"Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов"
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 апреля 2015 г. N 9-МР
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОВЫШЕНИИ ВНИМАНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОТДЕЛЬНЫМ
ОПЕРАЦИЯМ КЛИЕНТОВ
В результате осуществления Банком России надзорной деятельности за кредитными организациями наблюдается снижение объема операций по обналичиванию денежных средств с использованием банковских счетов.
Вместе с тем на фоне снижения объемов операций по обналичиванию денежных средств в банковском секторе недобросовестными хозяйствующими субъектами и физическими лицами используются альтернативные незаконные схемы по получению наличных денежных средств, в том числе при активном участии платежных агентов, осуществляющих свою деятельность в рамках Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).
Так, в нарушение требований Федерального закона N 103-ФЗ платежные агенты не сдают либо сдают не в полном объеме в кредитную организацию для зачисления на свой специальный банковский счет (счета) наличные денежные средства, полученные от плательщиков при приеме платежей, а передают их третьим лицам - заказчикам наличных денежных средств, которые "оплачивают" полученные в наличной форме денежные средства в том числе путем проведения многочисленных транзитных операций <1> через счета большого количества организаций для их последующего зачисления на расчетные счета платежных агентов. Платежные агенты используют полученные таким образом денежные средства для осуществления расчетов с поставщиками товаров (работ, услуг) (далее - поставщики).
--------------------------------
<1> Признаки, которыми могут характеризоваться транзитные операции, изложены в письме Банка России от 31.12.2014 N 236-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов".
В свою очередь, поставщики в нарушение требований Федерального закона N 103-ФЗ при приеме платежей от платежных агентов не используют специальный банковский счет, получая денежные средства на свои банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Принимая во внимание изложенное и учитывая, что действительными целями указанных операций с наличными денежными средствами могут являться уклонение от уплаты налогов, отмывание доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма, в целях минимизации вовлечения кредитных организаций в осуществление противоправной деятельности Банк России рекомендует кредитным организациям при обслуживании клиентов, являющихся в соответствии с Федеральным законом N 103-ФЗ платежными агентами, поставщиками, в рамках управления банковскими рисками, в том числе правовым риском и риском потери деловой репутации, следующее.
1. Кредитным организациям, в которых открыт (открыты) только специальный банковский счет (счета) платежного агента и (или) поставщика:
а) обеспечить повышенное внимание за соблюдением платежным агентом (поставщиком) режима использования специального банковского счета (части 16, 17, 19 и 20 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ);
б) отказывать в совершении операции по специальному банковскому счету платежного агента (поставщика), не предусмотренной частью 16 (частью 19) статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ.
2. Кредитным организациям, в которых платежному агенту открыт и специальный банковский счет, и расчетный счет:
а) обеспечить повышенное внимание за соблюдением платежным агентом требований Федерального закона N 103-ФЗ по зачислению в полном объеме полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств на свой специальный банковский счет, а также по использованию специального банковского счета для осуществления расчетов с поставщиками;
б) отказывать в совершении операции по специальному банковскому счету платежного агента, не предусмотренной частью 16 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ;
в) обеспечить повышенное внимание операциям платежного агента, осуществляемым с использованием расчетного счета, в том числе по переводу денежных средств лицам, являющимся поставщиками;
г) при выявлении случаев нарушения платежным агентом режима использования специального банковского счета, в частности незачисления полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств в полном объеме на свой специальный банковский счет, осуществления расчетов с поставщиками с использованием расчетного счета, в том числе с использованием денежных средств, поступивших на такой расчетный счет от широкого круга третьих лиц, реализовывать право, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ);
д) в случае принятия в течение календарного года двух решений об отказе в выполнении распоряжения платежного агента о совершении операции в случаях, указанных в подпункте "г" настоящего пункта, рассматривать вопрос о реализации права, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
3. Кредитным организациям, в которых поставщику открыт и специальный банковский счет, и расчетный счет:
а) обеспечить повышенное внимание операциям по счетам поставщика, связанным с получением денежных средств от платежного агента, и при выявлении случаев использования поставщиком денежных средств, полученных от платежного агента и зачисленных на его расчетный счет, минуя специальный банковский счет, реализовывать право, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
б) отказывать в совершении операции по специальному банковскому счету поставщика, не предусмотренной частью 19 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ;
в) в случае принятия в течение календарного года двух решений об отказе в выполнении распоряжения поставщика о совершении операции в случаях, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, рассматривать вопрос о реализации права, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
4. Кредитным организациям, в которых открыт (открыты) только расчетные счета платежного агента и (или) поставщика:
а) обеспечить повышенное внимание операциям платежного агента, осуществляемым с использованием расчетного счета, в том числе по переводу денежных средств лицам, являющимся поставщиками, и (или) операциям поставщика, осуществляемым с использованием расчетного счета, в том числе связанным с зачислением на него денежных средств, поступивших от лиц, являющихся платежными агентами;
б) при выявлении случаев осуществления платежным агентом при приеме платежей расчетов с поставщиками с использованием своего расчетного счета и (или) случаев проведения поставщиком операций по списанию со своего расчетного счета денежных средств, полученных от платежного агента с его расчетного счета в качестве платежей, реализовывать право, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
в) в случае принятия в течение календарного года двух решений об отказе в выполнении распоряжения платежного агента и (или) поставщика о совершении операции в случаях, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, рассматривать вопрос о реализации в отношении платежного агента и (или) поставщика права, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
С Федеральной службой по финансовому мониторингу (П.В. Ливадный) согласовано.
Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованию в "Вестнике Банка России".
Заместитель
Председателя Банка России
Д.Г.СКОБЕЛКИН