"Методические рекомендации по разработке планов повышения защищенности критически важных объектов, территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований"
Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
генерал-полковник
внутренней службы
А.П.ЧУПРИЯН
28 декабря 2011 г. N 2-4-60-21-14
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ПОВЫШЕНИЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ КРИТИЧЕСКИ
ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ, ТЕРРИТОРИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Настоящие Методические рекомендации по разработке планов повышения защищенности критически важных объектов, территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - Методические рекомендации) содержат типовые формы и методические подходы к разработке планов повышения защищенности критически важных объектов, территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Методические рекомендации разработаны с учетом требований нормативных правовых и нормативно-технических документов в области обеспечения требуемого уровня защищенности критически важных и/или потенциально опасных объектов Российской Федерации, руководящих документов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в рассматриваемой области.
Методические рекомендации предназначены для должностных лиц территориальных органов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, участвующих в разработке планов повышения защищенности критически важных объектов, территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
1. РАЗРАБОТКА ПЛАНА ПОВЫШЕНИЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ КРИТИЧЕСКИ
ВАЖНОГО ОБЪЕКТА
1.1. Форма типового Плана повышения защищенности критически важного объекта
1. Типовой План повышения защищенности критически важного объекта (далее - План) разработан в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" (протокол N 4, подпункт 5е).
2. Типовой План повышения защищенности критически важного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению Плана. План разрабатывается на объектах, включенных в Перечень критически важных объектов Российской Федерации (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2006 г. N 411-рс).
3. План повышения защищенности критически важного объекта - комплекс мероприятий организационного, методического, инженерного, экономического, социального и другого характера, реализуемый объектом и направленный на повышение его защищенности от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений.
4. Разработку Плана организует руководитель объекта.
5. План повышения защищенности критически важного объекта составляется по состоянию на начало января текущего года и дополняется или корректируется по мере необходимости с внесением изменений во все экземпляры.
Переоформляется План повышения защищенности критически важного объекта через 5 лет, а также при изменении сферы деятельности, реконструкции, модернизации технологических процессов объекта.
6. При заполнении форм Плана повышения защищенности критически важного объекта разрешается включать дополнительную информацию с учетом особенностей объекта.
7. План утверждается руководителем объекта, согласовывается с главными управлениями МЧС России и МВД России по субъекту Российской Федерации, управлением ФСБ России по субъекту Российской Федерации (по месту расположения объекта).
8. План повышения защищенности критически важного объекта разрабатывается в четырех экземплярах.
Первый экземпляр Плана повышения защищенности критически важного объекта остается на объекте. Второй, третий и четвертый экземпляры Плана повышения защищенности критически важного объекта представляются в главные управления МЧС России и МВД России по субъекту Российской Федерации, управление ФСБ России по субъекту Российской Федерации (по месту расположения объекта).
9. План повышения защищенности критически важного объекта включает в себя:
титульный лист;
разделы:
"Общая характеристика критически важного объекта";
"Оценка защищенности критически важного объекта";
"Мероприятия по повышению уровня защищенности критически важного объекта";
"Должностные лица и организации, ответственные за мероприятия по повышению защищенности критически важного объекта";
"Источники финансирования плана";
"Организация взаимодействия";
"Организация управления и контроля при выполнении мероприятий по повышению защищенности критически важного объекта";
лист, содержащий подписи разработчиков;
приложения.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРИТИЧЕСКИ ВАЖНОГО ОБЪЕКТА
В Плане повышения защищенности критически важного объекта приводятся общие характеристики КВО (функциональное назначение, производственная мощность, транспортная инфраструктура, численность персонала, наличие аварийно-спасательных формирований и др.), оценка объекта с точки зрения его значимости и последствий при угрозах техногенного, природного характера и террористических проявлений. Исходя из этой оценки, определяются необходимые мероприятия, выполнение которых обеспечивает максимальный уровень защищенности объекта. Эти мероприятия приводятся в форме 1. В форму 1 заносятся мероприятия как требующие, так и не требующие финансовых затрат. Для мероприятий, требующих финансовых затрат заполняются графы 3 - 5.
Форма 1
Мероприятия, обеспечивающие максимальную защищенность
объекта от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного
характера и террористических проявлений
N п/п
Наименование мероприятия
Объем (тыс. руб.),
Показатель завершенности мероприятия на начало планируемого периода (%)
Последствия не выполнения мероприятия
Всего
в том числе:
строительно-монтажные работы
приобретение материально-технических средств
1
2
3
4
5
6
7
1
2
2. ОЦЕНКА ЗАЩИЩЕННОСТИ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНОГО ОБЪЕКТА
При оценке защищенности критически важного объекта учитываются:
декларирование безопасности критически важного объекта;
страховой фонд документации;
объем выполнения инженерно-технических мероприятий (в т.ч. ИТМ ГО);
наличие и состояние диагностической аппаратуры и автоматических систем контроля и регулирования параметров состояния опасных элементов объекта;
обеспеченность защиты персонала объекта и населения, проживающего в зоне воздействия объекта, как источника чрезвычайных ситуаций;
подготовленность объекта к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
полнота проведения мероприятий по предупреждению и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
готовность систем управления к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
физическая защищенность объекта от террористических актов;
другие факторы, а также состояние реализации мероприятий, приведенных в форме 1.
Оценка защищенности объекта в результате реализации мероприятий ____%.
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ
КРИТИЧЕСКИ ВАЖНОГО ОБЪЕКТА
Мероприятия по повышению уровня защищенности критически важного объекта, требующие финансовых затрат, представляются в форме 2.
Форма 2
Мероприятия по повышению защищенности на планируемый период
по этапам и годам ____________
N п/п
Наименование мероприятия
Сроки реализации
Планируемый объем выполнения (тыс. руб.)
Финансирование (тыс. руб.)
Результат выполнения мероприятия, (тыс. руб.)
Всего
В том числе
Собственные средства объекта
Привлекаемые средства
Недостающие средства
Строительно-монтажные работы
Приобретение материально-технических средств
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
...
n
Оценка уровня защищенности объекта в результате реализации планируемых мероприятий ____%.
4. ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА И ОРГАНИЗАЦИИ, ОТВЕТСТВЕННЫЕ
ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ЗАЩИЩЕННОСТИ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНОГО ОБЪЕКТА
5. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПЛАНА
Средства объектов ________ тыс. руб.
Средства органа местного самоуправления ________ тыс. руб.
Финансовые средства от органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) ________ тыс. руб.
Средства субъекта Российской Федерации ________ тыс. руб.
Средства федеральных органов исполнительной власти ________ тыс. руб.
