предполагается исполнение судебного решения.
Исполнительные документы, выданные компетентными органами Российской Федерации, не имеют силы исполнительного документа на территории иностранного государства. Направление исполнительных документов для исполнения по территориальной принадлежности компетентным органам иностранных государств в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" недопустимо.
Исключение составляют исполнительные документы, выданные арбитражными судами Российской Федерации и направляемые для исполнения компетентным органам Республики Беларусь в соответствии с вышеуказанным Соглашением.
В соответствии с письмом Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 03.10.2006 N 06-12/7248 исполнительное производство в экономическом суде Республики Беларусь может быть возбуждено на основании письменного заявления взыскателя с приложением оригинала исполнительного документа.
В заявлении о возбуждении исполнительного производства должны быть указаны:
- наименование экономического суда, в который подается заявление;
- юридический и почтовый адрес, расчетный счет должника, его учетный номер налогоплательщика, если взыскатель располагает такими сведениями;
- юридический и почтовый адрес, банковские реквизиты взыскателя для перечисления взыскиваемых сумм, его ИНН;
- дата вынесения и номер исполнительного документа, предъявляемого к исполнению, сведения о сумме, подлежащей взысканию по нему, принятых мерах по обеспечению иска, если таковые принимались.
Вышеуказанные материалы должны направляться в экономический суд, в пределах юрисдикции которого зарегистрирован должник - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) или находится его имущество.
В случае возникновения у взыскателя вопросов при оформлении заявления о возбуждении исполнительного производства, ему может быть рекомендовано обратиться в Судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь (220030, г. Минск, ул. Володарского, д. 8), тел.: 8 10 (375 17) 327 40 09, факс: 8 10 (375 17) 220 20 84, адрес электронной почты scjustrb@pmrb.gov.by, официальный сайт www.court.by, на котором размещены ссылки на сайты экономических судов Республики Беларусь, их адреса, телефоны.
Согласно ст. 3 Соглашения исполнительный документ на взыскание денежных средств направляется взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, обслуживающую должника, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств. Банк или иная кредитная организация на основании исполнительного документа производит списание присужденной суммы со счета должника в таком же порядке, что и при получении указанных документов от организации, находящейся с банком или кредитной организацией на территории одного государства.
Если взыскатель такими сведениями не располагает или на счете должника недостаточно средств для погашения всей присужденной суммы долга, а также в иных случаях, исполнительный документ направляется взыскателем (или по его указанию банком либо иной кредитной организацией) судебному приставу-исполнителю для исполнения в соответствии с законодательством Стороны, на территории которой необходимо произвести исполнение.
4. Если в процессе исполнения исполнительного документа судебный пристав-исполнитель установит, что должник выехал на постоянное место жительства в иностранное государство и у него на территории Российской Федерации отсутствует имущество и денежные средства, на которые возможно обратить взыскание, судебный пристав-исполнитель в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" оканчивает исполнительное производство и исполнительный документ возвращается взыскателю с постановлением об окончании исполнительного производства. При этом взыскателю следует порекомендовать ходатайствовать перед компетентными органами иностранного государства, на территории которого проживает должник, об исполнении решения российского суда. При этом следует учитывать, что данные рекомендации могут быть даны только в случае наличия международного договора между Российской Федерацией и иностранным государством, предусматривающего взаимное признание и исполнение судебных решений.
Для разрешения вопроса об исполнении решения российского суда на территории иностранного государства в соответствии с имеющимся договором, лицу или организации, в пользу которых вынесено судебное решение, взыскателю необходимо обратиться к судье, вынесшему судебное решение, с письменным ходатайством о признании и разрешении принудительного исполнения на территории иностранного государства решения российского суда. Ходатайство адресуется компетентному суду иностранного государства.
Ходатайство взыскателя должно содержать следующую информацию:
- наименование взыскателя, а также его представителя, если ходатайство подается представителем, с указанием их постоянного места жительства, для юридического лица - его юридического и фактического адреса;
- наименование должника с указанием его постоянного или временного места жительства, для юридического лица - его юридического и фактического адреса;
- просьбу взыскателя о разрешении принудительного исполнения судебного решения, существо решения, кем и когда оно вынесено;
- банковские реквизиты для перечисления денежных сумм.
