"Методические рекомендации по внедрению механизмов (инструментов) открытости в деятельность территориальных органов ФССП России"
Утверждаю
Директор Федеральной службы
судебных приставов - главный судебный
пристав Российской Федерации
А.О.ПАРФЕНЧИКОВ
30 декабря 2014 г. N 0005/25
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВНЕДРЕНИЮ МЕХАНИЗМОВ (ИНСТРУМЕНТОВ) ОТКРЫТОСТИ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФССП РОССИИ
I. Общие положения
Методические рекомендации по внедрению механизмов (инструментов) открытости в деятельность территориальных органов ФССП России (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации", Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", федеральными законами от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", указами Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера", от 4 августа 2006 г. N 842 "О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2013 г. N 508), от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", постановлениями Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти", от 24 ноября 2009 г. N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти", от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", от 16 августа 2012 г. N 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и ее должностных лиц", от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения", от 12 декабря 2012 г. N 1284 "Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей", типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным решением Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г., едиными требованиями к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов федеральных государственных органов, посвященных вопросам противодействия коррупции, утвержденными Минтрудом России от 26 ноября 2012 г., примерным положением об Общественном совете при федеральном органе исполнительной власти, одобренным протоколом заочного заседания совета Общественной Палаты Российской Федерации от 16 октября 2013 г. N 59-С, методическими рекомендациями о публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления и техническими требованиями к публикации открытых данных, разработанными Минэкономразвития России и утвержденными протоколом от 4 июня 2013 г. N 4 заседания Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства.
II. Цели и задачи Методических рекомендаций
Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации (далее - Концепция открытости) 30 января 2014 года, направлена на качественное изменение системы современного государственного управления. В ее основу заложены принципы открытости и прозрачности государственного управления, подотчетности и подконтрольности власти гражданскому обществу, а также широкого использования современных информационных технологий и новых средств коммуникации в осуществлении взаимодействия с гражданами.
Концепцию открытости дополняют Методические рекомендации по реализации принципов открытости, а также методики мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти. Методики утверждены протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства от 26 декабря 2013 г. N АМ-П36-89пр.
Концепция открытости, методические рекомендации и методики составляют Стандарт открытости федеральных органов исполнительной власти.
Концепция открытости призвана упорядочить и систематизировать деятельность федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ) при внедрении идеологии открытости в государственном управлении. Это означает необходимость разработки новых и (или) совершенствование существующих механизмов работы федерального органа исполнительной власти с социально значимой информацией, способов ее раскрытия, взаимодействия с профессиональным и экспертным сообществом.
Реализация Концепции открытости в территориальных органах ФССП России будет способствовать:
выполнению задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
упрощению взаимодействия граждан и территориальных органов ФССП России;
повышению качества решений, принимаемых территориальными органами ФССП России, результатов реализации государственных решений и их регулирующего воздействия;
повышению уровня доверия граждан к деятельности территориальных органов ФССП России и удовлетворенности ее результатами.
Целью настоящих Методических рекомендаций является формирование системы предложений, позволяющих территориальным органам ФССП России обеспечить внедрение принципов открытости государственного управления в своей деятельности.
III. Принципы открытого государственного управления
Открытость органов государственной власти достигается через соблюдение при реализации государственных полномочий и функций следующих принципов:
принципа информационной открытости - предполагает своевременное предоставление информации о деятельности территориальных органов ФССП России, доступ к которой специально не ограничен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, которая является открытой, общедоступной и достоверной, в формате, удобном для ее поиска, обработки и дальнейшего использования, в том числе в форме открытых данных;
принципа понятности - представление целей, задач, планов и результатов деятельности территориальных органов ФССП России в форме, обеспечивающей простое и доступное восприятие обществом информации о деятельности указанных органов власти;
принципа вовлеченности гражданского общества - обеспечение возможности участия граждан Российской Федерации, общественных объединений и предпринимательского сообщества в разработке и реализации управленческих решений с целью учета их мнений и приоритетов, а также создания системы постоянного диалога;
принципа подотчетности - раскрытие территориальными органами ФССП России информации о своей деятельности с учетом запросов и приоритетов гражданского общества, обеспечивающей возможность осуществления гражданами, общественными объединениями и предпринимательским сообществом контроля деятельности указанных органов.