Привлекаемые средства других источников ________ тыс. руб.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Подписи разработчиков
7. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТА
Подписи разработчиков
1.2. Методические рекомендации по разработке плана повышения защищенности критически важного объекта
Последовательность заполнения плана:
Заполняется заголовок: наименование объекта и эксплуатирующей его организации.
В 1-м разделе плана ("Общая характеристика критически важного объекта") определяются цель, задачи, сроки реализации плана, оценка его опасности по ЧС различного характера.
Оценка объекта включает:
производственно-техническую характеристику, определяющую критическую важность объекта;
последствия при различного вида ЧС, в т.ч. при террористических проявлениях с указанием границ зон ЧС;
количество населения, которое попадает в зону ЧС, непосредственно проживающее вблизи объекта;
количество населения, для которого нарушается жизнедеятельность от воздействия вторичных факторов;
количество населения и объектов экономики, которые недополучат продукцию;
возможный ущерб для объекта, а также района (субъекта Российской Федерации и т.д.);
социально-экономические последствия при различных видах ЧС.
Понятие защищенности объекта трактуется как условие выполнения представляемых в форме 1 мероприятий, при выполнении которых повышается защищенность объекта.
В форму 1 вносятся мероприятия, реализация которых, по мнению разработчиков Плана, обеспечит максимально возможную защищенность объекта от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений.
Примерный перечень таких мероприятий:
1. Инженерно-технические мероприятия.
1.1. Перенос деятельности критически важного объекта в безопасный район (новое место).
1.2. Строительство защитных и инженерно-технических сооружений.
1.3. Модернизация и обновление основных производственных фондов.
1.4. Выполнение планово-предупредительных ремонтов.
1.5. Обновление и модернизация систем аварийной защиты производства.
1.6. Организация и сооружение объездных путей.
1.7. Перевод производства на более безопасное сырье.
1.8. Подготовка резервных систем энергоснабжения, в т.ч. автономных.
1.9. Другие инженерно-технические мероприятия повышения защищенности критически важного объекта.
2. Мероприятия по совершенствованию системы технической и физической защищенности критически важных объектов
2.1. Совершенствование физических барьеров и препятствий, систем контроля и управления доступом.
2.2. Совершенствование систем обнаружения проникновения нарушителей.
2.3. Совершенствование систем телевизионного наблюдения, технических средств предупреждения и воздействия.
3. Ресурсное обеспечение защищенности.
3.1. Создание финансовых и материально-технических резервов.
3.2. Создание топливно-энергетических запасов, продовольствия и других МТС (в т.ч. в соседних субъектах и муниципальных образованиях).
3.3. Обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты.
3.4. Приобретение специального аварийно-спасательного, пожарно-технического и др. оборудования, снаряжения и др.
3.5. Приобретение техники, оборудования и имущества для обеспечения длительной автономной работы.
4. Подготовка системы информации и управления.
4.1. Подготовка локальной системы оповещения на критически важном объекте.
4.2. Содержание (хранение) и приобретение оборудования и средств связи.
4.3. Заблаговременное создание запасных (мобильных) пунктов управления.
4.4. Подготовка аппарата управления к действиям при угрозе возникновения и возникновении ЧС, в том числе и при совершении диверсионно-террористических актов.
4.5. Создание системы мониторинга критически важного объекта.
5. Подготовка в области защиты от ЧС работников объекта.
6. Организационные мероприятия.
6.1. Совершенствование физической защиты (охраны) критически важных объектов.
6.2. Повышение готовности и увеличение численности пожарно-спасательных подразделений, аварийно-спасательных формирований.
7. Мероприятия по защите населения и территории вблизи объекта.
8. Другие мероприятия по повышению защищенности критически важного объекта.
При составлении плана определяется, какие мероприятия подходят для данного объекта, какими мероприятиями перечень нужно дополнить.
Для каждого мероприятия указывается объем (финансовых) средств в тыс. руб., необходимых для завершения мероприятия (в т.ч. на строительно-монтажные работы (СМР), приобретение материально-технических ресурсов).
В процентах указывается степень завершенности мероприятия на начало планируемого периода. Если мероприятие было выполнено ранее, указывается 100%. Если мероприятие полностью не завершено, то в последней графе следует указать, к чему может привести незавершенность данного мероприятия.
После заполнения формы 1 в разделе 2 плана проводится оценка защищенности объекта в процентах, при условии выполнения в полном объеме всех внесенных в форму мероприятий. При отсутствии соответствующих методик она определяется экспертным путем.
Определение уровня защищенности критически важного объекта может быть проведено на основании Методики оценки защищенности критически важного объекта, разработанной специалистами ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и приведенной в приложении к настоящим методическим рекомендациям.
При установлении оценки защищенности следует учитывать факторы, указанные в перечне раздела 2.
В разделе 3 представляются непосредственно мероприятия, планируемые к реализации, требующие финансовых затрат. Они представляются по форме 2.
В форму 2 заносятся мероприятия из формы 1 или более дифференцированные мероприятия, направленные на реализацию мероприятий, представленных в форме 1.
Для каждого мероприятия, внесенного в форму 2, указываются:
срок начала и окончания его реализации в планируемом периоде;
планируемый объем выполняемых работ в тыс. руб., в том числе СМР и приобретение материально-технических средств;
объем финансирования с указанием собственных, привлекаемых и недостающих средств, в тыс. руб.
После внесения мероприятий в форму 2 снова предлагается оценить уровень защищенности объекта в результате реализации планируемых мероприятий аналогичным образом, как это делалось по заполнению формы 1. Создаваемую группировку сил и средств для выполнения мероприятий по повышению защищенности, наращивание усилий при угрозе ЧС и ликвидации последствий по видам ЧС, в т.ч. при террористических проявлениях. Физическую защищенность - условия охраны (обороны) объекта, привлечение других организаций для охраны объекта, их наращивание при угрозе ЧС, организация охраны при возникновении ЧС (вневедомственная охрана, частные охранные предприятия, подразделения МВД России, Минобороны России и т.д.).
В разделе 4 плана определяются должностные лица и организации, ответственные за реализацию предложенных в форме 2 мероприятий, выделяемые силы и средства собственно объекта и сторонних организаций.
В разделе 5 плана указываются источники финансирования мероприятий, внесенных в форму 2. При назначении объемов финансирования должен производиться их расчет с учетом фактической стоимости реализации мероприятий, а также потенциальной опасности объекта в случае ЧС.
В разделе 6 раскрываются вопросы взаимодействия с заинтересованными объектами экономики (использующих продукцию, выделяющих силы и средства для повышения защищенности в повседневной деятельности, при угрозе ЧС, при возникновении ЧС различного характера), с органами управления федеральных органов исполнительной власти, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в т.ч. по линии оперативных дежурных служб, выполняемых при этом мероприятий.
