"Методические рекомендации по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти с референтными группами"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
С РЕФЕРЕНТНЫМИ ГРУППАМИ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящие Методические рекомендации по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти с референтными группами (далее - Методические рекомендации) разработаны в дополнение к Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 г. N 93-р (далее - Концепция открытости), и Методических рекомендаций по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства (протокол заседания от 26 декабря 2013 г. N АМ-П36-89пр) (далее - Методические рекомендации по реализации принципов открытости).
2. Методические рекомендации определяют принципы, цели, порядок, каналы, способы и инструменты такого взаимодействия.
3. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие термины и определения:
референтные группы - максимально широкие социальные и (или) профессиональные группы физических и юридических лиц, которые обладают общими охраняемыми законом интересами, которые потенциально могут быть затронуты решениями федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ);
участники референтных групп - физические лица и организации (некоммерческие унитарные и корпоративные организации, в том числе, профессиональные союзы и др.), которые выражают оценки и мнения референтных групп и с которыми ФОИВ осуществляет непосредственное взаимодействие;
общественно значимый нормативный правовой акт - нормативный правовой акт или проект нормативного правового акта, оказывающий существенное влияние на права и законные интересы граждан Российской Федерации, и/или проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и/или лиц без гражданства, а также зарегистрированных в Российской Федерации юридических лиц, в том числе, если вступление в силу данного акта может привести к существенному снижению правовых гарантий прав и защиты законных интересов социальных групп;
инструменты взаимодействия - средства и механизмы, с помощью которых ФОИВ осуществляет информирование референтных групп, вовлекает их в совместную работу и получает обратную связь (например, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
каналы взаимодействия - площадки, органы и организации, при помощи которых ФОИВ имеет возможность выстраивать взаимодействие с референтными группами;
способы взаимодействия - методы сбора и обработки информации, позволяющие выяснить ожидания/настроения/мнения референтных групп в процессе взаимодействия ФОИВ с ними (например, краудсорсинговые технологии, заключающиеся в привлечении к решению тех или иных задач и проблем широкого круга лиц для использования их мнений, знаний и опыта).
II. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ С РЕФЕРЕНТНЫМИ ГРУППАМИ
4. Целями взаимодействия ФОИВ с референтными группами являются:
а) всестороннее выявление и учет законных интересов заинтересованных референтных групп при принятии решений, затрагивающих их законные интересы;
б) осуществление оценки рисков и преимуществ общественно значимых решений, выбор решений в условиях информированности ФОИВ о законных интересах заинтересованных референтных групп и с учетом ресурсных ограничений;
в) содействие развитию прозрачных и доверительных отношений с обществом;
г) повышение информированности общества о работе ФОИВ: планах, решениях, результатах;
д) повышение доверия общества к решениям исполнительной власти;
е) корректировка принятых решений ФОИВ с учетом изменившихся обстоятельств.
5. Для достижения указанных целей ФОИВ необходимо решать следующие задачи:
а) своевременное доведение до референтных групп информации по актуальным и значимым вопросам в сфере деятельности ФОИВ;
б) развитие форм и механизмов обратной связи с референтными группами, включая обсуждение ключевых вопросов, связанных с деятельностью ФОИВ, с участниками референтных групп, аккумулирование отзывов и предложений, в том числе с использованием различных инструментов взаимодействия;
в) вовлечение в сотрудничество референтных групп посредством различных инструментов взаимодействия, в том числе: проведение встреч-семинаров, обсуждение проектов общественно значимых нормативных правовых актов, широкое распространение информации о возможности участия в деятельности ФОИВ и формах такого участия; публичное поощрение наиболее активных участников референтных групп, внесших существенный вклад в их работу;
г) оценка участниками референтных групп качества и эффективности осуществления ФОИВ своей деятельности, включая оценку уровня открытости органа власти в рамках мониторинга;
д) изучение степени удовлетворенности различных референтных групп принятыми решениями и достигнутыми результатами в реализации их законных интересов.
6. Итогом взаимодействия ФОИВ с референтными группами является принятие решения в условиях, когда интересы референтных групп были выявлены ФОИВ, а референтные группы проинформированы, в том числе о причинах, по которым их интересы учтены не были, а также доведение до них результатов выполнения принятого решения.
7. ФОИВ рекомендуется взаимодействовать с референтными группами на основе соблюдения следующих базовых принципов:
а) принцип полноты - максимально полное выделение референтных групп на стадии формирования их общего перечня и привлечение максимального числа заинтересованных референтных групп на стадии проработки конкретного проекта (решения, проблемы, действия либо бездействия) ФОИВ;
б) принцип актуальности - регулярная ревизия и обновление перечня референтных групп и их участников, в том числе в обязательном порядке в случае изменения полномочий ФОИВ;
в) принцип вовлеченности - обеспечение участия референтных групп в процессе обсуждения того или иного решения, оценки деятельности ФОИВ по отношению к данной референтной группе, формировании запроса к ФОИВ;
г) принцип существенности - значимость обсуждаемого проекта (решения, проблемы, действия либо бездействия) для области регулирования ФОИВ, для государства в целом и для референтных групп;
д) принцип реагирования - обеспечение своевременного предоставления обратной связи на запросы референтных групп, а также обоснования причин, по которым те или иные мнения референтных групп не были учтены при принятии решения;
е) принцип этичного поведения - предотвращение конфликта интересов, недопущение оказания давления на участников референтных групп в процессе взаимодействия;
ж) принцип понятности - представление предмета взаимодействия с референтными группами в форме, обеспечивающей простое и доступное восприятие информации;
з) принцип открытого взаимодействия - обеспечение равного доступа к обсуждению конкретного проекта (решения, проблемы, действия либо бездействия) всех референтных групп;
и) принцип регулярности - обеспечение периодичности взаимодействия с референтными группами.
III. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕФЕРЕНТНЫХ ГРУПП
8. В целях создания эффективного механизма взаимодействия ФОИВ с референтными группами ФОИВ рекомендуется перед началом взаимодействия сформировать общий полный перечень всех референтных групп, соответствующих его деятельности. Для его формирования ФОИВ могут следовать указанному ниже порядку:
8.1. Проанализировать перечень государственных услуг, функций и полномочий ФОИВ с целью идентификации той референтной группы, на которую с наибольшей долей вероятности может повлиять реализация каждой услуги, функции, полномочия; осуществить анализ поступивших в ФОИВ обращений от физических и юридических лиц; по итогам этой работы сформировать сводный перечень референтных групп, сгруппированный по ключевым целям и направлениям деятельности ФОИВ.
8.2. Уточнить сформированный список референтных групп. Для этого ФОИВ рекомендуется: ознакомить структурные подразделения, непосредственно реализующие конкретные функции ФОИВ (оказывающих государственные услуги, курирующих обращения), со сформированным списком; провести консультации с территориальными органами и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы власти субъектов РФ) с целью дополнения перечня референтных групп.
8.3. Обсудить общий перечень референтных групп на заседании общественного совета при ФОИВ (в ходе очного (предпочтительно) или заочного обсуждения).
8.4. Составить перечень участников референтных групп (персонального состава), необходимый для организации адресной работы с референтными группами, в особенности по вопросам, требующим регулярного взаимодействия.
При этом процесс составления перечня участников должен включать:
1) формирование перечня по каждой референтной группе на уровне того структурного подразделения, которое осуществляет функции (оказывает государственные услуги), воздействующие на данную референтную группу;
2) уточнение перечня, сформированного в каждом структурном подразделении, путем проведения консультаций с органами власти субъектов РФ с целью формирования широкой сети участников референтных групп, отражающих, в частности, региональные особенности и интересы;
3) при необходимости создание на официальном сайте ФОИВ формы для самовыдвижения в состав участников референтных групп ФОИВ.
8.5. Разместить утвержденный список референтных групп (без персонального состава участников <1>) на официальном сайте ФОИВ в разделе "Открытое министерство" ("ведомство") (см. Приложение 1) и включить в ведомственный план по реализации Концепции открытости.
--------------------------------
<1> При размещении персонального состава необходимо следовать положениям Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
8.6. Осуществлять регулярный (не реже одного раза в год) мониторинг списка референтных групп с целью обеспечения его актуальности.
9. При определении референтных групп ФОИВ рекомендуется учитывать следующие особенности:
а) референтными группами не являются конкретные организации, юридические лица, физические лица, даже в том случае, если они являются значимыми для отрасли и представляют интересы широких социальных или профессиональных групп (такие лица могут выступать в качестве участников);
б) направления деятельности (функции) ФОИВ выступают отправной точкой для определения референтных групп, но сами по себе не могут быть названы референтной группой;
в) каналы взаимодействия (рабочие группы для обсуждения тех или иных проблемных вопросов, общественный совет при ФОИВ, экспертные и консультационные советы при ФОИВ, средства массовой информации и т.п.), используемые ФОИВ для контактов с референтными группами, сами референтными группами в большинстве случаев не являются (например, в качестве референтной группы СМИ целесообразно выделять лишь тем ФОИВ, которые осуществляют административное управление в области связи и массовых коммуникаций (например, Минкомсвязи России), либо для которых СМИ являются непосредственными "потребителями" создаваемых данных (например, Росстат).
10. ФОИВ следует включать в состав референтных групп следующие их категории с учетом их специфических особенностей:
а) население в разбивке по более узким, конкретным категориям (пенсионеры, пациенты, студенты, сельское население и т.п., см. Приложение 2 к методическим рекомендациям). Целесообразно конкретизировать категории граждан для каждого направления государственной политики, поскольку они могут характеризоваться различными интересами и запросами к органам исполнительной власти;
б) территориальные органы, органы власти субъекта РФ, подведомственные ФОИВ бюджетные учреждения и их сотрудники, поскольку ФОИВ непосредственным образом влияют на текущую и перспективную деятельность этих органов и организаций. Одновременно данная категория является важным каналом взаимодействия с другими референтными группами. Это позволяет ФОИВ формировать широкие сообщества участников референтных групп и наилучшим образом доносить до них цели, задачи и результаты своей деятельности, формировать эффективную обратную связь;
в) государственные гражданские служащие - сотрудники ФОИВ. Цель взаимодействия руководства ФОИВ с этой референтной группой - повышение вовлеченности сотрудников в работу ФОИВ и как следствие создание у сотрудников дополнительных мотивационных стимулов к работе и повышению ее эффективности и результативности.
(Примерный перечень основных референтных групп, составленный на основе выборки из планов работы с референтными группами, опубликованных на официальных сайтах ряда ФОИВ, приведен в Приложении 2 к методическим рекомендациям, разбор примеров по их определению и типичные ошибки - в Приложении 3 к методическим рекомендациям).
IV. ПРЕДМЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕФЕРЕНТНЫМИ ГРУППАМИ
11. Предметом взаимодействия ФОИВ с референтными группами является выявление и, по возможности, учет их мнений и интересов при разработке общественно значимых решений.
12. В процессе взаимодействия ФОИВ могут вовлекать референтные группы в активное взаимодействие по следующим приоритетным вопросам:
а) подготовка и обсуждение проектов решений, отраслевых стратегий, общественно значимых нормативных правовых актов;
б) обсуждение публичной декларации целей и задач на текущий год и отчета о ходе ее реализации;
в) обсуждение проекта ведомственного плана по реализации Концепции открытости и отчета о ходе его реализации;
г) обсуждение проекта итогового годового доклада о деятельности ФОИВ, подготавливаемого к итоговому заседанию коллегии, презентация и разъяснение общественно значимых положений доклада;
д) оценка качества предоставления государственных услуг, в том числе в электронном виде, и социальных услуг, порядок оказания которых регулируется ФОИВ;
е) составление перечня приоритетных востребованных наборов открытых данных;
ж) действия ФОИВ, предпринятые и планируемые к осуществлению, направленные на противодействие коррупции.
