Рейтинг@Mail.ru

"Методические рекомендации по разработке Плана по смягчению рисков и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасный период на территории Российской Федерации"

Утверждаю

Заместитель Министра

Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий

стихийных бедствий

генерал-полковник

внутренней службы

А.П.ЧУПРИЯН

1 июля 2013 г. N 2-4-87-18-14

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА ПО СМЯГЧЕНИЮ РИСКОВ И РЕАГИРОВАНИЮ

НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ В ПАВОДКООПАСНЫЙ ПЕРИОД

НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

План мероприятий по смягчению рисков и реагированию на ЧС в паводкоопасный период на территории Российской Федерации разрабатывается в целях снижения рисков возникновения ЧС в период прохождения весеннего половодья, а также для информационной поддержки работы оперативных дежурных смен единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).

План мероприятий по смягчению рисков и реагированию на ЧС в паводкоопасный период на территории Российской Федерации (далее - План) разрабатывается в виде карты и пояснительной записки к ней. К Плану отрабатываются следующие приложения:

Приложение N 1: План применения сил РСЧС по обеспечению безопасного пропуска паводковых вод и ликвидации последствий ЧС в период прохождения весеннего половодья на территории Российской Федерации.

Приложение N 2: План применения авиации МЧС России и РСЧС в период прохождения весеннего половодья на территории Российской Федерации.

Приложение N 3: План материального и технического обеспечения мероприятий безопасного пропуска паводковых вод на территории Российской Федерации.

Приложение N 4: План проведения космической съемки паводкоопасных участков на территории Российской Федерации в период прохождения весеннего половодья.

План объем, сроки и порядок выполнения мероприятий РСЧС по предупреждению и снижению последствий ЧС в период прохождения весеннего половодья, при угрозе их возникновения, а также по защите населения, материальных и культурных ценностей, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при их возникновении, а также определяет привлекаемые для этого силы и средства.

План разрабатывается в тесном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, с учетом требований федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, руководящих документов МЧС России и других министерств и ведомств Российской Федерации.

Практическая разработка Плана заключается в детальном прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при угрозе или возникновении ЧС в период прохождения весеннего половодья, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий.

Электронный вид Плана закладывается в оперативно-дежурную смену Национального центра. Также План предоставляется федеральным органам исполнительной власти по запросу с их стороны.

Внесение изменений по корректировке задач и мероприятий согласно Плану может осуществляться в ходе учений, тренировок, а также при ликвидации ЧС, вызванных паводком.

Разработка разделов Плана осуществляется структурными подразделениями МЧС России по направлениям деятельности:

ДГЗ - координация совместной работы подразделений центрального аппарата МЧС России, вопросы планирования и проведения превентивных мероприятий;

ДПСС - состав группировки сил и средств;

УЗИ - организация специальной связи и контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности спасательных работ;

УИТС - организация связи;

ДТВ - организация материально-технического обеспечения;

УА - план применения авиации в период весеннего половодья;

ВЦМП "Антистихия" - прогноз развития паводковой обстановки, сведения об объектах техносферы, подверженных угрозе воздействия паводковых вод.

Кроме того, разрабатываются планы по видам обеспечения:

ДПСС - План применения сил РСЧС по обеспечению безопасного пропуска паводковых вод и ликвидации последствий ЧС на территории Российской Федерации в паводкоопасный период (на карте, с пояснительной запиской);

УИТС - План организации связи;

ДТВ - План материально-технического обеспечения (на карте, с пояснительной запиской);

УА - План применения авиации в период весеннего половодья (на карте, с пояснительной запиской);

НЦУКС - План проведения космической съемки паводкоопасных участков на территории Российской Федерации в период прохождения весеннего половодья (на карте).

Планы по видам обеспечения утверждаются руководителями структурных подразделений центрального аппарата по направлениям деятельности. Разработанные разделы Плана и утвержденные планы по видам обеспечения представляются в Департамент гражданской защиты через Национальный центр управления в кризисных ситуациях в электронном и печатном виде, в сроки, определенные распоряжением МЧС России об организации безопасного пропуска паводковых вод на год.

Департамент гражданской защиты ежегодно формирует Федеральный план и представляет на утверждение Министру МЧС России в сроки, определенные распоряжением МЧС России об организации безопасного пропуска паводковых вод на год.

Отнесение сведений, содержащихся в Плане, к информации ограниченного доступа производится в порядке, установленном требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации.

