"Методические рекомендации территориальным подсистемам РСЧС по обеспечению безопасности населения и территорий при угрозе и прохождении циклонов (тайфунов)"
Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
В.В.СТЕПАНОВ
3 октября 2014 г. N 2-4-87-25-14
Согласовано
Заместитель руководителя
Федерального агентства
по гидрометеорологии
и мониторингу
окружающей среды
И.А.ШУМАКОВ
1 октября 2014 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ПОДСИСТЕМАМ РСЧС
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ПРИ УГРОЗЕ И ПРОХОЖДЕНИИ ЦИКЛОНОВ (ТАЙФУНОВ)
I. Цели и задачи
1.1. Данные Методические рекомендации разработаны с целью повышения эффективности реагирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) на риски, вызванные циклоном (тайфуном), используя для этого данные мониторинга метеорологической обстановки и составления, на основании результатов мониторинга и имеющихся баз данных, прогнозов повышения вероятности чрезвычайных ситуаций, доведения прогнозной информации до органов управления РСЧС, руководителей муниципальных образований.
Подготовка и доведение до органов управления сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС (далее - Ф и ТП РСЧС), руководителей муниципальных образований, руководителей организаций и предприятий ежедневных оперативных прогнозов и экстренных предупреждений, а также реагирование на риски осуществляется в целях:
своевременного принятия решений на выполнение превентивных мероприятий, обеспечивающих снижение рисков нарушения жизнедеятельности населения и минимизацию ущерба от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), вызванных прохождением циклонов (тайфунов);
приведения в готовность сил и средств Ф и ТП РСЧС к реагированию на возможные ЧС;
планирования, уточнения и выполнения мероприятий по ликвидации последствий возможных ЧС и происшествий, вызванных циклоном (тайфуном).
1.2. Одной из основных целей защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера является заблаговременность проведения мероприятий, направленных на их предупреждение. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
детализация (уточнение) рисков возникновения ЧС для территорий, на которых прогнозируется влияние циклона (тайфуна) в виде неблагоприятных и опасных явлений (далее НЯ, ОЯ) по данным мониторинга метеорологической обстановки;
детализация прогноза развития ЧС в результате воздействия циклона (тайфуна) до муниципального образования (потенциально опасного, социально значимого объекта);
организация круглосуточного взаимодействия между органами управления, силами и средствами Ф и ТП РСЧС по вопросам реагирования на прогноз;
организация оповещения населения и руководителей органов местного самоуправления (руководителей объектов экономики), доведение экстренных предупреждений;
проведение мероприятий по поддержанию в готовности органов управления, сил и средств Ф и ТП РСЧС к выполнению возложенных на них задач;
контроль организации реагирования органов управления, сил и средств Ф и ТП РСЧС на прогноз ЧС.
II. Общие положения
Тайфун - разновидность тропического циклона в Тихом океане, который вызывает вихри сравнительно малого диаметра, которые могут достигать силы урагана. На нашей планете это наиболее разрушительное и опасное явление природы.
В середине мощного атмосферного вихря давление имеет свойство изменяться, из-за чего скорость ветра может увеличиваться до огромных значений (приблизительно 400 км/ч). Во время прохождения тайфуна выпадает очень большое количество осадков. Это связано с образованием сильных кучево-дождевых облаков из-за подъема воздуха внутри тайфуна. Следствием такого природного явления может быть наводнение. "Глазом бури" называют центр тайфуна, так как облачность там уменьшена и практически нет ветра.
Тропические циклоны - тип циклонов, которые образуются в тропических широтах и имеют меньшие размеры (сотни, редко - более тысячи километров), но большие барические градиенты и скорости ветра, доходящие до штормовых. Для таких циклонов характерен также, так называемый, "глаз бури" - центральная область диаметром 20 - 30 км с относительно ясной и безветренной погодой. Тропические циклоны могут в процессе своего развития превращаться во внетропические. Ниже 8 - 10° северной и южной широты циклоны возникают очень редко, а в непосредственной близости от экватора - не возникают вовсе.
Неблагоприятные метеорологические явления - метеорологические, гидрологические, агрометеорологические или морские гидрометеорологические явления, которые значительно затрудняют или препятствуют деятельности отдельных отраслей экономики и могут нанести материальный ущерб, но по своим количественным значениям не достигают критериев опасного природного явления.
Опасные метеорологические явления - гидрометеорологическое или гелиогеофизическое явление, которое по интенсивности развития, продолжительности или моменту возникновения может представлять угрозу жизни и здоровью граждан, а также может нанести значительный материальный ущерб.
Комплекс неблагоприятных метеорологических явлений (далее - КНЯ) - сочетание двух и более одновременно наблюдающихся неблагоприятных метеорологических явлений, каждое из которых по интенсивности (силе) не достигает критериев ОЯ, но близко к ним.
Перечень опасных природных гидрометеорологических явлений с учетом их характеристики и критериев утвержден РД 52.27.724-2009.
