"Методические рекомендации по организации практик (стажировок) профессорско-преподавательского состава, слушателей, курсантов и студентов образовательных учреждений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и л
Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
генерал-полковник внутренней службы
А.П.ЧУПРИЯН
5 декабря 2011 г. N 2-4-60-20-4
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИК (СТАЖИРОВОК)
ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА, СЛУШАТЕЛЕЙ,
КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Методические рекомендации "Организация практик (стажировок) профессорско-преподавательского состава, курсантов и слушателей образовательных учреждений МЧС России" (далее - Рекомендации) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) направлены на регулирование порядка и организации учебных и производственных практик курсантов, слушателей, студентов и повышения квалификации (стажировки) профессорско-преподавательского состава в федеральных государственных бюджетных образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС России. Рекомендации разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Трудовым кодексом Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 N 71, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 610, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, МЧС России, Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, требованиями международных стандартов ИСО серии 9000, внутренних документов системы менеджмента качества и других законодательных и правовых актов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений.
В соответствии с настоящими Рекомендациями образовательные учреждения МЧС России разрабатывают Положение об организации и проведении практик с учетом специфики их структуры.
Практика обучающихся должна быть направлена на комплексное освоение всех видов профессиональной деятельности, а также приобретение необходимых умений и навыков практической работы по направлениям подготовки (специальностям).
Повышение квалификации (стажировка) профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МЧС России осуществляется в целях изучения и обмена опытом деятельности территориальных органов МЧС России, формирований и подразделений МЧС России и других организаций и направлено на формирование, закрепление и совершенствование профессиональных умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки.
I. Общие положения
1. Рекомендации распространяются на образовательные учреждения МЧС России, реализующие основные образовательные программы высшего, послевузовского профессионального образования, и территориальные органы управления, формирования и структурные подразделения МЧС России и другие организации, в которых проводятся практики.
2. Практика является составной частью основных образовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях, и представляет собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке обучающихся на базах практики.
3. Цели и задачи, общая продолжительность практик и приобретаемые в ходе их прохождения компетенции определяются Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям).
4. Виды и сроки проведения практик определяются рабочими учебными планами, планами-графиками учебного процесса по направлениям подготовки (специальностям), реализуемым в образовательном учреждении, и рабочими программами по каждому виду практики.
5. В рабочих программах всех видов практик формулируются конечные результаты обучения с учетом приобретенных знаний, умений и компетенций по основным образовательным программам.
6. Программы практик могут предусматривать проведение квалификационных экзаменов с целью присвоения квалификации по профессии начального профессионального образования.
7. Основанием для направления на прохождение практики является приказ начальника образовательного учреждения МЧС России, которым назначаются руководители практики от образовательного учреждения, устанавливаются сроки и место (организация) прохождения практики.
8. Места прохождения практик закрепляются ежегодными (или долгосрочными) договорами образовательного учреждения с территориальными органами МЧС России и другими организациями (Приложение N 1).
9. Повышение квалификации (стажировка) профессорско-преподавательского состава является одной из основных организационных форм дополнительного профессионального образования и осуществляется в целях непрерывного совершенствования их профессионального мастерства.
10. Направление профессорско-преподавательского состава для прохождения стажировки оформляется приказом начальника образовательного учреждения МЧС России с указанием мест и сроков повышения квалификации.
11. Стажировка может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом, в образовательных и научно-исследовательских учреждениях МЧС России, в территориальных органах МЧС России, территориальных управлениях и в организациях МЧС России, а также, по согласованию, в сторонних предприятиях и организациях. Продолжительность стажировки - не менее двух недель.
12. Общее руководство организацией и проведением всех видов практик обучающихся и повышением квалификации профессорско-преподавательского состава осуществляет заместитель начальника образовательного учреждения по учебной работе в соответствии с рабочими учебными планами и программами практик, перспективным (пятилетним) и годовым комплексным планом образовательного учреждения, правовыми актами МЧС России.
13. Планирование, организация и методическое обеспечение всех видов практик обучающихся, повышение квалификации (стажировок) осуществляются подразделением практического обучения образовательного учреждения, с привлечением профилирующих кафедр, факультетов образовательного учреждения.
14. Каждый вид практики должен предусматривать итоговый контроль. Результаты оценивания должны использоваться в системе оценки результатов учебной деятельности обучающихся.