По вопросам организации контроля за паводковой обстановкой, вопросам привлечения сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС, в паводкоопасный период, использовать следующие нормативные правовые документы:

"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 07.05.2013);

Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об отходах производства и потребления";

Федеральный закон от 23.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ";

Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов с принятием ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ";

Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";

Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 N 725 (ред. от 08.12.2008) "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти";

Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 N 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю";

Приказ МЧС РФ от 29.06.2005 N 501 (ред. от 05.04.2010) "Об утверждении Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.08.2005 N 6938).

II. Карта Плана мероприятий по смягчению рисков

и реагированию на ЧС в паводкоопасный период

на территории Российской Федерации

Карта (масштаб карты должен обеспечивать отображение всех планируемых мероприятий на территории Российской Федерации) должна отвечать требованиям наглядности, полноты (достоверности).

Наглядность карты обеспечивается ясным и четким отображением обстановки с выделением ее главных элементов, что достигается правильным применением условных знаков, правильным расположением служебных и пояснительных надписей, четким изображением фактического положения сил и средств ликвидации паводка и предполагаемого характера их действий.

Полнота нанесенной обстановки на карту определяется объемом сведений, необходимых для управления силами и средствами ликвидации ЧС. Точность (достоверность) нанесенной обстановки на карту достигается ее соответствием действительному положению различных формирований сил и средств ликвидации ЧС на местности и реальным последствиям воздействия источников ЧС.

Зоны подтоплений следует наносить на карту с четким выделением границ, не затемняя топографическую основу карты. Размеры зон определяют расчетно-графическим методом с учетом метеорологических условий, времени года и характера местности.

Гриф карты определяют в установленном порядке.

При оформлении карты необходимо выполнять следующие требования:

Промежуток между буквами (цифрами) в слове равен толщине буквы (цифры).

Все надписи располагать параллельно нижнему (верхнему) обрезу карты; буквы и цифры писать без связок, сообразуя их размер с масштабом карты; надписи могут быть сделаны на свободном месте карты со стрелкой к условному знаку.

Карты в готовом виде должны иметь прямоугольную форму (размер 1800 x 2200 мм), окаймлены по периметру багетом. При этом координатная сетка должна быть сохранена.

Отработанные карты в сложенном виде должны иметь размеры, равные стандартному листу А-4.

В правом верхнем углу на оборотной стороне карты наклеивается титульный лист с необходимыми реквизитами.

Содержание карты Федерального плана мероприятий по смягчению рисков и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде на территории Российской Федерации в соответствии с Приложением N 3.

III. Пояснительная записка к Плану мероприятий по смягчению

рисков и реагированию на ЧС в паводкоопасный период

на территории Российской Федерации

3.1. Требования к пояснительной записке

Пояснительная записка к Плану разрабатывается в программном продукте Microsoft Word 2010 или более ранней версии. Формат страниц - А3, альбомный. Шрифт Times New Roman, размер - 16. Особое внимание обращается на единообразное оформление приложений (таблиц) к пояснительной записке (в заголовках: шрифт Times New Roman, размер - 14, жирный, в таблицах: шрифт - Times New Roman, размер - 12, нежирный).

3.2. Структура и содержание пояснительной записки

Раздел 1. Прогноз развития паводковой обстановки

на территории Российской Федерации

Прогноз развития паводковой обстановки на территории Российской Федерации проводится на основе долгосрочных прогнозов Росгидромета и ВЦМП "Антистихия".

1. Общая характеристика водных объектов на территории Российской Федерации.

2. Гидрометеорологические условия формирования паводка на территории Российской Федерации:

2.1. Снегозапасы, превышающие норму в водосборных бассейнах паводкоопасных рек (определяются в %).

2.2. Глубина промерзания почвы.

2.3. Толщина льда, превышающая норму среднемноголетних значений (определяется в %).

2.4. Уровни воды на реках в период ледостава. Определяются в период установления ледостава в процентном отношении от среднемноголетних значений.

2.5. Температура воздуха в период весеннего снеготаяния.

2.6. Количество и вид осадков в период весеннего снеготаяния.

В соответствии с прогнозом делаются выводы. В выводах указываются сведения по количеству населенных пунктов, участков автомобильных и железных дорог, мостов, мест захоронения биологических отходов, складов с ядохимикатами, накопителей промышленных отходов, социально значимых объектов и объектов экономики, расположенных в зоне воздействия паводка на территории Российской Федерации, которые заносятся в таблицу в соответствии с Приложением N 1.