III. Организация мониторинга за тропическими
циклонами (тайфунами)
Мониторинг за тропическими циклонами в северо-западной части Тихого океана осуществляется следующими организациями:
Японское метеорологическое агентство (JMA) - региональный специализированный метеорологический центр для Северо-Западной части Тихого океана, также предоставляет консультации по тропическим циклонам в этом регионе.
Объединенный американский военно-морской центр по предупреждению тайфунов (JTWC) - объединенный центр по предупреждению тайфунов - специальная комиссия, занимающаяся классификацией тайфунов. Располагается в военно-морском центре прогнозирования в Перл-Харборе, Гавайи, США. В ее обязанности входит издание отчетов об опасности тропических циклонов в Индийском океане, на северо-западе и юге Тихого океана.
Тропические циклоны классифицируются в зависимости от максимального постоянного ветра за 10-минутный период.
Классификация тропических циклонов
Тропические циклоны в зависимости от их интенсивности называют:
1. Тропическое возмущение - скорость ветра небольшая (менее 17 м/с);
2. Тропическая депрессия - скорость ветра достигает 17 - 20 м/с;
3. Тропический шторм - скорость ветра до 38 м/с;
4. Тайфун (ураган) - скорость ветра превышает 39 м/с;
5. Супертайфун - скорость ветра превышает 59 м/с.
СРЕДНИЕ МНОГОЛЕТНИЕ ПАРАМЕТРЫ ТРОПИЧЕСКИХ ЦИКЛОНОВ
Параметры ТЦ
Регион северо-запад Тихого океана
Среднее минимальное давление в центре (гПа)
962
Средняя максимальная скорость ветра вблизи центра циклона (м/с)
36
Средняя продолжительность существования (сутки)
6,9
Средняя скорость перемещения (м/с)
6,1
Максимальная стадия развития/(% случаев)
Тропический шторм
21,2
Сильный тропический шторм
21,4
Тайфун, ураган, тропический циклон
57,4
Разновидности завершения существования (% случаев)
Трансформация в циклон умеренных широт
35,1
Заполнение на суше
36,3
Заполнение в океане
28,7
Наибольший ущерб, приносимый тайфунами, связан с обильными осадками, штормовым ветром, нагоном волн на прибрежные районы, опасным волнением моря.
Для ежедневного мониторинга за циклонической деятельностью используются информационные ресурсы международных организаций, осуществляющих мониторинг погодных условий, а также отслеживание циклонов и тайфунов с использованием ГИС-технологий.
Наиболее актуальным информационным ресурсом мониторинга тропических циклонов (тайфунов) является официальный сайт Росгидромета (http://www.meteoinfo.ru/).
По предварительным параметрам тайфуна и его траектории смещения осуществляется информирование руководства регионального центра и национального центра.
До выхода к территории границ РФ происходит ежесуточный мониторинг складывающейся обстановки с прогнозом развития на 3-е суток.
IV. Информационные источники и их основные характеристики
4.1. Основными информационными источниками об угрозе воздействия циклонов и тайфунов являются:
гидрометеорологические бюллетени Гидрометеорологического научно-исследовательского центра РФ Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Росгидромет);
гидрометеорологические бюллетени и штормовые предупреждения от территориальных органов Росгидромета.
4.2. Выпуск экстренной информации об опасных неблагоприятных погодных явлениях (штормовых оповещений, докладов об изменении погодных условий, предупреждений о неблагоприятных погодных условиях) осуществляет функциональная подсистема наблюдения, оценки и прогноза опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлений и загрязнения окружающей природной среды.
На федеральном уровне функциональная подсистема представлена Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды "Росгидромет".
На межрегиональном уровне функциональная подсистема представлена Департаментом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по федеральному округу.
На региональном уровне функциональная подсистема представлена организациями Росгидромета.
Данные гидрометеорологического бюллетеня подразделения Росгидромета используются как оперативные данные при составлении прогноза возникновения ЧС. Данный бюллетень, в рамках обмена информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, направляется в оперативные дежурные смены (далее - ОДС) центров управления в кризисных ситуациях регионального центра и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
4.3. Подготовку и представление прогнозов ЧС осуществляют органы управления функциональной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС, создаваемой МЧС России:
на федеральном уровне - Центр "Антистихия";
на межрегиональном уровне - региональные центры мониторинга и прогнозирования ЧС;
на региональном уровне - территориальные центры мониторинга и прогнозирования ЧС.
Подготовка и представление прогнозов осуществляется по шести периодам:
на год (долгосрочный прогноз ЧС);
на сезон (долгосрочный прогноз циклических ЧС);
на месяц (среднесрочный прогноз ЧС);
на неделю (краткосрочный недельный прогноз ЧС);
на сутки (оперативный ежедневный прогноз ЧС);
на период менее 24 часов (экстренное предупреждение).