II. Виды и содержание практик
15. Видами практики обучающихся, осваивающих основные образовательные программы по направлениям подготовки (специальностям), реализуемым в образовательных учреждениях, являются: учебная (ознакомительная), производственная, преддипломная и дополнительная практики.
16. Учебная практика должна предусматривать следующие этапы: практика по получению первичных профессиональных умений, ознакомительная и/или учебно-исследовательская практика.
17. Учебная (ознакомительная) практика, как правило, планируется и проводится на младших курсах с целью формирования у обучающихся практических профессиональных умений, приобретения первоначального практического опыта по основным видам профессиональной деятельности.
18. Учебная (ознакомительная) практика должна проводиться как непрерывно, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием учебной практики и результатами обучения в рамках основной образовательной программы по видам профессиональной деятельности.
19. Учебная (ознакомительная) практика может проводиться в учебной пожарной части образовательного учреждения, подразделениях территориальных органов и организаций МЧС России, лабораториях, на полигонах, в научно-исследовательских учреждениях, центрах подготовки спасателей МЧС России.
20. Производственная практика должна включать в себя следующие этапы: практика по профилю направления подготовки (специальности), преддипломная практика и/или научно-исследовательская практика (работа).
21. Производственная практика, как правило, планируется и проводится на старших курсах с целью более углубленного изучения профессиональных дисциплин на основе приобретения практического опыта, закрепления полученных компетенций и навыков научной и практической работы.
22. Преддипломная практика как этап производственной практики, как правило, планируется и проводится после освоения обучающимися программы теоретического и практического обучения и выбора темы выпускной квалификационной работы, с целью сбора материала для выполнения выпускной квалификационной работы, приобретения выпускниками профессионального опыта, совершенствования компетенций, проверки готовности будущих специалистов к самостоятельной трудовой деятельности.
23. Научно-исследовательская практика (работа) как этап производственной практики должна проводиться с целью сбора, анализа и обобщения научного материала, разработки оригинальных научных предложений и идей, получения навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, практического участия в научно-исследовательской работе коллективов исследователей.
24. Производственная практика планируется и проводится в территориальных органах и организациях МЧС России, научно-исследовательских учреждениях МЧС России.
25. Дальнейшая конкретизация этапов производственной практики определяется в Положении об организации и проведении практики, разрабатываемом образовательным учреждением, с учетом специфики и структуры.
26. В образовательных учреждениях может предусматриваться проведение дополнительной практики (в свободное от плановых занятий время) в форме привлечения обучающихся к мероприятиям, осуществляемым территориальными органами МЧС России в населенных пунктах и на предприятиях, а также несения службы курсантами, слушателями в составе внештатного подразделения спасения для реагирования на чрезвычайные ситуации.
27. Дополнительная практика планируется, учитывается, анализируется и оценивается подразделением практического обучения, факультетами и профилирующими кафедрами образовательного учреждения.
III. Планирование, организация и проведение практик
28. Требования к организации практики определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки (специальностям). Планирование и организация практик на всех этапах должны обеспечивать непрерывность и последовательность овладения обучающимися умениями и навыками, необходимыми в будущей профессиональной деятельности.
29. Планирование практик должно начинаться с разработки план-графика прохождения практик на учебный год, который основывается на рабочем учебном плане по направлениям подготовки (специальностям) (Приложение N 2).
30. План-график прохождения практик на учебный год утверждается приказом начальника образовательного учреждения МЧС России.
31. Прохождение всех видов практик должно осуществляться по индивидуальным планам, разработанным на основании рабочих программ практик.
32. Программа для конкретного вида практики разрабатывается подразделением практического обучения совместно с профилирующими кафедрами образовательного учреждения.
33. В программах конкретизируются учебные и воспитательные цели, организационные мероприятия, обязанности и права обучающихся, приводятся задания и методические рекомендации по их выполнению, перечень нормативных документов, определяются формы, порядок оформления и содержания отчетных документов.