Раздел 7 плана посвящен системе контроля за исполнением плана. Раскрываются вопросы организации оповещения населения, взаимодействующих объектов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, порядок передачи информации. Определяется порядок организации связи (используемые средства связи, резерв средств связи, дублирующие каналы связи и т.д.), в т.ч. ретрансляторы по видам ЧС при угрозе и возникновении ЧС между пунктами управления, оперативными группами, силами и средствами и т.д. Пункты управления, оперативные группы, их перемещение, использование мобильных (подвижных) пунктов управления, создание дублирующих, их места при угрозе и возникновении ЧС. Порядок организации контроля и отчетности и т.п. Здесь требуется отразить отчеты исполнителей мероприятий, должностных лиц перед вышестоящим органом исполнительной власти о ходе выполнения плана повышения защищенности объекта, результате контрольных проверок, ежеквартальные проверки КЧС и ОПБ выполнения мероприятий по повышению защищенности объекта, проверки ответственными лицами готовности сил и средств, создание рабочей группы контроля и порядок проверки выполнения мероприятий.
В план повышения защищенности критически важного объекта включаются четыре приложения:
Приложение 1. Карта возможной обстановки (план, схема объекта), на которую заносятся: роза ветров по временам года, граница зон возможных ЧС, пункты управления свои и взаимодействующих структур (органов управления), районы сосредоточения сил и средств, маршруты их выдвижения, предварительные задачи, условия охраны (обороны) в повседневной жизни и при угрозе возможных ЧС, при терактах.
Карта подписывается руководителем объекта.
Приложение 2. Схема организации связи. На ней отражаются вопросы организации связи между силами, пунктами управления, оперативными группами критически важного объекта, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, взаимодействие между объектами и т.д.
Приложение 3. Схема организации управления. На ней отражается порядок организации управления при выполнении мероприятий по повышению защищенности, включая пункты управления - дублеры, запасные, подвижные, взаимодействующих органов управления, привлекаемых сил и средств.
Приложение 4. Состав группировки сил и средств в форме таблицы:
N п/п
Наименование АСФ
Кол-во чел.
Кол-во техники по видам, ед.
Оборудование к технике
Способ оповещения (вызова)
Время готовности, прибытия "Ч"+___
Адрес
Руководитель
Ф.И.О.
телефон
Примечание
При наводнении
Резерв сил и средств
При землетрясении
При пожарах
При терактах
т.д.
2. РАЗРАБОТКА ПЛАНА ПОВЫШЕНИЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ
ОБЪЕКТОВ ТЕРРИТОРИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
2.1. Форма типового Плана повышения защищенности критически важных объектов территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
1. Типовой План повышения защищенности критически важных объектов территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований разработан в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" (протокол N 4, подпункт 5е).
2. Типовой План повышения защищенности критически важных объектов территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований разработан для административно-территориальных единиц: республики, края, области, муниципального образования и населенного пункта (города).
3. Типовой План повышения защищенности критически важных объектов территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению Плана повышения защищенности критически важных объектов территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. План повышения защищенности критически важных объектов территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований разрабатывается на основе планов повышения защищенности критически важных объектов, включенных в Перечень критически важных объектов Российской Федерации (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2006 г. N 411-рс).
4. План повышения защищенности критически важных объектов территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - комплекс мероприятий организационного, методического, инженерного, экономического, социального и другого характера, реализуемый на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования и направленный на повышение защищенности критически важных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений.
5. Разработка Плана повышения защищенности критически важных объектов территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования организуется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
6. План повышения защищенности критически важных объектов территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - комплекс мероприятий организационного, нормативного, правового, инженерного, методического, экономического, социального и другого характера, реализуемых высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом государственной власти муниципального образования, организациями, гражданами, направленных на повышение защищенности критически важных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
7. План повышения защищенности критически важных объектов территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования составляется по состоянию на начало января текущего года и дополняется или корректируется по мере необходимости, с внесением изменений во все экземпляры.
Переоформляется План повышения защищенности критически важных объектов территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования через 5 лет.
8. При заполнении форм паспорта безопасности территории разрешается включать дополнительную информацию с учетом особенности территории.
9. План повышения защищенности критически важных объектов территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования утверждается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, согласовывается с главным управлением МЧС России и МВД России по субъекту Российской Федерации, с управлением ФСБ России по субъекту Российской Федерации.
10. План повышения защищенности критически важных объектов территории субъекта Российской Федерации разрабатывается в пяти экземплярах.
Первый экземпляр Плана повышения защищенности критически важных объектов территории субъекта Российской Федерации остается в исполнительном органе государственной власти субъекта Российской Федерации. Второй экземпляр Плана повышения защищенности критически важных объектов территории субъекта Российской Федерации направляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации. Третий экземпляр Плана повышения защищенности критически важных объектов территории субъекта Российской Федерации направляется в МЧС России. Четвертый экземпляр Плана повышения защищенности критически важных объектов территории субъекта Российской Федерации направляется в управление ФСБ России по субъекту Российской Федерации. Пятый экземпляр Плана повышения защищенности критически важных объектов территории субъекта Российской Федерации направляется в Главное управление МВД России по субъекту Российской Федерации.
11. План повышения защищенности критически важных объектов муниципального образования разрабатывается в четырех экземплярах.
Первый экземпляр Плана повышения защищенности критически важных объектов муниципального образования остается в исполнительном органе власти муниципального образования. Второй экземпляр Плана повышения защищенности критически важных объектов муниципального образования представляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование. Третий экземпляр Плана повышения защищенности критически важных объектов муниципального образования представляется в управление ФСБ России по субъекту Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование. Четвертый экземпляр Плана повышения защищенности критически важных объектов муниципального образования представляется в Главное управление МВД России по субъекту Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование.
12. План повышения защищенности критически важных объектов территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования включает в себя:
титульный лист;
раздел I. Общая характеристика территории;
раздел II. Характеристика критически важных объектов на территории;
раздел III. Оценка защищенности критически важных объектов на территории;
раздел IV. Характеристика мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов на территории;
раздел V. Организации и должностные лица, ответственные за обеспечение защищенности критически важных объектов на территории;
раздел VI. Характеристика источников финансирования плана;
раздел VII. Характеристика организации взаимодействия;
раздел VIII. Организация управления и контроля при выполнении мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов на территории;
лист, содержащий подписи разработчиков;
приложения.
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ
Наименование показателя
Значение показателя
Значение показателя на момент разработки плана
Значение показателя через пять лет
Общие сведения о территории
1.