V. Порядок организации работы при реагировании органов
управления, сил и средств Ф и ТП РСЧС на риски,
вызванные прогнозом воздействия тайфуна
5.1. Организация выполнения комплекса мероприятий по прогнозу ЧС и реагированию на риски, вызванные прогнозом
Подготовку прогноза, доведение до органов управления, оповещение населения, контроль выполнения мероприятий осуществляют:
на федеральном уровне - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Центр "Антистихия", оперативная дежурная смена Национального центра управления в кризисных ситуациях (далее - НЦУКС);
на межрегиональном уровне - Департамент Росгидромета по федеральному округу, ОДС ЦУКС регионального центра, РЦМП ЧС;
на региональном уровне - УГМС (ЦГМС) Росгидромета, ОДС ЦУКС главного управления, ТЦМП ЧС, региональная диспетчерская служба субъекта РФ, органы исполнительной власти субъекта РФ;
на муниципальном уровне - единая дежурная диспетчерская служба (далее - ЕДДС), органы исполнительной власти муниципального уровня (главы администраций, председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) и др.);
на объектовом уровне - дежурная смена объекта экономики, руководство и председатель КЧС и ОПБ организации.
Выполнение превентивных мероприятий в соответствии с прогнозом, обеспечение жизнедеятельности населения, ликвидацию последствий ЧС, вызванных прохождением тайфуна, координируют:
на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ), КЧС и ОПБ федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, формирующих функциональные подсистемы, а также органы управления министерств и ведомств, не входящих в РСЧС, силы и средства МЧС России центрального подчинения;
на межрегиональном уровне - полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе, федеральные органы исполнительной власти на территории федерального округа, силы и средства регионального центра;
на региональном уровне - КЧС и ОПБ органа исполнительной власти субъекта РФ, силы и средства территориальной подсистемы, силы и средства главного управления;
на муниципальном уровне - КЧС и ОПБ органа местного самоуправления, силы и средства звена территориальной подсистемы РСЧС;
на объектовом уровне - КЧС и ОПБ организации, силы и средства организации, объекта.
VI. Обязанности должностных лиц по проведению
мероприятий при получении прогноза
6.1. На межрегиональном уровне:
6.1.1. Старший оперативный дежурный ЦУКС регионального центра при получении прогноза обязан:
изучить полученный прогноз;
ввести режим функционирования ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ для органов управления и сил постоянной готовности в главных управлениях, на территорию которых распространяется прогноз, спасательных воинских формированиях, РПСО МЧС России для приведения в готовность к немедленному реагированию на возможные ЧС и происшествия в соответствии с прогнозом, с последующим докладом начальнику регионального центра и старшему оперативному дежурному Национального ЦУКС (Приказ МЧС России от 22.01.2013 N 32);
по решению начальника регионального центра ввести режим функционирования ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ для полного состава сил в главных управлениях, спасательных воинских формированиях, региональном поисково-спасательном отряде МЧС России;
организовать выполнение и контроль мероприятий при введении режима функционирования ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ (в соответствии с Приказом МЧС России от 22.01.2013 N 32, п. 15);
организовать работу личного состава ОДС ЦУКС регионального центра (РЦМП) по подготовке детализированного (до муниципального района) ежедневного оперативного прогноза. Особое внимание при подготовке прогноза обратить на моделирование возможного развития ситуации по наихудшему сценарию и возможных последствий на основе имеющейся базы данных, данных паспортов территорий, расчетных задач в соответствии с сезонными рисками, характерными для субъекта (района), определение оправдываемости прогноза, уточнение количества и ведомственной принадлежности социально значимых и потенциально опасных объектов (далее - СЗО, ПОО), объектов жизнеобеспечения, попадающих под воздействие тайфуна в соответствии с прогнозом, и на основании уточненных данных определить перечень органов управления Ф и ТП РСЧС, до которых необходимо довести прогноз и рекомендации для принятия мер по минимизации последствий прохождения тайфуна с отработкой комплекта документов;
организовать доведение специалистами ОДС прогноза и предупреждения об ожидаемом воздействии тайфуна до взаимодействующих органов управления функциональных подсистем РСЧС, представленных на межрегиональном уровне (управление МВД России, Минздрав России и т.д.), в соответствии с расчетом рассылки;
организовать информирование и оповещение населения через СМИ (разместить пресс-релиз на сайте регионального центра, в социальных сетях, провести рассылку пресс-релиза в СМИ (телевидение, радио, газеты)), через терминальные комплексы ОКСИОН, посредством СМС-рассылок. Проконтролировать информирование и оповещение населения главными управлениями;