В таблице указываются: порядковый номер, общее количество населенных пунктов и районов, участков автомобильных дорог, участков железнодорожных дорог, автомобильных мостов, железнодорожных мостов, количество мест захоронения биологических отходов, складов с ядохимикатами, накопителей промышленных отходов, социально значимых объектов, в т.ч. с круглосуточным пребыванием людей, объектов экономики, в т.ч. потенциально опасных объектов и водозаборов из подземных источников, попадающих в зону воздействия паводка.

В примечании указываются другие необходимые данные, не вошедшие в таблицу.

Раздел 2. Организация планирования и проведения

превентивных мероприятий в период прохождения весеннего

половодья на территории Российской Федерации

Состав мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию негативного воздействия вод, формируется в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержден Приказом Министра природных ресурсов Российской Федерации от 18 марта 2008 г. N 61, и исходя из конкретных условий.

При проведении работ по предпаводковому обследованию территории определяются:

сроки, границы и размеры (площади) зон возможного затопления;

ледомерная съемка;

численность населения и объектов инфраструктуры, попадающих в зону возможного подтопления и затопления;

количество социально значимых объектов, в том числе с круглосуточным пребыванием людей;

протяженность участков автомобильных дорог;

количество автомобильных мостов;

количество железнодорожных мостов;

источники потенциального загрязнения водных объектов или их частей, расположенные в зонах возможного затопления: кладбища, места захоронения биологических отходов, фермы, летние лагеря крупного рогатого скота, склады минеральных удобрений, накопительных промышленных отходов, навозохранилища, нефтебазы, склады горюче-смазочных масел (ГСМ) и автозаправщики (АЗС), автомойки, очистительные сооружения и другие источники потенциального загрязнения водных объектов или их частей;

количество объектов экономики, в том числе потенциально опасных.

Превентивные мероприятия проводятся с привлечением территориальных и функциональных подсистем РСЧС: МЧС РФ, МВД РФ, Минприроды, Минсельхоза, Минтранса, Минобороны, Росводресурсов и других заинтересованных органов. Все превентивные мероприятия заносятся в таблицу согласно приложению N 2 (не приводится).

Превентивные мероприятия включают в себя:

организацию проведения работ по распиловке, зачернению и подрыву льда в целях предупреждения образования ледовых заторов, расчистку русел рек, дноуглубительные работы;

подготовку команд взрывников, привлекаемых для выполнения противопаводковых мероприятий и проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ, проверку их готовности к действиям и всестороннее обеспечение;

организацию работы ледоколов, проведение ломки и рыхления льда;

организацию берегоукрепительных работ, инженерно-технических мероприятий по укреплению берегов и опор мостов, подсыпке защитных дамб;

уточнение количества и принадлежности мест захоронения биологических отходов, хранилищ промышленных отходов и ядохимикатов (далее - опасные объекты) на территориях, попадающих в зоны потенциального затопления в период весеннего половодья, и проверку их состояния на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации;

приведение состояния опасных объектов в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в случае выявления их неудовлетворительного состояния;

а также другие мероприятия.

Организационно-планирующие мероприятия включают в себя:

организацию работы по разработке и утверждению организационно-планирующих документов;

создание межведомственной рабочей группы с включением представителей федеральных органов управления функциональных подсистем РСЧС и взаимодействующих организаций, осуществляющих проведение противопаводковых мероприятий;

порядок ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период прохождения весеннего половодья на территории Российской Федерации.

Порядок ликвидации возможных ЧС должен обеспечивать полное и эффективное использование возможности сил и средств РСЧС, наращивания усилий в ходе ликвидации возможной ЧС, ликвидацию ЧС в максимально короткие сроки.

Ликвидация ЧС может проводиться поэтапно:

проведение экстренных мер по защите населения, спасению пострадавших и подготовке группировок сил и средств к ликвидации ЧС;

проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств;

завершение аварийно-спасательных работ, передача функций управления местным органам власти.

Раздел 3. Организация управления и взаимодействия

3.1. Порядок организации управления

Управление силами и средствами, предназначенными для проведения мероприятий по смягчению рисков и реагированию на ЧС в период прохождения весеннего половодья на территории Российской Федерации, организуется в общей системе управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации.

Координация деятельности органов управления и сил РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций в период прохождения весеннего половодья осуществляется Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, региональными оперативными группами по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Организация межведомственного взаимодействия при ликвидации последствий подтоплений возлагается на органы повседневного управления РСЧС.