34. В целях качественной организации и проведения практики подразделение практического обучения, профилирующие кафедры и факультеты разрабатывают план подготовки к практике, в котором предусматриваются:
- распределение обучающихся по территориальным органам и организациям МЧС России и другим организациям;
- назначение руководителей практики;
- разработка (переработка) рабочих программ практик;
- организация и проведение встреч с практическими работниками территориальных органов и организаций МЧС России и других организаций;
- проведение показательных, инструкторско-методических занятий, строевых смотров и инструктажей по качественной подготовке обучающихся к прохождению практики;
- проведение, при необходимости, медицинского осмотра обучающихся;
- оформление в установленном порядке документов для командирования обучающихся к месту прохождения практики и обратно;
- оформление в установленном порядке документов на допуск руководителей практики и обучающихся на особо важные и режимные объекты (при необходимости);
- формирование групп и назначение старших на периоды следования к месту нахождения на практике и возвращения в образовательное учреждение.
35. Для руководства практикой обучающихся могут назначаться руководители практики от образовательного учреждения, как правило, преподаватели профилирующих кафедр:
35.1. Функциями руководителя практики должны являться периодические посещения баз практик по графику, установленному образовательным учреждением. Посещения могут быть установочными, консультационными, контрольными.
35.2. Установочные посещения должны осуществляться в первые дни практики для решения организационных вопросов, а именно: назначения руководителя практики от подразделения (формирования), в котором проходит практика, проверки наличия у обучающихся документов для прохождения практики и правильности их заполнения.
35.3. Консультационные посещения проводятся на профилирующих кафедрах образовательного учреждения по вопросам выполнения программы практики и индивидуальных заданий обучающимися.
35.4. Контрольные посещения проводятся в территориальных органах и организациях МЧС России и других организациях в течение всего периода практики с целью текущего контроля качества выполнения обучающимися программы практики, индивидуального плана, проверки ведения дневников, практических умений и навыков и оказания методической помощи.
36. Студентам очной формы обучения, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки не менее одного года, по решению подразделения практического обучения и профилирующих кафедр учебная практика может быть зачтена на основе промежуточной аттестации. Направление на производственную и преддипломную практики осуществляется в установленном порядке.
37. Места для практики студентов очной формы обучения подбираются по месту дислокации образовательного учреждения. При наличии мотивированных аргументов (ходатайство (согласие) предприятия, учреждения, организации о предоставлении места для прохождения практики) допускается проведение практики по месту жительства.
38. Студенты, заключившие контракт с будущими работодателями, производственную и преддипломную практики, как правило, должны проходить в этих организациях.
39. Слушатели и студенты заочной формы обучения проходят все виды практик в соответствии с рабочим учебным планом по направлению подготовки (специальности). Лица, работающие по профилю выбранной специальности, проходят все виды практик по месту службы (работы).
40. Слушатели и студенты заочной формы обучения, не работающие или работающие не по профилю избранной специальности, самостоятельно организуют прохождение всех видов практик в соответствии с программами.
41. Студенты заочной формы обучения, имеющие высшее образование и стаж практической работы по профилю избранной специальности не менее одного года, имеют право получить перезачет по учебной и производственной практике (за исключением преддипломной) на основании:
- результатов промежуточной аттестации по профессиональному циклу дисциплин;
- справки с места работы;
- перечня выполняемых работ по занимаемой должности, заверенного подписью руководителя и печатью организации.
42. Слушатели заочной формы обучения, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, освобождаются от прохождения практики при условии предоставления выписки из приказа о назначении на конкретную должность (за исключением преддипломной практики).
43. Повышение квалификации (стажировка) профессорско-преподавательского состава:
43.1. Осуществляется при проведении всех видов учебной, методической и научной работы, а также в процессе самостоятельной работы.
43.2. Территориальные органы и организации МЧС России и другие организации, где проводится стажировка, определяются Департаментом кадровой политики МЧС России по предложениям образовательных учреждений.
43.3. Стажировку профессорско-преподавательского состава организуют кадровые органы образовательных учреждений.
43.4. Преподаватели из числа работников не реже одного раза в пять лет должны повышать квалификацию в учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти, в образовательных и научно-исследовательских учреждениях, на предприятиях и в организациях.
43.5. Выезд профессорско-преподавательского состава в образовательные и научно-исследовательские учреждения МЧС России, в территориальные органы МЧС России, на предприятия и в организации МЧС России для участия в учениях, натурных испытаниях, испытаниях вооружения и специальной техники, а также выполнения иного служебного задания, связанного с практической деятельностью по специальности, решением начальника образовательного учреждения МЧС России может быть зачтен в качестве стажировки.
