Рейтинг@Mail.ru

"Методические рекомендации по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций"

Разработаны и утверждены

Министерством связи и массовых

коммуникаций Российской Федерации,

Министерством Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий

стихийных бедствий в 2013 году

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОЗДАНИЮ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ЭКСТРЕННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ

НАСЕЛЕНИЯ ОБ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИЛИ О ВОЗНИКНОВЕНИИ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

1. Аннотация

Методические рекомендации по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - Методические рекомендации) являются дополнением к ранее изданным МЧС России методическим рекомендациям по созданию (реконструкции) региональных, местных и локальных систем оповещения и разработаны в целях обеспечения реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций".

Основой для подготовки настоящих Методических рекомендаций являются Концепция создания комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также Оперативно-технические требования к комплексной системе экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, которые согласованы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и в целом одобрены на заседании межведомственной рабочей группы по координации работ при реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" (протокол совещания от 16 января 2013 г. N 1), которая сформирована в соответствии с Приказом МЧС России от 29 декабря 2012 г. N 834.

Настоящие Методические рекомендации предназначены для федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций всех форм собственности Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, проектных и подрядных организаций, выполняющих работы по созданию (реконструкции) региональных, местных и локальных систем оповещения, руководителей организаций, имеющих системы и сети мониторинга, прогнозирования и лабораторного контроля, а также для органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) всех уровней и других заинтересованных лиц.

В Методических рекомендациях изложены:

назначение, требования, структура и порядок использования комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН);

организация и основные этапы создания КСЭОН;

вариант оформления технического задания на создание КСЭОН.

2. Общие положения

2.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны во исполнение утвержденного Плана мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций".

2.2. При разработке методических рекомендаций руководствовались следующими законодательными и иными нормативными правовыми актами и руководящими документами:

2.2.1. Федеральными законами:

от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации";

от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";

от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне";

от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи";

от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

2.2.2. Постановлениями Правительства Российской Федерации:

от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов";

от 1 марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени";

от 9 июня 1995 г. N 578 "Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации";

от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

от 31 декабря 2004 г. N 894 "Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб";

от 31 декабря 2004 г. N 895 "Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

от 11 февраля 2005 г. N 68 "Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи";

от 13 апреля 2005 г. N 214 "Об утверждении Правил организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи";

от 15 апреля 2005 г. N 222 "Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи";

от 21 апреля 2005 г. N 241 "О мерах по организации оказания универсальных услуг связи";

от 18 мая 2005 г. N 310 "Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи";

от 25 мая 2005 г. N 328 "Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи";

от 6 июня 2005 г. N 353 "Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания";

от 27 августа 2005 г. N 538 "Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность";

от 23 января 2006 г. N 32 "Об утверждении правил оказания услуг по передаче данных";

от 10 сентября 2007 г. N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи";

от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации";

от 22 мая 2008 г. N 381 "О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей";

от 25 июня 2009 г. N 532 "Об утверждении перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации";

от 21 ноября 2011 г. N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112";

от 26 октября 2012 г. N 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено";

2.2.3. распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р.

2.2.4. совместными Приказами МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России:

от 25 июля 2006 г. N 422/90/376 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный N 8232 от 12 сентября 2006 г.);

от 7 декабря 2005 г. N 877/138/597 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения" (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 7443 от 3 февраля 2006 г.).

2.2.5. совместными Приказами МЧС России, МВД России и ФСБ России:

от 31 мая 2005 г. N 428/432/321 "О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций" (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 6700 от 9 июня 2005 г.);

от 28 октября 2008 г. N 646/919/526 "Об утверждении Требований по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей" (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 13001 от декабря 2008 г.).

2.2.6. Приказами МЧС России:

от 25 октября 2004 г. N 484 "Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 6144 от 23 ноября 2004 г.);

от 4 ноября 2004 г. N 506 "Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта";

2.2.7. Приказами Мининформсвязи России:

от 13 марта 2007 г. N 32 "Об утверждении требований к построению телефонной сети связи общего пользования в части обеспечения надежности электроснабжения средств связи, выполняющих функции систем коммутации, точек присоединения и базовых станций сетей подвижной связи";

от 27 сентября 2007 г. N 113 "Об утверждении Требований к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования";

от 9 января 2008 г. N 1 "Об утверждении требований по защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой посредством их информации";

от 31 января 2008 г. N 10 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства связи по исполнению государственной функции по организации системы сертификации в области связи, включающей в себя органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности";

2.2.8. РД-03-14-2005 "Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений".

2.3. При разработке настоящих Методических рекомендаций также были использованы:

Методические рекомендации по реконструкции территориальных систем оповещения гражданской обороны Российской Федерации, МЧС России, 2001 г.;

Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения, МЧС России, 2002 г.;

Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения на базе нового комплекса технических средств оповещения населения по радиоканалам, МЧС России, 2006 г.;

Методические рекомендации по реконструкции (созданию) региональных, местных и локальных систем оповещения на базе комплекса технических средств оповещения на цифровых сетях связи с IP-технологией и каналах кабельного телевидения, МЧС России, 2007 г.;

Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения на базе комплекса программно-аппаратных средств оповещения (КПАСО "МАРС-АРСЕНАЛ"), МЧС России, 2010 г.;

Методические рекомендации по созданию локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов на базе комплекса программно-технических средств автоматизированной системы оповещения (КПТС АСО), МЧС России, 2011 г.;

Методические рекомендации по созданию (реконструкции) региональных систем оповещения на базе комплекса программно-технических средств автоматизированной системы оповещения (КПТС АСО), МЧС России, 2011 г.;

Типовые проектные решения по созданию региональных, местных и локальных систем оповещения, 2001 г.