13. Дополнительно ФОИВ рекомендуется получать информацию от референтных групп, касающуюся:
а) состояния и проблем развития в сфере действия ФОИВ;
б) рекомендаций по устранению (сокращению) административных барьеров в сфере действия ФОИВ;
в) результатов и эффективности исполнения бюджета ФОИВ;
г) предложений по развитию инновационной деятельности и ее поддержке в сфере действия ФОИВ.
14. Данный список не является окончательным и может быть дополнен (сокращен) ФОИВ с учетом специфики его функций и полномочий.
V. ВНУТРИВЕДОМСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РЕФЕРЕНТНЫМИ
ГРУППАМИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
15. В целях организации внутриведомственной работы ФОИВ с референтными группами рекомендуется включать блок мероприятий, посвященный механизму открытости - "Взаимодействие с референтными группами" в качестве одного из обязательных разделов ведомственного плана по реализации Концепции открытости.
16. Данный раздел должен отражать ключевые мероприятия, которые в отчетном периоде планируется реализовать в рамках этого механизма, а также сроки реализации и ответственных лиц внутри ФОИВ.
17. Рекомендуется при определении мероприятий указывать в описании, на решение какой проблемы (задачи) они направлены, каков их ожидаемый результат, какие референтные группы они затрагивают.
18. При подготовке раздела ведомственного плана по реализации Концепции открытости, посвященного вопросам взаимодействия с референтными группами, ФОИВ следует сводить к минимуму общеорганизационные мероприятия - такие, например, как утверждение перечня референтных групп и размещение его на сайте, назначение ответственных лиц и др., сосредоточившись на мероприятиях, касающихся непосредственно работы с референтными группами, например, обсуждение конкретного вопроса, проблемы, проекта нормативного правового акта (далее - НПА).
19. ФОИВ может быть разработан дополнительный план, более развернуто описывающий порядок взаимодействия с референтными группами. В этом случае в ведомственном плане по реализации Концепции открытости должны быть приведены наиболее крупные, ключевые мероприятия и дана ссылка на дополнительный план, который становится приложением к ведомственному плану (пример - Приложение 4 к методическим рекомендациям).
20. Процесс взаимодействия ФОИВ с референтными группами рекомендуется организовать проектным методом в рамках тех же проектных рабочих групп, которые созданы в ФОИВ для реализации Концепции открытости в соответствии с Методическими рекомендациями по реализации принципов открытости, при необходимости дополненных сотрудниками профильных структурных подразделений, либо в рамках специальных проектных групп.
21. По отдельным вопросам к деятельности проектной группы ФОИВ рекомендуется привлекать руководство территориальных подразделений и (или) ответственных лиц органов власти субъектов РФ.
22. Основная деятельность по взаимодействию с референтными группами, включая формирование списков референтных групп по направлениям деятельности ФОИВ, составление перечня участников референтных групп, планирование и проведение соответствующих мероприятий, осуществляется непосредственно профильными структурными подразделениями ФОИВ, если в ФОИВ не установлен иной порядок взаимодействия. Возможная структура организации внутриведомственного взаимодействия представлена в Приложении 5 к методическим рекомендациям.
VI. КАНАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ И СПОСОБЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
С РЕФЕРЕНТНЫМИ ГРУППАМИ
23. В целях информирования и получения обратной связи ФОИВ могут использовать следующие каналы и инструменты взаимодействия (перечень не является закрытым и не предполагает обязанности ФОИВ применять все нижеперечисленные каналы и инструменты):
Каналы взаимодействия
Средства массовой информации (федеральные, региональные и отраслевые)
Совещательные органы при ФОИВ (общественный совет, экспертные и консультационные советы, рабочие группы при ФОИВ)
Координационные органы, в том числе межведомственные (комиссии, комитеты, межведомственные рабочие группы)
Субъекты общественного контроля (Общероссийский народный фронт, Общественная палата Российской Федерации)
Территориальные органы, региональные органы исполнительной власти, подведомственные учреждения
Информационно-справочные службы ФОИВ
Инструменты взаимодействия
Официальный сайт ФОИВ
Аккаунты в социальных сетях
Тематические сайты ФОИВ
Тематические онлайн-форумы, модерируемые ФОИВ
Общегосударственные "проекты" (https://regulation.gov.ru/, http://programs.gov.ru/Portal/, http://data.gov.ru/, https://vashkontrol.ru/ и др.)
Интернет-блоги
Адресная рассылка по участникам референтных групп
Переписка через электронную и обычную почту
Электронный и личный прием
Горячие линии (телефоны) доверия
Информационные материалы, буклеты, листовки
Информационные экраны в помещениях для приема посетителей (клиентов)
24. В процессе взаимодействия с референтными группами ФОИВ могут использовать различные способы, позволяющие выяснить ожидания (настроения, мнения) референтных групп, включая:
а) опросы;
б) прямые линии с руководством ФОИВ;
в) анализ публикаций в СМИ;
г) исследование удовлетворенности потребителей государственных и муниципальных услуг;
д) анализ обращений, в том числе жалоб, физических и юридических лиц, поступивших через различные каналы и инструменты взаимодействия;
е) экспертные обсуждения;
ж) переговоры, консультации;
з) краудсорсинговые технологии и электронное голосование;
и) общественные (публичные) слушания <2>;
--------------------------------
<2> Определены в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
к) тематические конференции, круглые столы, вебинары;
л) мобильные приложения для смартфонов.