43.6. На период стажировки преподаватель освобождается от исполнения своих должностных обязанностей.
43.7. Преподавателю, направляемому на стажировку, выдается индивидуальное задание, разработанное соответствующей кафедрой (факультетом, отделом) и утвержденное заместителем начальника образовательного учреждения по учебной работе.
43.8. Зачисление преподавателей на должности производится приказами соответствующих начальников (командиров) по месту проведения стажировки с указанием должностных обязанностей. На основе индивидуального задания преподавателем разрабатывается план стажировки, который утверждается соответствующим начальником (командиром) по месту ее проведения.
43.9. Каждому преподавателю определяется руководитель (консультант) из числа наиболее подготовленных начальников (командиров), инженерных (научных) и иных работников.
43.10. В случае невыполнения преподавателем возложенных на него обязанностей соответствующие начальники (командиры) имеют право освободить его от дальнейшего прохождения стажировки с обязательным доведением этой информации до начальника образовательного учреждения МЧС России.
43.11. По окончании стажировки начальник (командир), утвердивший план стажировки, направляет в образовательное учреждение отзыв о работе преподавателя. Отзыв и отчет преподавателя о прохождении стажировки (выполнении индивидуального задания) рассматриваются и утверждаются на заседании кафедры (факультета, отдела). Отзыв и выводы по стажировке преподавателя учитываются при проведении очередной аттестации, выдвижении на вышестоящую должность и подшиваются в личное дело преподавателя.
IV. Руководство практиками
44. Руководство практиками осуществляют образовательное учреждение, территориальные органы управления, формирования и структурные подразделения МЧС России и другие организации.
45. Образовательное учреждение:
45.1. Обеспечивает связь с соответствующими территориальными органами и организациями МЧС России и другими организациями в целях организации практик обучающихся.
45.2. Осуществляет закрепление баз практик с территориальными органами и организациями МЧС России и другими организациями на основе прямых связей, договоров.
45.3. Направляет в территориальные органы и организации МЧС России и другие организации преподавателей профилирующих кафедр (факультетов, отделов) для руководства практиками обучающихся и участия в работе по подведению их итогов.
46. Подразделение практического обучения образовательного учреждения:
46.1. Определяет сроки прохождения практик с учетом теоретической подготовленности, распределяет совместно с факультетами обучающихся по местам проведения практики.
46.2. Заблаговременно информирует территориальные органы и организации МЧС России и другие организации о сроках проведения практик, количестве обучающихся, а также о конкретных должностях, в которых они должны проходить практику.
46.3. Готовит проект приказа начальника образовательного учреждения о направлении обучающихся на практику.
46.4. Обеспечивает обучающихся учебно-методическими документами.
46.5. Разрабатывает методические рекомендации для руководителей практик из числа практических сотрудников территориальных органов и организаций МЧС России и других организаций.
46.6. Организует и проводит комплекс мероприятий по оформлению и организационному убытию обучающихся на практику.
46.7. Осуществляет контроль за организацией практик в территориальных органах и организациях МЧС России и других организациях.
46.8. Принимает участие в работе комиссии по приему зачетов по практике в территориальных органах и организациях МЧС России и других организациях, также в образовательном учреждении.
46.9. Организовывает и проводит совместно с профилирующими кафедрами, факультетами защиту отчетов о прохождении практики обучающихся.
46.10. Формирует сводный отчет по итогам всех видов практик.
47. Руководитель практики от образовательного учреждения:
47.1. Проводит инструктаж с непосредственными руководителями практик из числа сотрудников территориальных органов и организаций МЧС России и других организаций.
47.2. Разрабатывает совместно с обучающимися тематику индивидуальных заданий.
47.3. Принимает участие в распределении обучающихся по подразделениям.
47.4. Осуществляет контроль за выполнением обучающимися индивидуальных планов в период практики.
47.5. Оказывает обучающимся методическую помощь при работе с нормативными документами.
47.6. Принимает участие в работе квалификационной комиссии, если программой практики предусмотрено присвоение квалификации по профессиям начального профессионального образования.
47.7. Принимает участие в работе комиссии по приему зачетов по практике в территориальных органах и организациях МЧС России и других организациях, а также в работе комиссии образовательного учреждения.