Координация деятельности органов управления и сил РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации, обусловленных паводком, осуществляется комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности:

на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;

на межрегиональном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федерального округа;

на региональном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

на муниципальном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

На весь паводкоопасный период в повседневном режиме управление возлагается:

на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;

на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Органы управления территориальных подсистем и их звенья, функциональных подсистем РСЧС федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, находящихся в сфере их деятельности, организуют непосредственное обеспечение и несут ответственность за полноту и качество обеспечения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в период прохождения весеннего половодья.

На базе Национального центра управления в кризисных ситуациях создается рабочая группа Правительственной комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности, при которой организуется работа оперативного штаба Правительственной комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности. В нее включаются специалисты заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации. Кроме того организуется работа оперативного штаба МЧС России по управлению в кризисных ситуациях.

3.2. Порядок организации взаимодействия

Взаимодействие органов управления и сил РСЧС организуется в соответствии с планами действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработанными органами управления РСЧС всех уровней и согласованными в установленном порядке всеми заинтересованными сторонами.

Организация межведомственного взаимодействия при ликвидации последствий подтоплений возлагается на органы повседневного управления РСЧС.

Взаимодействие органов управления и сил РСЧС организуют:

на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы, и Правительственная комиссия с ведомственными комиссиями по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной;

на муниципальном и объектовом уровнях - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований и комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с органами управления функциональных подсистем муниципального и объектового уровней.

Силы и средства РСЧС, участвующие в ликвидации чрезвычайной ситуации по планам взаимодействия, поступают в оперативное подчинение руководителя работ по ликвидации ЧС.

Взаимодействие по видам обеспечения организуется и поддерживается в целях наиболее полного удовлетворения потребностей задействованных сил и средств РСЧС и пострадавшего населения необходимыми материальными, техническими средствами и другими ресурсами.

Раздел 4. Состав группировки сил РСЧС

I. Общее положение

Общая группировка сил и средств, привлекаемая к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций в период весеннего половодья, состоит из:

1. Группировки сил и средств, привлекаемых к проведению противопаводковых мероприятий, АСДНР и ЖОН.

2. Группировки сил и средств, привлекаемых для обеспечения проведения противопаводковых мероприятий.

3. Группировки сил и средств, привлекаемых к организации управления и координации действий при проведении противопаводковых мероприятий.

При определении группировки сил и средств РСЧС учитываются уровень рисков возникновения ЧС, обусловленных весенним паводком, наличие паводкоопасных участков и другие особенности региона.

II. Порядок учета группировки сил и средств

1. К силам и средствам, привлекаемым к проведению противопаводковых мероприятий, АСДНР и ЖОН относятся:

1.1. Силы и средства функциональных подсистем РСЧС:

а) подразделения МЧС России в соответствии с Приказом МЧС России от 22.01.2013 N 32 "Об утверждении Положения о порядке приведения подразделений... МЧС России в готовность к применению по предназначению":

ОГ территориальных органов МЧС России, привлекаемых к проведению мероприятий, АСДНР и ЖОН;

силы и средства гарнизонов пожарной охраны (отряд (управление), служба пожаротушения, пожарные части, специальные части, специальные управления ФПС, ПТЦ, ОТС и другие подразделения) (учитывается 90% от списочного состава);

спасательные воинские формирования подчинения РЦ и центрального подчинения - в полном составе (учитывается 90% от списочного состава);

ФГУАП, авиационно-спасательные центры - в полном составе (учитывается 90% от списочного состава);

"Центроспасс", региональные поисково-спасательные отряды - в полном составе (учитывается 90% от списочного состава);

территориальные подразделения ГОСАКВАСПАС, находящиеся в оперативном подчинении регионального центра, - в полном составе (учитывается 90% от списочного состава);

нештатные подразделения спасения ВУЗ;

б) подразделения МО РФ:

подрывные команды, эвакуационно-спасательные группы, аварийно-спасательные команды (из состава инженерных подразделений, мотострелковых подразделений), привлекаемые к проведению взрывных работ в соответствии с планами взаимодействия между территориальными органами МЧС России и органами военного управления;

в) подразделения МВД РФ:

подразделения, выполняющие в соответствии с планами взаимодействия между территориальными органами МЧС России и органами управления задачи по эвакуации населения и материальных ценностей, организации первоочередного жизнеобеспечения населения;

дежурные службы и экипажи ОМОН, ППС, ГИБДД, УВД(т), задействованные в выполнении АСДНР;

подразделения ВВ МВД РФ, задействованные в выполнении АСДНР;

г) подразделения Минприроды:

формирования ФГУ и предприятий Росводресурсов, задействованные в проведении АСДНР;

д) подразделения Минсельхоза РФ:

аварийные бригады ФГБУ (филиалов ФГБУ) по обеспечению эксплуатации гидроузлов и каналов, задействованные в проведении АСДНР;

е) подразделения Минкомсвязи:

аварийно-восстановительные бригады проводной и беспроводной связи ("Ростелеком", сотовые операторы и т.д.);

подразделения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, привлекаемые к выполнению мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения на территории субъекта РФ, развертыванию и обслуживанию пунктов временного размещения, городков жизнеобеспечения населения.