3. Анализ состояния действующих систем оповещения населения

Оповещение населения осуществляется силами органов повседневного управления РСЧС с использованием различных систем и технических средств, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. К таким органам повседневного управления относятся: Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы (ДДС) федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы РСЧС, центры управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, ДДС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, ДДС организаций (объектов).

Анализ состояния действующих систем оповещения населения позволяет выделить ряд проблем в обеспечении их готовности и устойчивости функционирования:

отсутствие местных автоматизированных систем оповещения в сельских местностях;

изношенность технических средств оповещения (региональные системы оповещения создавались в период с 60-х годов до начала 90-х годов прошлого века);

недостаточная подготовка оперативного дежурного состава к действиям по оповещению населения в установленные сроки;

неэффективное использование региональных сетей теле- и радиовещания, сетей кабельного телевидения, в том числе невозможность их перехвата в автоматизированном режиме системами оповещения, созданными в начале 70-х годов на базе аппаратуры оповещения 5Ф-88 (19% субъектов Российской Федерации);

низкий охват населения, особенно сельского (менее 50%), сетью электросирен и мощных акустических устройств, не позволяющий своевременно привлечь внимание населения к электронным средствам массовой информации для передачи экстренных сообщений;

снижение надежности региональных систем оповещения из-за использования в их составе комплексов технических средств, выработавших три и более установленных эксплуатационных ресурса, не предназначенных для работы на современных цифровых сетях связи и не отвечающих современным оперативным и техническим требованиям;

отсутствие автоматизированных систем оповещения населения в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Забайкальском крае, республиках Чечня, Дагестан и Ингушетия;

отсутствие резерва мобильных средств оповещения в субъектах Российской Федерации;

превышение к 2014 году установленных сроков эксплуатации комплексов технических средств оповещения федеральной и части межрегиональных систем оповещения;

отсутствие возможности аппаратно-программного сопряжения действующих систем оповещения, в том числе федеральной и межрегиональных с системами мониторинга природных и техногенных ЧС, цифрового телерадиовещания, сетями мобильной связи и других;

невозможность интеграции аппаратуры оповещения старого парка (5Ф-88, П-160, П-164, П-166) региональных систем оповещения с системами ОКСИОН, службой коротких сообщений сетей операторов радиоподвижной связи и другими;

крайне недостаточное финансирование органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятий по реконструкции систем оповещения и поддержанию их в готовности к применению.

Возможности современных цифровых информационно-коммуникационных технологий, развитие мультисервисных сетей связи, создание цифровых сетей теле- и радиовещания требует пересмотра организационно-технических решений, ранее принятых при создании существующих систем оповещения на всех уровнях управления.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что для решения указанных проблем необходим комплексный подход к выполнению задачи оповещения и информирования населения Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций с применением всех имеющихся технических средств, включая средства связи и вещания, которые должны дополнять друг друга.

4. Назначение, задачи, структура и порядок задействования

комплексной системы экстренного оповещения населения

об угрозе возникновения или о возникновении

чрезвычайных ситуаций

4.1. КСЭОН предназначена для своевременного и гарантированного оповещения населения в зонах экстренного оповещения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и программно-технических комплексов (технических средств и оконечных устройств), тип и вид которых определяются в зависимости от характеристики (паспорта) зоны экстренного оповещения, присущих данной территории опасных природных и техногенных процессов, а также групп населения, которые могут находиться в данной зоне.

4.2. КСЭОН должна обеспечивать выполнение следующих задач:

своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;

оповещение инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности;

передачу в автоматическом и (или) автоматизированном режимах необходимой информации и сигналов оповещения (аудио, видео, буквенно-цифровых и других) для адекватного восприятия населением при угрозе возникновения или при возникновении ЧС;

возможность сопряжения технических устройств, осуществляющих прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;

возможность сопряжения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах с программно-техническими комплексами принятия решений в органах повседневного управления РСЧС, в том числе с учетом возникновения ЧС и ее масштабов, информационную поддержку в принятии оперативных решений по действиям в кризисных ситуациях;

возможность сопряжения систем оповещения населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах с системами мониторинга потенциально опасных объектов, природных и техногенных ЧС;

использование современных информационных технологий, электронных и печатных средств массовой информации для своевременного и гарантированного информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;

своевременную передачу информации до органов управления РСЧС соответствующего уровня в целях принятия необходимых мер по защите населения;

управление оконечными средствами оповещения и информирования с пунктов управления органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня;

передачу информации в заданных режимах (индивидуальный, избирательный, циркулярный, по группам по заранее установленным программам);

защиту информации от несанкционированного доступа и сохранность информации при авариях в системе.

4.3. Структура КСЭОН приведена в Приложении N 1.

4.4. Непосредственное оповещение населения при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера находится в ведении органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и объектов экономики.

Порядок использования систем оповещения в настоящее время регламентируется "Положением о системах оповещения населения", утвержденным совместным Приказом МЧС России, Министерства информационных технологий и связи России, Министерства культуры и массовых коммуникаций от 25 июля 2006 г. N 422/90/376, в котором конкретизированы требования федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных документов в данной области.

