Рейтинг@Mail.ru

"Методические рекомендации по разработке межрегионального плана действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

Утверждаю

Заместитель Министра

Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий

генерал-полковник внутренней службы

А.П.ЧУПРИЯН

28 июня 2013 г. N 2-4-87-10-14

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ

(ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ) ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Общие положения

1. В соответствии с Российским законодательством органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).

МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах <*>.

--------------------------------

<*> Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".

2. В целях обеспечения согласованности действий в вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение указанных вопросов.

3. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках РСЧС осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" <**>.

--------------------------------

<**> Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

4. Отнесение сведений, содержащихся в Плане действий, к информации ограниченного доступа производится в порядке, установленном требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.

Порядок разработки, корректировки и утверждения

межрегионального плана действий (взаимодействия)

по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера

1. Разработку межрегионального плана действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - план действий (взаимодействия)) осуществляет региональный центр МЧС России в тесном взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

2. План действий (взаимодействия) разрабатывается на срок не более 5 лет. По истечении указанного срока план действий (взаимодействия) перерабатывается.

3. Корректировка плана действий (взаимодействия) производится ежегодно к 1 апреля.

Организует разработку и корректировку плана действий (взаимодействия) структурное подразделение регионального центра МЧС России по решению руководителя.

4. План действий (взаимодействия) подписывается начальником регионального центра МЧС России, утверждается Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и согласовывается с полномочным представителем Президента Российской Федерации по федеральному округу.

5. В плане действий (взаимодействия) в обязательном порядке рассматривается вопрос организации взаимодействия, управления и действий сил при различных режимах функционирования и уровнях реагирования.

6. Действия по ликвидации ЧС регионального уровня и ниже в плане действий (взаимодействия) не рассматриваются. Определяются только вопросы оказания помощи силами и средствами при их недостаточности.

Требования к оформлению плана действий (взаимодействия)

1. План действий (взаимодействия) разрабатывается в виде отдельных книг в твердом переплете формата А-4. Ориентация страниц альбомная. Сшивание производится по короткой стороне листа. Шрифт текста Times New Roman, формат шрифта в тексте - 13 или 14, в таблицах - 12 или 10. Формат шрифта в заголовках разделов и глав - 16 полужирный. В заголовках отдельных пунктов - 13 - 14 полужирный.

Печатание текста производится на каждой странице. Номер страницы проставляется сверху по центру.

2. Приложения оформляются в виде графических (карты, схемы) и текстовых документов.

Требования к оформлению текстовых документов приложений аналогичны требованиям к оформлению текста основного плана.

Схемы оформляются с использованием компьютерной графики на листах формата А-3. Для хранения схемы складываются до формата А-4 и сшиваются в общий документ.

3. Общие требования к оформлению графических документов.

Обстановку на карты и схемы наносят условными обозначениями и знаками, приведенными в ГОСТ Р 22.0.10-96.

В случаях применения не предусмотренных настоящим стандартом обозначений и знаков их значение должно быть расшифровано в таблице "Условные знаки и обозначения", размещаемой на карте (схеме) в правом нижнем углу.

Полнота нанесенной обстановки на карту определяется объемом сведений, необходимых для управления силами и средствами ликвидации ЧС. Точность (достоверность) нанесенной обстановки на карту достигается ее соответствием действительному положению различных формирований сил и средств ликвидации ЧС на местности и реальным последствиям воздействия источников ЧС.

Все надписи располагать параллельно нижнему (верхнему) обрезу карты; буквы и цифры писать без связок, сообразуя их размер с масштабом карты; надписи могут быть сделаны на свободном месте карты со стрелкой к условному знаку.

При оформлении карты необходимо соблюдать следующие требования:

данные обстановки наносят тонкими линиями и установленными условными знаками, не затемняя топографическую основу карты (плана) и надписей на ней;

органы управления наносят на карту так, чтобы вертикальная линия условного знака (флажка) у основания упиралась в точку его фактического нахождения на местности;

при нанесении на карту нескольких положений группировок, соответствующих разным моментам времени, условные знаки необходимо дополнять штрихами, пунктирными линиями или подтушевывать различными цветами. Время, к которому относят то или иное положение сил и средств РСЧС, указывают под наименованием части, формирования внутри условного знака или рядом с ним.