25. При решении каждой конкретной задачи ФОИВ необходимо выбрать оптимальную комбинацию каналов, инструментов и способов взаимодействия, исходя из внешних и внутренних ограничений (временные, кадровые, денежные ресурсы, необходимая и достаточная широта охвата референтных групп; информирование или получение обратной связи и т.п.), а также специфики референтных групп (профессиональные интересы, возрастные категории, социальная активность).
VII. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ С РЕФЕРЕНТНЫМИ ГРУППАМИ
26. ФОИВ рекомендуется организовывать взаимодействие с референтными группами на возможно более ранних этапах разработки проекта инициативы, чтобы расширить спектр возможных решений и увеличить вероятность успешной реализации данной инициативы.
27. При возникновении предмета взаимодействия с референтными группами ФОИВ рекомендуется организовать процесс взаимодействия следующим образом:
27.1. определить круг референтных групп, чьи законные интересы потенциально могут быть затронуты при решении рассматриваемой проблемы, и персональный состав участников этих референтных групп;
27.2. определить наиболее эффективный канал, инструмент и способ взаимодействия. Это могут быть отдельные каналы (инструменты, способы) для каждой референтной группы (или комбинации из нескольких референтных групп), либо один канал для всех. (Приложение 4 к методическим рекомендациям "Вариант плана на базе Государственной программы "Доступная среда");
27.3. инициировать обсуждение с референтными группами в выбранном формате. Сотрудникам ФОИВ, ответственным за взаимодействие с референтными группами, следует принимать во внимание то обстоятельство, что на участников референтных групп могут не распространяться требования по соблюдению сроков ответов на обращения и иную корреспонденцию, которых придерживаются государственные служащие, поэтому целесообразно указывать срок рекомендуемого ответа на поставленный вопрос;
27.4. модерировать обсуждение, предоставляя подтверждение участникам, что их мнение получено; обеспечивая постановку вопросов для участников обсуждения; корректность обсуждения при проведении дискуссии, в том числе на интернет-площадках, и т.п.;
27.5. организовать публичное освещение и сформировать отчетность о проведенных дискуссиях;
27.6. при необходимости доработать решение (документ, проект) по итогам обсуждения с референтными группами. При существенной доработке организовать проведение повторного круга обсуждения, включая обсуждение доработанного проекта с общественным советом.
28. При осуществлении взаимодействия с референтными группами принципиальное значение имеет активное вовлечение в работу региональных участников референтных групп. Для этой цели ФОИВ может быть налажена работа с регионами как напрямую, так и посредством территориальных органов, органов власти субъектов РФ и сети учреждений, подведомственных ФОИВ, органов власти субъектов РФ и муниципальных органов власти в следующих возможных форматах:
а) распространение информации (через размещение информации в помещениях и на сайтах органов власти субъектов РФ и муниципальных органов власти, подведомственных учреждениях) о рассматриваемом вопросе, о возможности принять участие, о результатах (принятом акте и его ключевых положениях, публичной декларации целей и задач; итоговом докладе и т.п.);
б) представление общественно значимой информации к размещению на официальных сайтах ФОИВ;
в) организация региональных конференций, круглых столов либо предоставление кандидатур к участию в подобных мероприятиях, проводимых ФОИВ;
г) анкетирование региональных участников референтных групп с целью получения обратной связи по вопросам, относящимся к предмету взаимодействия с референтными группами;
д) использование иных, перечисленных в разделе VI, инструментов и способов взаимодействия.
VIII. ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ УСТОЙЧИВЫХ СООБЩЕСТВ
УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНТНЫХ ГРУПП
29. Один из результатов эффективного взаимодействия ФОИВ с референтными группами - это формирование устойчивых сообществ участников референтных групп - групп наиболее активных участников, отличающихся повышенной готовностью и интересом к регулярному взаимодействию с ФОИВ и осуществляющих полезный вклад в проработку обсуждаемого вопроса.
30. Для достижения данного результата ФОИВ рекомендуется:
а) использовать эффективные каналы, инструменты и способы взаимодействия (с учетом масштаба ФОИВ, кадровых и финансовых ресурсов): группы в социальных сетях, "личные кабинеты" пользователей на сайте ФОИВ, модерируемые ФОИВ онлайн-конференции и чаты, почтовые рассылки;
б) формировать повестку для обсуждения в таких сообществах, поддерживающую постоянный интерес к работе с ФОИВ: проводить специальные опросы для выяснения мнения референтных групп по какому-либо текущему вопросу работы ФОИВ (например, качество оказания какой-либо государственной услуги), стимулировать общественный контроль за деятельностью ФОИВ (например, качество исполнения общественно значимого НПА, в обсуждении проекта которого данное сообщество принимало активное участие);
в) выявлять "лидеров" сообщества - общественные организации и объединения и их персональных представителей - физических лиц. Повышение мотивации и стимулирование лидеров позволит ФОИВ эффективно транслировать государственную политику среди референтных групп. В качестве меры морального стимулирования ФОИВ может использовать включение наиболее активных региональных участников в экспертные и консультативные органы при ФОИВ, а также формирование резерва для последующего возможного включения в общественный совет при ФОИВ и в Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации;
г) обеспечивать участие сообществ участников референтных групп в оценке качества и эффективности взаимодействия ФОИВ с референтными группами в целом. Для этого ФОИВ может организовать регулярное проведение опросов и предоставление рекомендаций по улучшению такого взаимодействия (опрос на сайте ФОИВ, опрос в социальных сетях, опрос через "личные кабинеты", рассылка по электронной почте среди участников референтных групп и т.п.).