IV. Основные механизмы реализации Концепции открытости
в ФССП России и ее территориальных органах
Реализация принципов открытости осуществляется путем применения соответствующих основных механизмов (инструментов).
Внедрение механизмов (инструментов) открытости государственного управления в территориальных органах ФССП России в первую очередь направлено на:
повышение кадрового потенциала государственной гражданской службы;
повышение качества принимаемых управленческих решений и наиболее полного использования потенциала общества в разработке принимаемых решений и реализации отдельных государственных функций;
снижение уровня коррупции;
повышение качества государственных услуг, а также уровня удовлетворенности населения качеством государственных услуг;
рост доверия между ФССП России и обществом.
К основным механизмам открытости в Концепции открытости отнесены: работа с референтными группами; принятие планов до 2018 года и публичных деклараций целей и задач на каждый год, их общественное обсуждение и экспертное сопровождение; публикация информации о работе ФССП России; публичная отчетность; независимая антикоррупционная экспертиза и общественный мониторинг; обеспечение понятности нормативно-правового регулирования; работа с открытыми данными; взаимодействие с общественными советами; взаимодействие со СМИ; работа с обращениями граждан, организаций и общественных объединений.
Перечень представленных в Концепции открытости механизмов (инструментов) открытости не является исчерпывающим. Постоянное совершенствование и расширение механизмов (инструментов) позволяет эффективнее реализовывать обозначенные выше цели.
V. Основные процедуры и порядок внедрения методологических
основ открытого государственного управления в ФССП России
и ее территориальных органах
Реализация принципов открытости ФОИВ осуществляется посредством внедрения и развития основных механизмов (инструментов) открытости, определенных Концепцией открытости. В настоящем разделе сформулированы практические рекомендации по внедрению в деятельность территориальных органов ФССП России основных механизмов (инструментов) открытости.
В соответствии с положениями Концепции открытости Федеральной службой судебных приставов 29.05.2014 утверждены План организационных мероприятий ФССП России по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2014 год и на период до 2018 года (далее - План) и публичная декларация целей и задач Федеральной службы судебных приставов на 2014 год.
Разработка Плана осуществлялось с учетом полученных результатов мониторинга уровня открытости, проводимого структурными подразделениями центрального аппарата ФССП России в соответствии с Методикой мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти.
В Плане сформулированы основные направления повышения открытости ФССП России и мероприятия, направленные на совершенствование механизмов (инструментов) открытости; определены конкретные целевые показатели эффективности, должностные лица, ответственные за реализацию мероприятий, а также референтные группы, мнение которых планируется учитывать при оценивании достигнутых результатов.
Проекты указанных документов размещались для общественного обсуждения на официальном сайте ФССП России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт ФССП России), а также были рассмотрены и одобрены членами Общественного совета при Федеральной службе судебных приставов. Утвержденные директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации План и публичная декларация целей и задач ФССП России размещены на официальном сайте ФССП России.
На начальной стадии внедрения открытого государственного управления территориальным органам ФССП России следует:
назначить ответственное лицо (в должности не ниже заместителя руководителя территориального органа ФССП России), курирующее вопросы внедрения Концепции открытости в территориальном органе;
сформировать координирующие органы - рабочие группы по вопросам внедрения Концепции открытости.
Наиболее продуктивной моделью может служить включение в рабочую группу представителей аппарата управления территориального органа ФССП России, отвечающих за организационно-управленческую деятельность, информатизацию, финансы, кадры и вопросы государственной гражданской службы, правовое обеспечение, пресс-службу и т.д., а также одного-двух представителей высшей школы и экспертного сообщества по вопросом управления. Заседания рабочей группы проводятся по указанию руководителя группы.
Основными механизмами (инструментами) открытости для внедрения территориальными органами ФССП России определены следующие.