организовать контроль выполнения превентивных мероприятий главными управлениями, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителями организаций и объектов экономики по представленным донесениям о выполненных превентивных мероприятиях;
организовать заслушивание в режиме видеоконференцсвязи по выполнению превентивных мероприятий руководства главных управлений, старших оперативных дежурных ЦУКС главных управлений, председателей КЧС и ОПБ субъектов РФ, муниципальных образований, руководителей организаций и объектов экономики, старших оперативных групп гарнизонов пожарной охраны (далее - ГПО), администраций муниципальных образований с мест, наиболее подверженных влиянию тайфуна (мест проведения аварийно-восстановительных работ), по вопросам выполнения превентивных мероприятий, особое внимание обратить на обеспечение жизнедеятельности населения, попавшего под воздействие тайфуна (развертывание ПВР, городков жизнеобеспечения, мобильных и стационарных пунктов питания, обеспечение предметами первой необходимости, медицинское, психологическое и информационное обеспечение, контроль за туристическими группами, местами массового выхода людей на лед);
уточнить соответствие планов привлечения сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС (далее - Ф и ТП РСЧС) к реагированию на ликвидацию последствий прохождения тайфуна данным паспортов территорий, представляемым донесениям, в случае недостаточности сил и средств организовать наращивание группировки силами ДВРПСО, спасательных воинских формирований, главных управлений, ФОИВ и территориальных подсистем;
организовать круглосуточный мониторинг СМИ на предмет информирования населения, в случае выявления недостоверной (негативной, резонансной) информации по вопросам прохождения и реагирования сил и средств на ликвидацию последствий тайфуна принять меры для размещения в данных СМИ информации, соответствующей действительности, выступления ответственных должностных лиц главных управлений, органов исполнительной власти субъекта, руководителей, ответственных за ликвидацию последствий прохождения тайфуна, с доведением информации о реальной обстановке, выполняемых мероприятиях по минимизации последствий воздействия тайфуна (ликвидации последствий) и рекомендациями населению;
вести круглосуточный мониторинг обстановки по прохождению тайфуна;
осуществлять контроль в режиме видеоконференцсвязи за работой оперативных групп ЦУКС главных управлений, гарнизонов пожарной охраны, администраций муниципальных образований в районах, подвергающихся воздействию тайфуна, с заслушиванием старших оперативных групп по обстановке, принимаемым мерам для минимизации последствий прохождения тайфуна, организации взаимодействия с ФОИВ, органами исполнительной власти субъекта, органами местного самоуправления, обеспечения жизнедеятельности населения, по решению начальника регионального центра направить в район прогнозируемого прохождения тайфуна оперативную группу регионального центра.
6.1.2. Руководители федеральных органов исполнительной власти на территории федерального округа при получении прогноза:
переводят подчиненные подразделения, которые находятся в районах прогнозируемого воздействия тайфуна, а также привлекаемые к ликвидации последствий прохождения тайфуна, обеспечению жизнедеятельности населения, охраны общественного порядка, проведению эвакуационных мероприятий, в режим функционирования ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ;
уточняют планы применения сил и средств ФП РСЧС, осуществляют проверку готовности сил и средств постоянной готовности, второго эшелона, резерва;
организуют круглосуточное дежурство руководящего состава, в случае ухудшения обстановки развертывают ОШ ЛЧС;
направляют оперативные группы в районы, где прогнозируется прохождение тайфуна;
проводят практические тренировки подчиненных сил по выполнению своих функций по направлениям деятельности, с развертыванием или обеспечением функционирования развернутых городков жизнеобеспечения, пунктов питания и обогрева (в осенне-зимний период), подготовкой к эвакуационным мероприятиям или их обеспечением, проведением или обеспечением аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ на натурных участках, организацией взаимодействия с силами постоянной готовности Ф и ТП РСЧС;
выполняют и контролируют выполнение превентивных мероприятий на подведомственных территориях, в организациях и объектах экономики;
информируют полномочного представителя Президента РФ на территории федерального округа о прогнозируемой и фактической обстановке и выполненных и планируемых мероприятиях по минимизации последствий прохождения тайфуна;
принимают участие в заседаниях КЧС и ОПБ субъекта РФ, разработке решений КЧС и ОПБ по выполнению превентивных мероприятий в соответствии с прогнозом, вносят предложения по применению сил и средств, организации жизнеобеспечения населения, организации управления в ходе выполнения превентивных мероприятий и ликвидации последствий прохождения тайфуна, оповещению и информированию населения;
осуществляют контроль за работой оперативных групп, привлекаемых сил и средств в районах, подвергающихся воздействию тайфуна.