IX. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ С РЕФЕРЕНТНЫМИ ГРУППАМИ
31. Основным качественным критерием взаимодействия ФОИВ со своими референтными группами является оценка удовлетворенности референтных групп. Данная оценка может быть получена в рамках социологического исследования по изучению уровня удовлетворенности граждан, представителей органов власти субъектов РФ и муниципальных образований, общественных объединений, предпринимательского и экспертного сообщества уровнем открытости ФОИВ. Такое исследование является составной частью системы мониторинга и оценки открытости ФОИВ, утвержденной Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства <3>. Наряду с этим ФОИВ вправе проводить собственные социологические исследования участников референтных групп либо с привлечением общественного совета. В рамках исследования рекомендуется оценивать эффективность взаимодействия ФОИВ с референтными группами по трем ключевым направлениям (см. пример возможной анкеты для проводимого ФОИВ анкетирования в Приложении 9 к методическим рекомендациям):
--------------------------------
<3> http://government.ru/media/files/41d476a5d48f2321c8c3.pdf.
а) информированность референтных групп о деятельности ФОИВ в целом, о ключевых решениях, планах, целях, задачах ФОИВ и принятых общественно значимых НПА;
б) понятность решений и деятельности ФОИВ для референтных групп;
в) вовлечение референтных групп во взаимодействие с ФОИВ.
32. Дополнительно для оценки результативности и эффективности взаимодействия ФОИВ с референтными группами могут использоваться также количественные параметры. Эти параметры являются индикатором активности взаимодействия, но автоматически не приводят к достижению качественного показателя. Рекомендуется проводить такую оценку ежегодно.
Количественные критерии
Рекомендованная периодичность оценки - ежегодно
количество референтных групп и их представителей, охваченных различными способами и каналами взаимодействия за отчетный период
(из всего перечня референтных групп)
количество участников референтных групп в устойчивом активном сообществе
количество мероприятий по взаимодействию, проведенных с участием референтных групп и их участников
количество значимых поправок, поступивших от участников референтных групп в отношении документов, предложенных ФОИВ к обсуждению
количество учтенных поправок
X. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ С РЕФЕРЕНТНЫМИ ГРУППАМИ
33. По итогам использования различных каналов и инструментов взаимодействия с референтными группами ФОИВ рекомендуется готовить краткие отчеты в форме:
а) протокола(-ов) обсуждения - образец см. в Приложении 6;
б) сводной таблицы учета ключевых замечаний, представляющей собой общий свод замечаний и предложений, поступивших от участников референтных групп по обсуждаемому вопросу, куда заносятся только существенные из поступивших комментариев, тезисов, аргументов со статусом учета (неучета) и указанием причин - образец см. в Приложении 7.
34. ФОИВ может публиковать наиболее значимые из поступивших предложений, комментариев, замечаний и отмечать статус вопроса, например, "принят к рассмотрению", "учтен" или "отклонен" (с обоснованием принятого решения).
35. Результаты взаимодействия с референтными группами по конкретным вопросам и документам, выносимым на обсуждение общественного совета при ФОИВ, рекомендуется представлять к рассмотрению на заседаниях общественного совета вместе с самими этими документами в виде оформленных протоколом полученных предложений, изменений и дополнений.
Приложения
Приложение 1
Формат списка референтных групп и их участников
Для размещения на официальном сайте списка референтных групп ФОИВ рекомендуется использовать следующий формат:
Референтная группа
Основная тема взаимодействия
Ответственное(-ые) структурное(-ые) подразделение(-я) с указанием контактной информации
Для использования в работе ФОИВ каждому структурному подразделению, осуществляющему взаимодействие с референтными группами, рекомендуется формировать следующий перечень участников референтных групп:
Референтная группа
Название организации
ФИО участника
Контактная информация
Темы для взаимодействия
Приложение 2
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РЕФЕРЕНТНЫХ ГРУПП
(Данный список составлен на базе перечней референтных
групп некоторых ФОИВ. Он не является исчерпывающим и дается
в качестве примера различной детализации референтных групп,
каждая из которых может соответствовать разным направлениям
деятельности ФОИВ. В зависимости от специфики деятельности
ФОИВ какие-либо референтные группы и подгруппы могут быть
для него актуальны или нет)
1. Участники рынка:
- институты развития;
- коммерческие организации, осуществляющие деятельность в сфере, подконтрольной ФОИВ;
- участники внешнеэкономической деятельности;
- предприятия малого бизнеса;
- предприятия среднего и крупного бизнеса;
- индивидуальные предприниматели;
- кооперативы.
2. Научное и образовательное сообщество:
- научные работники;
- научные организации;
- организации, осуществляющие образовательную деятельность;
- образовательные организации высшего образования;
- организации дополнительного профессионального образования;
- педагогические работники;
- участники образовательных отношений.
3. Некоммерческие организации:
- правозащитные организации;
- благотворительные организации;
- социально-ориентированные организации;
- экологические организации,
- профсоюзы.
4. Органы власти и государственные учреждения:
- другие ФОИВ;
- органы исполнительной власти субъектов РФ;
- органы законодательной власти субъектов РФ;
- органы местного самоуправления;
- подведомственные ФОИВ государственные учреждения, территориальные органы и территориальные управления.
6. Граждане:
- государственные гражданские служащие;
- военнослужащие, находящиеся на действительной военной службе;
- физические лица, получающие налоговые вычеты (имущественные и социальные);
- физические лица - плательщики налогов (НДФЛ, земельный налог, налог на имущество физических лиц, транспортный налог и др.);
- ветераны;
- жертвы массовых политических репрессий и их родственники;
- собственники жилых помещений в многоквартирных домах;
- граждане, проживающие в аварийном жилье;
- граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий;
- потребители культурных благ;
- потребители образовательных услуг;
- пенсионеры;
- пациенты;
- молодежь;
- взрослое население;
- граждане пожилого возраста;
- лица, не занятые в общественном производстве и не стремящиеся получить работу;
- лица, находящиеся в местах лишения свободы, и их родственники;
- лица, получающие пенсии по инвалидности, и их родственники;
- лица, занятые ведением домашнего хозяйства;
- студенты дневного отделения;
- городское население;
- сельское население;
- экономически активное население, в том числе наемные работники и лица, работающие не по найму;
- люди, занятые в общественном производстве;
- безработные;
- лица (семьи) в трудной жизненной ситуации;
- молодые семьи;
- неполные семьи;
- многодетные семьи;
- беженцы и переселенцы.
