"Методические рекомендации по организации и проведению оценки квалификации государственных гражданских служащих в сфере проектной деятельности"
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В СФЕРЕ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение
Проектная деятельность, целью которой является проведение взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений, активно развивается на государственной гражданской службе Российской Федерации (далее - гражданская служба).
Положениями постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. N 1050 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" (далее - постановление N 1050) предусмотрено, что для осуществления проектной деятельности государственному гражданскому служащему Российской Федерации (далее - гражданский служащий) необходимо соответствовать определенному уровню квалификации в зависимости от занимаемой роли в проекте.
В соответствии с пунктом 24 Положения об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденного постановлением N 1050, требования к уровню квалификации в сфере проектного управления старшего должностного лица проекта, руководителя проекта, руководителей рабочих органов проекта и участников проектов разрабатываются федеральным проектным офисом, функции которого осуществляет Департамент проектной деятельности Правительства Российской Федерации, и утверждаются президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Одновременно пунктом 4 постановления N 1050 установлено, что функции центра компетенций проектного управления, предусматривающие в том числе осуществление профильной подготовки кадров и проведение оценки компетенций в сфере проектного управления, осуществляет Научно-образовательный центр проектного менеджмента федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (далее - центр компетенций проектного управления).
Минтрудом России совместно с центром компетенций проектного управления подготовлены настоящие Методические рекомендации, содержащие подходы к организации проведения оценки квалификации, подтверждающей наличие у гражданских служащих - участников проектной деятельности необходимого для осуществления проектной деятельности уровня компетенций.
Термины и понятия, применяемые в Методических рекомендациях, соответствуют терминам и понятиям, используемым в постановлении N 1050 и Методическом инструментарии по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы (Версия 3.2).
Проведение оценки квалификации в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями направлено на повышение эффективности и результативности осуществления проектной деятельности гражданскими служащими, а также расширение осведомленности гражданских служащих о современных методах управления.
Глоссарий
Оценка квалификации - процесс определения наличия у гражданского служащего компетенций, необходимых для осуществления проектной деятельности.
Персональные и управленческие компетенции - индивидуальные особенности личности, проявляемые в поведении гражданского служащего - участника проектной деятельности и отражающие жизненные ценности, а также знания и умения, которые необходимы для эффективного и результативного осуществления проектной деятельности.
Прикладные компетенции - проявляемые в поведении характеристики, отражающие знания и умения гражданских служащих - участников проектной деятельности, необходимые для эффективного и результативного осуществления проектной деятельности в соответствии с выполняемой ролью в проекте.
Проведение оценки квалификации государственных гражданских служащих - участников проектной деятельности
Процедура оценки квалификации осуществляется для гражданских служащих - участников проектной деятельности, которые исполняют следующие роли в проектах:
- Старшее должностное лицо проекта
- Руководитель проекта
- Руководитель рабочего органа проекта
- Администратор проекта
- Руководитель проектного офиса
- Сотрудник проектного офиса
- Участник проекта
Для прохождения процедуры оценки квалификации представитель нанимателя государственного органа предоставляет в центр компетенций проектного управления заявку в соответствии с установленной формой, представленной в Приложении 1, в бумажном или электронном виде.
Процедура оценки квалификации гражданских служащих - участников проектной деятельности осуществляется в форме экзамена.
Решение о дате, месте и времени проведения экзамена, заключающегося в прохождении очного теста и самооценки, принимается не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявки.
Центром компетенции проектного управления для проведения экзамена утверждается экспертная комиссия центра компетенций проектного управления (далее - Комиссия), в состав которой должно входит не менее трех человек, включая председателя и членов Комиссии.
Приказ о проведении экзамена и назначении председателя и членов Комиссии издается центром компетенций проектного управления.
Порядок проведения экзамена определяет центр компетенции проектного управления в соответствии с требованиями, предъявляемыми к участникам проектной деятельности в части персональных и управленческих, а также прикладных компетенций.
Решение, принятое в результате проведения экзамена, оформляется центром компетенции проектного управления протоколом.
По результатам проведения экзамена при положительном решении о соответствии гражданского служащего установленным требованиям центр компетенций проектного управления оформляет бессрочный сертификат, регистрирует его в установленном порядке и включает информацию в единый реестр участников проектной деятельности, прошедших процедуру оценки квалификации.
ТРЕБОВАНИЯ
К КОМПЕТЕНЦИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ -
УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Требования к компетенциям гражданских служащих - участников проектной деятельности включают:
- Требования к персональным и управленческим компетенциям.
Персональные и управленческие компетенции представлены в таблице 1.