Общая численность населения
2.
Площадь территории, км2
3.
Количество населенных пунктов, ед./в том числе городов
4.
Численность населения, всего тыс. чел., / в том числе городского
5.
Количество населенных пунктов с объектами особой важности (ОВ) и I категории, единиц
6.
Численность населения, проживающего в населенных пунктах с объектами ОВ и I категории, тыс. чел./% от общей численности населения
7.
Плотность населения, чел./км2
8.
Количество потенциально опасных объектов, ед.
9.
Количество критически важных объектов, ед.
10.
Степень износа производственного фонда, %
11.
Количество больничных учреждений, единиц, в том числе в сельской местности
12.
Количество инфекционных стационаров, единиц, в том числе в сельской местности
13.
Число больничных коек, ед., в том числе в сельской местности
14.
Число больных коек в инфекционных стационарах, ед., в том числе в сельской местности
15.
Численность персонала всех медицинских специальностей чел./10000 жителей, в том числе в сельской местности и в инфекционных стационарах.
16.
Численность среднего медицинского персонала, чел./10000 жителей, в том числе в сельской местности и в инфекционных стационарах.
17.
Количество мест массового скопления людей (образовательные учреждения, медицинские учреждения, культурно-спортивные учреждения, культовые и ритуальные учреждения, автостоянки, остановки маршрутного городского общественного транспорта и т.д.), ед.
18.
Количество чрезвычайных ситуаций, ед., в том числе:
техногенного характера
природного характера
19.
Размер ущерба при чрезвычайных ситуациях, тыс. руб., в том числе:
техногенного характера
природного характера
Характеристика природных условий территории
20.
Среднегодовые:
направление ветра, румбы;
скорость ветра, км/ч;
относительная влажность, %
21.
Максимальные значения (по сезонам):
скорость ветра, км/ч
22.
Количество атмосферных осадков, мм:
среднегодовое;
максимальное (по сезонам)
24.
Температура, °C:
среднегодовая;
максимальная (по сезонам)
Транспортная освоенность территории
25.
Протяженность железнодорожных путей, всего, км, в том числе общего пользования, км/% от общей протяженности из них электрифицированных
26.
Протяженность автомобильных дорог, всего, км, в том числе общего пользования, км/% от общей протяженности из них с твердым покрытием
27.
Количество населенных пунктов, не обеспеченных подъездными дорогами с твердым покрытием, ед./% от общего количества
28.
Количество населенных пунктов, не обеспеченных телефонной связью, ед./% от общего количества
II. ХАРАКТЕРИСТИКА КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ
Приводится оценка в масштабе территории:
количества критически важных объектов;
влияния критически важных объектов на экономику, жизнедеятельность населения, инфраструктуру района в случае выхода их из строя;
размер ущерба при различных ЧС;
состав сил и средств объектов для ликвидации ЧС;
прогнозируемое выделение сил и средств с других объектов, запасов материальных и финансовых средств и порядок их привлечения.
Защищенность критически важных объектов на территории означает выполнение в полном объеме мероприятий по повышению защищенности объектов, приведенных в форме 3.
Форма 3
N п/п
Наименование объекта
Подчиненность
Максимально возможный уровень защищенности (%)
Планируемый уровень защищенности на конец периода (%)
Потребность в финансовых средствах для обеспечения защищенности (тыс. руб.)
1
2
3
4
5
6
III. ОЦЕНКА ЗАЩИЩЕННОСТИ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ
ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ
При оценке защищенности критически важных объектов на территории учитываются:
перечень критически важных объектов, расположенных на данной территории;
страховой фонд документации;
декларирование безопасности объектов;
объем выполнения мероприятий ИТМ ГО;
наличие и состояние диагностической аппаратуры и автоматических систем контроля и регулирования параметров состояния опасных элементов объектов;
обеспеченность защиты персонала объектов и населения, проживающего на территории;
подготовленность объектов, расположенных на данной местности, к работе в условиях ЧС;
полнота проведения мероприятий по предупреждению и смягчению последствий ЧС;
готовность систем управления к работе в условиях ЧС;
физическая защищенность объектов от террористических актов;
другие факторы, состояние реализации мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗАЩИЩЕННОСТИ
КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ
Мероприятия по повышению защищенности критически важных объектов территории, планируемые на период, представляются в форме 4.
Форма 4
Мероприятия по повышению защищенности критически важных
объектов, расположенных на территории __________ на ____ год
N п/п
Наименование мероприятия
Объем финансирования (тыс. руб.)
Источники финансирования (тыс. руб.)
всего
Строительно-монтажные работы
Материально-технические ресурсы
Федеральный бюджет
Бюджет субъекта РФ, муниципального образования
Бюджет органа местного самоуправления
1
2
3
4
5
6
7
8
Оценка группировки сил и средств, защиты объектов (условия охраны и обороны).
V. ОРГАНИЗАЦИИ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, ОТВЕТСТВЕННЫЕ
ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИЩЕННОСТИ КРИТИЧЕСКИ
ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ
VI. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПЛАНА
Средства объектов ________ тыс. руб. (по каждому объекту).
Средства муниципального образования ________ тыс. руб.
Средства субъекта Российской Федерации ________ тыс. руб.
Средства федеральных органов исполнительной власти ________ тыс. руб.
Привлекаемые средства других источников ________ тыс. руб.
VII. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗАЩИЩЕННОСТИ КРИТИЧЕСКИ
ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ
Подписи разработчиков
2.2. Методические рекомендации по разработке Плана повышения защищенности критически важных объектов территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Порядок заполнения плана:
Заполняется заголовок: наименование территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, указывается период времени для реализации плана.
В 1-м разделе плана "Общая характеристика территории" в табличной форме даются сводные данные о территории. Может быть использована информация Паспорта безопасности территории (в случае его разработки).
Во 2-м разделе плана "Характеристика критически важных объектов на территории" определяются:
количество критически важных объектов;
последствия при различных видах ЧС, в т.ч. террористических проявлениях, с указанием границ зон ЧС;
количество населения, которое попадает в зоны ЧС, непосредственно проживающее вблизи критически важных объектов;
влияния на экономику, жизнедеятельность населения, инфраструктуру района в случае выхода их из строя;
ущерб при различных ЧС для муниципального образования, субъекта Российской Федерации и т.д.;
социально-экономические последствия при различных видах ЧС;
прогнозируемое выделение сил и средств с других объектов, запасов материальных и финансовых средств и порядок их привлечения.
Понятие защищенности критически важных объектов на территории трактуется как условие защищенности всех представляемых в форме 3 объектов.