Приложение 3
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ РЕФЕРЕНТНЫХ ГРУПП
1. Референтными группами не являются конкретные организации - например, такие организации как:
"Союз горнопромышленников России";
"Союз маркшейдеров России";
"Общероссийское отраслевое объединение работодателей угольной промышленности".
Сами по себе они не являются референтной группой, но входят в число участников референтной группы, которую можно определить как "Федеральные и региональные отраслевые и общественные организации, действующие в интересах участников рынка".
2. Направления деятельности (функции) ФОИВ не являются референтной группой. Например, вместо "Референтной группы по вопросам регулирования страховой деятельности" в качестве таковой должны быть указаны следующие участники рынка страхования:
страховщики и перестраховщики (продавцы страховых услуг);
страховые посредники;
потребители страховых услуг (застрахованные и выгодоприобретатели).
В качестве участников от страховщиков могут выступать как конкретные страховые компании, так и представляющие их интересы общественные организации, например, "Российский союз автостраховщиков" или "Всероссийский союз страховщиков" и др. В качестве организации, представляющей интересы страхователей, может быть указан, например, "Фонд защиты прав страхователей".
Аналогичным образом "Нормативное правовое регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" является не референтной группой, а темой для взаимодействия с референтными группами. В их числе:
организации, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции;
физические лица, непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам купли-продажи (продавцы);
представители научных и общественных организаций в вышеуказанной сфере;
граждане Российской Федерации в возрасте от 18 лет.
Аналогичным образом референтные группы не являются неким "рабочим органом" или аналогом "рабочей группы". Поэтому некорректно выделять:
"Референтную группу по оценке общественного обсуждения и экспертного сопровождения реализации Плана деятельности Министерства";
"Референтную группу по вопросам контроля в сфере государственных закупок";
"Рабочую группу по совершенствованию межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации";
"Референтную группу в сфере вопросов государственной службы и взаимодействия со средствами массовой информации".
3. Отраслевые сообщества и совокупность организаций их составляющих являются референтными группами, поскольку они зависят от деятельности ФОИВ и отражают групповые интересы. Однако при рассмотрении отраслевых проблем зачастую ФОИВ ограничиваются учетом мнения только отраслевого сообщества, опуская необходимость выявления и всестороннего изучения мнений других референтных групп, которые могут выступать, например, в качестве потребителей соответствующей продукции (соответствующих услуг), и чьи законные интересы могут быть прямо или косвенно затронуты в рамках решения рассматриваемой проблемы, - например, общественные объединения, группы граждан, субъекты Российской Федерации.
Приложение 4
План взаимодействия с референтными группами
Вариант 1.
Тема взаимодействия: __________
Ответственный
Референтные группы
Участники
Каналы взаимодействия
Инструменты взаимодействия
Способы взаимодействия
Информирование
Обратная связь
Вариант 2.
Направление деятельности ФОИВ
Проблема
(задача, документ), требующая обсуждения
Референтные группы, привлекаемые к обсуждению
Ключевое мероприятие
Срок проведения
Ответственные лица
Вариант 3
Проблема
(задача, документ)
Референтные группы
Инструмент взаимодействия
Способ взаимодействия
Сроки
Структурное подразделение
Вариант заполнения плана на базе Государственной программы (ГП) "Доступная среда"
Тема взаимодействия: ГП "Доступная среда"
Предмет взаимодействия
Референтные группы
Участники
Каналы взаимодействия
Инструменты взаимодействия
Способы взаимодействия
Информирование
Обратная связь
Участие ФОИВ в выполнении мероприятий ГП в части их компетенции и полномочий и в соответствии с утвержденным положением о ФОИВ
Другие ФОИВ - участники ГП
Минкультуры России
Минспорт России
Минкомсвязь России
Роспечать
Минобрнауки России
ФМБА
Минфин России
Минпромторг России
Минтранс России
координационный совет по контролю за реализацией государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы
официальный сайт;
профильные сайты;
адресная рассылка;
селекторные совещания и видеоконференции;
межведомственные мероприятия (круглые столы, конференции)
официальная переписка по каналам почтовой связи и через электронную почту
параметры реализации ГП, перечень соответствующих показателей (индикаторов) программы;
состав и доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, предусматриваемых ГП;
формирование федеральных и региональных реестров учреждений, доступных для различных категорий инвалидов, включая детей-инвалидов;
состав мероприятий, предусмотренных ГП, направленных на участие людей с инвалидностью в культурной жизни общества;
возможности трудоустройства инвалидов, предусмотренные ГП, в том числе при замещении вакансий в бюджетных учреждениях;
образование инвалидов, предусмотренное ГП, в том числе вопросы инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование системы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации;
совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы, предусматриваемые ГП;
возможный механизм оценки степени удовлетворенности инвалидов результатами ГП, например, результатами адаптации городской среды;
мониторинг правоприменительной практики реализации ГП в субъектах РФ;
общественный контроль в части данной ГП;
экспертная оценка отдельных разделов, подпрограмм, государственной программы в целом
Основные категории инвалидов: граждане с нарушением зрения;
граждане с нарушением слуха;
граждане с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Социально-ориентированные некоммерческие организации, действующие в интересах инвалидов:
Всероссийское общество слепых;
Всероссийское общество глухих;
Всероссийское общество инвалидов;
Региональная общественная организация инвалидов "Перспектива";
Общественная организация "Аппарель"
Общественная палата Российской Федерации;
Объединенный народный фронт;
Общественный совет Минтруда
средства массовой информации;
социальные сети;
официальный сайт;
профильные сайты;
информационные экраны в помещениях для приема посетителей (клиентов);