Таблица 1
Персональные и управленческие компетенции
Характеристики компетенций
Лидерство
Умение видеть перспективу, образ будущего, понимать цели и доносить их до других
Умение убеждать, мотивировать, вдохновлять личным примером и вести за собой
Умение оказать поддержку единомышленникам и создать условия для самореализации последователей
Стратегическое мышление
Умение целостно видеть ситуацию, прогнозировать развитие событий
Умение выявлять и обосновывать стратегические приоритеты
Умение видеть риски и новые возможности
Принятие управленческих решений
Умение находить альтернативные пути решения проблемы и определять оптимальные
Умение оценивать влияние или последствия решений, прежде чем их принять
Умение оперативно принимать решения на своем уровне ответственности, соблюдая установленные процедуры
Персональная эффективность
Умение нести ответственность за свои действия независимо от условий и обстоятельств
Умение планировать свою работу с ориентацией на конечный результат
Умение определять и расставлять приоритеты в своей деятельности
Командное взаимодействие
Умение устанавливать и поддерживать долгосрочные партнерские отношения
Умение слушать, понимать другого, излагать мысли и факты ясным и доходчивым способом
Умение эффективно разрешать негативные эмоциональные ситуации, устранять разногласия, делить ответственность за успехи и неудачи команды
Гибкость и готовность к изменениям
Умение адаптировать традиционные и разрабатывать новые подходы, концепции, методы, процессы, технологии, системы и пр.
Умение инициировать либо с готовностью и бесконфликтно воспринимать изменения
Умение учиться у людей и ситуаций, постоянно расширять собственный опыт, совершенствовать свои способности
Оценка соответствия гражданских служащих требованиям к персональным и управленческим компетенциям проводится посредством самооценки (до 1 апреля 2018 г.) в соответствии с перечнем и характеристиками персональных и управленческих компетенций участников проектной деятельности, которые определяются центром компетенций проектного управления.
Бланк оценки персональных и управленческих компетенций участников проектной деятельности представлен в Приложении N 2.
Степень выраженности компетенций измеряется в баллах по 4-х уровневой шкале в соответствии с уровнем умений и степенью проявления поведенческих индикаторов гражданских служащих - участников проектной деятельности согласно данным, указанным в таблице 2.
Таблица 2
Степень выраженности компетенции
Уровень умений
Степень проявления поведенческих индикаторов
Количество баллов
Экспертный уровень "Могу научить"
Глубокие знания в данной области и большой опыт применения знаний и умений на практике
Все поведенческие индикаторы проявляются всегда, когда это необходимо, и в полном объеме
3
Квалифицированный уровень "Применяю"
Уверенное знание в данной области, демонстрация умений в работе
Проявляется больше половины поведенческих индикаторов
2
Базовый уровень "Понимаю"
Базовые знания в данной области и ограниченные умения применения этих знаний на практике
Проявляется меньше половины поведенческих индикаторов
1
Нулевой уровень "Не применяю"
Гражданский служащий не применяет данную компетенцию в профессиональной деятельности
Поведенческие индикаторы не проявляются или проявляются редко
0
Минимальные баллы выраженности персональных и управленческих компетенций для оцениваемых ролей гражданских служащих - участников проектной деятельности должны соответствовать указанным в таблице 3.
Таблица 3
Персональные и управленческие компетенции
Минимальный балл выраженности
Старшее должностное лицо проекта
Руководитель проекта, руководитель проектного офиса
Руководитель рабочего органа проекта
Администратор проекта, проектного офиса
Участник проекта
Лидерство
3
2
2
1
1
Стратегическое мышление
2
2
1
1
0
Принятие управленческих решений
3
3
2
2
1
Персональная эффективность
2
2
2
2
2
Командное взаимодействие
2
2
2
2
2
Гибкость и готовность к изменениям
2
2
2
2
2
ИТОГО минимальный балл из 18 возможных:
14
13
11
10
8
Количество набранных баллов самооценки персональных и управленческих компетенций участников проектной деятельности для каждой оцениваемой роли должно быть не ниже значений, указанных в таблице 3 настоящих рекомендаций.
- Требования к прикладным компетенциям.
К прикладным компетенциям относятся компетенции, представленные в таблице 4.
Таблица 4
Прикладные компетенции
Характеристики компетенций
Организация проекта, управление заинтересованными сторонами проекта
Знание и умение формировать организационную структуру проекта, закреплять функционал и ответственность в проектной команде, а также организовывать обучение и развития команды проекта
Знание и умение проводить анализ ожиданий заинтересованных сторон и их воздействия на проект, разрабатывать соответствующие стратегии управления для эффективного вовлечения заинтересованных сторон в принятие решений и реализацию проекта
Управление выгодами проекта
Знание и умение определять желаемое состояние, на которое нацелена реализация проекта, выгоды и их описание, связь с показателями и целями; формировать стратегию по достижению и управлению выгодами, определять ответственных и владельцев, связанных с получением и управлением выгодами
Управление содержанием проекта
Знание и умение определить создаваемые результаты, выполняемые мероприятия, границы проекта и обеспечить действия по контролю содержания и передачи результатов заказчику
Управление сроками проекта
Знание и умение планировать достижение результатов, выгод, определять длительность и сроки реализации мероприятий проекта, а также допущения, которые влияют на сроки планирования
Управление финансами проекта
Знание и умение проводить оценку экономической эффективности проекта, определять затраты и формировать бюджет проекта, источники его финансирования
Планирование и контроль проекта
Знание и умение формировать планы проекта, организовывать и проводить мониторинг и контроль реализации проекта, управлять отклонениями в проекте
Управление изменениями в проекте
Знание и умение применять инструменты инициирования, формирования, согласования и контроля изменения в проекте
Управление рисками и возможностями проекта
Знание и умение применять инструменты и методы идентификации, оценки, реагирования, мониторинга и контроля рисков и возможностей проекта
Управление ресурсами проекта
Знание и умение определять потребности проекта в ресурсах, обеспечивать и управлять человеческими и материальными ресурсами проекта
Управление коммуникациями и знаниями проекта
Знание и умение создавать коммуникационные схемы для обеспечения эффективного взаимодействия всех участников проекта, управлять информацией, извлеченными уроками; формировать и использовать базы знаний
Управление качеством проекта
Знание и умение обеспечивать и подтверждать соответствие требованиям проекту, включая требования к результатам проекта
Управление закупками и поставками проекта
Знание и умение организовывать закупочные и конкурсные процедуры, эффективное взаимодействие с подрядчиками
Оценка соответствия гражданских служащих требованиям к прикладным компетенциям проводится в соответствии с перечнем и характеристиками прикладных компетенций участников проектной деятельности, которые определяются центром компетенций проектного управления.