В форме 3 перечисляются критически важные объекты, расположенные на территории.
Для каждого объекта, внесенного в форму 3, указываются:
его подчиненность, принадлежность собственнику (графа 3);
максимально возможный уровень защищенности, который может быть достигнут при реализации всех необходимых мероприятий (графа 4). Этот показатель уточняется на стадии согласования проектов объектовых планов с органом местного самоуправления;
планируемый уровень защищенности на конец планового периода (графа 5). Этот показатель уточняется на стадии согласования проектов объектовых планов с органом местного самоуправления, исходя из решения вопросов финансирования соответствующих мероприятий;
дефицит финансовых средств для реализации мероприятий по защищенности данного объекта (графа 6). Дефицит определяется как разность необходимых средств и суммы собственных средств объекта и средств, выделяемых органом государственной власти.
В разделе 3 плана "Оценка защищенности критически важных объектов на территории" перечисляются основные факторы, которые учитываются на территориальном уровне при подходе к оценке защищенности критически важных объектов.
В разделе 4 плана "Характеристика мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов на территории" по форме 4 представляются планируемые мероприятия по повышению защищенности критически важных объектов на территории.
Примерный перечень таких мероприятий:
1. Инженерно-технические мероприятия
1.1. Перенос деятельности КВО (название объекта) в безопасный район (новое место).
1.2. Строительство защитных сооружений.
1.3. Модернизация и обновление основных производственных фондов КВО (название объекта).
1.4. Выполнение планово-предупредительных ремонтов на КВО (название объекта).
1.5. Обновление и модернизация систем аварийной защиты производства на КВО (название объекта).
1.6. Организация и сооружение объездных путей.
1.7. Перевод производства на КВО (название объекта) на более безопасное сырье.
1.8. Подготовка резервных систем энергоснабжения, в т.ч. автономных.
1.9. Другие инженерно-технические мероприятия повышения устойчивости функционирования объектов и на территории органа самоуправления.
2. Ресурсное обеспечение защищенности
2.1. Создание финансовых и материально-технических резервов.
2.2. Создание топливно-энергетических запасов, продовольствия и других МТС (в т.ч. в соседних субъектах и муниципальных образованиях).
2.3. Обеспечение населения территории средствами индивидуальной защиты.
3. Подготовка системы информации и управления
3.1. Подготовка системы оповещения и связи.
3.2. Заблаговременное создание запасных (мобильных) пунктов управления.
3.3. Организация системы мониторинга и прогнозирования на местном уровне.
3.4. Подготовка органов управления, сил и средств к предупреждению и ликвидации ЧС и диверсионных террористических актов.
3.5. Развитие системы декларирования и лицензирования в области обеспечения безопасности промышленных объектов.
3.6. Разработка программ проведения обследований критически важных объектов различного назначения.
3.7. Формирование единой системы информационных баз данных по критически важным объектам и факторам природного и техногенного происхождения.
3.8. Усиление контроля за проведением обязательного страхования и развитие системы страхования от ЧС.
4. Подготовка населения
5. Организационные мероприятия
5.1. Совершенствование физической и технической защиты (охраны) критически важных объектов.
5.2. Повышение готовности и увеличение численности пожарно-спасательных подразделений, аварийно-спасательных формирований.
6. Мероприятия по совершенствованию системы технической и физической защищенности критически важных объектов
6.1. Совершенствование физических барьеров и препятствий, систем контроля и управления доступом.
6.2. Совершенствование систем обнаружения проникновения нарушителей.
6.3. Совершенствование систем телевизионного наблюдения, технических средств предупреждения и воздействия.
7. Мероприятия по защите населения и территорий вблизи критически важных объектов
8. Другие мероприятия по повышению защищенности критически важных объектов на территории.
В план включаются также мероприятия, осуществляемые в целях повышения защищенности соответствующей территории, например, такие как 3.2, 3.8, 5.2, 5.3 и др. Представленный перечень может быть дополнен другими мероприятиями, направленными на решение задач плана.
Для каждого мероприятия указывается объем финансовых средств в тыс. руб., необходимых для завершения мероприятия (в т.ч. на строительно-монтажные работы (СМР), приобретение материально-технических ресурсов).
В форме 4 (графа 8) показываются объемы финансирования мероприятий из бюджета органа местного самоуправления. Графы 6 и 7 заполняются после утверждения Федерального плана защищенности критически важных объектов.
В разделе 5 плана "Организации и должностные лица, ответственные за обеспечение защищенности критически важных объектов на территории" указываются организации и должностные лица, ответственные за реализацию предложенных в форме 4 мероприятий, выделяемые силы и средства объектов, органа государственной власти субъекта Российской Федерации и муниципального образования, сторонних организаций.
В разделе 6 плана "Характеристика источников финансирования плана" указываются источники финансирования мероприятий (средства объектов, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования, федеральных органов исполнительной власти и других источников).
В разделе 7 "Характеристика организации взаимодействия" раскрываются вопросы взаимодействия с заинтересованными объектами экономики (использующих продукцию критически важных объектов, выделяющих силы и средства для повышения защищенности в повседневной деятельности, при угрозе ЧС, при возникновении ЧС различного характера), с органами управления федеральных органов исполнительной власти, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в т.ч. по линии оперативных дежурных служб, выполняемых при этом мероприятий.
Раздел 8 плана "Организация управления и контроля при выполнении мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов на территории" посвящен системе контроля за исполнением плана. Раскрываются вопросы организации оповещения населения, взаимодействующих объектов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, порядок передачи информации. Определяется порядок организации связи (используемые средства связи, резерв средств связи, дублирующие каналы связи и т.д.), в т.ч. ретрансляторы по видам ЧС при угрозе и возникновении ЧС между пунктами управления, оперативными группами, силами и средствами и т.д. Пункты управления, оперативные группы, их перемещение, использование мобильных (подвижных) пунктов управления, создание дублирующих, их места при угрозе и возникновении ЧС. Порядок организации контроля и отчетности и т.п. Здесь требуется отразить отчеты исполнителей мероприятий, должностных лиц перед вышестоящим органом исполнительной власти о ходе выполнения плана повышения защищенности объектов, результате контрольных проверок, ежеквартальные проверки КЧС и ОПБ выполнения мероприятий по повышению защищенности объектов, проверки ответственными лицами готовности сил и средств, создание рабочей группы контроля и порядок проверки выполнения мероприятий.
В План повышения защищенности критически важных объектов территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований включаются приложения:
Приложение 1. Карта возможной обстановки (ситуационный план территории), на которую заносятся:
расположения критически важных объектов, роза ветров по временам года, граница зон возможных ЧС, пункты управления свои и взаимодействующих структур (органов управления), районы сосредоточения сил и средств, маршруты их выдвижения, предварительные задачи, условия охраны (обороны) в повседневной жизни и при угрозе возможных ЧС, при терактах.