6.2. На региональном уровне:
6.2.1. Старший оперативный дежурный ЦУКС Главного управления при получении прогноза обязан:
изучить полученный прогноз;
ввести режим функционирования ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ для органов управления и сил постоянной готовности в Главном управлении, подразделениях регионального центра, находящихся в оперативном подчинении Главного управления, для приведения в готовность к немедленному реагированию на возможные ЧС и происшествия в соответствии с прогнозом, с последующим докладом начальнику Главного управления, старшему оперативному дежурному ЦУКС регионального центра (Приказ МЧС России от 22.01.2013 N 32);
организовать выполнение и контроль мероприятий при введении режима функционирования ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ (Приказ МЧС России от 22.01.2013 N 32);
организовать работу личного состава ОДС ЦУКС Главного управления (ТЦМП) по подготовке детализированного (до населенного пункта, объекта) ежедневного оперативного прогноза. Особое внимание при подготовке прогноза обратить на моделирование возможного развития ситуации по наихудшему сценарию и возможных последствий на основе имеющейся базы данных, данных паспортов территорий, расчетных задач в соответствии с сезонными рисками, характерными для района, определение оправдываемости прогноза, уточнение количества и ведомственную принадлежность социально значимых и потенциально опасных объектов (далее - СЗО, ПОО), объектов жизнеобеспечения, попадающих под воздействие тайфуна в соответствии с прогнозом, и на основании уточненных данных определить перечень органов управления Ф и ТП РСЧС, организаций, объектов экономики на территории субъекта РФ, до которых необходимо довести прогноз и рекомендации для принятия мер по минимизации последствий прохождения тайфуна;
доложить руководству Главного управления и ЦУКС Главного управления, довести информацию до руководителя субъекта РФ и председателя КЧС и ОПБ о полученном прогнозе;
по решению начальника Главного управления ввести режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ для полного состава сил в Главном управлении, подразделениях регионального центра, находящихся в оперативном подчинении Главного управления;
организовать выполнение и контроль мероприятий при введении режима функционирования ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ (Приказ МЧС России от 22.01.2013 N 32);
организовать доведение специалистами ОДС прогноза и предупреждения об ожидаемых параметрах тайфуна до ЕДДС муниципальных образований, взаимодействующих органов управления функциональных подсистем РСЧС, представленных на региональном уровне, органов управления территориальной подсистемы, организаций, объектов экономики федерального, регионального уровней и иных форм собственности, с последующей отметкой в ведомости доведения прогноза;
организовать информирование и оповещение населения через СМИ (разместить пресс-релиз на сайте Главного управления, в социальных сетях, провести рассылку пресс-релиза в СМИ (телевидение, радио, газеты), через терминальные комплексы ОКСИОН, посредством СМС-рассылок. Проконтролировать информирование и оповещение населения органами исполнительной власти субъекта, органами местного самоуправления, ЕДДС муниципальных образований, ДДС организаций, предприятий;
организовать контроль выполнения превентивных мероприятий органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, главами сельских поселений, руководителями организаций, объектов экономики по представленным донесениям о выполненных превентивных мероприятиях;
организовать заслушивание в режиме видеоконференцсвязи по выполнению превентивных мероприятий председателей КЧС и ОПБ муниципальных образований, начальников гарнизонов пожарной охраны, диспетчеров и руководителей ЕДДС муниципальных образований, глав сельских поселений, руководителей организаций и объектов экономики, старших оперативных групп с мест, наиболее подверженных влиянию тайфуна (мест проведения аварийно-восстановительных работ), особое внимание обратить на обеспечение жизнедеятельности населения, попавшего под воздействие тайфуна (развертывание ПВР, городков жизнеобеспечения, мобильных и стационарных пунктов питания, обеспечение предметами первой необходимости, медицинское, психологическое и информационное обеспечение, контроль за туристическими группами, местами массового выхода людей на лед);
уточнить соответствие планов привлечения сил и средств Ф и ТП РСЧС к реагированию на ликвидацию последствий прохождения тайфуна данным паспортов территорий, представляемым донесениям, в случае недостаточности сил и средств организовать наращивание группировки силами Главного управления, силами подразделений, находящихся в оперативном подчинении Главного управления, силами ФОИВ и территориальной подсистемы;
организовать круглосуточный мониторинг СМИ на предмет информирования населения, в случае выявления недостоверной (негативной, резонансной) информации по вопросам прохождения и реагирования сил и средств на ликвидацию последствий тайфуна принять меры для размещения в данных СМИ информации, соответствующей действительности, выступления ответственных должностных лиц Главного управления, органов исполнительной власти субъекта, органов местного самоуправления, руководителей, ответственных за ликвидацию последствий прохождения тайфуна, с доведением реальной обстановки, выполняемых мероприятий по минимизации воздействия тайфуна (ликвидации последствий), рекомендациями населению;
вести круглосуточный мониторинг обстановки по прохождению тайфуна;
осуществлять контроль в режиме видеоконференцсвязи за работой оперативных групп ЦУКС Главного управления, гарнизонов пожарной охраны, оперативных (рабочих) групп муниципальных образований в районах, подвергающихся воздействию тайфуна, с заслушиванием старших оперативных групп по обстановке, принимаемым мерам для минимизации последствий прохождения тайфуна, организации взаимодействия с ФОИВ, органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, обеспечения жизнедеятельности населения, по решению начальника Главного управления направить в район прогнозируемого прохождения тайфуна оперативную группу Главного управления.