47.8. Подводит итоги практики, анализирует ее результаты, вырабатывает предложения по повышению качества проведения практики.
47.9. Вносит предложения о поощрении руководителей практик из числа сотрудников территориальных органов и организаций МЧС России и других организаций.
48. Профилирующая кафедра образовательного учреждения:
48.1. Совместно с подразделением практического обучения разрабатывает рабочие программы по всем видам практик.
48.2. Разрабатывает тематику и содержание индивидуальных заданий учебных, производственных, преддипломных практик.
48.3. Проводит анализ по итогам проведения практик и дает предложения по совершенствованию проведения практик и устранению выявленных недостатков.
48.5. Оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к выпускной квалификационной работе.
48.6. Оценивает результаты выполнения обучающимися программ практики.
48.7. Обсуждает итоги практики на заседаниях кафедры и вырабатывает меры по улучшению качества ее проведения.
48.8. По итогам практики реализовывает мероприятия по внедрению в образовательный процесс передового опыта деятельности территориальных органов и организаций МЧС России и других организаций.
49. Руководитель территориального органа и организации МЧС России и другой организации:
49.1. Издает приказы о распределении обучающихся по подразделениям и назначении руководителей практик, стимулировании их работы, допуске обучающихся к организационно-распорядительным, методическим, статистическим, справочным и иным документам территориального органа и организации МЧС России и других организаций.
49.2. Информирует образовательное учреждение о прибытии обучающихся на практику.
49.3. Проводит совещание с обучающимися с участием руководителей подразделений, распределяет и направляет обучающихся по подразделениям.
49.4. Участвует в работе комиссии по проверке знаний, умений и навыков при входном и итоговом контроле.
49.5. Обеспечивает своевременное убытие обучающихся в образовательное учреждение по окончании практики.
49.6. Направляет в адрес образовательного учреждения предложения и рекомендации по анализу и совершенствованию методов обучения.
49.7. Направляет в образовательное учреждение перечень актуальных и проблемных вопросов, касающихся организации и деятельности территориальных органов и организаций МЧС России, в качестве тем выпускных квалификационных работ.
49.8. Может поощрять наиболее отличившихся обучающихся либо ходатайствовать об этом перед руководством образовательного учреждения. Копии приказов о поощрении направляются начальнику образовательного учреждения для приобщения к личному делу обучающегося.
50. Руководитель практики в подразделениях (формированиях) МЧС России и организациях:
50.1. Осуществляет непосредственное руководство практикой обучающихся.
50.2. Проводит с обучающимися инструктажи по охране труда, с записью в журнале учета проведенных инструктажей под роспись.
50.3. Знакомит обучающихся со структурой и организацией деятельности подразделения, должностными инструкциями сотрудников (работников), с оперативной обстановкой на участке (объекте, районе), служебными документами, делами и материалами в рамках программы практики.
50.4. Несет персональную ответственность за качество выполняемой обучающимися работы.
50.5. Проводит с обучающимися индивидуальную воспитательную работу, направленную на повышение качества прохождения практики.
50.6. Составляет на обучающихся, не позднее чем за три дня до окончания практики, служебную характеристику (отзыв) и представляет ее на утверждение руководителю подразделения (формирования).
50.7. Руководитель подразделения (формирования) предоставляет отчет об организации практики руководству территориального органа и организации МЧС России и других организаций.
51. Обучающийся при прохождении практики обязан:
51.1. Разработать индивидуальный план работы.
51.2. Выполнять предусмотренные программой задания в полном объеме и установленные сроки.
51.3. Соблюдать внутренний распорядок, установленный в подразделении по месту прохождения практики, а также правила, действующие в местах проживания.
51.4. Неукоснительно соблюдать правила охраны труда при проведении учебных занятий, работе по ликвидации чрезвычайных ситуаций и эксплуатации техники и оборудования.
51.5. Участвовать в общественной жизни коллектива, посещать занятия по служебной подготовке и другие мероприятия.
51.6. Ежедневно отчитываться перед руководителем практики о проделанной работе, вести учет выполнения программы (задания) в индивидуальном плане и дневнике практики.
52. Обучающийся при прохождении практик имеет право:
52.1. Знакомиться с нормативными актами, служебными документами, находящимися в производстве территориальных органов и организаций МЧС России и других организаций, а также иными материалами в объеме заданий, определенных рабочей программой практики и индивидуальным планом.