Карта в готовом виде должна иметь прямоугольную форму (размер 1800 x 2200). Масштаб карты должен обеспечивать отображение всех планируемых мероприятий на территории Федерального округа (рекомендуемый 1:500000). Карта окаймляется по периметру багетом, при этом координатная сетка должна быть сохранена.

При хранении карты складываются по формату листа А-4. В правом верхнем углу на оборотной стороне карты наклеивается титульный лист с необходимыми реквизитами.

Общие требования к карте изложены в Приложении N 1.

Структура плана действий (взаимодействия)

План действий (взаимодействия) включает общую часть, содержащую общие данные, не затрагивающие специфику реагирования и защиты населения и территорий, и порядок действий, определяющий порядок реагирования по видам ЧС.

План действий (взаимодействия) состоит из карты, основной текстовой части и приложений.

Документы, определяющие порядок реагирования по видам ЧС, разрабатываются в виде законченной книги (брошюры), что упрощает пользование ими.

I. Общая часть

1. Краткая характеристика РСЧС Федерального округа

1.1. Краткая характеристика федерального округа (население, площадь, административно-территориальное деление, промышленность, энергетика, агропромышленный комплекс, транспорт).

1.2. Географические и климатические особенности территории, влияющие на формирование источников чрезвычайных ситуаций.

1.3. Экономическая характеристика территорий федерального округа и техногенные факторы, влияющие на безопасность жизнедеятельности населения.

1.4. Органы управления РСЧС.

1.5. Состав сил и средств постоянной готовности.

1.6. Состав общей группировки сил (БЧС).

1.7. Силы и средства, предназначенные для ликвидации ЧС в рамках взаимодействия, их состав, задачи и возможности.

1.8. Резерв материальных и финансовых ресурсов.

2. Выводы из оценки обстановки на территории федерального округа Российской Федерации исходя из существующих рисков

2.1. Оценка источников рисков возникновения чрезвычайных ситуаций (масштабы, последствия, источники возникновения и уровень реагирования).

Риски возникновения ЧС техногенного характера:

Риски возникновения ЧС на транспорте.

2.1.1. Риски возникновения ЧС на автомобильном транспорте.

2.1.2. Риски возникновения ЧС на железнодорожном транспорте.

2.1.3. Риски возникновения ЧС на объектах воздушного транспорта.

2.1.4. Риски возникновения ЧС на объектах речного транспорта.

2.1.5. Риски возникновения ЧС на объектах морского транспорта.

Риски возникновения ЧС на потенциально опасных объектах.

2.1.6. Риски возникновения аварий на РОО, ХОО, БОО.

2.1.7. Риски возникновения аварий на газо-, нефте-, аммиако-, продуктопроводах.

2.1.8. Риски возникновения ЧС на объектах, обслуживаемых Управлением ВГСЧ.

Риски возникновения ЧС природного характера:

2.1.9. Риски возникновения природных пожаров на территории федерального округа.

2.1.10. Риски подтопления (затопления) на территории федерального округа.

2.1.11. Риски возникновения землетрясений.

2.1.12. Риски возникновения геологических опасных явлений (лавин, селей, оползней).

Риски возникновения ЧС биолого-социального характера:

2.1.13. Риски заболевания сельскохозяйственных животных и растений.

2.2. Общие выводы из оценки обстановки

3. Основные мероприятия, проводимые органами управления и силами РСЧС федерального округа Российской Федерации при введении различных режимов функционирования (ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ и ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ)

3.1. Основные мероприятия, проводимые органами управления и силами РСЧС при введении различных режимов функционирования.

3.2. Календарный план работы руководителя при введении для органов управления и сил РСЧС федерального округа Российской Федерации режимов функционирования ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ И ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ.

4. Организация эвакуации и первоочередного жизнеобеспечения населения

5. Порядок организации взаимодействия

6. Организация управления РСЧС на межрегиональном уровне

6.1. Наличие пунктов управления.

6.2. Система оповещения и связи.

6.3. Порядок организации управления в повседневной деятельности и при ликвидации ЧС.

II. Порядок действий (взаимодействия) органов управления

и сил РСЧС федерального округа Российской Федерации

при ликвидации ЧС

Раздел отрабатывается отдельно по каждому виду ЧС в виде законченной книги (брошюры).

1. Порядок действий (взаимодействия) по ликвидации ЧС техногенного характера:

На транспорте:

1.1. На объектах автомобильного транспорта.

1.2. На объектах железнодорожного транспорта.

1.3. На объектах воздушного транспорта.