6.2.2. Начальник Главного управления при получении прогноза ЧС:
вводит режим ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ (для полного состава сил или для сил постоянной готовности, в зависимости от прогнозируемых последствий прохождения тайфуна) в Главном управлении, подразделениях регионального центра, находящихся в оперативном подчинении Главного управления;
через старшего оперативного дежурного ЦУКС Главного управления контролирует выполнение мероприятий при введении режима функционирования ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ (Приказ МЧС России от 22.01.2013 N 32);
ставит задачу заместителям начальника Главного управления, начальнику ЦУКС Главного управления, начальникам пожарных частей ФПС МЧС России, подразделений регионального центра, находящихся в оперативном подчинении Главного управления, на уточнение планов применения сил и средств МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, представленных на региональном уровне, органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, организаций, объектов экономики федерального, регионального уровней и иных форм собственности, проверку готовности сил и средств постоянной готовности, второго эшелона, резерва;
в соответствии со своим решением организует круглосуточное дежурство руководящего состава Главного управления, пожарных частей ФПС МЧС России, подразделений регионального центра, находящихся в оперативном подчинении Главного управления, в случае ухудшения обстановки ставит задачу на развертывание ОШ ЛЧС;
направляет оперативные группы Главного управления, гарнизонов пожарной охраны в районы, где прогнозируется прохождение тайфуна;
приводит в готовность ППУ Главного управления, в случае ухудшения обстановки и длительного воздействия тайфуна направляет ППУ в наиболее пострадавший район;
проводит практические тренировки сил Главного управления с развертыванием видеоконференцсвязи, оборудованием городков жизнеобеспечения, пунктов питания и обогрева (в осенне-зимний период), подготовкой к эвакуационным мероприятиям, проведением аварийно-спасательных работ на натурных участках, организацией взаимодействия с силами постоянной готовности Ф и ТП РСЧС;
докладывает начальнику регионального центра о прогнозируемой и фактической обстановке, возможном сценарии развития ситуации, выполненных и планируемых мероприятиях по проверке готовности сил и средств, минимизации последствий воздействия тайфуна на территорию субъекта РФ;
информирует руководителя субъекта РФ, председателя КЧС и ОПБ о прогнозируемой и фактической обстановке;
принимает участие в заседаниях КЧС и ОПБ субъекта РФ, муниципального образования, разработке решений КЧС и ОПБ по выполнению превентивных мероприятий в соответствии с прогнозом, вносит предложения по введению режимов функционирования, уровней реагирования территориальной подсистемы и ее звеньев, применению сил и средств, организации жизнеобеспечения населения, организации управления в ходе выполнения превентивных мероприятий и ликвидации последствий прохождения тайфуна, оповещению и информированию населения;
осуществляет контроль через ОШ ЛЧС Главного управления, начальников гарнизонов пожарной охраны, оперативную дежурную смену ЦУКС Главного управления, а также лично, за работой оперативных групп Главного управления, гарнизонов пожарной охраны, оперативных (рабочих) групп органов местного самоуправления, организаций, подвергающихся воздействию тайфуна.
6.2.3. Руководитель субъекта РФ (председатель КЧС и ОПБ) при получении прогноза:
проводит заседание КЧС и ОПБ правительства субъекта РФ, на котором доводится прогноз, определяется и вводится соответствующий уровень реагирования, режим функционирования ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ на территории субъекта или на территории муниципальных образований, где прогнозируется прохождение тайфуна, ставятся задачи министерствам, ведомствам территориальной подсистемы, руководителям организаций, объектов экономики, осуществляющих свою деятельность на территории субъекта, на выполнение превентивных мероприятий, приведение в готовность сил и средств к реагированию на прогноз, ликвидации последствий прохождения тайфуна, организацию оповещения и обеспечения жизнедеятельности населения. Заседание КЧС и ОПБ оформляется протоколом, и по результатам заседания готовится проект решения, который утверждается руководителем субъекта, направляется во все министерства, ведомства, организации, муниципальные образования и является документом обязательного исполнения для всех должностных лиц, в части касающейся;
копия решения КЧС И ОПБ муниципального образования направляется председателю КЧС и ОПБ субъекта через ЦУКС Главного управления;
в соответствии со своим решением организует в круглосуточном режиме работу ОШ ЛЧС правительства субъекта, контролирует работу ОШ ЛЧС в муниципальных образованиях;
организует и контролирует оповещение населения;
направляет в районы, где прогнозируется прохождение тайфуна, оперативные (рабочие) группы для контроля обстановки;
уточняет планы эвакуации, применения сил и средств, запасы материально-технических ресурсов, населения, исходя из складывающейся обстановки проводит эвакуацию населения;
осуществляет проверку сил постоянной готовности, их усиления, второго эшелона, резерва, пунктов временного размещения населения, их укомплектованность, готовность администрации в соответствии с "Методическими рекомендациями по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения" МЧС России N 2-4-87-37-14 от 25.12.13;
организует при необходимости (в осенне-зимний период) развертывание стационарных, мобильных, полевых приспособленных пунктов обогрева и питания, городков жизнеобеспечения для социально незащищенного населения, лиц без определенного места жительства, участников дорожного движения;