52.2. Вносить руководству подразделения деловые предложения по совершенствованию организации и проведения практики, а также служебной деятельности подразделения.
53. Использование обучающихся для выполнения заданий, не предусмотренных программой, а также их перемещение из одного подразделения в другое без согласования с образовательным учреждением запрещается.
54. Нормы планирования и учета затрат на руководство практикой (с проверкой отчета и проведением защиты) определяются в соответствии с Положением по нормированию труда профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МЧС России.
V. Материальное обеспечение
55. Финансовое обеспечение всех видов практик должно предусматриваться в комплексных планах основных мероприятий образовательных учреждений МЧС России на календарный год.
56. Материально-техническое обеспечение каждого вида практик должно предусматриваться в программах практик в соответствии с действующими нормативными правовыми актами МЧС России.
57. Все виды практик, связанных с выездом из места расположения образовательного учреждения МЧС России, считаются служебными командировками.
58. Проезд к месту проведения практики, возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, и выплата денежного довольствия за время прохождения практики осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, МЧС России.
59. Необходимые условия для прохождения практики (обеспечение жильем (бесплатным - при наличии), рабочими местами, специальной одеждой и снаряжением, имуществом, служебными бланками, нормативной правовой и технической литературой и т.д.) определяются договором, заключенным между образовательным учреждением МЧС России и территориальным органом и организацией МЧС России и другой организацией.
VI. Подведение итогов практик
60. По итогам проведения практики обучающиеся должны представлять отчетные материалы, в которых должны быть отражены следующие вопросы:
- место и период прохождения практики, должность и звание руководителя практики;
- общие сведения о подразделении (состояние оперативной обстановки, организация оперативно-служебной деятельности, профессиональной подготовки, воспитательной работы с личным составом; наличие положительного опыта и т.д.);
- сведения о выполнении индивидуальных планов, перечень проведенных основных работ и мероприятий, анализ и решение практических ситуаций и т.д., выводы и предложения по итогам практики.
61. Непосредственный руководитель практики, ознакомившись с отчетами и документами, подготовленными обучающимися в период практики, готовит на каждого обучающегося служебную характеристику (отзыв). В тексте служебной характеристики (отзыве) должны быть отражены следующие сведения:
- дата начала и окончания практики; наименование подразделения, в котором обучающийся проходил практику;
- номер и дата издания приказа о назначении обучающегося на должность;
- сведения о выполнении обучающимся программы практики;
- уровень теоретической подготовки обучающегося, в том числе знания основных нормативных актов;
- степень овладения обучающимся профессиональными навыками, умением применять на практике полученные теоретические знания;
- качество выполнения функциональных обязанностей, отношение обучающегося к избранной профессии;
- наиболее типичные черты характера обучающегося;
- сведения о его поощрениях или взысканиях;
- рекомендуемая оценка обучающемуся по итогам практики (ознакомительная практика - "зачтено", "не зачтено").
62. К служебной характеристике (отзыву) прилагаются индивидуальный план, отчет о выполненной в период прохождения практики работе, дневник практики и документы, подготовленные обучающимся в период практики.
63. Не позднее чем за один-два дня до окончания срока практики ее результаты рассматриваются на служебном совещании в подразделении, в котором обучающийся проходил практику.
64. Служебная характеристика (отзыв) о выполнении обучающимся программы практики после обсуждения подписывается непосредственным руководителем практики и утверждается руководителем подразделения (формирования).
65. По окончании практики обучающиеся прибывают в образовательное учреждение для защиты ее результатов.
66. Отчетные материалы по результатам практики обучающихся должны приниматься комиссионно по направлениям деятельности. Состав комиссии утверждается приказом начальника образовательного учреждения.
67. В состав комиссии должны входить преподаватели-методисты подразделения практического обучения, преподаватели профилирующих кафедр и руководители факультетов, а также, по согласованию, представители территориальных органов управления, формирований и структурных подразделений МЧС России и других организаций.
68. При оценке итогов прохождения практики во внимание принимается служебная характеристика (отзыв), полученная с места прохождения практики обучающихся от руководителя практики.
69. Аттестация по итогам учебной и производственной практик приравнивается к зачетам по теоретическому обучению и должна учитываться при подведении итогов общей успеваемости обучающегося.