5. Требования к созданию комплексной системы экстренного

оповещения населения об угрозе возникновения

или о возникновении чрезвычайных ситуаций

5.1. Требования к определению зон экстренного оповещения населения

5.1.1. При определении зон экстренного оповещения населения необходимо учитывать риски, существующие на конкретной территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования, возможные масштабы их развития, а также руководствоваться:

паспортом безопасности территорий субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, разработанным на основании Приказа МЧС России от 25.10.2004 N 484 "Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (зарегистрирован в Минюсте России 23 ноября 2004 г., регистрационный номер 6144);

паспортом безопасности опасного объекта, разработанным на основании Приказа МЧС России от 4 ноября 2004 г. N 506 "Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта".

5.1.2. Под угрозами природного характера необходимо понимать:

геофизические опасные явления;

извержения вулканов;

геологические опасные явления: оползни, обвалы, осыпи, лавины, сели, склонные смывы, просадка лессовых пород и земной поверхности в результате карста, абразия, эрозия, пыльные бури;

метеорологические и агрометеорологические опасные явления: очень сильный ветер, ураган, смерч, шквал, крупный град, сильный ливень, очень сильный снег, сильная метель, сильная пыльная (песчаная) буря, сильный туман, сильное гололедно-изморозевое отложение, аномально холодная погода, аномально жаркая погода, сход снежных лавин, чрезвычайная пожарная опасность, засуха атмосферная, засуха почвенная, суховей, заморозки;

морские гидрологические опасные явления: цунами, сильное волнение, обледенение судов, сгонно-нагонные явления, сильный тягун в портах, раннее появление льда, интенсивный дрейф льда, сжатие льда, появление льда, непроходимого судами и ледоколами в период навигации на судовых трассах и в районах промысла, отрыв прибрежных льдов в местах выхода людей на лед, завалы льда на берега и морские гидротехнические сооружения;

гидрологические опасные явления: сель, половодье, паводок, затор, зажор, низкая межень, раннее ледообразование;

природные (ландшафтные) пожары: лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары.

5.1.3. Под угрозами техногенного характера необходимо понимать:

аварии на химически опасных объектах;

аварии на радиационно опасных объектах;

аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах;

аварии на гидродинамически опасных объектах;

аварии на транспорте (железнодорожном, автомобильном, воздушном, водном, метро);

аварии на коммунально-энергетических сетях.

5.2. КСЭОН должна иметь следующие уровни управления:

федеральный (на территории Российской Федерации);

межрегиональный (на территориях федеральных округов);

региональный (на территориях субъектов Российской Федерации);

местный (на территориях муниципальных образований субъектов Российской Федерации);

объектовый (на территориях потенциально опасных объектов).

5.3. Оперативные требования к КСЭОН

5.3.1. КСЭОН должна обеспечивать круглосуточное функционирование и постоянную готовность к применению по предназначению во всех режимах функционирования РСЧС.

5.3.2. КСЭОН должна обеспечивать своевременное, гарантированное и достоверное доведение сигналов оповещения и экстренной информации до населения в зонах экстренного оповещения.

5.3.3. Общее время доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения с момента получения достоверных данных об угрозе возникновения или о возникновении ЧС природного или техногенного характера должно обеспечивать проведение необходимых мероприятий защиты населения (инженерные, радиационной, химической и биологической защиты, эвакуационные и другие).

5.3.4. КСЭОН должна обеспечивать 100% охват населения, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, либо в зоне ЧС.

5.4. Технические требования к КСЭОН

5.4.1. КСЭОН должна обеспечивать следующие режимы передачи сигналов оповещения и информации:

- циркулярный;

- циркулярный по заранее установленным программам;

- избирательный в пределах одного уровня КСЭОН;

- избирательный (через один или два уровня) по заранее установленным программам.

5.4.2. КСЭОН всех уровней управления должны программно и технически сопрягаться.

5.4.3. КСЭОН должна функционировать как централизованно, так и децентрализованно на всю глубину системы.

5.4.4. КСЭОН должна обеспечивать обмен информацией между уровнями автоматическим, автоматизированным, ручным способом и в диалоговом режиме.

5.4.5. КСЭОН всех уровней должна обеспечивать передачу и прием подтверждения о переданных сигналах оповещения и экстренной информации.

5.4.6. КСЭОН должна обеспечивать:

- автоматическое отображение и документирование передаваемой информации оповещения, данных и подтверждений об их приеме;

- документирование действий оперативного дежурного по управлению системой оповещения;

- возможность "перехвата" управления сетью оповещения органом повседневного управления РСЧС более высокого уровня;

- дистанционное управление средствами оповещения населения и должностных лиц;

- ввод информации оповещения в систему с ПЭВМ промышленного исполнения;

- передачу заранее записанной видеоинформации, речевых сообщений или с микрофона;

- передачу условных сигналов и буквенно-цифровых сообщений;

- возможность передачи речевой и видеоинформации из телерадиовещательных студийных комплексов операторов вещания.