1.4. На объектах речного транспорта.

1.5. На объектах морского транспорта.

На потенциально опасных объектах:

1.6. На РОО, ХОО, БОО.

1.7. На объектах электроснабжения.

1.8. Гидродинамических аварий.

1.9. На газо-, нефте-, аммиако-, продуктопроводах.

1.10. На объектах, обслуживаемых Управлением ВГСЧ.

2. Порядок действий (взаимодействия) по ликвидации ЧС природного характера:

2.1. Природных (лесных, торфяных, ландшафтных) пожаров рассматривается в рамках Плана предупреждения и ликвидации возможных ЧС в период возникновения природных пожаров на территории федерального округа.

2.2. Землетрясений.

2.3. Геологических опасных явлений (лавин, селей, оползней).

2.4. Подтопления (затопления) - рассматривается в рамках Плана мероприятий по смягчению рисков и реагированию на ЧС в период прохождения весеннего половодья на территории федерального округа.

Общая структура раздела плана действий (взаимодействия):

"Порядок действий (взаимодействия) органов управления

и сил по видам ЧС"

1. Сценарии чрезвычайной ситуации межрегионального уровня при различных вариантах развития. К сценарию прилагается схема возможной обстановки на картографической основе с выносками по источникам ЧС.

2. Замысел действий при угрозе и возникновении ЧС межрегионального уровня (сосредоточение основных усилий, последовательность и способы выполнения задач, расчет сил, порядок построения, эшелонирование).

3. Мероприятия по защите населения от поражающих факторов ЧС (оповещение; радиационная и химическая защита; медицинская и инженерная защита; эвакуация и организация первоочередного жизнеобеспечения населения).

4. Организация взаимодействия (силы и средства взаимодействующих органов управления ФП РСЧС, задачи, решаемые в составе общей группировки).

5. Организация управления.

6. Всестороннее обеспечение работ по ликвидации ЧС (разведка, радиационная и химическая защита, инженерное, противопожарное, гидрометеорологическое, техническое, метрологическое, материальное, медицинское и психологическое обеспечение, комендантская служба и охрана общественного порядка).

Методика разработки плана действий (взаимодействия)

1. Содержание и методика разработки раздела "Краткая характеристика федерального округа Российской Федерации"

Глава 1.1. "Краткая характеристика федерального округа Российской Федерации"

В главе указываются:

географическое положение федерального округа Российской Федерации, протяженность с Севера на Юг, с Запада на Восток, протяженность границ, площадь федерального округа, иностранные государства, с которыми имеется общая граница;

численность населения, средняя плотность, демографический состав населения;

административно-территориальное деление (республики, края, области, автономные округа).

Глава 1.2. Географические и климатические особенности территории, влияющие на формирование источников чрезвычайных ситуаций

В главе указываются:

характеристики рельефа, климата, гидрографии, растительности, геологических процессов и особенностей территории, оказывающие влияние на формирование очагов природных чрезвычайных ситуаций.

Глава 1.3. Экономическая характеристика федерального округа Российской Федерации и техногенные факторы, влияющие на безопасность жизнедеятельности населения

В главе указываются:

характеристики и тенденции экономических процессов, состояние инфраструктуры, объектов экономики, систем жизнеобеспечения, влияющие на формирование очагов техногенных чрезвычайных ситуаций. Техногенные процессы, оказывающие негативное воздействие на состояние среды обитания населения.

Глава 1.4. Органы управления РСЧС

В главе указываются:

органы управления РСЧС на всех уровнях. Состав и задачи, определенные нормативными документами для координационных органов управления РСЧС, постоянно действующих органов управления, органов повседневного управления в различных режимах функционирования;

организация работы и порядок функционирования оперативных штабов.

Глава 1.5. Состав сил и средств постоянной готовности

Состав сил и средств постоянной готовности, принадлежность, предназначение и возможности, порядок привлечения.

Глава 1.6. Состав общей группировки сил (БЧС)

Состав общей группировки сил и средств, принадлежность, предназначение и возможности. Порядок привлечения.

Глава 1.7. Силы и средства, предназначенные для ликвидации ЧС в рамках взаимодействия, их состав, задачи и возможности

Состав сил и средств, выделяемый для ликвидации ЧС в рамках взаимодействия, принадлежность, предназначение и возможности. Порядок привлечения.