Проведение оценки прикладных компетенций участников проектной деятельности осуществляется посредством тестирования.
Описание минимального количества тестовых вопросов с указанием уровня сложности представлено в таблице 5.
Таблица 5
Роль в проекте
Требования к прикладным компетенциям
Требования к содержанию оценки
Характеристика содержания
Количество вопросов разного уровня сложности
Старшее должностное лицо проекта
Базовый уровень
Успешное прохождение теста за 1 астрономический час
(50 тестовых заданий)
с не менее 65% правильных ответов
Высокий уровень сложности - 10
Средний уровень сложности - 20
Низкий уровень сложности - 20
Руководитель проекта, руководитель проектного офиса
Углубленный уровень
Успешное прохождение теста за 1 астрономический час
(50 тестовых заданий)
с не менее 65% правильных ответов
Высокий уровень сложности - 10
Средний уровень сложности - 20
Низкий уровень сложности - 20
Руководитель рабочего органа проекта
Углубленный уровень
Успешное прохождение теста за 1 астрономический час
(50 тестовых заданий)
с не менее 65% правильных ответов
Высокий уровень сложности - 10
Средний уровень сложности - 20
Низкий уровень сложности - 20
Администратор проекта (программы) Сотрудник проектного офиса
Углубленный уровень
Успешное прохождение теста за 1 астрономический час
(50 тестовых заданий)
с не менее 65% правильных ответов
Высокий уровень сложности - 20
Средний уровень сложности - 20
Низкий уровень сложности - 10
Руководитель проектного офиса
Углубленный уровень
Успешное прохождение теста за 1 астрономический час
(50 тестовых заданий)
с не менее 65% правильных ответов
Высокий уровень сложности - 20
Средний уровень сложности - 20
Низкий уровень сложности - 10
Участник проекта
Базовый уровень
Успешное прохождение теста за 1 астрономический час
(50 тестовых заданий)
с не менее 65% правильных ответов
Высокий уровень сложности - 10
Средний уровень сложности - 20
Низкий уровень сложности - 20
Приложение 1
Форма заявки на проведение оценки уровня квалификации
в сфере проектного управления <1>
N п/п
Ф.И.О.
Наименование государственного органа/должность государственной гражданской службы
Уровень подтверждения (СДЛ, РП, АП, РРО, УП, РПО, СПО) <2>
Дата и время прохождения экзамена <3>
Информация о наличии международного сертификата в области управления проектами (название системы сертификации, уровень, дата прохождения и номер сертификата)
1.
2.
3.
....
--------------------------------
<1> В соответствии с утвержденными президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам требованиями (протокол от 22 марта 2017 г. N 3) оценка уровня владения методологией проектного управления проводится в объеме образовательной программы "Управления проектами в органах власти: углубленные знания" или образовательной программы "Управление проектами в органах власти: базовые знания", с учетом имеющихся сертификатов международных систем сертификации в области управления проектами (PMP; IPMA; PRINCE2) в зависимости от выполняемой роли в проекте.
<2> СДЛ - старшее должностное лицо, РП - руководитель проекта, АП - администратор проекта, РРО - руководитель проекта, УП - участник проекта, РПО - руководитель проектного офиса, СПО - сотрудник проектного офиса.
<3> Заполняется в соответствии с графиком, утвержденным центром компетенций проектного управления.
Приложение 2
Бланк самооценки
персональных и управленческих компетенций
участников проектной деятельности
Ф.И.О.
______________________________________________________________
Оцените, пожалуйста, свои умения, характеризующие персональные и управленческие компетенции по следующей шкале:
3 - оцениваемое умение проявляется всегда, когда это необходимо, в полном объеме
2 - часто применяю оцениваемое умение в работе
1 - иногда применяю оцениваемое умение в работе
0 - не применяю данное умение в работе
N
Характеристики персональных и управленческих компетенций
Уровень проявления
3
2
1
0
1.
2.
3.
4.
5.
6.
...
________________________________ "__" __________ 20 года Подпись