К ходатайству взыскателя судом приобщаются документы, предусмотренные международным договором:
- решение суда или его заверенная копия;
- справка о том, что решение вступило в законную силу, если это не следует из текста самого решения;
- справка о том, что сторона, против которой вынесено решение и которая не приняла участие в процессе, была своевременно и в надлежащей форме извещена о времени и месте судебного разбирательства;
- справка об исполнении или неисполнении судебного решения на территории Российской Федерации на день подачи ходатайства (по решениям о взыскании алиментов - за какой период они взысканы);
- нотариально заверенный перевод документов на язык государства, на территории которого запрашивается исполнение судебного решения, если таковой предусмотрен международным договором.
Все документы, включая ходатайство, заверяются печатью суда.
При оформлении ходатайства в отношении должников, проживающих на территории государства, с которым у Российской Федерации не заключен договор о правовой помощи, предусматривающий взаимное признание и исполнение судебных решений, а также, если объемом действующего договора данная процедура признания не предусмотрена (например, направление ходатайства, адресованного компетентным органам Финляндии), следует учитывать, что исполнение решения российского суда будет зависеть от компетентных органов соответствующего государства.
По вопросу оформления ходатайства взыскателю можно рекомендовать обратиться в отдел международной правовой помощи Департамента международного права и сотрудничества Минюста России по телефонам: 677 09 26, 677 09 25, 677 09 15, 677 09 29 или по адресу: 119991, ГСП-1, г. Москва, ул. Житная, д. 14, поскольку к его компетенции отнесены вопросы по оформлению ходатайств и их направлению компетентным органам иностранных государств.
5. При поступлении к судебному приставу-исполнителю исполнительных документов, должниками по которым являются войсковые части Российской Федерации, дислоцирующиеся на территории государств - членов СНГ, необходимо учитывать следующее.
Поскольку территория пребывания должников находится под юрисдикцией Российской Федерации, положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (в редакции Протокола от 28.03.1997) не применимы.
До настоящего времени вопрос о месте возбуждения исполнительных производств, должниками по которым являются войсковые части Российской Федерации, дислоцирующиеся на территории государств - членов СНГ, нормативно не урегулирован.
Вместе с тем ч. 9 ст. 33 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что главный судебный пристав Российской Федерации или главный судебный пристав субъекта Российской Федерации в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства).
В этой связи взыскателю следует рекомендовать направлять исполнительный лист и заявление о возбуждении исполнительного производства в центральный аппарат ФССП России, для принятия главным судебным приставом Российской Федерации решения о месте возбуждения исполнительного производства.
III. Оформление и направление запросов
о правовой помощи судебным приставом-исполнителем в рамках
возбужденного исполнительного производства компетентным
органам иностранных государств
1. В ходе исполнительного производства по исполнению решения российского или иностранного суда, признанного на территории Российской Федерации, у судебного пристава-исполнителя может возникнуть необходимость в получении дополнительной информации из компетентных органов иностранных государств.
В таких случаях судебный пристав-исполнитель может направить за рубеж запрос о правовой помощи.
При направлении компетентным органам иностранных государств запроса об оказании правовой помощи судебный пристав-исполнитель, прежде всего, должен учитывать:
- наличие международного договора между Российской Федерацией и государством, на территории которого запрашивается правовая помощь;
- предусматривает ли международный договор, в соответствии с которым направляется запрос, оказание запрашиваемой правовой помощи.
Обращаем внимание, что при оформлении запросов об истребовании из компетентных органов иностранных государств информации о наличии у должника имущества (движимого и недвижимого), необходимо учитывать размер взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств.
Запрос следует оформлять в соответствии с разделом IV Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 24.12.2007 N 249, и информационным письмом ФССП России от 25.06.2014 N 00071/14/36650-СВС.
Надлежащим образом оформленный запрос, подготовленный судебным приставом-исполнителем структурного подразделения центрального аппарата ФССП России, направляется в отдел международного сотрудничества Правового управления ФССП России для проверки правильности оформления и дальнейшей передачи в Министерство юстиции Российской Федерации или Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
Надлежащим образом оформленный запрос, подготовленный судебным приставом-исполнителем структурного подразделения территориального органа ФССП России, согласно информационному письму ФССП России от 17.04.2008 N 12/07-4645-НВ, направляется в аппарат управления территориального органа ФССП России для проверки правильности оформления и дальнейшей передачи в центральный аппарат ФССП России.