Глава 1.8. Резерв материальных и финансовых ресурсов

Наличие и порядок использования резервов финансовых и материальных ресурсов.

Номенклатура резервов материальных ресурсов и места хранения.

2. Содержание и методика разработки раздела "Выводы из оценки обстановки на территории федерального округа Российской Федерации исходя из существующих рисков"

2.1. Оценка источников рисков возникновения чрезвычайных ситуаций

Риски возникновения ЧС техногенного характера:

2.1.1. Риски возникновения ЧС на автомобильном транспорте.

В разделе указываются общие сведения, общая характеристика ФАД субъекта РФ, характеристики тоннелей, характеристика мостов, участки ФАД, подверженные воздействию опасных природных и техногенных явлений, риски возникновения ЧС на федеральной трассе, характеристика автовокзалов.

2.1.2. Риски возникновения ЧС на железнодорожном транспорте.

В разделе указываются общие сведения по железной дороге, характеристика тоннелей, характеристика мостов, участки ж/д, подверженные воздействию опасных природных и техногенных явлений, риски возникновения ЧС на отделении железной дороги, характеристика ж/д вокзалов.

2.1.3. Риски возникновения ЧС на объектах воздушного транспорта.

В разделе указывается общая характеристика воздушных авиалиний, общая характеристика аэродромов и вертолетных площадок, сведения о резервных источниках электроснабжения на территории аэродромов. Наличие мест размещения при задержке рейсов в аэропортах. Общая информация аэропорта, общая характеристика аэропорта. Информация о представительствах авиакомпаний и сторонних организаций на территории аэропорта.

Характеристика прилегающих лечебно-профилактических учреждений.

2.1.4. Риски возникновения ЧС на объектах речного транспорта.

В разделе указывается характеристика рек на территории федерального округа Российской Федерации, характеристика речных портов на территории федерального округа Российской Федерации, характеристика опасных участков на реках. Список организаций, контролирующих судоходство и зоны ответственности на водных объектах.

Данные по боновым заграждениям, сорбирующим веществам, реагентам на территории Федерального округа Российской Федерации.

Сведения по пляжам Федерального округа Российской Федерации.

2.1.5. Риски возникновения ЧС на объектах морского транспорта.

В разделе указывается характеристика морских портов, информация о судах, приписанных к морским портам, характеристика опасных участков.

Риски возникновения ЧС на потенциально опасных объектах

2.1.6. Риски возникновения аварий на РОО, ХОО, БОО.

В разделе указывается перечень РОО. Общая характеристика РОО. Подразделения, специализированные для работ при ликвидации аварий на РОО. Характеристика защитных сооружений.

В разделе указывается общая характеристика ХОО. Показатели ХОО. Подразделения, специализированные для работ при ликвидации аварий на ХОО. Оценка возможного ущерба в случае аварии на ХОО.

В разделе указывается общая характеристика БОО, подразделения, специализированные для работ при ликвидации аварий на БОО, перечень БОО.

2.1.7. Риски возникновения аварий на газо-, нефте-, аммиако-, продуктопроводах.

В разделе указывается общая информация о газо-, нефте-, аммиако-, продуктопроводах.

2.1.8. Риски возникновения ЧС на объектах, обслуживаемых подразделениями ВГСЧ.

В разделе указываются риски возникновения ЧС на объектах, обслуживаемых подразделениями ВГСЧ. Общая характеристика объектов, обслуживаемых Управлением ВГСЧ. Характеристика шахт.

Риски возникновения ЧС природного характера.

2.1.9. Риски возникновения природных пожаров - рассматриваются в рамках Плана предупреждения и ликвидации возможных ЧС в период возникновения природных пожаров на территории федерального округа.

2.1.10. Риски подтопления (затопления) - рассматриваются в рамках Плана мероприятий по смягчению рисков и реагированию на ЧС в период прохождения весеннего половодья на территории федерального округа Российской Федерации.

2.1.11. Риски возникновения землетрясений.

В разделе указываются сведения о сейсмологических станциях. Общая характеристика рисков возникновения землетрясений. Классификация зданий MMSK-86. Общее количество потенциально опасных объектов и объектов экономики (в том числе социально-значимых), попадающих в зону возможного землетрясения с разбивкой по субъектам Российской Федерации.

Резервы материальных ресурсов.

Характеристика объектов экономики, попадающих в зону возможного землетрясения.

2.1.12. Риски возникновения метеорологических опасных явлений (лавин, селей, оползней).