5.1. Реализация принципа информационной открытости территориальных органов ФССП России
ФССП России разработаны и утверждены приказы от 8 февраля 2013 г. N 41 "Об утверждении структуры интернет-сайтов территориальных органов ФССП России, входящих в соответствующие разделы официального интернет-сайта Федеральной службы судебных приставов" и от 23 июня 2014 г. N 344 "Об официальном интернет-сайте Федеральной службы судебных приставов". Указанные индивидуальные правовые акты предусматривают единообразную структуру сайтов территориальных органов ФССП России, а также порядок подготовки, предоставления и размещения информации о деятельности ФССП России (ее территориальных органов), размещаемой на официальном сайте ФССП России, формирования и изменения состава и структуры тематических рубрик (подрубрик) официального сайта ФССП России, права, обязанности и ответственность соответствующих структурных подразделений и должностных лиц, уполномоченных на предоставление такой информации.
В части реализации принципа информационной открытости территориальными органами ФССП России рекомендуется проведение ими следующих мероприятий.
В занимаемых территориальными органами ФССП России помещениях установить технические средства, в том числе компьютеры и планшетные устройства, имеющие доступ к официальному сайту территориального органа ФССП России, для предоставления информации о деятельности территориального органа ФССП России, подачи обращения, оформления запроса на предоставление госуслуг в электронном виде.
На официальных сайтах территориальных органов ФССП России реализовать онлайн-сервис (опрос граждан) для сбора предложений по предоставлению дополнительной информации об их деятельности. С соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" размещать на официальных сайтах краткую биографическую справку о руководстве территориальных органов ФССП России, в том числе о руководителях структурных подразделений аппаратов управления территориальных органов ФССП России, включающую информацию об образовании и занимаемых ранее должностях.
При раскрытии информации о полномочиях и структуре территориального органа ФССП России помимо организационно-распорядительных документов, определяющих функции и полномочия, на официальном сайте территориального органа ФССП России целесообразно в наглядном виде представлять систему и структуру управления.
5.2. Информирование о работе с обращениями граждан и организаций
В целях реализации принципов Концепции открытости и внедрения механизма (инструмента) открытости "информирование о работе с обращениями граждан и организаций" территориальным органам ФССП России рекомендуется предпринять ряд следующих действий.
В рамках обеспечения доступа к информации о деятельности территориального органа ФССП России по работе с обращениями граждан и организаций рекомендуется периодически размещать на официальном сайте территориального органа ФССП России в соответствии с требованиями Федеральных законов от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" актуальную информацию, содержащую:
аналитические справки об организации работы с обращениями граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений;
сведения о должностных лицах (Ф.И.О., должность), ответственных в территориальном органе ФССП России за работу с обращениями граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений;
порядок досудебного обжалования при предоставлении госуслуг, в том числе номера телефонов, адреса электронной почты, оснащенные места приема заявителей госуслуг, порядок обжалования на личном приеме у руководства территориального органа ФССП России;
номера телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера, в том числе по вопросам предоставления госуслуг;
отчет о принятых организационных и административных мерах, направленных на улучшение качества работы с обращениями и запросами граждан и юридических лиц;
статистические данные о работе с обращениями граждан и организаций;
ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.
Для совершенствования механизма (инструмента) работы с обращениями граждан, в том числе в части общественного контроля, рекомендуется:
организовать обсуждение результатов работы с обращениями граждан и юридических лиц на совещаниях территориального органа ФССП России (заседания коллегии);
разработать и внедрить механизм выборочного анализа общественным советом, экспертными и консультативными органами при территориальном органе ФССП России качества ответов на обращения граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений;
проводить общественное обсуждение и независимую оценку эффективности работы ФССП России с обращениями и запросами информации граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений.
Кроме того, в целях повышения эффективности работы с обращениями граждан необходимо назначить уполномоченных работников, отвечающих за рассмотрение досудебных жалоб по вопросам предоставления госуслуг в ФССП России.
5.3. Организации работы с референтными группами
Целью реализации принципов открытости в ФОИВ во взаимодействии с референтными группами является достижение эффективной организации работы территориальных органов ФССП России по исполнению требований исполнительных документов.
Референтными группами являются заинтересованные юридические и физические лица, целью деятельности которых является защита и представление интересов потенциальных участников общественных отношений, регулирование и управление которых относится к сфере полномочий ФССП России.