5.4.7. КСЭОН должна быть сопряжена с сетями связи субъекта Российской Федерации, включая сети стационарной телефонной, подвижной радиотелефонной (сотовой) связи, средств телерадиовещания, сети Интернет, сети электросирен, уличной звукофикации, для обеспечения гарантированной передачи сигналов оповещения. Рекомендованным протоколом взаимодействия КСЭОН с сетями связи является протокол общего оповещения CAP (Common Alerting Protocol), определенный в Рекомендации Международного Союза Электросвязи МСЭ-Т Х.1303 и принятый Организацией по развитию стандартов структурированной информации (ОРССИ).

5.5. Требования к сопряжению КСЭОН с программно-техническими комплексами систем мониторинга, прогнозирования, наблюдения и лабораторного контроля.

5.5.1. КСЭОН должна иметь возможность приема и обработки информации о ЧС от систем мониторинга, прогнозирования, наблюдения и лабораторного контроля, осуществляющих прием, обработку формализованных сообщений об угрозе возникновения или возникновении ЧС (далее - систем контроля):

- в формализованном виде - от систем мониторинга Росгидромета, функциональная подсистема предупреждения о ЦУНАМИ (ФП РСЧС ЦУНАМИ), радиационно-химического контроля и охранно-пожарной сигнализации;

- в неформализованном виде - информацию от систем мониторинга природных и техногенных ЧС.

5.5.2. КСЭОН должна иметь программно-техническое сопряжение с соответствующими автоматизированными комплексами сбора, обработки и представления информации систем контроля на всех уровнях.

На объектовом уровне кроме сопряжения систем оповещения населения с системами мониторинга и прогнозирования ЧС, их необходимо обеспечить сопряжение с системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах (СОУЭ). Запуск систем оповещения должен осуществляться при срабатывании датчиков систем мониторинга опасных природных и техногенных процессов в автоматическом режиме.

5.5.3. Ввод данных от систем контроля в КСЭОН должен осуществляться в виде стандартных протоколов обмена для обработки в модулях сопряжения и выдачи команд на задействование по предназначению КСЭОН различного уровня.

5.5.4. Сопряжение КСЭОН с системами контроля должно обеспечивать как автоматический (без участия операторов), так и автоматизированный режим функционирования.

5.6. Общие требования к сетям связи для создания КСЭОН

5.6.1. Оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС должно осуществляться с использованием сетей стационарной телефонной, подвижной радиотелефонной (сотовой) связи, средств телерадиовещания, сети Интернет, сетей электросирен и электронных сирен, уличной звукофикации, мобильных средств оповещения и других.

5.6.2. Рекомендации по использованию сетей стационарной телефонной, подвижной радиотелефонной (сотовой) связи, средств телерадиовещания и сети Интернет при задействовании КСЭОН.

5.6.2.1. Подвижная радиотелефонная (сотовая) связь

Организация оповещения населения по сетям подвижной радиотелефонной (сотовой) связи должна быть организована путем рассылки коротких текстовых сообщений и с использованием технологии Cell Broadcast. Приоритетным инструментом является технология Cell Broadcast.

При организации оповещения путем рассылки Cell Broadcast и коротких текстовых сообщений необходимо учитывать возможности федеральных и региональных операторов сотовой связи, в том числе:

- количество операторов сотовой связи, работающих на территории субъекта, и число абонентов, подключенных к данным операторам связи;

- зоны покрытия территории субъекта операторами связи с адресами установки базовых станций сотовой связи;

- наличие технической возможности проводить широковещательную рассылку или коротких текстовых сообщений у региональных представительств операторов связи.

Текст информационного сообщения размером должен быть не более 140 (сто сорок) символов кириллицы (по мере технических возможностей размер сообщения, по согласованию, может быть изменен) для передачи по сети подвижной радиотелефонной связи и в течение 15 минут.

Оповещение населения по сотовой сети связи через технологию Cell Broadcast должно производиться по заранее подготовленным и утвержденным текстам. Операторам связи запрещается вносить изменения в текст информационного сообщения.

5.6.2.2. Телерадиовещание

Оповещение населения по каналам телевидения и радиовещания должно быть организовано в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 177 "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени".

5.6.2.3. Для организации сетей электросирен и электронных сирен, а также уличной звукофикации должны использоваться стационарная телефонная сеть связи, выделенная цифровая сеть связи IP VPN органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также сети связи потенциально опасных объектов.

Оповещение населения по сети Интернет должно производиться путем размещения экстренной информации на официальных интернет-сайтах МЧС России, региональных центров МЧС России, Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, а также на новостных и поисковых порталах основных интернет-ресурсов.

5.7. В целях обеспечения устойчивого функционирования КСЭОН необходимо предусматривать:

- размещение комплексов технических средств КСЭОН в помещениях, защищенных от воздействия опасных факторов ЧС;

- комплексное использование нескольких территориально разнесенных систем (каналов, линий) связи на одном направлении оповещения;

- резервирование комплексов технических средств КСЭОН и линий связи;

- создание и использование запасов мобильных средств оповещения;

- гарантированное электропитание;

- использование в составе систем оповещения ПЭВМ промышленного исполнения;

- сигнализацию вскрытия устройств, блоков, шкафов и т.д. на пульты управления системой оповещения своего уровня;

- сигнализацию исправности составных частей системы оповещения на пульты управления системой оповещения своего уровня;

- обеспечение защиты от несанкционированного запуска аппаратуры, а также ошибочных действий оперативного дежурного и обслуживающего персонала;

- программно-аппаратное сопряжение комплексов технических средств оповещения, используемых в составе КСЭОН.