70. Результаты защиты практики (зачет, оценка) заносятся в экзаменационную (зачетную) ведомость, зачетные книжки и учебные карточки обучающихся, сводную ведомость о результатах выполнения учебного плана.
71. В случае невыполнения программы практики без уважительной причины либо получения отрицательной служебной характеристики (отзыва) руководителя практики от подразделения, а также признания комиссией представленного отчета о практике как не соответствующего предъявляемым требованиям обучающийся может быть направлен на практику повторно.
72. Обучающемуся, не прошедшему практику по уважительным причинам, должна быть предоставлена возможность прохождения практики в порядке, установленном настоящими Рекомендациями.
73. Обучающийся, не прошедший практику или не получивший зачета по итогам ее прохождения, признается имеющим академическую задолженность.
74. Формы отчетных материалов по всем видам практик отражаются в программах практик.
75. Итоги и меры по дальнейшему совершенствованию практик обсуждаются на совещаниях в территориальных органах и организациях МЧС России и других организациях, ученом и методическом советах образовательного учреждения, подразделении практического обучения, на профилирующих кафедрах, факультетах, общих собраниях обучающихся с участием практических работников.
76. Результаты прохождения практик отражаются в выпускных аттестациях обучающихся.
Приложение N 1
к методическим рекомендациям
по организации практик (стажировок)
профессорско-преподавательского
состава, слушателей, курсантов
и студентов образовательных учреждений
Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
ДОГОВОР N __
г. __________________ "__" ____________ 20__ г.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ______________________, именуемый в дальнейшем "_______________", в лице начальника университета (академии, института) ________________, действующего на основании Устава, и Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по __________________, именуемое в дальнейшем "Управление", в лице начальника управления __________, действующего на основании _______________, совместно именуемые "Стороны", заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Предметом настоящего Договора является совместная деятельность Университета (Академии, Института) и Управления, направленная на организацию и проведение учебной, производственной, преддипломной практик курсантов, слушателей и студентов Университета (Академии, Института) в подразделениях Управления и осуществление необходимых для выполнения условий Договора совместных действий.
2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН
2.1. Управление обязуется:
2.1.1. Принять на практику курсантов, слушателей и студентов от Университета (Академии, Института).
2.1.2. Предоставить необходимые условия для успешного прохождения практики курсантами, слушателями и студентами Университета (Академии, Института) в подразделениях Управления в соответствии с представленными ими программами.
2.1.3. Осуществить подбор непосредственных руководителей практики от Управления из числа постоянно работающих, наиболее подготовленных и квалифицированных специалистов, имеющих специальное образование и стаж работы в данной должности не менее 3-х лет, обладающих высокими деловыми и моральными качествами.
2.1.4. Организовать:
- встречу курсантов, слушателей и студентов, прибывающих на практику, распределение (на производственную и преддипломную практики) и направление по подразделениям;
- разъяснение правового статуса курсантов, слушателей и студентов, роли руководителя практики, других работников подразделений при выполнении курсантами, слушателями своих обязанностей;
- ознакомление курсантов, слушателей и студентов с общей оперативно-служебной обстановкой, задачами, функциями, структурой и организацией деятельности подразделений ФПС, их внутренним распорядком;
- инструктаж по правилам охраны труда и пожарной безопасности;
- проверку знаний требований правил охраны труда и пожарной безопасности;
- воспитательную работу с курсантами, слушателями и студентами;
- систематический контроль за прохождением практики курсантами, слушателями и студентами;
- обеспечение полного выполнения программ, индивидуальных планов практики и контроля за ходом их реализации;
- обобщение итогов практики и предоставление отчетов;
- принятие зачета по окончании практики.
2.1.5. Обеспечить курсантов, слушателей и студентов рабочими местами, необходимой служебной информацией для эффективного прохождения практики, служебными бланками, защитной одеждой, СИЗОД (при наличии допуска), литературой и т.д.
2.1.6. Не допускать использования курсантов, слушателей и студентов на работах, не предусмотренных программой практики.
2.1.7. Оценивать качество работы курсантов, слушателей и студентов, составлять характеристики с отражением в них выполнения программы практики и индивидуальных заданий.
2.1.8. Оказывать помощь курсантам, слушателям и студентам в подборе материала для курсовых и дипломных проектов (работ).
