"Методические рекомендации по определению безопасных районов, пригодных для размещения эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей в субъектах Российской Федерации (в том числе с учетом возможности использования районов с минимальными пор
Утверждаю
Главный военный эксперт
МЧС России
генерал-полковник
П.В.ПЛАТ
26 апреля 2012 г. N 2-4-87-11-14
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ РАЙОНОВ, ПРИГОДНЫХ
ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ЭВАКУИРУЕМОГО НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ
И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЙОНОВ
С МИНИМАЛЬНЫМИ ПОРАЖАЮЩИМИ ФАКТОРАМИ)
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации предназначены для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит планирование мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
2. В соответствии с Военной доктриной Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. N 146 "О Военной доктрине Российской Федерации", ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных современных средств поражения. Однако в случае возникновения военного конфликта с применением обычных современных средств поражения, ставящего под угрозу само существование государства, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт.
Тем не менее вероятность глобальной войны ядерных держав друг против друга и применение оружия массового уничтожения другими государствами невысока.
Поэтому в настоящих Методических рекомендациях принято, что применение оружия массового поражения, в том числе и ядерного, по территории Российской Федерации маловероятно, наиболее вероятен конфликт с применением обычных современных средств поражения. При этом принимается, что образование зон возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) возможно только вокруг радиационно опасных объектов.
3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей осуществляется из городов и иных населенных пунктов:
а) отнесенных к группам по гражданской обороне;
б) имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне;
в) имеющих железнодорожные станции первой категории;
г) расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений.
4. Эвакуируемое население размещается в безопасных районах в загородной зоне, представляющей собой территорию в пределах административных границ субъекта Российской Федерации, расположенную вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения). Безопасные районы подготавливаются для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.
II. Определение загородной зоны
5. Определение загородной зоны осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в следующем порядке:
5.1. На карте субъекта Российской Федерации определяются зоны опасности, предусмотренные СНиП 2.01.51-90 в соответствии с Приложением 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
При наложении двух и более зон опасности устанавливается общая граница этих зон по их внешним контурам.
Территория в пределах административных границ субъекта Российской Федерации, не попадающая ни в одну из указанных зон, образует загородную зону.
5.2. При недостаточности загородной зоны, с учетом принятых в пункте 2 настоящих Методических рекомендаций допущений, в нее также включаются территории, попадающие в зоны возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) вокруг городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, при условии принятия дополнительных мер по защите населения, предусматривающих инженерно-технические и организационные мероприятия.
6. Настоящими Методическими рекомендациями принято считать данные территории районами с минимальными поражающими факторами.
7. Инженерно-технические мероприятия в районах с минимальными поражающими факторами включают: строительство и оборудование противорадиационных укрытий, мероприятия по защите источников водоснабжения и запасов продовольствия и другие инженерно-технические мероприятия.
8. Организационные мероприятия могут включать установление специального режима функционирования с учетом радиоактивного заражения местности, мероприятия по информированию населения и др.
III. Определение безопасных районов для размещения
населения, размещения и хранения материальных
и культурных ценностей
9. Определение безопасных районов в загородной зоне для размещения населения, материальных и культурных ценностей осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления, главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации и органами военного управления.
10. Безопасными районами являются населенные пункты (территории), расположенные в пределах загородной зоны, подготовленные для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения материальных и культурных ценностей.
11. Подготовка безопасных районов к жизнеобеспечению местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей осуществляется заблаговременно в мирное время.
12. Перечень безопасных районов в загородной зоне определяется нормативным правовым (распорядительным) актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по определению
безопасных районов,
пригодных для размещения
эвакуируемого населения,
материальных и культурных
ценностей в субъектах
Российской Федерации
(в том числе с учетом
возможности использования
районов с минимальными
поражающими факторами)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗОН ОПАСНОСТИ
1. Определение зоны возможных разрушений
Территория с расположенными на ней городами, отнесенными к группам по гражданской обороне, и организациями, отнесенными к категории особой важности по гражданской обороне, на которой может возникать избыточное давление во фронте воздушной ударной волны , равное 10 кПа (0,1 кгс/кв. см) и более, составляет зону возможных разрушений.
Часть территории зоны возможных разрушений, в пределах которой избыточное давление во фронте воздушной ударной волны , равное 30 кПа (0,3 кгс/кв. см) и более, составляет зону возможных сильных разрушений.
Территория, заключенная между границами зоны возможных сильных разрушений и зоны возможных разрушений, составляет зону возможных слабых разрушений.
Зона возможных разрушений определяется в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
УДАЛЕНИЕ ГРАНИЦ ЗОН ВОЗМОЖНЫХ РАЗРУШЕНИЙ ОТ ГРАНИЦ ПРОЕКТНОЙ
ЗАСТРОЙКИ ГОРОДОВ, ОТНЕСЕННЫХ К ГРУППАМ ПО ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЕ, И ОРГАНИЗАЦИЙ, ОТНЕСЕННЫХ К КАТЕГОРИИ ОСОБОЙ
ВАЖНОСТИ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ
2. Определение зоны возможного опасного химического заражения
Территория, прилегающая к химически опасным объектам, в пределах которой при возможном разрушении емкостей с аварийно химически опасными веществами (АХОВ) вероятно распространение последних с концентрациями, вызывающими поражения незащищенных людей, составляет зону возможного опасного химического заражения.
Удаление границы зоны возможного опасного химического заражения от емкостей с АХОВ определяется в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
УДАЛЕНИЕ ГРАНИЦ ЗОНЫ ВОЗМОЖНОГО ОПАСНОГО ХИМИЧЕСКОГО
ЗАРАЖЕНИЯ ОТ 50-ТОННЫХ ЕМКОСТЕЙ С АХОВ
Расстояния, указанные в таблице 2, следует определять:
для необвалованных емкостей - от стенок резервуара;
для обвалованных емкостей - от внутренней границы обвалования (от поддона, стакана).
Для определения удаления границ зон возможного опасного химического заражения при других количествах АХОВ в емкостях необходимо использовать коэффициенты, приведенные в таблице 3.
Таблица 3
ПОПРАВОЧНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОЛИЧЕСТВА АХОВ В ЕМКОСТЯХ
3. Определение зоны катастрофического затопления
Зону катастрофического затопления составляет территория, в пределах которой в результате возможного затопления вероятны массовые потери людей, разрушение зданий и сооружений, повреждение или уничтожение других материальных ценностей.
Размеры зон возможного катастрофического затопления должны определяться при разработке обосновывающих материалов (ТЭО, ТЭР) выбора площадки (трассы) для строительства городских и сельских поселений, объектов, зданий и сооружений.
4. Определение зоны опасного радиоактивного заражения (загрязнения)
Зона возможных разрушений вокруг проектной застройки города, отнесенного к группе по гражданской обороне, и организации, отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, с прилегающей к этой зоне полосой территории шириной 20 км составляет зону возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения). Для атомной станции (АС) зону опасного радиоактивного заражения (загрязнения) составляет зона ее возможного разрушения и прилегающая к этой зоне полоса территории шириной 20 км для АС установленной мощностью до 4 ГВт включительно и 40 км - для АС установленной мощностью более 4 ГВт.