5.8. КСЭОН должна обеспечивать оповещение и информирование всех групп населения, в том числе инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности через различные технические средства связи, вещания и оповещения.

6. Основные этапы и порядок создания комплексной системы

экстренного оповещения населения об угрозе возникновения

или о возникновении чрезвычайных ситуаций

6.1. Этапы создания комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций

6.1.1. Первый этап

Создание в субъектах Российской Федерации межведомственной рабочей группы по координации взаимодействия при реализации Указа Президента Российской Федерации от 13.11.2012 N 1522.

Формирование и определение актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию с территориальными органами МЧС России) перечня территорий, на которых требуется создать КСЭОН, исходя из известных и существующих угроз природного и техногенного характера, имеющихся на данных территориях.

Проведение анализа существующих систем мониторинга и прогнозирования ЧС, систем оповещения населения в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на объектах, в том числе путем проведения социологических исследований.

Разработка технических и организационных решений по сопряжению существующих систем оповещения населения с системами мониторинга и прогнозирования ЧС с целью создания КСЭОН.

На основе анализа данных определить источники финансирования мероприятий по созданию и модернизации систем оповещения населения, их сопряжению с системами мониторинга и прогнозирования, в том числе программно-целевыми методами.

Принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых документов о реализации на территории субъектов Российской Федерации мероприятий по созданию КСЭОН.

Включение в документы территориального планирования вопросов, связанных с определением территорий, где требуется создать КСЭОН.

6.1.2. Второй этап

Проектирование элементов КСЭОН в зонах экстренного оповещения населения, определенных нормативным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

Размещение заказов на закупку и поставку специального оборудования, проведение необходимых монтажных и пусконаладочных работ.

6.1.3. Третий этап

Поставка оборудования, проведение монтажных и пусконаладочных работ. Подготовка должностных лиц органов управления к работе с использованием программно-технических средств КСЭОН.

Приведение локальных систем оповещения населения в соответствие с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы их создания.

Разработка соглашений, регламентов и инструкций по экстренному оповещению населения.

Проведение занятий, учений и тренировок по организации эксплуатации и поддержанию в готовности КСЭОН.

Обучение населения правилам поведения и порядку действий при получении сигналов экстренного оповещения.

Ввод в эксплуатацию на территории субъектов Российской Федерации КСЭОН и организация их функционирования в составе территориальных подсистем РСЧС.

6.2. Порядок организации работ по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения

6.2.1. Основанием для создания КСЭОН на различных уровнях является распоряжение (постановление) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, руководителя потенциально опасного объекта, в котором определяется заказчик работ, цель, задачи, порядок работы и источники финансирования, основные этапы создания и обязанности должностных лиц по их выполнению.

6.2.2. На основании распоряжения (постановления) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, руководителя потенциально опасного объекта, орган исполнительной власти, специально уполномоченный для решения задач ГОЧС и ПБ по согласованию с территориальным управлением МЧС России, разрабатывает и представляет установленным порядком на утверждение план мероприятий по созданию КСЭОН.

6.2.3. Непосредственно создание КСЭОН должно включать три основных этапа:

- подготовка к проектированию и проектирование КСЭОН;

- поставка оборудования, проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ;

- приемка и ввод в эксплуатацию КСЭОН.

6.2.3.1. Первый этап:

- разрабатывается техническое задание (далее - ТЗ) на разработку проекта по созданию КСЭОН;

- определяется проектная организация и заключается договор на выполнение проектных работ;

- проводятся проектные работы;

- осуществляется приемка, экспертиза и утверждение проекта.

ТЗ на создание КСЭОН является основным документом, определяющим требования к системе и порядок ее создания, в соответствии с которым осуществляются работы по ее созданию и приемка в эксплуатацию.

ТЗ на создание КСЭОН разрабатывается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления и организацией, осуществляющей эксплуатацию потенциально опасного объекта и согласовывается с территориальным органом управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.

При разработке ТЗ должны учитываться:

- состояние систем мониторинга и прогнозирования угроз природного и техногенного характера;

- особенности организационно-технического построения территориальных сетей связи и вещания;

- особенности организационно-технического построения территориальной и местной систем оповещения;

- особенности организации сетей связи и вещания в районе размещения потенциально опасных объектов и перспективы их развития;

- наличие и размещение попадающих в зону экстренного оповещения населенных пунктов, других потенциально опасных объектов и объектов экономики, мест массового пребывания населения и т.д.

Согласованное с территориальным органом управления МЧС России по субъекту Российской Федерации ТЗ утверждается руководителем субъекта Российской Федерации (местного самоуправления, потенциально опасного объекта) и направляется на согласование в МЧС России в целях обеспечения единой научно-технической политики в области создания КСЭОН.

После получения положительного заключения МЧС России проект на создание КСЭОН направляется в орган, уполномоченный на проведение государственной экспертизы в субъекте Российской Федерации.

Проект на создание КСЭОН утверждается соответствующим руководителем (заместителем руководителя) при наличии положительного заключения государственной экспертизы.

На основании утвержденного проекта на создание КСЭОН (реконструкцию системы оповещения) проводятся в соответствии с законодательством торги (тендеры) и заключается договор подряда на выполнение работ на создание системы.