Ситуационный план подписывается руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Ситуационный план согласовывается с главными управлениями МЧС России и МВД России по субъекту Российской Федерации, с управлением ФСБ России по субъекту Российской Федерации.
Приложение 2. Схема организации связи. На ней отражаются вопросы организации связи между силами, пунктами управления, оперативными группами критически важных объектов, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, взаимодействие между объектами и т.д.
Приложение 3. Схема организации управления. На ней отражается порядок организации управления при выполнении мероприятий по повышению защищенности, включая пункты управления - дублеры, запасные, подвижные, взаимодействующих органов управления, привлекаемых сил и средств.
Приложение 4. Состав группировки сил и средств в форме таблицы:
N п/п
Наименование АСФ
Кол-во чел.
Кол-во техники по видам, ед.
Оборудование к технике
Способ оповещения (вызова)
Время готовности, прибытия "Ч"+___
Адрес
Руководитель
Ф.И.О.
телефон
Примечание
При наводнении
I этап
II этап
Резерв сил и средств
При землетрясении
При пожарах
При терактах
т.д.
Приложение 5. Сведения о ходе разработки планов повышения защищенности критически важных объектов на территории ____________________________ (субъект Российской Федерации, муниципальное образование)
N п/п
Полное юридическое наименование объекта (организации), ведомственная принадлежность
Адрес
Должность,
ФИО руководителя,
тел./факс
Вид опасности, кол-во опасных веществ (для потенциально опасных объектов)
Срок разработки планов
Примечание (причины задержки разработки)
план
фактически
1
2
3
4
5
6
7
8
-
Приложение
к методическим рекомендациям
по разработке планов повышения
защищенности критически важных
объектов территорий субъектов
Российской Федерации
и муниципальных образований
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ
1. Общие положения
Целью Методических рекомендаций по оценке состояния защищенности критически важных объектов (далее - Методические рекомендации) является оценка состояния защищенности КВО по уровню реализации мероприятий повышения их защищенности.
Методические рекомендации могут быть использованы должностными лицами и специалистами, решающими задачи в области гражданской обороны и РСЧС.
2. Основные термины и определения
В Методических рекомендациях используются следующие термины и определения:
Критически важные объекты (КВО) - объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приводит к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, необратимому негативному изменению или разрушению экономики Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период.
В Методических рекомендациях под защищенностью объекта понимается состояние (способность), при котором предотвращаются, преодолеваются или предельно снижаются негативные последствия возникновения потенциальных опасностей от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений.
3. Принятые допущения и ограничения
В Методических рекомендациях рассматриваются КВО федеральной значимости:
объекты, в которых размещены высшие органы государственной власти Российской Федерации;
объекты, которые могут быть использованы террористами или террористическими организациями в целях нарушения государственной безопасности, дестабилизации государственного строя, либо оказания воздействия на принятие решений высшими органами государственной власти для побуждения их к совершению действий в интересах террористов;
объекты, уничтожение или прекращение функционирования которых представляет угрозу для национальной (информационной, экономической, военной, внешнеполитической, экологической) безопасности Российской Федерации.
В Методических рекомендациях принята следующая классификация КВО по видам возможной опасности:
1 класс: ядерно опасные объекты, радиационно опасные объекты;
2 класс: химически опасные объекты, биологически опасные объекты;
3 класс: техногенно опасные объекты, пожаровзрывоопасные объекты;
4 класс: объекты государственного управления, объекты культуры, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры.
Весовые показатели реализации мероприятий, направленных на повышение защищенности КВО различны для разных классов объектов.
Для оценки состояния защищенности КВО в Методических рекомендациях принята оценочная шкала, с помощью которой можно оценить уровень защищенности объекта по полученному результату расчета. По шкале защищенности объекта максимально возможная степень защищенности равна 1,0 и достигается при полной реализации рационально спланированных мероприятий (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Шкала оценки защищенности КВО
4. Состав и содержание исходных данных
Для того, чтобы объект мог своевременно реагировать своими ресурсами на угрозы и проявления ЧС и террористических актов, необходимо проведение комплекса соответствующих мероприятий, направленных на повышение защищенности этого объекта.
Примерный перечень мероприятий, направленных на обеспечение защищенности КВО, определен на основе комплекса мероприятий, приведенных в типовых планах повышения защищенности КВО объектового уровня, разработанных ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России.
В предлагаемых Методических рекомендациях определены шесть основных групп мероприятий, представляющих комплекс технических, организационных, охранных и других мероприятий, определяющих состояние защищенности КВО:
I. Инженерно-технические мероприятия:
1. Строительство защитных и инженерно-технических сооружений;
2. Обновление и модернизация систем аварийной защиты производства;
3. Организация и сооружение объездных путей;
4. Перевод производства на более безопасное сырье;
5. Подготовка резервных систем энергоснабжения, в т.ч. автономных;
6. Другие инженерно-технические мероприятия повышения защищенности КВО.
II. Мероприятия по совершенствованию физической защищенности (охраны):
7. Совершенствование физических барьеров и препятствий, систем контроля и управления доступом;
8. Совершенствование систем обнаружения проникновения нарушителей;
9. Совершенствование систем телевизионного наблюдения, технических средств предупреждения и воздействия.
III. Финансовое и материально-техническое обеспечение защищенности:
10. Создание финансовых и материально-технических резервов;
11. Создание топливно-энергетических запасов, воды, продовольствия и других материально-технических средств;
12. Приобретение специального аварийно-спасательного, пожарно-технического и другого оборудования, снаряжения и др.;
13. Приобретение техники, оборудования и имущества для обеспечения длительной автономной работы КВО.
IV. Совершенствование системы информатизации и управления:
14. Подготовка локальной системы оповещения;
15. Приобретение оборудования и средств связи;
16. Заблаговременное создание запасных (мобильных) пунктов управления;
17. Создание локальной системы мониторинга.
V. Совершенствование системы подготовки в области повышения защищенности:
18. Подготовка персонала в области защиты от ЧС;
19. Подготовка аппарата управления к действиям при угрозе ЧС и террористических актов;
20. Повышение готовности сил охраны;
21. Повышение готовности пожарно-спасательных формирований.
VI. Другие мероприятия по повышению защищенности (в составе которых учтены мероприятия, не вошедшие ни в одну из предыдущих групп, но вносящие существенный вклад в повышение защищенности КВО):
22. Модернизация и обновление основных производственных фондов;
23. Выполнение планово-предупредительных ремонтов;
24. Обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты.