При определении численности группировки сил, привлекаемой от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, также учитываются другие силы, которые могут дополнительно привлекаться к проведению АСДНР в соответствии с решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Расчет сил и средств производится аналогично предложенной методике.

1.2. Силы и средства территориальной подсистемы РСЧС:

а) рабочие (оперативные) группы КЧС и ОПБ субъекта РФ, муниципальных районов (городских округов), находящиеся в местах проведения АСДНР;

б) аварийные, аварийно-восстановительные бригады от муниципальных организаций и учреждений, привлекаемые к проведению АСДНР;

г) специализированные ДРСУ (дорожно-ремонтные пункты), привлекаемые к проведению АСДНР;

д) подразделения противопожарной службы субъектов РФ, поисково-спасательные формирования;

е) организации, учреждения, осуществляющие свою деятельность в составе ТП РСЧС по первоочередному жизнеобеспечению населения;

ж) бригады от специализированных организаций, привлекаемые к проведению взрывных работ на затороопасных участках в соответствии с заключенными договорами.

При определении численности группировки сил, привлекаемой от звеньев ТП РСЧС к проведению АСДНР, также учитываются другие силы, которые могут дополнительно привлекаться в соответствии с решениями КЧС и ОПБ соответствующего уровня.

Расчет сил и средств производится аналогично предложенной методике.

2. К силам и средствам, привлекаемым для обеспечения проведения противопаводковых мероприятий, относятся:

2.1. Силы и средства функциональных подсистем РСЧС (территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти):

а) от МЧС России:

оперативные группы, заблаговременно высылаемые на наиболее паводкоопасные участки при угрозе возникновения ЧС (в региональном центре могут формироваться 2 - 3 оперативные группы, численностью до 4 человек каждая);

оперативные группы, заблаговременно высылаемые на наиболее паводкоопасные участки для координации работы КЧС, а также сил муниципальных образований при проведении превентивных мер, направленных на снижение риска ЧС, обусловленных весенним паводком. В главных управлениях МЧС России по субъектам РФ могут формироваться 3 - 5 оперативных групп, численностью до 8 человек каждая. Оперативные группы могут усиливаться спасателями ПСО, а также других структурных подразделений ТП РСЧС;

оперативные группы местных гарнизонов пожарной охраны (нештатные органы ГУ МЧС России по субъектам РФ формируются решениями начальников местных гарнизонов пожарной охраны в соответствии с Приказом МЧС России от 26.10.2012 N 640 "О мероприятиях по организации оперативного управления МЧС России при реагировании на чрезвычайные ситуации" на базе подразделений отрядов, пожарных частей ФПС. Оперативные группы решениями начальников главных управлений МЧС России по субъектам РФ могут заблаговременно высылаться на наиболее паводкоопасные участки для координации работы сил муниципальных образований при проведении превентивных мер, направленных на снижение риска ЧС, обусловленных весенним паводком. В гарнизоне пожарной охраны формируется 2 - 4 оперативные группы численностью до 4 человек каждая);

б) от МО РФ:

подразделения обеспечения сил и средств, участвующих в АСДНР;

авиация МО РФ, привлекаемая к проведению воздушной ледовой разведки затороопасных участков, бомбометания, переброске личного состава и материально-технических средств в соответствии с планами взаимодействия между территориальными органами МЧС России и органами военного управления;

в) от МВД РФ:

дежурные службы и экипажи ППС, ГИБДД, которые могут быть задействованы в сопровождении, перевозке опасных грузов, их охране в местах складирования, охране общественного порядка на участках проведения взрывных работ;

подразделения ВВ МВД РФ, задействованные в оцеплении и охране общественного порядка на участках проведения взрывных работ в соответствии с планами взаимодействия между территориальными органами МЧС России и органами управления ВВ МВД России;

г) от Минприроды

Росводресурсы:

очередные дежурные смены Бассейнового водного управления (БВУ), задействованные в контроле за состоянием гидрологической обстановки в паводкоопасный период;

отдел водных ресурсов БВУ (средняя численность отдела составляет 7 - 10 человек), задействованный в организации работы гидротехнических сооружений в паводкоопасный период, в том числе выполнении превентивных мероприятий, направленных на снижение рисков возникновения ЧС, обусловленных весенним паводком;

формирования ФГУ и предприятий Росводресурсов, осуществляющие подготовку объектов к паводкоопасному периоду (команды механизации работ), средняя численность данного структурного подразделения составляет до 25 человек;

Росгидромет:

дежурные смены гидропостов, территориальных центров Росгидромета, привлекаемые к контролю за состоянием гидрологической и метеообстановки;

д) от Минтранса:

подразделения Росморречфлота:

ОДС территориального подцентра ГМСКЦ, экипажи ледоколов в соответствии с заключенными договорами с органами исполнительной власти субъектов РФ, собственниками объектов для проведения ледокольных работ на паводкоопасный период 2013 года;

подразделения Ространснадзора:

отделы надзора за судоходными и портовыми ГТС управлений Госморречнадзора, привлекаемые в паводкоопасный период к проведению превентивных мероприятий;

е) от Ростехнадзора:

отделы Ростехнадзора в субъектах РФ, привлекаемые в паводкоопасный период к проведению превентивных мероприятий;

ж) от Минсельхоза РФ:

диспетчерские службы, аварийные бригады ФГБУ (филиалов ФГБУ) по обеспечению эксплуатации гидроузлов и каналов, привлекаемые к выполнению работ по обеспечению безопасного прохождения весеннего паводка;

з) от Минэнерго:

аварийно-восстановительные бригады филиалов ОАО "РусГидро", ОАО ФСК ЕЭС, МРСК на территории субъекта РФ.

При определении численности группировки сил и средств, привлекаемой от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, также учитываются другие силы, которые могут дополнительно привлекаться к выполнению, обеспечению АСДНР в соответствии с решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Расчет сил и средств производится аналогично предложенной методике.

2.2. Силы и средства территориальной подсистемы РСЧС:

а) бригады от муниципальных организаций и учреждений, производящие работу по зачернению, рыхлению и распиловке льда, расчистке русел рек, берегоукрепительным и другим работам в паводкоопасный период;

г) воздушные суда, летный состав, технический состав по обслуживанию воздушных судов различных организаций и собственников, привлекаемых к проведению воздушной разведки, переброске личного состава и материально-технических средств в соответствии с заключенными договорами с органами исполнительной власти субъекта РФ для проведения ледовой разведки;

д) специализированные ДРСУ (дорожно-ремонтные пункты), привлекаемые к обеспечению мероприятий в паводкоопасный период.

При определении численности группировки сил и средств, привлекаемой от звеньев ТП РСЧС, также учитываются другие силы, которые могут дополнительно привлекаться к выполнению мероприятий по обеспечению в соответствии с решениями КЧС и ОПБ соответствующего уровня.

Расчет сил и средств производится аналогично предложенной методике.

3. К силам и средствам, привлекаемым к организации управления и координации противопаводковых мероприятий относятся:

3.1. Силы и средства функциональных подсистем РСЧС:

а) управление регионального центра МЧС РФ - в полном составе (включая ОШ, без ОГ);

главные управления МЧС РФ по субъектам РФ - в полном составе (включая ОШ, без ОГ);

НЦУКС, ЦУКС территориальных органов МЧС России МЧС России - в полном составе (без учета ОГ);

б) подразделения МО РФ:

органы управления;

в) подразделения МВД РФ:

органы управления;

г) подразделения Минприроды:

органы управления;

д) от Минсельхоза РФ:

диспетчерские службы;

е) от Минэнерго:

оперативные дежурные службы филиалов ОАО "РусГидро", ОАО ФСК ЕЭС, МРСК на территории субъекта РФ.

При определении численности группировки сил, привлекаемой от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, также учитываются другие силы, которые могут дополнительно привлекаться к координации сил и средств, участвующих в АСДНР.

3.2. Силы и средства территориальной подсистемы РСЧС:

а) КЧС и ОПБ субъекта РФ, муниципальных районов (городских округов) в полном составе (без РГ (ОГ));

б) ЕДДС муниципальных образований, ДДС органов исполнительной власти субъекта РФ и объектов.