В целях исключения фактов возврата центральным аппаратом ФССП России запросов судебных приставов-исполнителей для доработки, что увеличивает сроки прохождения запросов по инстанциям, а также денежные затраты территориальных органов и взыскателей на организацию перевода запросов на язык запрашиваемого государства, следует руководствоваться информационным письмом ФССП России от 29.12.2009 N 12/07-21788-ВМ, в котором рекомендуется направлять запросы судебных приставов-исполнителей на адрес электронной почты отдела международного сотрудничества Правового управления ФССП России: mofssp@yandex.ru для предварительной проверки правильности оформления запросов.
Направление запросов судебных приставов-исполнителей непосредственно в компетентные органы иностранных государств, минуя аппарат управления территориального органа ФССП России, а также центральный аппарат ФССП России, недопустимо.
2. В процессе исполнительного производства чрезвычайно важным является факт получения стороной исполнительного производства соответствующего процессуального документа, оформленного судебным приставом-исполнителем (к примеру - постановления о возбуждении исполнительного производства).
В целях избежания признания незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по надлежащему извещению (информированию) о действиях по принудительному исполнению судебных и иных актов, постановления судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству рекомендуется направлять должнику путем оформления запроса, адресованного компетентному органу иностранного государства, в соответствии с Методическими рекомендациями об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи, утвержденными приказом Минюста России от 24.12.2007 N 249.
В запросе следует ссылаться на положения соответствующего международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым направляется запрос.
В случае если договор о правовой помощи между Российской Федерацией и иностранным государством не заключен, запрос оформляется в соответствии с Конвенцией о вручении судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15.11.1965 (далее - Конвенция от 15.11.1965).
В данном случае запрос о вручении документов (вместе с основным содержанием подлежащих вручению документов), а также подтверждение о вручении документов в форме свидетельства оформляется в соответствии с прилагаемыми к Конвенции от 15.11.1965 образцами, составленными одновременно на русском и/или на английском и французском языках.
Необходимо отметить, что объем правовой помощи Конвенции не предусматривает производство отдельных процессуальных действий.
Правовое управление
Приложение
к Методическим рекомендациям
по организации работы судебного
пристава-исполнителя по исполнению
международных обязательств
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРАВОВОЙ
ПОМОЩИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ПРИЗНАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ
СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ
Двусторонние договоры
1. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Албанией об оказании правовой помощи по гражданским, семейно-брачным и уголовным делам от 30 июня 1958 г.
2. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Алжирской Народной Демократической Республикой о взаимном оказании правовой помощи от 23 февраля 1982 г.
3. Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о сотрудничестве и правовой помощи по гражданским, торговым, трудовым и административным делам от 20 ноября 2000 г.
4. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 19 февраля 1975 г.
5. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 15 июля 1958 г. с Протоколом от 19 октября 1971 г.
6. Договор между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 25 августа 1998 г.
7. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Греческой Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 21 мая 1981 г.
8. Договор между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам от 23 сентября 1997 г.
9. Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 21 декабря 1998 г.
10. Договор о взаимном оказании правовой помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Иракской Республикой от 22 июня 1973 г.
11. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Королевством Испания о правовой помощи по гражданским делам от 26 октября 1990 г.
12. Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 5 марта 1996 г.
13. Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам от 25 января 1979 г.
14. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Демократической Республикой Йемен о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 6 декабря 1985 г.
15. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Кипр о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19 января 1984 г.
16. Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19 июня 1992 г.
17. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Корейской Народно-Демократической Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 16 декабря 1957 г.
18. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Куба о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 28 ноября 1984 г.
19. Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 3 февраля 1993 г.
20. Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 21 июля 1992 г.
21. Договор между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 25 февраля 1993 г.
22. Договор между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 20 апреля 1999 г. с Протоколом от 12 сентября 2002 г.
23. Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16 сентября 1996 г.
24. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Румынской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 3 апреля 1958 г.
25. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Тунисской Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 26 июня 1984 г.
26. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Социалистической Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 12 августа 1982 г.
27. Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 26 января 1993 г.
28. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Народной Республикой Югославией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 24 февраля 1962 г.
29. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17 января 2001 г.
Многосторонние договоры
1. Конвенция о вручении за границей судебных или внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г.
2. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (в рамках СНГ) (в редакции Протокола от 28 марта 1997 г.).
3. Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 г.
4. Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 г. (в рамках СНГ).