Применительно к Федеральной службе судебных приставов, референтные группы делятся на три вида:
референтная группа N 1: стороны исполнительного производства - должники (физические лица и юридические лица), взыскатели (физические лица и юридические лица);
референтная группа N 2: участники исполнительного производства - организации, в том числе государственные органы, органы местного самоуправления, банки и иные кредитные организации, должностные лица и граждане; иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации на территории Российской Федерации;
референтная группа N 3: средства массовой информации.
Работа территориальных органов ФССП России с референтной группой N 1 осуществляется по следующим направлениям:
5.3.1. Информирование должников:
о банке данных исполнительных производств, в том числе о способах оплаты задолженности через банк данных исполнительных производств;
о наличии задолженности посредством смс-уведомлений;
о возможном временном ограничении на выезд должников из Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";
о возможных негативных последствиях неисполнения ими своих обязательств - о привлечении к административной ответственности, в том числе по ст. 20.25 КоАП РФ, с возможным назначением наказания в виде обязательных работ;
о привлечении к уголовной ответственности, о возможности входа в жилое помещение, занимаемое должником, и т.д.;
информирование взыскателей о возможности подачи заявления в рамках предоставления государственных услуг через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
5.3.2. Организация взаимодействия со взыскателями (юридическими лицами, госорганами и т.д.):
по информированию населения о негативных последствиях в случае неуплаты задолженности;
по проведению совместных акций и мероприятий (например, дежурство на стационарных постах ГИБДД, мероприятия, проводимые с использованием комплексов "Поток", "Дорожный пристав" и т.д.).
Работа территориальных органов ФССП России с референтной группой N 2 осуществляется по следующим направлениям:
организация взаимодействия с территориальными органами ФОИВ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации по информированию о необходимости постоянного мониторинга банка данных исполнительных производств в контексте обязательности исполнения работниками государственных органов своих обязательств, а также исключения возможности дискредитации этих органов и отдельных должностных лиц в связи с публикацией сведений, содержащихся в банке данных;
организация работы с представителями банков, кредитных организаций, туристических агентств, крупных предприятий с указанием о необходимости информирования своих клиентов и работников о возбужденных в отношении них исполнительных производствах;
демонстрация банка данных исполнительных производств в органах государственной власти и местного самоуправления, на предприятиях и в учреждениях;
проведение различных акций, размещение социальной рекламы с целью побуждения граждан к погашению задолженности;
проведение совещаний с представителями государственных органов, органов местного самоуправления, банков и иных кредитных организаций по вопросам исполнения исполнительных документов различных категорий с последующим освещением проведенных мероприятий в средствах массовой информации.
Взаимодействие территориальных органов ФССП России с референтной группой N 3:
Работа по повышению уровня открытости ФССП России неразрывно связана с взаимодействием со средствами массовой информации. Эффективным инструментом такого взаимодействия является пресс-служба, функции которой в территориальных органах ФССП России выполняют отделы (группы, отдельные специалисты) по взаимодействию со средствами массовой информации. Создание пресс-службы взаимовыгодно, поскольку не только позволяет иметь канал передачи информации, но и служит каналом обратной связи, позволяя, в том числе, отслеживать общественный интерес и изменение имиджевых характеристик ФССП России по качеству и количеству обращений и публикаций в СМИ.
Основными принципами работы отделов (групп, отдельных специалистов) по взаимодействию со СМИ территориальных органов ФССП России являются объективность и достоверность информации о деятельности территориальных органов ФССП России, а также оперативность ее предоставления. При этом в качестве основной цели работы рекомендуется рассматривать обеспечение доступа к информации о деятельности территориальных органов ФССП России, принимаемых ими решениях и происходящих обсуждениях по вопросам, имеющим важность для граждан Российской Федерации, представителей бизнеса, общественных организаций и средств массовой информации, с использованием широкого набора способов и каналов коммуникаций.
Основными задачами отдела (группы, отдельных специалистов) по взаимодействию со СМИ территориального органа ФССП России являются:
информирование о деятельности территориального органа ФССП России;
мониторинг информационного поля о деятельности территориального органа ФССП России.
К функциям отдела (группы, отдельных специалистов) по взаимодействию со СМИ территориального органа ФССП России относятся:
подготовка и распространение информационных сообщений о деятельности территориального органа ФССП России;
предоставление необходимых информационно-справочных материалов и комментариев представителей территориального органа ФССП России;
обновление данных на информационных ресурсах территориального органа ФССП России.