При определении численности группировки сил, привлекаемой от звеньев ТП РСЧС, также учитываются другие силы, которые могут дополнительно привлекаться к управлению в соответствии с решениями КЧС и ОПБ соответствующего уровня.

Расчет сил и средств производится аналогично предложенной методике.

На основании данной методики группировки сил и средств разрабатывается опорный расчет сил и средств (Приложение 5). Опорный расчет не является приложением к пояснительной записке и отрабатывается как отдельный документ.

Сведения о группировке сил, которые могут быть привлечены к проведению мероприятий по обеспечению безопасного проведения весеннего паводка, разрабатываются в приложениях 5.1 и 5.2.

Сведения о группировке средств, которые могут быть привлечены к проведению мероприятий по обеспечению безопасного проведения весеннего паводка, разрабатываются в приложениях 5.3 и 5.4.

Обобщенные результаты расчета сил и средств по смягчению рисков и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде заносятся в таблицу (Приложение N 6).

Данная таблица состоит из 2-х разделов: "Всего за функциональные и территориальные подсистемы РСЧС" и "В т.ч. от МЧС России", которые разрабатываются для каждого муниципального образования субъекта РФ.

В первом разделе "Всего за функциональные и территориальные подсистемы РСЧС" указывается группировка сил и средств функциональных (МЧС, МО, МВД, Минздрав, Минприроды и другие министерства) и территориальной подсистем РСЧС на территории каждого муниципального образования (муниципальный район, городской округ) субъекта РФ.

Во втором разделе таблицы "В т.ч. от МЧС России" указывается группировка сил и средств непосредственно от МЧС России на территории данного муниципального образования.

Общая группировка сил и средств по смягчению рисков и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде на территории субъекта РФ указывается в строке "Итого" с разбивкой на 2 подпункта "Всего за ФП и ТП РСЧС субъекта РФ" и "Всего за МЧС России".

Для планирования мероприятий работы оперативных групп на территории субъекта РФ изготавливается План на картографической основе (приложение 7 - не приводится). Карта выполняется на подложке субъекта РФ с указанием границ и наименований муниципальных районов (городских округов). Цветом поднимаются водные артерии субъекта РФ, где планируется проведение превентивных мероприятий с указанием ледового покрытия. В соответствии с условными обозначениями на карте наносятся места проведения превентивных мероприятий и таблица с информацией о спланированных ОГ. На картографической основе, в рамках границы районов, наносятся флажки ОГ с указанием спланированного числа их работы.

Для контроля мероприятий, к проверке или выполнению которых привлекаются оперативные группы, заполняется План привлечения оперативных групп на территории Федерального округа (приложение 8 - не приводится), мероприятия планируются в соответствии с Планом-графиком работы ОГ на территории федерального округа (приложение 8.1 - не приводится).

Если планируется применение авиации, разрабатывается План применения авиации в период весеннего половодья (приложение 9 - не приводится). На плане применения авиации наносятся места расположения аэродромов, места размещения воздушных судов, их наименования и количество, районы ведения воздушных разведок, районы бомбометания. Цветом поднимаются места размещения авиации МЧС (зеленый), Минобороны (розовый), Ф и ТП РСЧС (желтый).

Примечание:

1. Расчет сил и средств РСЧС производится с учетом наихудшего сценария развития чрезвычайной ситуации.

2. При определении авиационных средств для ликвидации последствий ЧС в расчет не включаются воздушные суда, запланированные к регламентным работам и задействованные для других неотложных задач.

Раздел 5. Организация связи

В разделе "организация связи" разрабатываются следующие документы:

1) Распоряжение по связи

В распоряжении по связи указываются:

места развертывания узлов связи пунктов управления;

порядок обеспечения связи с ФКУ НЦУКС, с ЦУКС повседневного ПУ, с ППУ РЦ;

связь взаимодействия между главными управлениями МЧС России по субъектам РФ, связь взаимодействия с оперативными группами;

порядок обеспечения радио- и проводной связи;

порядок обеспечения безопасности связи;

порядок организации управления системой связи субъекта;

время готовности связи;

порядок обеспечения правительственной связи (по согласованию с территориальным органом Службы специальной связи и информации ФСО России, в случае привлечения их сил и средств);

порядок обеспечения закрытой связи с ФКУ НЦУКС, с ЦУКС повседневного ПУ ГУ и РЦ (с применением специального сотового телефона М-500 (М-633С)) <1>.

--------------------------------

<1> Данный вид связи организовывается во всех региональных центрах и в ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также в ГУ МЧС России по г. Москве.

