"Инструкция по охране труда при подготовке трелевочных волоков в горных условиях"
Утверждаю
Первый заместитель Министра
труда и социального развития
Российской Федерации
В.А.ЯНВАРЕВ
11 мая 2004 года
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ТРЕЛЕВОЧНЫХ ВОЛОКОВ
В ГОРНЫХ УСЛОВИЯХ
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
Общие требования охраны труда изложены в Инструкции "Общие требования по охране труда для работников, занятых на лесосечных и лесокультурных работах".
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Работа должна выполняться в соответствии с технологической картой и с предварительным ознакомлением на натуре с участком, где предстоит работа. Самовольный переход на другие участки не разрешается. Трактористы-машинисты, не имеющие опыта работы в горных условиях, должны пройти стажировку под руководством мастера и опытного работника.
2.2. Перед началом работ необходимо установить знаки безопасности.
2.3. Приступая к работе, тракторист-машинист должен убедиться в исправности узлов бульдозера и технологического оборудования. Проверке подлежат: тормозная система, звуковой сигнал, приборы освещения, остекление, лебедка, блоки, канаты или гидросистема, действие рычагов управления, состояние режущих кромок отвала (ножа).
2.4. После запуска двигателя необходимо опробовать вхолостую все механизмы. Об обнаруженных неисправностях при невозможности их устранения своими силами следует доложить механику или руководителю работ. Работать на неисправном бульдозере не разрешается.
2.5. Работа в сумерки и в ночное время, во время грозы, при дожде, снегопаде, густом тумане (видимость менее 60 м), при скорости ветра свыше 8,5 м/с, а также работа на уклонах, превышающих указанные в руководстве по эксплуатации конкретной машины, запрещается.
2.6. Перед началом движения следует:
убедиться в отсутствии на гусеницах и под машиной посторонних предметов;
убедиться в отсутствии вблизи трактора и на пути его движения людей;
дать предупредительный сигнал.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Работник должен выполнять только ту работу, которая поручена ему непосредственным руководителем.
3.2. Работы и движение по горным склонам необходимо выполнять при открытых дверях кабины. В кабине должен находиться только тракторист-машинист.
3.3. При валке деревьев, срезке кустарника, корчевке пней, встречающихся на волоке, движение машины должно быть плавным, без рывков.
3.4. При подготовке волока запрещается:
выезжать частью гусеницы за пределы ширины волока;
двигаться поперек склона крутизной выше указанной в руководстве по эксплуатации;
делать при работе и движении на склонах резкие повороты во избежание опрокидывания и сползания машины;
оставлять без присмотра машину при работающем двигателе;
выполнять любые ремонтные, регулировочные, смазочные работы на ходу машины;
поворачивать машину при заглубленном в грунт отвале;
при сбрасывании грунта под откос выдвигать отвал за бровку откоса.
3.5. Для преодоления уклонов микрорельефа, превышающих общую допустимую крутизну склона для бульдозера, следует срезать этот микрорельеф другой машиной, которая может работать на более высоких уклонах, либо воспользоваться дополнительным тяговым усилием лебедки, установленной в нагорной части участка. Рабочий проход по волоку осуществляется в направлении от вершины к подошве горы и страхуется лебедкой. Эта операция должна выполняться под наблюдением и непосредственным руководством руководителя работ. Принимать самостоятельно решение в таких случаях трактористу-бульдозеристу не разрешается.
3.6. При переездах на крутых поворотах необходимо следить, чтобы отвал не касался грунта.
3.7. Движение машины при холостых переездах на подъеме и спуске должно осуществляться на первой передаче.
3.8. При устройстве волока на крутых и сильно эрозированных склонах перед засыпкой промоин необходимо предварительно устанавливать в промоинах плетни или другие заграждения, исключающие осыпание грунта.
3.9. Запрещается устройство нескольких волоков на одном склоне одновременно.
3.10. При одновременной работе на подготовке волока двух и более машин, идущих одна за другой, впереди идущая должна подавать сигнал при поворотах, остановках и трогании с места. Расстояние между машинами должно быть не менее 30 м.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При угрозе сползания или опрокидывания необходимо немедленно покинуть машину, если возможно заглушить ее, вызвать руководителя работ и действовать согласно его указаниям.
4.2. При показаниях приборов, оповещающих о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, необходимо немедленно остановить машину и выключить двигатель. После охлаждения двигателя измерить уровень масла, осмотреть систему маслопровода и устранить выявленные дефекты.
Открывать крышку радиатора для контроля уровня охлаждающей жидкости необходимо с особой осторожностью, остерегаясь ожогов. Вначале следует ослабить ее, выпустив пар, а затем снять крышку с горловины. Работать при этом нужно только в рукавицах.
4.3. При заклинивании дверцы кабины необходимо воспользоваться выходом через открывающиеся окна; при невозможности воспользоваться ими - выдавить или разбить стекло и покинуть кабину.
4.4. При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания следует выключить двигатель машины.
4.5. При возникновении пожара для тушения пламени необходимо использовать огнетушитель, находящийся в кабине.
4.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец должен известить мастера или соответствующего руководителя работ.
4.7. Каждый работник должен уметь оказывать первую доврачебную помощь. Помощь необходимо оказывать немедленно непосредственно на месте происшествия. Первым делом нужно устранить источник травмирования (выключить двигатель, остановить механизм, извлечь пострадавшего из-под хлыста и др.). Оказание помощи надо начинать с самого существенного, что угрожает здоровью или жизни человека: при сильном кровотечении наложить жгут, а затем перевязать рану; при подозрении на закрытый перелом наложить шину; при открытых переломах сначала следует перевязать рану, а затем наложить шину; при ожогах наложить сухую повязку; при обморожении пораженный участок осторожно растереть, используя мягкие или пушистые ткани.
При подозрении на повреждения позвоночника транспортировать пострадавшего можно только в положении лежа на жестком основании.
После оказания доврачебной помощи пострадавший должен быть направлен в ближайшее лечебное учреждение.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. По окончании работы следует:
поставить машину на стоянку;
привести технологическое оборудование в транспортное положение, стрелу и толкатель опустить на землю;
рукоятки управления трактором и технологическим оборудованием привести в нейтральное положение;
выключить гидронасосы, остановить двигатель, отключить аккумулятор, закрыть дверь кабины на замок;
очистить машину от грязи и сучьев;
при стоянке в холодное время необходимо слить воду из радиатора и системы охлаждения двигателя, снять аккумулятор.
5.2. Об имевших место недостатках в области охраны труда необходимо известить мастера или соответствующего руководителя работ.