адресная рассылка;
телефонная связь;
выступления на отраслевых мероприятиях (круглые столы, конференции)
информационно-справочные службы;
горячие линии (телефоны доверия);
переписка через электронную и обычную почту
исследование удовлетворенности;
анализ жалоб и обращений, поступивших через различные каналы;
круглые столы, обмен мнениями с целью выявления мнений и интересов участников (диалог);
общественные обсуждения
состав и доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, предусматриваемых программой;
оценка степени удовлетворенности других маломобильных групп населения результатами ГП, например, результатами адаптации городской среды;
мониторинг правоприменительной практики реализации государственной программы в субъектах Российской Федерации вопросы общественного контроля в части данной государственной программы
экспертная оценка отдельных разделов, подпрограмм, государственной программы в целом
другие маломобильные группы населения:
лица преклонного возраста;
временно нетрудоспособные;
беременные женщины;
граждане с детскими колясками
Национальная родительская ассоциация;
Союз социальных педагогов и социальных работников;
Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения;
Институт экономики города;
Региональный общественный фонд помощи престарелым "Доброе дело"
вопросы практической реализации (в том числе возможные трудности) положений государственной программы;
экспертная оценка отдельных разделов, подпрограмм, государственной программы в целом
Подведомственные учреждения социального обслуживания граждан, учреждения медико-социальной экспертизы и службы занятости населения
Межрегиональная общественная организация "Ассоциация работников социальных служб"
Экспертные обсуждения
разъяснительная и информационная работа в отношении практической реализации государственной программы;
получение информации о возможностях строительных компаний по реализации государственной программы, в том числе в части их соотношения с требованиями по строительству (реконструкции, оборудованию) соответствующих объектов для инвалидов
Строительные компании
Ассоциация строительных компаний "СРО "Союз строителей" Ассоциации строителей России
Выступления на отраслевых мероприятиях (круглые столы, конференции)
Официальная переписка
разъяснительная и информационная работа в отношении практической реализации государственной программы;
получение информации о возможностях предприятий транспорта общего пользования по реализации государственной программы, в том числе в части их приведения в соответствие с требованиями по оборудованию транспортных средств для инвалидов
Муниципальные и частные предприятия транспорта общего пользования
Национальная ассоциация предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта
Приложение 5
УПРАВЛЕНИЕ
ВОПРОСАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФОИВ С РЕФЕРЕНТНЫМИ ГРУППАМИ
1. Руководитель ФОИВ:
утверждает сводный перечень референтных групп и их участников;
утверждает планы взаимодействия и отчет.
2. Куратор проекта (заместитель руководителя) ФОИВ
3. Руководитель проектной группы (директор департамента, начальник управления)
4. Проектная рабочая группа по реализации Концепции открытости или Проектная группа по взаимодействию с референтными группами:
формирует сводный перечень референтных групп и список их участников;
направляет запрос в структурные подразделения на формирование планов взаимодействия с референтными группами по темам, которые относятся к их компетенции;
аккумулирует планы взаимодействия от структурных подразделений;
готовит сводный отчет о результатах взаимодействия.
5. Ответственное лицо (структурное подразделение) в структуре проектной группы осуществляет:
общую техническую координацию проекта;
сопровождение работы руководителя проектной группы;
составление ведомственного плана (и дополнительного плана, если он будет составлен), регламента, приказа и т.д.
6. Руководитель структурного подразделения:
назначает (при необходимости) ответственного(-ых) по вопросам взаимодействия с референтными группами;
утверждает вопросы (темы, НПА) для обсуждения с референтными группами для включения в план;
согласовывает перечень референтных групп и их участников;
утверждает план мероприятий.
7. Структурные подразделения:
предлагают вопросы (темы, НПА) для обсуждения с референтными группами для включения в план взаимодействия;
формируют перечни референтных групп с учетом функций данного подразделения;
формируют списки участников референтных групп;
предлагают каналы, инструменты и способы, отвечающие целям взаимодействия;
осуществляют планирование мероприятий по взаимодействию;
осуществляют подготовку и направление материалов участникам референтных групп для рассмотрения;
информируют участников референтных групп о дате и времени проведения мероприятий по взаимодействию;
осуществляют сбор и анализ поступивших замечаний и предложений от участников референтных групп;
ведут учет предложений и замечаний и результатов их рассмотрения;
проводят опрос удовлетворенности референтных групп процессом взаимодействия;
готовят отчеты о результатах взаимодействия;
направляют информацию о результатах взаимодействия для подготовки сводных отчетов и для размещения на сайте ФОИВ.
8. Структурные подразделения, ответственные за информационные технологии, обращения граждан, функционирование Общественного совета, и пресс-служба, осуществляют:
организационно-техническую поддержку структурных подразделений и руководителя проектной группы при проведении мероприятий;
размещение информации на официальном сайте ФОИВ;
взаимодействие с федеральными и региональными СМИ;
организацию и медиа-сопровождение специализированных мероприятий с референтными группами и др.
Приложение 6
Протокол
учета результатов обсуждения НПА с референтными группами
Результаты обобщения предложений референтных групп по корректировке НПА фиксируются в форме таблицы с дополнением, при необходимости, текстовой копией изменяемого акта с графическим отражением новой редакции.
N
Наименование НПА
Положение НПА, подлежащее изменению
(дополнению, отмене)
Предложение РГ по изменению данного положения
Реакция ФОИВ
(принято к рассмотрению либо отклонено), возможно, с обоснованием
Итоговая формулировка
1.
2.
Приложение 7
Сводная таблица учета ключевых замечаний
N
Комментарии, предложения
Статус
(принято либо отклонено)
Комментарий
(причина отклонения)
1.
2.