2.2. Университет (Академия, Институт) обязуется:
2.2.1. Направить курсантов, слушателей и студентов на практику в сроки, определенные рабочим учебным планом, а также программой прохождения практики.
2.2.2. Совместно с Управлением распределить курсантов, слушателей и студентов по местам проведения учебной практики.
2.2.3. Заблаговременно информировать Управление о сроках проведения практик, о количестве курсантов, слушателей и студентов, а также о конкретных должностях, в которых они должны проходить практику.
2.2.4. Обеспечить курсантов, слушателей и студентов методической документацией.
2.2.5. Назначить руководителя практики от Университета (Академии, Института) из числа профессорско-преподавательского состава специальных дисциплин.
2.2.6. Провести инструктаж по правилам охраны труда, мерам безопасности при следовании к месту практики и обратно.
2.2.7. Обеспечить комплекс мероприятий по оформлению документов и организованному убытию курсантов, слушателей и студентов на практику и прибытию с практики.
2.2.8. Постоянно осуществлять контроль за правильностью использования курсантов, слушателей в период прохождения практики и выполнением программы практики.
2.2.9. Оказывать консультационную помощь курсантам, слушателям и студентам.
2.2.10. Выдать проездные документы (требования) курсантам к месту проведения производственной и преддипломной практик и обратно.
2.2.11. Организовать проведение аттестации по итогам практики.
2.2.12. Осуществлять руководство и организацию совместной деятельности Сторон, направленной на практическое обучение курсантов, слушателей.
3. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ
3.1. Настоящий Договор не налагает на подписавшие его Стороны каких-либо финансовых обязательств.
4. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
4.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до __________ 20__ года.
4.2. Настоящий Договор автоматически пролонгируется на следующий год, если за один месяц до истечения срока его действия ни одна из Сторон не заявит о своем намерении прекратить его действие.
4.3. Любая из Сторон вправе расторгнуть настоящий Договор без объяснения причин и предоставления соответствующих мотивировок в одностороннем порядке, предварительно за 3 месяца уведомив об этом другую Сторону.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Все изменения к настоящему Договору действительны только в том случае, если они сделаны в письменном виде и подписаны уполномоченными лицами обеих Сторон.
5.2. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.
5.3. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте настоящего Договора, будут разрешаться путем переговоров.
5.4. При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов споры и разногласия разрешаются в установленном законом порядке.
6. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН
Приложение N 2
к методическим рекомендациям
по организации практик (стажировок)
профессорско-преподавательского
состава, слушателей, курсантов
и студентов образовательных учреждений
Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
ПЛАН-ГРАФИК *
проведения учебных и производственных практик
образовательного учреждения ГПС МЧС России
на 2011 - 2012 учебный год
N п/п
Содержание форм практического обучения
Месяцы
Продолжительность
Форма итогового контроля
8
9
10
11
12
1
2
3
4
5
6
7
1
Начальная профессиональная подготовка (специальное первоначальное обучение пожарного), 1 курс:
162 часа
зачет
Учебная пожарная часть (ФПБ, ФТБ)
Теоретический курс
24
10
2
Практический курс специальное первоначальное обучение пожарного (ознакомительная практика)
10
08
1 неделя
зачет
3
Учебная практика в должности пожарного, 2 курс:
2 недели
зачет
ФПБ
02
07
ФТБ
02
07
ФПОУ
15
18
4
Ознакомительная практика в должности командира отделения, 3 курс:
1 неделя
зачет
ФПБ
10
01
ФПОУ
12
2
5
Ознакомительная практика в должности начальника караула, 4 курс:
1 неделя
зачет
ФПБ
13
2
ФПОУ
10
12
6
Производственная практика в должностях начальника караула и государственного инспектора по пожарному надзору в комплектующих регионах:
4 курс ФПБ
8
19
6 недель
зачет
5 курс ФЗО
15
14
4 недели
зачет
4 курс ФПОУ
12
28
6 недель
зачет
7
Производственная практика в инженерных должностях и заместителя начальника части в комплектующих регионах:
4 недели
зачет
5 курс ФПБ
30
26
5 курс ФПОУ
20
20
6 курс ФЗО
12
10
8
Преддипломная практика:
4 недели
Материалы для дипломного проекта (работы)
5 курс ФПБ
27
24
4 курс ФЗО
24
23
5 курс ФПОУ
27
26