проводит практические тренировки сил территориальной подсистемы с оборудованием городков жизнеобеспечения, пунктов питания и обогрева (в осенне-зимний период), подготовкой к эвакуационным мероприятиям, проведением аварийно-спасательных работ на натурных участках, организацией взаимодействия с силами постоянной готовности ФП РСЧС, осуществляющими свою деятельность на территории субъекта, организациями, предприятиями, объектами экономики иных видов собственности;
проводит заслушивание должностных лиц о выполненных превентивных мероприятиях, готовности сил и средств к применению, организации оповещения и обеспечении жизнедеятельности населения;
информирует полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе о прогнозируемой и фактической обстановке, докладывает о выполненных и планируемых мероприятиях;
6.3. На муниципальном уровне:
6.3.1. Диспетчер ЕДДС при получении прогноза обязан:
изучить полученный прогноз;
довести прогноз до главы района (городского округа), председателя КЧС и ОПБ, глав сельских поселений, ДДС организаций, объектов экономики, здравоохранения, образования, потенциально опасных объектов и т.д., диспетчеров аварийных служб по всем имеющимся видам связи (по телефону, факсимильной связи, электронной почте), организовать оповещение населения, уточнить состав сил и средств постоянной готовности, их укомплектованность, исправность, организацию связи, сроки приведения в готовность к ликвидации последствий прохождения тайфуна, с обязательным составлением ведомости доведения прогноза и составлением уточненной справки по силам и средствам, находящимся на дежурстве;
уточнить обстановку на территории района (городского округа) исходя из ожидаемых параметров воздействия тайфуна;
доложить и представить донесение о выполненных мероприятиях старшему оперативному дежурному ЦУКС Главного управления;
на основании решения КЧС и ОПБ муниципального района (городского округа) довести информацию о вводе режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ в муниципальном районе (городском округе) до глав сельских поселений, руководителей организаций, объектов экономики;
осуществлять контроль выполнения превентивных мероприятий главами сельских поселений, руководителями организаций, объектов экономики, здравоохранения, образования, потенциально опасных объектов, готовности сил и средств постоянной готовности к ликвидации последствий прохождения тайфуна;
докладывать об обстановке, ее изменениях, ходе выполнения превентивных мероприятий, проведении работ по ликвидации последствий прохождения тайфуна, жизнеобеспечении населения на территории муниципального района (городского округа) главе муниципального образования, председателю КЧС и ОПБ, старшему оперативному дежурному ЦУКС Главного управления в сроки, установленные руководством муниципального образования и регламентом обмена информацией, а в случае ухудшения обстановки - немедленно.
6.3.2. Руководитель муниципального района (городского округа) (председатель КЧС и ОПБ) при получении прогноза:
проводит заседание КЧС и ОПБ муниципального района (городского округа), на котором доводится прогноз, определяется и вводится соответствующий уровень реагирования, режим функционирования ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ в муниципальном районе, городском округе, сельском поселении, объекте, где прогнозируется прохождение тайфуна, ставятся задачи главам муниципальных образований района (городского округа), руководителям организаций, объектов экономики, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального района (городского округа), на выполнение превентивных мероприятий, приведение в готовность сил и средств к реагированию на прогноз, ликвидации последствий прохождения тайфуна, организацию оповещения и обеспечения жизнедеятельности населения. Заседание КЧС и ОПБ оформляется протоколом, и по результатам заседания готовится проект решения, который утверждается руководителем района (городского округа), направляется во все сельские поселения, организации, объекты экономики на территории муниципального образования и является документом обязательного исполнения для всех должностных лиц, в части касающейся;
в соответствии со своим решением организует в круглосуточном режиме работу ОШ ЛЧС администрации муниципального района (городского округа), контролирует работу должностных лиц сельских поселений, организаций, объектов экономики;
направляет в районы, где прогнозируется прохождение тайфуна, оперативные (рабочие) группы администрации муниципального района (городского округа) для контроля обстановки;
уточняет планы эвакуации, применения сил и средств, запасы материально-технических ресурсов, населения, исходя из складывающейся обстановки проводит эвакуацию населения;
осуществляет проверку сил постоянной готовности, их усиления, второго эшелона, резерва, пунктов временного размещения населения, их укомплектованность, готовность администрации в соответствии с "Методическими рекомендациями по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения" МЧС России N 2-4-87-37-14 от 25.12.13;
организует при необходимости (в осенне-зимний период) развертывание мобильных, полевых, приспособленных пунктов обогрева и питания, городков жизнеобеспечения для социально незащищенного населения, лиц без определенного места жительства, участников дорожного движения;
проводит практические тренировки сил звена территориальной подсистемы с оборудованием городков жизнеобеспечения, пунктов питания и обогрева (в осенне-зимний период), подготовкой к эвакуационным мероприятиям, проведением аварийно-спасательных работ на натурных участках, организацией взаимодействия с силами постоянной готовности ФП РСЧС, осуществляющими свою деятельность на территории муниципального района (городского округа), организациями, предприятиями, объектами экономики иных видов собственности;
проводит заслушивание должностных лиц о выполненных превентивных мероприятиях, готовности сил и средств к применению, организации оповещения и обеспечении жизнедеятельности населения;
информирует руководителя субъекта РФ, председателя КЧС и ОПБ правительства субъекта РФ о прогнозируемой и фактической обстановке, докладывает о выполненных и планируемых мероприятиях.