Учитывая важность получения своевременной достоверной информации журналистами в целях оперативного информирования граждан, территориальным органам ФССП России рекомендуется внедрять в практику представление ответов на запросы журналистов в течение трех рабочих дней. В тех случаях, когда представление качественного комментария требует сбора, анализа и подготовки дополнительной информации, отделы (группы, отдельные специалисты) по взаимодействию со СМИ территориальных органов ФССП России по истечении одного рабочего дня после получения запроса могут дать мотивированное объяснение, почему комментарий не может быть представлен в течение трех дней, о также указать точный срок его представления (не более семи рабочих дней).
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" отказ федерального органа исполнительной власти в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке отделом (группой, отдельными специалистами) по взаимодействию со СМИ территориального органа ФССП России вручается представителю редакции также в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации.
Представляемые данные должны быть тщательно проверены на предмет возможных неточностей и искажений. Работники отделов (групп, отдельные специалисты) по взаимодействию со СМИ территориальных органов ФССП России должны контролировать качество и оперативность проверки.
Отделам (группам, отдельным специалистам) по взаимодействию со СМИ территориальных органов ФССП России рекомендуется совершенствовать технологию работы с запросами журналистов:
отказаться от практики представления официальных запросов посредством факсимильной связи и признать электронную почту в качестве основного канала для направления официального запроса от СМИ (с доменного адреса редакции) и предоставления официального ответа;
использовать различные электронные сервисы и каналы телефонной связи для оперативного обмена информацией;
отказаться от практики направления ответов на запросы СМИ с использованием почтовых отправлений (за исключением случаев, когда это специально регламентировано, либо при отсутствии иных каналов передачи запрашиваемой информации).
Отделам (группам, отдельным специалистам) по взаимодействию со СМИ территориальных органов ФССП России необходимо заблаговременно размещать анонсы на официальном сайте территориального органа ФССП России, а также рассылать их по электронной почте.
Вместе с тем, необходимо организовывать проведение регулярных закрытых брифингов с журналистами по наиболее важным вопросам о деятельности территориального органа ФССП России с участием руководителя и/или его заместителей, а также инициировать выход авторских статей руководства территориального органа ФССП России.
В целях последовательного повышения качества роботы отделов (групп, отдельных специалистов) по взаимодействию со СМИ территориальных органов ФССП России рекомендуется на регулярной основе получать от представителей СМИ "обратную связь" в различных форматах, в том числе через опросы.
При работе с различными референтными группами отделам (группам, отдельным специалистам) по взаимодействию со средствами массовой информации территориальных органов ФССП России рекомендуется привлекать к освещению СМИ с целью более широкого распространения информации о деятельности ФССП России среди граждан, которые ориентируются на приоритеты той или иной референтной группы.
В частности, информацию, адресованную различным референтным группам, работники отделов (группы, отдельные специалисты) по взаимодействию со СМИ территориальных органов ФССП России должны учитывать при подготовке новостей и пресс-релизов для официального сайта территориального органа ФССП России, а также при подготовке материалов для статей, интервью в печатных изданиях, публикаций в интернет-СМИ, сюжетов и передач на телевидении и радио. Не реже одного раза в квартал на официальном сайте территориального органа ФССП России и в СМИ рекомендуется размещать информацию о способах погашения задолженности гражданами посредством информационного сервиса "Информирование о задолженности в рамках исполнительного производства и способах ее погашения", а также об использовании населением устройств самообслуживания (банкоматов, платежных терминалов).
Кроме того, в материалах, подготовленных для официального сайта территориального органа ФССП России и СМИ, следует разъяснять информацию об смс-оповещении граждан и случаях его применения ФССП России, последствиях длительного уклонения от погашения различных видов задолженности (административное наказание, уголовная ответственность) и т.д.