Таким образом, в Методике рассматривается два уровня мероприятий повышения защищенности с 6 группами мероприятий на первом уровне и 24 компонентами мероприятий на втором (табл. 1).
5. Оценка вклада мероприятий в повышение защищенности КВО
Оценка состояния защищенности КВО проводится методом внутригруппового ранжирования, частным случаем которого является метод анализа иерархий. При использовании данного метода формируется матрица попарных сравнений мероприятий защищенности объекта. Показатели этой матрицы формируются по данным опроса должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС (см. Методику).
В соответствии с результатами проведенного экспертного опроса специалистами ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) определены значения весовых показателей реализации мероприятий повышения защищенности КВО по группам:
WI = 0,3591; WII = 0,125; WIII = 0,1361; WIV = 0,1963; WV = 0,1133; WVI = 0,0702.
Весовые показатели реализации соответствующего мероприятия для объектов 1 - 4 классов (KIj...VIj) определяются специалистами на местах по результатам экспертного опроса в рамках Методики.
При проведении расчетов по методике оценки защищенности объектов каждый показатель экспертной оценки выполнения (реализации) мероприятия в рамках каждой группы мероприятий должен определяться в диапазоне от 0 до 1,0, при этом в рамках каждой группы мероприятий показатель суммы степеней выполнения каждого из запланированных мероприятий оценивается в диапазоне [0, N], где N - количество таких мероприятий в группе: I группа - [0, 6]; II группа - [0, 3]; III группа - [0, 4]; IV группа - [0, 4]; V группа - [0, 4]; VI группа - [0, 3].
Мероприятия, не планируемые для проведения на данном объекте, остаются в форме с незаполненными ячейками (пустой строкой) и при расчетах не включаются в N.
Рекомендуемые значения весовых показателей реализации мероприятия для объектов 1 - 4 классов приведены в табл. 1.
Показатель реализации мероприятия с учетом степени его реализации (LIj...VIj) определяется как произведение соответствующего весового показателя реализации мероприятия для объектов 1 - 4 классов (KIj...VIj) на показатель степени реализации мероприятия (RIj...VIj).
(LIj...VIj) = (KIj...VIj) x (RIj...VIj)
Показатель реализации мероприятия с учетом степени его реализации и весового показателя группы мероприятий (PIj...VIj) определяется как произведение показателя реализации мероприятия с учетом степени его реализации (LIj...VIj) на соответствующий весовой показатель реализации мероприятия повышения защищенности КВО по группам мероприятий (MIj...VIj).
(PIj...VIj) = (LIj...VIj) x (MIj...VIj)
Результат оценки реализации мероприятий по обеспечению защищенности КВО определяется как сумма показателей реализации мероприятий с учетом степени его реализации и весового показателя группы мероприятий (PIj...VIj).
Для оценки состояния защищенности КВО принята оценочная шкала (см. рис. 1.1), с помощью которой можно оценить уровень защищенности объекта по полученному результату расчета. По шкале защищенности объекта максимально возможная степень защищенности равна 1,0 и достигается при полной реализации рационально спланированных мероприятий.
Полученная в результате проведенных расчетов величина - оценка состояния защищенности КВО - служит обоснованием для дальнейшего планирования разработки и реализации комплекса мероприятий, позволяющего достичь требуемого (достаточного и необходимого) уровня защищенности КВО (0,7 <= 1,0).
Пример расчета представлен в табл. 2.
Таблица 1
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ КВО
N п/п
Наименование мероприятия по повышению защищенности КВО
Весовой показатель реализации мероприятий повышения защищенности КВО по группам мероприятий, MIj...VIj
Степень реализации мероприятия,
RIj...VIj <*>
Весовой показатель реализации мероприятия для объектов 1 класса,
KIj...VIj
Весовой показатель реализации мероприятия для объектов 2 класса,
KIj...VIj
Весовой показатель реализации мероприятия для объектов 3 класса,
KIj...VIj
Весовой показатель реализации мероприятия для объектов 4 класса,
KIj...VIj
Показатель реализации мероприятий с учетом степени его реализации LIj...VIj = (KIj...VIj) x (RIj...VIj)
Показатель реализации мероприятий с учетом степени его реализации и весового показателя группы мероприятий, PIj...VIj = (LIj...VIj) x (MIj...VIj)
Инженерно-технические мероприятия, MI
1
Строительство защитных и инженерно-технических сооружений, м1
0,3591
R11
0,45
0,40
0,11
0,13
L11
P11
2
Обновление и модернизация систем аварийной защиты производства, м2
R12
0,14
0,20
0,13
0,27
L12
P12
3
Организация и сооружение объездных путей, м3
R13
0,12
0,10
0,15
0,11
L13
P13
4
Перевод производства на более безопасное сырье, м4
R14
0,06
0,05
0,18
0,09
L14
P14
5
Подготовка резервных систем энергоснабжения, в т.ч. автономных, м5
R15
0,13
0,12
0,22
0,24
L15
P15
6
Другие инженерно-технические мероприятия повышения защищенности критически важного объекта, м6
R16
0,10
0,13
0,21
0,16
L16
P16
Мероприятия по совершенствованию физической защищенности (охраны), MII
7
Совершенствование физических барьеров и препятствий, систем контроля и управления доступом, м7
0,125
RI17
0,53
0,52
0,52
0,50
LI17
PI17
8
Совершенствование систем обнаружения проникновения нарушителей, м8
RI18
0,28
0,12
0,19
0,27
LI18
PI18
9
Совершенствование систем телевизионного наблюдения, технических средств предупреждения и воздействия, м9
RI19
0,19
0,36
0,29
0,23
LI19
PI19
Финансовое и материально-техническое обеспечение защищенности, MIII
10
Создание финансовых и материально-технических резервов, м10
0,1361
RIII10
0,22
0,25
0,13
0,11
LIII10
PIII10
11
Создание топливно-энергетических запасов, продовольствия и других материально-технических средств, м11
RIII11
0,33
0,28
0,07
0,32
LIII11
PIII11
12
Приобретение специального аварийно-спасательного, пожарно-технического и др. оборудования, снаряжения и др., м12
RIII12
0,32
0,36
0,54
0,13
LIII12
PIII12
13
Приобретение техники, оборудования и имущества для обеспечения длительной автономной работы, м13
RIII13
0,13
0,11
0,26
0,44
LIII13
PIII13