6.3.3. Начальник гарнизона пожарной охраны (далее - ГПО) при получении прогноза:
вводит режим ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ (для полного состава сил или для органов управления и сил постоянной готовности, в зависимости от прогнозируемых последствий прохождения тайфуна) в ГПО;
выполняет мероприятия при введении режима функционирования ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ (Приказ МЧС России от 22.01.2013 N 32);
принимает участие в заседаниях КЧС и ОПБ муниципального района (городского округа), разработке решений КЧС и ОПБ по выполнению превентивных мероприятий в соответствии с прогнозом, вносит предложения по введению режимов функционирования и уровня реагирования на территории муниципального образования, применению сил и средств, организации жизнеобеспечения населения, организации управления в ходе выполнения превентивных мероприятий и ликвидации последствий прохождения тайфуна, оповещению и информированию населения;
организует в круглосуточном режиме работу руководящего состава ГПО, контролирует выполнение мероприятий при введении режима ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ в пожарных частях, пожарных постах, добровольных пожарных формированиях;
направляет в район, где прогнозируется прохождение тайфуна, оперативную группу ГПО для контроля обстановки;
уточняет планы применения сил и средств ГПО, запасы материально-технических ресурсов;
осуществляет проверку пожарных караулов, их усиления, второго эшелона, резерва, их укомплектованность;
организует при необходимости (в осенне-зимний период) контроль за развертыванием мобильных, полевых пунктов обогрева и питания, городков жизнеобеспечения для социально незащищенного населения, лиц без определенного места жительства, участников дорожного движения;
проводит практические тренировки сил ГПО с подготовкой к эвакуационным мероприятиям, проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ на натурных участках, организацией взаимодействия с силами постоянной готовности ФП РСЧС, осуществляющими свою деятельность на территории муниципального образования, организациями, предприятиями, объектами экономики иных видов собственности;
проводит заслушивание начальников пожарных частей, пожарных постов, руководителей добровольных пожарных формирований о выполненных превентивных мероприятиях, готовности сил и средств к применению, организации оповещения и обеспечении жизнедеятельности населения;
информирует диспетчера ЕДДС, руководителя муниципального района (городского округа), председателя КЧС и ОПБ, старшего оперативного дежурного ЦУКС Главного управления о выполненных и планируемых мероприятиях;
ведет постоянный мониторинг оперативной обстановки на территории ГПО, а также контроль готовности к применению сил и средств ГПО.
VII. Нормативно-правовая база
По вопросам организации реагирования органов управления, сил и средств Ф и ТП РСЧС на риски, вызванные прогнозом прохождения тайфуна, использовать следующие нормативные правовые документы:
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федеральный закон от 23.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ";
Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";
Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1007 "О силах и средствах системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
Постановление Правительства РФ от 24.03.1997 N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Приказ МЧС России от 31.12.2002 N 632 "Об утверждении Порядка подготовки, представления прогнозной информации и организации реагирования на прогнозы чрезвычайных ситуаций";
Приказ МЧС РФ от 22.01.2013 N 32 "Об утверждении Положения о порядке приведения структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, подразделений Государственной инспекции по маломерным судам, образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, в готовность к применению по предназначению в мирное время";
Приказ МЧС РФ от 26.10.2012 N 640 "О мероприятиях по организации управления МЧС России при реагировании на чрезвычайные ситуации" (в редакции Приказа МЧС России от 25.02.2013 N 123 "О внесении изменений в Приказ МЧС России от 26.10.2012 N 640");
"Методические рекомендации по организации реагирования на прогнозы чрезвычайных ситуаций" МЧС России 2003 года;
"Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения", утвержденные заместителем Министра ЧС России генерал-лейтенантом В.В. Степановым 25.12.2013 N 2-4-87-37-14;
"Методические рекомендации по организации работы ОШ ЛЧС и оперативных групп территориальных органов МЧС России, местных гарнизонов пожарной охраны", утвержденные заместителем Министра МЧС России генерал-лейтенантом В.В. Степановым 01.11.2013 N 2-4-87-34-14;
Наставление по организации управления и оперативного (экстренного) реагирования при ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28.05.2010 N 4.
РД 52.88.629-2002 от 01.09.2002 "Перечень опасных природных гидрометеорологических явлений";
ГОСТ 22.03-95 "Природные чрезвычайные ситуации";
ГОСТ Р 22.1.01-95 "Мониторинг и прогнозирование ЧС".