Территориальным органам ФССП России целесообразно проводить акции и информационные кампании для привлечения внимания референтных групп и последующего распространения ими информации о деятельности ФССП России среди граждан. В связи с этим отделам (группам, отдельным специалистам) по взаимодействию со СМИ территориальных органов ФССП России рекомендуется проводить информационное освещение акций, которые проводятся с целью повышения взыскания задолженности с граждан и юридических лиц. В обязательном порядке не позднее чем за три дня, предшествующие проведению акции, анонсировать о месте и времени проведения акции на официальных сайтах территориальных органов ФССП России и в СМИ. Во время проведения акции работникам отделов (групп, отдельным специалистам) по взаимодействию со средствами массовой информации территориальных органов ФССП России кроме работы с представителями СМИ по эффективному освещению акции необходимо осуществлять собственную фотосъемку данного мероприятия.
С целью распространения информации о механизме работы территориальных органов ФССП России с населением отделам (группам, отдельным специалистам) по взаимодействию со средствами массовой информации территориальных органов ФССП России рекомендуется размещение в СМИ и местах массового скопления граждан социальной рекламы, ориентированной на ту или иную референтную группу.
5.4. Взаимодействие с Общественным советом
Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N 842 определен порядок образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам.
В соответствии с данным Указом в 2007 г. образован Общественный совет при Федеральной службе судебных приставов (далее - Общественный совет), который является постоянно действующим совещательно-консультативным органом и осуществляет свою деятельность на плановой основе.
Основными задачами Общественного совета являются содействие ФССП России в обеспечении защиты и согласования интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, организаций, органов государственной власти для решения вопросов в сфере деятельности ФССП России, а также осуществления общественного контроля за деятельностью ФССП России.
Приказом ФССП России от 27 декабря 2013 г. N 644 "Об Общественном совете при Федеральной службе судебных приставов" утверждено Положение об Общественном совете при Федеральной службе судебных приставов.
Периодически меняются состав и структура Общественного совета, что вполне закономерно с учетом оптимизации форм и методов его работы.
В структуре Общественного совета появилась новая секция по вопросам социальной политики и общественно-политических мероприятий ФССП России.
ФССП России разработан ряд рекомендаций для организации деятельности Общественного совета:
привлечение к работе в составе Общественного совета представителей Общественной палаты Российской Федерации;
организация работы Общественного совета по секциям (по направлениям деятельности);
обсуждение на заседаниях Общественного совета нормативных правовых актов и иных документов ФССП России;
организация работы по приему граждан и рассмотрению их обращений, контроль за данной работой, оказание гражданам бесплатной юридической помощи;
участие Общественного совета в организации подготовки государственных гражданских служащих;
участие Общественного совета во взаимодействии со средствами массовой информации;
оказание помощи в предоставлении жилья детям-сиротам, шефство над детскими домами;
организация работы по оказанию адресной помощи работникам ФССП России;
участие в благотворительных акциях по сдаче крови для детей, страдающих тяжелыми заболеваниями;
участие в поисковом движении, проводимом отрядами из числа работников Федеральной службы судебных приставов;
участие в восстановлении Переславского Феодоровского женского монастыря;
оказание содействия в подготовке и проведении конкурсов, проводимых Федеральной службой судебных приставов;
взаимодействие Общественного совета с общественными организациями, профсоюзами, ветеранским движением, союзами студентов;
организация проведения заседаний и рабочих встреч на базе Общественной палаты Российской Федерации;
организация проведения заседаний и рабочих встреч с общественными советами иных органов государственной власти;
популяризация работы ФССП России в среде молодежи;
оказание содействия по внедрению банка данных исполнительных производств, включая мобильное приложение "ФССП";
осуществление общественного контроля за наиболее значимыми исполнительными производствами;
участие в наполнении информацией раздела "Общественный совет" официального сайта ФССП России;
обмен информацией, положительным опытом работы посредством "Электронного кабинета" раздела "Общественный совет" официального сайта ФССП России;
организация и участие в торжественных мероприятиях, посвященных празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне, Дня судебного пристава, Дня России, Дня юриста;
участие в спортивных мероприятиях, проводимых ФКЕ России и ФССП России.
Указанные рекомендации также должны учитываться в работе общественных советов при территориальных органах ФССП России.
В целях открытости деятельности Общественного совета, а также обеспечения наибольшей доступности граждан Российской Федерации к его работе но официальном сайте ФССП России функционирует раздел, посвященный работе Общественного совета и общественных советов при территориальных органах ФССП России (далее - общественные советы). Данный раздел позволяет пользователям обмениваться документами, предложениями, фото- и видеоматериалами.