В разделе указывается общая характеристика рисков возникновения опасных геологических явлений (лавин, селей, оползней). Характеристика опасных участков, подверженных сходу (лавин, селей, оползней).

2.1.13. Риски заболевания сельскохозяйственных животных и растений.

В разделе рассматриваются общие сведения о скотомогильниках, сведения по заболеваниям сельскохозяйственных животных, сведения по заболеваниям сельскохозяйственных растений.

2.2. Общие выводы из оценки обстановки

В разделе на основании средних многолетних наблюдений погодных условий и явлений, проведенном анализе частоты и периодичности возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий) природного и техногенного характера с учетом антропогенных факторов, а также анализе существующих источников рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на территории федерального округа Российской Федерации строится прогноз возможной обстановки.

Отражается общий вывод о необходимом и достаточном количестве и уровне подготовки формирований РСЧС на межрегиональном уровне для ликвидации чрезвычайных ситуаций (с учетом различных факторов), а также потребность в оказании дополнительной помощи со стороны федерального центра силами и средствами, финансовыми и материальными ресурсами.

3. Основные мероприятия, проводимые органами управления и силами РСЧС при введении различных режимов функционирования (ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ и ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ)

3.1. Основные мероприятия, проводимые органами управления и силами РСЧС при введении различных режимов функционирования.

В разделе отражается перечень мероприятий, установленный нормативными документами федерального округа Российской Федерации, которые должны быть выполнены при введении для органов управления и сил Ф и ТП РСЧС федерального округа Российской Федерации (сил постоянной готовности, полного состава сил) режимов функционирования ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ и ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ.

Указывается порядок выполнения этих мероприятий, сроки, привлекаемые силы.

В режиме ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ:

подготовка нормативного документа полномочного представителя Президента Российской Федерации о введении для органов управления и сил соответствующих режимов функционирования;

определение перечня органов управления и сил, для которых изменяется режим функционирования в зависимости от вида ЧС;

усиление контроля за состоянием окружающей среды (изменение сроков представления информации, состава сил и средств);

организация прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий (кто выполняет и к какому сроку, в чем отличие от режима повседневной деятельности);

введение круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления на повседневных пунктах управления;

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях;

информирование населения о приемах и способах защиты от ЧС;

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях (перечень мероприятий, привлекаемые силы и средства, финансовые затраты);

уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

Дополнительно в режиме ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ:

проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

3.2. Календарный план руководителя при введении для органов управления и сил РСЧС федерального округа Российской Федерации режимов функционирования ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ И ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ.

Календарный план руководителя при введении для органов управления и сил РСЧС федерального округа Российской Федерации режимов функционирования ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ И ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ разрабатывается в соответствии с Приложением N 2 к методическим рекомендациям по разработке плана действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федерального округа Российской Федерации.

4. Организация эвакуации и первоочередного жизнеобеспечения населения

В разделе рассматриваются вопросы планирования и организации эвакуации населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (работа эвакуационных органов: эвакуационных комиссий, эвакоприемных комиссий, сборных эвакуационных пунктов, приемных эвакуационных пунктов, промежуточных пунктов эвакуации, пунктов посадки (высадки)), а также мероприятия экстренной (безотлагательной) эвакуации населения (без развертывания эвакоорганов).

Наличие и организация работы пунктов временного размещения населения (вместимость, места расположения).

Наличие городков жизнеобеспечения населения и порядок их функционирования.

Предварительные расчеты численности населения, подлежащего эвакуации, распределение транспортных средств по пунктам посадки, уточнение расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами.

Подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, оборудование мест привалов.

Приведение в готовность имеющихся защитных сооружений (при угрозе радиационных аварий).

5. Порядок организации взаимодействия

В разделе раскрывается порядок взаимодействия по месту, времени и способам действий сил и средств межрегионального уровня в соответствии с задачами, решаемыми в составе общей группировки сил.

6. Организация управления

6.1. Наличие пунктов управления.

В разделе указывается наличие и готовность к работе повседневного (подвижного), запасного пунктов управления, места дислокации (развертывания), возможности.

6.2. Система оповещения и связи.

В разделе рассматривается готовность автоматизированных систем оповещения к приему сигналов.

Наличие и исправность технических средств оповещения личного состава, региональных автоматизированных систем централизованного оповещения населения, локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах.