2) Схема организации связи

На схеме организации связи указываются:

узлы связи пунктов управления своего органа управления и пунктов управления подчиненных и взаимодействующих органов управления Ф и ТП РСЧС;

направления связи с обозначением линий, систем, каналов связи;

очередность и сроки установления каждой связи.

Схема организации связи разрабатывается на основании распоряжения по связи и подписывается начальником связи.

3) Справочные данные

В справочных данных указываются:

номера телефонов (факс, АТА) узлов связи пунктов управления своего органа управления и пунктов управления подчиненных и взаимодействующих органов управления Ф и ТП РСЧС, оперативного штаба, оперативной группы, подвижного пункта управления, оперативных служб;

радиоданные;

схема построения систем оповещения;

таблица позывных должностных лиц и узлов связи;

схема вызова;

должность, Ф.И.О., номера телефонов руководителей органов управления, оперативных штабов, оперативных групп;

должность, Ф.И.О., номера телефонов правительственной связи (в случае привлечения сил и средств территориальных органов Службы специальной связи и информации ФСО России) руководителей органов управления, оперативных штабов, оперативных групп, а также номера телефонов закрытой связи МЧС России соответствующих руководителей.

4) Расчет сил и средств связи:

В расчете сил и средств связи указывается личный состав, средства связи, автомобильная техника, в т.ч. силы и средства ППУ, ОГ, а также силы и средства территориального органа Службы специальной связи и информации ФСО России (в случае их привлечения).

Раздел 6. Организация космического мониторинга

В данном разделе указываются:

1. Цели космического мониторинга.

2. Силы и средства.

3. Порядок организации космического мониторинга ЧС в период прохождения весеннего половодья и паводковый период.

4. Организация взаимодействия.

Дополнительно разрабатывается План проведения космической съемки паводкоопасных участков на территории Российской Федерации в период прохождения весеннего половодья (приложение 7).

Раздел 7. Организация материально-технического обеспечения

Разрабатывается План материально-технического обеспечения мероприятий в паводкоопасный период на территории Российской Федерации на карте.

На карту наносятся:

границы и наименование федеральных округов;

границы зон возможных подтоплений;

места дислокации органов управления, сил и средств материально-технического обеспечения МЧС России и взаимодействующих подсистем РСЧС;

склады с материальными средствами;

аэродромы;

основные железнодорожные, автомобильные магистрали и железнодорожные станции;

расчет материально-технических средств СВФ, организаций и учреждений центрального подчинения МЧС России;

расчет материально-технических средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС;

пункты ремонта автомобильной, инженерной, специальной техники.

Приложение N 1

СВЕДЕНИЯ

ПО КОЛИЧЕСТВУ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, УЧАСТКОВ

АВТОМОБИЛЬНЫХ И ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, МОСТОВ, СКОТОМОГИЛЬНИКОВ,

СКЛАДОВ С ЯДОХИМИКАТАМИ, НАКОПИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ,

СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ОБЪЕКТОВ, ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ, ВОДОЗАБОРОВ

ИЗ ПОДЗЕМНЫХ ИСТОЧНИКОВ, КОТОРЫЕ РАСПОЛОЖЕНЫ В ЗОНЕ

ВОЗДЕЙСТВИЯ ПАВОДКА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приложение N 3

ТРЕБОВАНИЯ

К РАЗРАБОТКЕ КАРТЫ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СМЯГЧЕНИЮ РИСКОВ

И РЕАГИРОВАНИЮ НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ

ВЕСЕННЕГО ПОЛОВОДЬЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приложение N 4

ТРЕБОВАНИЯ

К РАЗРАБОТКЕ КАРТЫ ПЛАНА ПРИМЕНЕНИЯ СИЛ РСЧС ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

БЕЗОПАСНОГО ПРОПУСКА ПАВОДКОВЫХ ВОД И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

ЧС В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ВЕСЕННЕГО ПОЛОВОДЬЯ НА ТЕРРИТОРИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приложение N 5

ТРЕБОВАНИЯ

К РАЗРАБОТКЕ КАРТЫ ПЛАНА ПРИМЕНЕНИЯ АВИАЦИИ МЧС РОССИИ

И РСЧС В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ВЕСЕННЕГО ПОЛОВОДЬЯ

НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приложение N 6

ТРЕБОВАНИЯ

К РАЗРАБОТКЕ КАРТЫ ПЛАНА МАТЕРИАЛЬНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОГО ПРОПУСКА ПАВОДКОВЫХ

ВОД НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Другие документы по теме
Ошибка на сайте