Приложение 8
ВОЗМОЖНАЯ СХЕМА
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФОИВ
С РЕФЕРЕНТНЫМИ ГРУППАМИ
Приложение 9
Пример опросной анкеты
для оценки удовлетворенности референтных групп качеством
взаимодействия с ФОИВ (для проведения опроса
собственными силами)
Анкета является примерной, рекомендуется ФОИВ скорректировать в зависимости от опрашиваемой аудитории
Информированность:
1. Знаете ли Вы о существовании ФОИВ?
- Хорошо знаю, специально интересуюсь работой этого органа власти
- О существовании данного органа власти знаю, но специально его работой не интересуюсь
- Впервые слышу о существовании данного органа власти
2. Какой информации Вам не хватает о деятельности ФОИВ:
- О текущей деятельности по отдельным направлениям
- О планах работы и результатах работы
- О способах участия в обсуждении проектов решений, проектов НПА
- О способах подачи обращений
- О реакции на обращения
- О расходовании средств
- О фактах коррупции и борьбе с ней
- О личном приеме представителями ФОИВ
- О принятых решениях по различным вопросам
- О способах оценки качества предоставляемых государственных услуг
3. Осведомлены ли Вы о следующих направлениях деятельности ФОИВ в текущем году и, в какой степени?
Указать ключевые цели на текущий год, релевантные для опрашиваемой референтной группы
(до 5)
Хорошо осведомлен
Скорее осведомлен
Скорее не осведомлен
Абсолютно не осведомлен
Затрудняюсь ответить
4. Осведомлены ли Вы о следующих решениях, принятых ФОИВ в текущем году?
Указать ключевые общественно значимые НПА, решения, принятые ФОИВ в текущем году
(до 5)
Хорошо осведомлен
Скорее осведомлен
Скорее не осведомлен
Абсолютно не осведомлен
Затрудняюсь ответить
5. Какие источники получения информации для Вас наиболее предпочтительны:
СМИ
Официальный сайт ФОИВ
Аккаунты ФОИВ в социальных сетях
Информация, распространяемая в социальных сетях другими пользователями
Тематические сайты ФОИВ
Тематические онлайн-форумы,
Общегосударственные "проекты" (https://regulation.gov.ru/, http://programs.gov.ru/Portal/, http://data.gov.ru/, https://vashkontrol.ru/ и др.)
Интернет-блоги
Адресная рассылка, организованная ФОИВ
Адресная рассылка, организованная совещательными и экспертными органами ФОИВ и Правительства РФ, профессиональными объединениями и общественными организациями в сфере моей компетенции
Переписка через электронную и обычную почту с ФОИВ
Электронный и личный прием ФОИВ
Прямая линия с руководством ФОИВ
Тематические конференции, круглые столы, вебинары, проводимые ФОИВ
Тематические конференции, круглые столы, вебинары, проводимые общественными объединениями, организациями
Горячие линии (телефоны) доверия ФОИВ
Мобильные приложения для смартфонов
Информационные материалы, буклеты, листовки
Информационно-справочные службы
Информационные экраны в помещениях ФОИВ для приема посетителей (клиентов)
Иные (укажите)
Понятность:
1. Понятны ли Вам те значимые решения (НПА), принятые ФОИВ в текущем году, с точки зрения следующих критериев:
- Как изменится ситуация в регулируемой отрасли с принятием данного решения (НПА) (соотношение "до" и "после")
- Чем вызвана необходимость принятия данного решения
- Какой негативный и позитивный эффект будет иметь принятое решение (НПА) для Вас
2. Понятны ли Вам основные цели, задачи, направления и причины проводимой политики в сфере компетенции ФОИВ?
- Да, понятны
- В целом, понятны для сферы моей компетенции
- Непонятны в части (выбрать: причин принимаемых мер, влияния данных мер на сферу моей компетенции, ожидаемых результатов и т.п.)
- Абсолютно непонятны
3. Какие форматы предоставления информации для Вас наиболее предпочтительны и понятны:
Стандартный пакет официальных документов (проект НПА, пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование и т.п.)
Приложения к официальным документам в виде текстовых пояснений
Приложения к официальным документам в виде наглядных графических представлений материала
Приложения к официальным документам в виде наглядных аудио и видео представлений материала
Вовлеченность:
1. Осведомлены ли Вы о способах обращения в ФОИВ? Назовите их.
2. Вы лично в течение последнего года принимали участие в разработке/экспертизе отдельных решений, проектов решений оцениваемого органа власти, принимали ли Вы участие в публичных мероприятиях по обсуждению деятельности ФОИВ, реализуемой политики?
- Принимал личное участие в разработке/экспертизе отдельных решений, проектов решений, которые разрабатывал орган власти
- Принимал участие в публичных мероприятиях по обсуждению деятельности ФОИВ, реализуемой политики
- Личное участие не принимал, но обращался в этот орган власти письменно со своими предложениями, рекомендациями, своим мнением по разным вопросам
- Ни в чем подобном участие в течение последнего года не принимал
3. Если да, то в каком формате было организовано данное участие?
Перечислить те инструменты и способы взаимодействия, которые применяет ФОИВ во взаимодействии с референтными группами
4. Было ли в итоге Ваше мнение учтено?
- Было учтено полностью
- Было учтено частично
- Не было учтено
5. По Вашему мнению, это обсуждение носило формальный или содержательный характер?
- Скорее формальный
- Скорее содержательный
6. Удовлетворены ли Вы уровнем взаимодействия с ФОИВ?
- Полностью удовлетворен
- Скорее удовлетворен
- Скорее не удовлетворен
- Никакого взаимодействия нет
7. Какие инструменты взаимодействия для Вас предпочтительны:
Обсуждение на портале regulation.gov.ru
Онлайн обсуждение, организованное на сайте ФОИВ или ином тематическом сайте, созданном ФОИВ
Личное участие в очных обсуждениях, организованных ФОИВ
Участие в регулярных рабочих группах, организованных ФОИВ, экспертными и консультационными советами, общественным советом
Участие в обсуждениях, организованное посредством адресной электронной рассылки
Иные формы (укажите)