Создание комплексной системы экстренного оповещения населения при угрозе возникновения (возникновении) ЧС природного и техногенного характера.

Организация работы в радиосетях МЧС России, регионального центра, военного округа, по телеграфным каналам открытой связи, на аппаратуре М-468Р и специальных сотовых телефонах М-500 (М-633С) <***>.

--------------------------------

<***> Работа на специальных сотовых телефонах М-500 (М-633С) организовывается в ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также в ГУ МЧС России по г. Москве.

6.3. Порядок организации управления в повседневной деятельности и при ликвидации ЧС.

Рассматривается порядок организации управления в режиме повседневной деятельности по штатной схеме.

При организации управления в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации рассматриваются вопросы организации работы, оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций с привлечением должностных лиц взаимодействующих органов управления, оперативных групп (регионального центра МЧС России, ЦУКС регионального центра МЧС России, главного управления МЧС России, гарнизонов пожарной охраны, муниципальных образований), основные задачи, решаемые в рамках РСЧС.

Общие принципы построения вертикали управления с охватом всех штатных и нештатных органов и средств управления.

Приложение N 1

ПЛАН

ДЕЙСТВИЙ (ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ) ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приложение N 2

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

РУКОВОДИТЕЛЯ ПРИ ВВЕДЕНИИ ДЛЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ РСЧС

ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕЖИМОВ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ

И ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ

Примерный перечень вопросов, сроки и исполнители

Приложение N 3

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ

РАЗДЕЛОВ "ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ (ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ)

ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И СИЛ ПО ВИДАМ ЧС"

1. Сценарии чрезвычайной ситуации при различных вариантах развития.

Рассматривается сценарий развития ЧС с учетом максимально возможных неблагоприятных факторов.

2. Замысел действий при угрозе и возникновении ЧС

В разделе указываются мероприятия, на которых необходимо сосредоточить основные усилия с целью достижения наиболее эффективного выполнения задач по ликвидации ЧС, с учетом приоритетных вопросов, направленных на сохранение жизни и здоровья людей, попавших под воздействие источника ЧС, а также осуществляющих ликвидацию его последствий.

Указывается последовательность проведения работ по ликвидации ЧС, направленных на достижение наиболее эффективного выполнения задач, с учетом применения высокотехнологичных образцов техники, инструментов и материалов, с указанием способов и методов (методик) решения вопросов ликвидации ЧС.

Осуществляется распределение сил РСЧС по эшелонам, с указанием количественных показателей людских ресурсов и техники, с наименованием подразделений (организаций) и ведомственной принадлежностью.

3. Мероприятия по защите населения от поражающих факторов ЧС

Мероприятия по защите населения, с указанием привлекаемых сил, сроков выполнения, ответственных исполнителей и наличием ресурсов на каждое мероприятие, сводятся в таблицу.

Мероприятия по снижению негативных последствий, выполняемые при угрозе возникновения ЧС (по форме)

Перечень пунктов временного размещения

Расчет транспортных средств для эвакуации населения из районов возможных ЧС

Расчеты на проведение эвакуации

4. Организация взаимодействия

В разделе раскрывается порядок взаимодействия по месту времени и способам действий сил и средств РСЧС в соответствии с задачами, решаемыми в составе общей группировки сил для конкретного вида ЧС.

5. Организация управления

Рассматривается порядок организации управления в режиме повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, вопросы организации работы оперативного штаба регионального центра ликвидации чрезвычайных ситуаций, с привлечением должностных лиц взаимодействующих органов управления, оперативных групп (федерального округа, ЦУКС регионального центра, главного управления), основные задачи, решаемые в рамках РСЧС.

Общие принципы построения вертикали управления, с охватом всех штатных и нештатных органов и средств управления.

6. Всестороннее обеспечение работ по ликвидации ЧС

В разделе раскрывается порядок организации основных видов обеспечения (разведка, радиационная и химическая защита, инженерное, противопожарное, гидрометеорологическое, техническое, метеорологическое, материальное, медицинское и психологическое обеспечение, комендантская служба и охрана общественного порядка).

Вопросы обеспечения отрабатываются по каждому виду обеспечения и включают: задействованные силы, средства, их источники и порядок восполнения, сроки, ответственные за каждое мероприятие.

Порядок действий по видам ЧС отрабатывается по аналогии, с учетом особенностей территорий и развития чрезвычайных ситуаций.

Другие документы по теме
Ошибка на сайте