Совершенствование системы информатизации и управления, MIV
14
Подготовка локальной системы оповещения, м14
0,1963
RIV14
0,25
0,27
0,37
0,24
LIV14
PIV14
15
Приобретение оборудования и средств связи, м15
RIV15
0,20
0,18
0,09
0,36
LIV15
PIV15
16
Заблаговременное создание запасных (мобильных) пунктов управления, м16
RIV16
0,28
0,26
0,11
0,34
LIV16
PIV16
17
Создание локальной системы мониторинга, м17
RIV17
0,27
0,29
0,43
0,06
LIV17
PIV17
Совершенствование системы подготовки в области повышения защищенности, MV
18
Подготовка персонала в области защиты от ЧС, м18
0,1133
RV18
0,18
0,38
0,35
0,32
Lv18
Pv18
19
Подготовка аппарата управления к действиям при угрозе ЧС и террористических актов, м19
RV19
0,22
0,12
0,17
0,23
Lv19
Pv19
20
Повышение готовности сил охраны, м20
RV20
0,27
0,22
0,25
0,24
Lv20
Pv20
21
Повышение готовности пожарно-спасательных формирований, м21
RV21
0,33
0,28
0,23
0,21
Lv21
Pv21
Другие мероприятия по повышению защищенности (в которые входят мероприятия, не вошедшие ни в одну из предыдущих групп, но вносящие существенный вклад в повышение защищенности КВО), MVI
22
Модернизация и обновление основных производственных фондов, м22
0,0702
RVI22
0,46
0,42
0,57
0,43
LVI22
PVI22
23
Выполнение планово-предупредительных ремонтов, м23
RVI23
0,34
0,37
0,32
0,25
LVI23
PVI23
24
Обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты, м24
RVI24
0,20
0,21
0,11
0,32
LVI24
PVI24
Результаты оценки реализации мероприятий по обеспечению защищенности КВО
--------------------------------
<*> Степень реализации каждого мероприятия, направленного на повышение защищенности КВО, определяется специалистами в области ГОЧС объекта (КВО) в диапазоне от 0 до 1,0, исходя из реального состояния дел и предпосылки о том, что в пределах каждой группы мероприятий сумма показателей показатель суммы степеней выполнения каждого из запланированных мероприятий [О, N], где N - количество таких мероприятий в группе.
6. Пример расчета по оценке защищенности КВО
Исходные данные: химически опасный объект (объект 2 класса).
На основе данных должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС рассматриваемого объекта составляется таблица реализации мероприятий (показатель "Степень реализации мероприятия"), направленных на обеспечение защищенности объекта.
Далее проводится расчет показателей реализации мероприятий с учетом степени его реализации, затем - реализации мероприятий с учетом степени его реализации и весового показателя группы мероприятий.
Таблица 2
N п/п
Наименование мероприятий повышения защищенности
Весовой показатель реализации мероприятий повышения защищенности КВО по группам мероприятий
Степень реализации мероприятия
Весовой показатель реализации мероприятия для объектов 2 класса
Показатель реализации мероприятий с учетом степени его реализации,
(KIj...VIj) x (RIj...VIj) = (LIj...VIj)
Показатель реализации мероприятий с учетом степени его реализации и весового показателя группы мероприятий,
(LIj...VIj) x (MIj...VIj) = (PIj...VIj)
Инженерно-технические мероприятия, MI
1.
Строительство защитных и инженерно-технических сооружений, м1
0,3591
0,80
0,40
0,32
0,115
2.
Обновление и модернизация систем аварийной защиты производства, м2
1,00
0,20
0,20
0,072
3.
Организация и сооружение объездных путей, м3
0,60
0,10
0,06
0,022
4.
Перевод производства на более безопасное сырье, м4
0,30
0,05
0,015
0,005
5.
Подготовка резервных систем энергоснабжения, в т.ч. автономных, м5
0,72
0,12
0,086
0,031
6.
Другие инженерно-технические мероприятия повышения защищенности критически важного объекта, м6
0,78
0,13
0,101
0,036
Мероприятия по совершенствованию физической защищенности (охраны), MII
7.
Совершенствование физических барьеров и препятствий, систем контроля и управления доступом, м7
0,125
1,0
0,52
0,52
0,005
8.
Совершенствование систем обнаружения проникновения нарушителей, м8
0,36
0,12
0,043
0,005
9.
Совершенствование систем телевизионного наблюдения, технических средств предупреждения и воздействия, м9
0,9
0,16
0,144
0,018
Финансовое и материально-техническое обеспечение защищенности, MIII
10.
Создание финансовых и материально-технических резервов, м10
0,1361
0,4
0,25
0,1
0,014
11.
Создание топливно-энергетических запасов, продовольствия и других материально-технических средств, м11
0,6
0,28
0,168
0,023
12.
Приобретение специального аварийно-спасательного, пожарно-техническогои др. оборудования, снаряжения и др., м12
0,5
0,36
0,18
0,024
13.
Приобретение техники, оборудования и имущества для обеспечения длительной автономной работы, м13
0,5
0,11
0,055
0,007
Совершенствование системы информатизации и управления, MIV
14.
Подготовка локальной системы оповещения, м14
0,1963
0,5
0,27
0,135
0,027
15.
Приобретение оборудования и средств связи, м15
0,4
0,18
0,072
0,014
16.
Заблаговременное создание запасных (мобильных) пунктов управления, м16
0,9
0,26
0,234
0,046
17.
Создание локальной системы мониторинга, м17
1,0
0,29
0,29
0,057
Совершенствование системы подготовки в области повышения защищенности, MV
18.
Подготовка персонала в области защиты от ЧС, м18
0,1133
0,3
0,38
0,114
0,013
19.
Подготовка аппарата управления к действиям при угрозе ЧС и террористических актов, М19
0,4
0,12
0,048
0,005
20.
Повышение готовности сил охраны, м20
0,9
0,22
0,198
0,022
21.
Повышение готовности пожарно-спасательных формирований, м21
0,8
0,28
0,224
0,025
Другие мероприятия по повышению защищенности (в которые входят мероприятия, не вошедшие ни в одну из предыдущих групп, но вносящие существенный вклад в повышение защищенности КВО), MVI
22.
Модернизация и обновление основных производственных фондов, М22
0,0643
0,7
0,42
0,294
0,019
23.
Выполнение планово-предупредительных ремонтов, м23
0,9
0,37
0,333
0,021
24.
Обеспечение персонала средствами индивидуальной защиты, м24
0,7
0,21
0,147
0,009
Результаты оценки реализации мероприятий по обеспечению защищенности КВО
0,635
На основании сравнения полученного значения показателя состояния защищенности объекта со шкалой оценки защищенности КВО (см. рис. 1.1) 0,5 < 0,635 < 0,7, делаем вывод, что рассчитываемый объект при данном состоянии реализации мероприятий повышения защищенности - "плохо защищен".