6.2.3.2. На втором этапе:

- определяются генеральный подрядчик и субподрядчики на выполнение работ по созданию системы;

- заключаются договора на закупку оборудования, проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ;

- осуществляется в соответствии с проектом закупка оборудования и его поставка;

- проводятся строительно-монтажные и пусконаладочные работы;

- генеральным подрядчиком направляется заказчику уведомление о готовности КСЭОН к приему в эксплуатацию.

Генеральный подрядчик работ по созданию КСЭОН определяется заказчиком на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Субподрядчики определяются генеральным подрядчиком по согласованию с заказчиком.

Договора на создание КСЭОН заключаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации:

- между заказчиком и генеральным подрядчиком;

- между генеральным подрядчиком и субподрядчиками.

В период проведения работ по созданию КСЭОН территориальным органом МЧС России разрабатывается и совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местного самоуправления) проводится комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования территориальной или местной системы оповещения.

Генеральный подрядчик после завершения строительно-монтажных работ в соответствии с договором подряда представляет заказчику необходимые документы, включая официальное извещение об окончании работ и готовности КСЭОН к эксплуатации, а также предложения о сроках работы приемочной комиссии.

До приема КСЭОН в эксплуатацию генподрядчик при участии заказчика:

- организует выполнение пусконаладочных работ, включающих в себя проверку, регулировку, настройку, тренировку и электрические измерения индивидуального оборудования, а также предварительные испытания на предмет соответствия системы требованиям ТЗ, в процессе которых все параметры оборудования и системы должны быть доведены до нормативных;

- совместно с заказчиком готовит справки о соответствии КСЭОН и смонтированного оборудования утвержденному проекту, о выполнении строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями СНиП 2.0151-90, о результатах контрольных измерений, испытаний и опробования оборудования и системы;

- разрабатывает и согласовывает с заказчиком программу и методику приемосдаточных испытаний и представляет их заказчику на утверждение.

6.2.3.3. На третьем этапе осуществляется приемка системы в эксплуатацию.

Приемка в эксплуатацию КСЭОН должна осуществляться в соответствии с законодательными актами, строительными нормами и правилами (СНиП), инструкциями и руководствами, действующими в Российской Федерации в период ее создания и приемки в эксплуатацию.

Основанием для начала приема КСЭОН в эксплуатацию является распоряжение (приказ) руководителя уполномоченного органа исполнительной власти заказчика (руководителя потенциально опасного объекта) о создании приемочной комиссии, в котором определяются состав комиссии, сроки проведения, цель и задачи приемки, обязанности должностных лиц из состава комиссии.

Работу приемочной комиссии организует ее председатель. Необходимые условия для работы комиссии создают заказчик и генподрядчик.

На основании приказа о создании приемочной комиссии разрабатывается план работы приемочной комиссии, который после согласования с территориальным органом МЧС России представляется на утверждение председателю комиссии.

В плане работы приемочной комиссии указываются: состав рабочих групп (не обязательно из состава комиссии) по проверке выполнения требований технического задания на создание КСЭОН; дата проверки, пункты технического задания, выполнение которых проверяется; пункты программы и методики испытаний, в соответствии с которыми осуществляется проверка соответствия КСЭОН требованиям технического задания.

Из состава рабочих групп определяют ответственного за своевременное проведение проверки, оформление и представление в комиссию протоколов испытаний.

В протоколе испытаний членами рабочей группы отражаются результаты испытаний, замечания и рекомендации по работе системы и делается вывод о выполнении проверяемого пункта технического задания.

При отсутствии согласованного мнения по результатам испытаний член рабочей группы имеет право отразить в протоколе особое мнение.

Протокол по результатам испытаний подписывается членами рабочей группы и представляется в приемочную комиссию для дальнейшего рассмотрения и утверждения председателем комиссии.

Приемочная комиссия по результатам рассмотрения протоколов испытаний оформляет акт, в котором указываются цель и основные результаты работы приемочной комиссии, основные замечания и рекомендации, высказанные членами рабочих групп, делается вывод о соответствии КСЭОН требованиям технического задания и даются рекомендации по приему системы в эксплуатацию.

К акту прилагаются:

- протоколы рабочих групп;

- ведомость соответствия КСЭОН требованиям ТЗ;

- замечания и рекомендации по результатам работы приемочной комиссии с указанием сроков их устранения и реализации, а также ответственных исполнителей.

Акт подписывается членами комиссии и представляется на утверждение руководителю заказчика.

При наличии у отдельных членов приемочной комиссии обоснованных возражений они должны быть рассмотрены до утверждения акта с участием организаций, представители которых входят в состав комиссии.

Если приемочная комиссия принимает решение о невозможности приемки КСЭОН в эксплуатацию, то вместо акта составляется мотивированное заключение с обоснованиями, имеющими ссылки на действующие законодательные и нормативные акты (которое подписывается членами комиссии) и рекомендуемыми мерами по обеспечению ввода системы в эксплуатацию.

Председатель приемочной комиссии направляет руководителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации акт приемки или мотивированное заключение о невозможности приемки системы в эксплуатацию.

Юридической основой принятия КСЭОН в эксплуатацию является постановление (распоряжение) органа исполнительной власти (руководителя местного самоуправления, потенциально опасного объекта) о принятии КСЭОН в эксплуатацию и организации ее эксплуатации в составе территориальной подсистемы РСЧС.

На принятую в эксплуатацию КСЭОН территориальным органом управления МЧС России по субъекту Российской Федерации оформляется паспорт.