В целях оказания содействия ФССП России членами Общественного совета разработаны предложения по созданию информационной системы и веб-портала ФССП России, обеспечивающих двустороннее общение с гражданами и организациями, прием и обработку обращений заявителей, разъяснения предоставления государственных услуг ФССП России, а также по популяризации и распространению среди граждан и организаций информации о банке данных исполнительных производств, включая мобильное приложение "ФССП".
Для повышения информированности общества по основным направлениям деятельности ФССП России территориальным органам ФССП России следует изменить подходы к формированию и деятельности советов.
В связи с этим руководителям территориальных органов ФССП России рекомендуется обеспечить:
последовательное увеличение степени независимости членов общественных советов от деятельности федерального органа исполнительной власти (учесть при подборе кандидатур);
формирование состава общественных советов с учетом профессиональной компетентности его членов в вопросах, входящих в сферу ведения органа исполнительной власти, их авторитета в соответствующих экспертных и общественных сообществах, а также расширение структуры деятельности общественных советов, образование новых секций общественных советов;
вынесение на рассмотрение общественных советов в приоритетам порядке вопросов, представляющих широкий общественный интерес;
регулярность заседаний общественных советов (проведение заседаний общественных советов не реже одного раза в полугодие);
повышение публичности деятельности общественных советов, включая использование современных информационных технологий (размещение информации о деятельности общественных советов на официальном сайте ФССП России, использование в работе "Электронного кабинета" в целях обмена информацией между членами общественных советов);
учет позиций и мнений общественных советов в решениях органа власти;
регулярный мониторинг эффективности взаимодействия территориальных органов ФССП России с общественными советами с выработкой предложений по совершенствованию донного взаимодействия.
При формировании планов деятельности общественных советов необходимо обеспечить сбор предложений для включения в план деятельности от широкого круга общественных и экспертных организаций, а также обсуждение проекта плана деятельности с последними. Планы деятельности общественных советов должны быть размещены в открытом доступе и подлежать корректировке, в том числе по предложениям граждан и общественных объединений.
5.5. Организация независимой антикоррупционной экспертизы и общественного мониторинга правоприменения
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" Федеральной службой судебных приставов издан приказ от 14 января 2014 г. N 2 "Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Федеральной службе судебных приставов".
Согласно данному приказу антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в ФССП России проводится Правовым управлением.
В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов актов, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер (за исключением проектов актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера), разработчики проектов актов размещают их на сайте regulation.gov.ru.
На сегодняшний день порядок проведения общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов определен постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О Порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения", в соответствии с которым проекты нормативных правовых актов ФССП России подлежат размещению для общественного обсуждения на сайте regulation.gov.ru.
Таким образом, независимая антикоррупционная экспертиза и общественное обсуждение проводятся в отношении нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
В соответствии с пунктом 1.5 Положения о порядке подготовки нормативных правовых актов ФССП России и направления их на государственную регистрацию, утвержденного приказом ФССП России от 4 декабря 2009 г. N 499, издание территориальными органами ФССП России и их структурными подразделениями нормативных правовых актов не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" под общественным мониторингом понимается осуществляемое субъектом общественного контроля постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Из положений части 5 статьи 16 данного Федерального закона следует, что на органы государственной власти возложено обязанность создавать условия для осуществления общественного мониторинга, в том числе путем предоставления информации о своей деятельности субъектам общественного контроля.
В этой связи в рамках деятельности по организации общественного мониторинга правоприменения территориальным органам ФССП России рекомендуется проводить анализ вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных актов и признании незаконными действий (бездействия) их должностных лиц. По его результатам готовится обзор судебной практики об оспаривании ненормативных актов и действий (бездействия) должностных лиц территориальных органов ФССП России, который размещается на официальных сайтах территориальных органов ФССП России.
Также для обеспечения возможности описания гражданами и представителями организаций спорных прецедентов из сферы ответственности территориальных органов ФССП России с последующим получением их соответствующих комментариев на официальных сайтах территориальных органов ФССП России создается специальный раздел мониторинга правоприменительной практики.