Копии постановления (распоряжения) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (руководителя потенциально опасного объекта) о принятии в эксплуатацию КСЭОН, акта приемки и паспорт КСЭОН направляются в соответствующий территориальный орган МЧС России.

6.3. Все комплексы технических средств, применяемых для создания КСЭОН, должны пройти приемочные испытания на соответствие требованиям, согласованным МЧС России.

6.4. Комплексы технических средств, применяемые для создания КСЭОН, устанавливаемые на сетях связи, должны быть сертифицированы Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Приложение 1

СХЕМА

ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ЭКСТРЕННОГО ОПОВЕЩЕНИЯ

НАСЕЛЕНИЯ ОБ УГРОЗЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИЛИ О ВОЗНИКНОВЕНИИ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Приложение 2

ВАРИАНТ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ

НА СОЗДАНИЕ КСЭОН

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

на создание КСЭОН

СОГЛАСОВАНО

Начальник ГУ МЧС России

по субъекту Российской Федерации

"__" __________ 20__ г.

1. Общие положения

1.1. Наименование создаваемой КСЭОН

Дается полное наименование и условное обозначение создаваемой КСЭОН с указанием зоны, на которой население подлежит экстренному оповещению.

1.2. Основания для создания

Указываются директивные документы, на основании которых создается КСЭОН, кем и когда утверждены эти документы.

1.3. Назначение КСЭОН и цели ее создания

1.3.1. Назначение КСЭОН

Указывается назначение системы.

1.3.2. Цели создания

Приводятся наименования и требуемые значения показателей КСЭОН, которые должны быть достигнуты в результате создания.

1.4. Заказчик

Указывается полное наименование и реквизиты заказывающей организации.

1.5. Головной исполнитель

Указывается полное наименование и реквизиты организации головного исполнителя.

1.6. Соисполнители

Указываются полные наименования и реквизиты организаций соисполнителей.

1.7. Генеральный подрядчик

Указывается полное наименование и реквизиты организации, осуществляющей строительно-монтажные и пусконаладочные работы.

1.8. Сроки выполнения работ

Указываются основные этапы проектных, строительно-монтажных и пусконаладочных работ, сроки их начала и окончания.

При необходимости указываются сроки предоставления отдельных документов (технико-экономических расчетов, рабочих проектов и т.д.).

1.9. Порядок предоставления заказчиком исходных данных

Указываются сроки, порядок и способ предоставления заказчиком головному исполнителю исходных данных.

2. Характеристика существующих систем оповещения,

мониторинга и прогнозирования

Приводятся краткие сведения о действующих на данной территории системах или ссылки на документы, содержащие такую информацию, а также сведения об условиях их эксплуатации.

3. Требования к КСЭОН

3.1. Требования к КСЭОН в целом

3.1.1. Требования к структуре и функционированию системы

Указываются:

- основные задачи КСЭОН;

- количество и места размещения пунктов управления КСЭОН;

- конкретные границы КСЭОН, населенные пункты и районы, включаемые в систему;

- перечень подсистем КСЭОН, их назначение и основные характеристики, требования к числу уровней иерархии и степени централизации системы;

- требования к характеристикам взаимосвязей КСЭОН со смежными системами, в том числе параметры ее сопряжения, указания о способах обмена информацией (протоколы обмена);

- требования к подключению к сетям связи, включая сети стационарной телефонной, подвижной радиотелефонной (сотовой) связи, средств телерадиовещания, сети Интернет, сети электросирен, уличной звукофикации, мобильных средств оповещения, с указанием функциональных и технических требований, параметров взаимодействия, описанием интерфейсов и протоколов обмена;

- требования к режимам функционирования КСЭОН;

- требования к диагностированию КСЭОН;

- перспективы развития, модернизации КСЭОН.

3.1.2. Требования к численности и квалификации персонала и режиму его работы

Приводятся:

- требования к численности оперативного и эксплуатационного персонала;

- требования к квалификации оперативного и эксплуатационного персонала, порядку его подготовки и контроля знаний и навыков;

- режим работы оперативного и эксплуатационного персонала.

3.1.3. Требования к показателям надежности

Приводятся значения параметров, характеризующие степень соответствия КСЭОН ее назначению, в том числе указываются:

- состав и количественные значения показателей надежности для системы в целом или ее подсистемам;

- перечень ситуаций, по которым должны быть регламентированы требования к надежности, и значения соответствующих показателей;

- требования к надежности технических средств и программного обеспечения;

- требования к методам оценки и контроля показателей надежности на разных стадиях реконструкции КСЭОН.

3.1.4. Требования по безопасности

Приводятся требования по обеспечению безопасности при монтаже, наладке, эксплуатации, обслуживании и ремонте технических средств КСЭОН.

3.1.5. Требования по эргономике и технической эстетике

Приводятся показатели КСЭОН, задающие необходимое качество взаимодействия человека с машиной и комфортность условий работы.

3.1.6. Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту

Приводятся:

- условия и регламент (режим) эксплуатации, которые должны обеспечивать использование технических средств КСЭОН с заданными техническими показателями, в том числе виды и периодичность обслуживания технических средств системы или допустимость работы без обслуживания;

- требования к составу, размещению и условиям хранения комплекта запасных изделий и приборов;

- предварительные требования к допустимым площадям для размещения персонала и технических средств системы, к параметрам сетей энергоснабжения и т.д.

3.1.7. Требования к защите информации от несанкционированного доступа

Приводятся требования, установленные в нормативно-технической документации (НТД).

3.1.8. Требования к сохранности информации при авариях

Приводится перечень событий: аварий, отказов технических средств (в том числе потеря электропитания) и т.п., при которых должна быть обеспечена сохранность информации в КСЭОН.

3.1.9. Дополнительные требования

Приводятся:

- требования к оснащению системы устройствами для обучения персонала;

- требования к сервисной аппаратуре, стендам для проверки элементов системы;

- требования к КСЭОН, связанные с особыми условиями эксплуатации;

- специальные требования по усмотрению разработчика или заказчика.

3.2. Требования к видам обеспечения

Приводятся требования к информационному, техническому, метрологическому, организационному, методическому и другим видам обеспечения.

3.2.1. Для информационного обеспечения системы приводятся требования:

- к информационному обмену между компонентами системы;

- к информационной совместимости со смежными системами;

- к защите данных от разрушений при авариях и сбоях в электропитании системы;

- к контролю, хранению, обновлению и восстановлению данных.

3.2.2. Для технического обеспечения КСЭОН приводятся требования к видам технических средств, в том числе к видам комплексов технических средств, программно-технических комплексов и других комплектующих изделий, допустимых к использованию в системе. Указывается комплекс аппаратуры и средств оповещения и мониторинга, составляющих основу создаваемой КСЭОН.

3.2.3. В требованиях к метрологическому обеспечению приводятся:

- требования к метрологическому обеспечению технических и программных средств, входящих в состав измерительных каналов системы, средств встроенного контроля;

- вид метрологической аттестации (государственная или ведомственная) с указанием порядка ее выполнения и организаций, проводящих аттестацию.

3.2.4. Для организационного обеспечения приводятся требования:

- к структуре и функциям подразделений, участвующих в функционировании системы или обеспечивающих эксплуатацию;

- к организации функционирования системы;

- к защите от ошибочных действий оперативного и эксплуатационного персонала системы.

4. Дополнительные требования по выполнению работ

4.1. Уточнение и дополнение ТЗ

Оговаривается порядок согласования с заказчиком возможных требований, отдельных положений ТЗ при проведении сбора исходных данных, обоснований требований и др.

4.2. Исходные данные

Перечисляются исходные данные, представляемые заказчиком исполнителю для проведения работ (схемы системы связи и оповещения, условия размещения аппаратуры оповещения и т.д.).

4.3. Проектно-сметная документация (ПСД)

Указываются:

- нормативные документы, на основании которых исполнитель разрабатывает ПСД, а также рассчитывает нормативное время проектирования;

- при необходимости разработки ПСД в сжатые сроки оговаривается порядок доплаты за сокращение нормативных сроков проектирования и указывается документ, на основании которого производится доплата;

- указывается необходимость увязки разрабатываемой ПСД с ранее выпущенными типовыми проектными материалами. В целях уменьшения объема работы отдельные решения, имеющиеся в вышеуказанных материалах, могут не приводиться.

Определяется перечень, состав и объем основных и вспомогательных проектно-сметных документов, предоставляемых исполнителем заказчику, а также при необходимости оговариваются требования к отдельным документам.

Примерный перечень ПСД:

- схема организационно-технического построения КСЭОН с пояснительной запиской;

- схемы организации подключения к сетям связи;

- схемы размещения звукоизлучающих средств оповещения с нанесенными на картах населенных пунктов зон звукопокрытия;

- планы размещения и установки технических средств оповещения;

- монтажные схемы соединений с учетом сопряжения всех устанавливаемых технических средств;

- спецификация оборудования, кабельных изделий и других необходимых материалов;

- сметные расчеты.

5. Состав и содержание работ по созданию КСЭОН

Должен содержать перечень стадий и этапов работ по созданию КСЭОН, сроки их выполнения, перечень организаций-исполнителей работ, ссылки на документы, подтверждающее согласие этих организаций на участие в создании системы, или запись, определяющих ответственного (заказчика или разработчика) за проведение этих работ.

В данном разделе также приводятся:

- перечень документов, предъявляемых по окончании соответствующих стадий и этапов работ;

- вид и порядок проведения экспертизы технической документации (стадия, этап, объем проверяемой документации, организация экспертизы).

6. Требования к составу и содержанию работ

по подготовке КСЭОН к вводу в действие

Приводится перечень основных мероприятий и их исполнителей, которые следует выполнить при подготовке КСЭОН к вводу в действие.

Указываются порядок оформления и предъявления заказчику результатов работы по реконструкции системы (ее частей), по изготовлению и наладке отдельных средств (технических, программных и др.) и программно-технических (программно-методических) комплексов системы.

7. Порядок контроля и приемки КСЭОН

Указываются:

- общие требования к приемке работ по стадиям (перечень участвующих предприятий и организаций, место и сроки проведения), порядок согласования и утверждения приемочной документации;

- количество экземпляров разрабатываемой ПСД и расчет ее рассылки;

- порядок согласования с заказчиком и заинтересованными организациями ПСД (исходных данных), а также сдачи-приемки готовой продукции;

- виды, состав, объем и методы испытаний системы и ее составных частей;

- статус приемочной комиссии (государственная, межведомственная, ведомственная).

8. ТЗ подписывают:

представители заказчика (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, объекта экономики);

начальник ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации;

представители головного исполнителя, соисполнителя и генерального подрядчика.

Другие документы по теме
Ошибка на сайте