"Инструкция о порядке передачи сообщений о загрязнении морской среды"
Утверждаю
Заместитель Министра
охраны окружающей среды
и природных ресурсов
Российской Федерации
А.М.АМИРХАНОВ
12 мая 1994 года
Заместитель
Министра транспорта
Российской Федерации
В.Ф.БЕРЕЗИН
25 мая 1994 года
Заместитель Председателя
Комитета Российской
Федерации по рыболовству
В.Г.РУДНИКОВ
17 мая 1994 года
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ СООБЩЕНИЙ О ЗАГРЯЗНЕНИИ
МОРСКОЙ СРЕДЫ
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция о порядке передачи сообщений о загрязнении морской среды является откорректированным и переработанным изданием Инструкции издания 1987 года в связи со структурными изменениями, происшедшими в стране по управлению народным хозяйством, а также обязательствами, вытекающими из участия Российской Федерации в Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененной протоколом 1978 г. (Конвенция Марпол-73/78), Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря 1974 г., Конвенции по защите Черного моря от загрязнения 1992 г. и других международных договорах.
1.2. Инструкция устанавливает общий порядок передачи сообщений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации о сбросе или возможном сбросе нефти или других вредных веществ в море с судов и других объектов (плавучие средства, искусственные острова, острова, установки и сооружения), о замеченных нарушениях правил по предотвращению загрязнения моря и об обнаруженных значительных разливах загрязняющих веществ, независимо от их происхождения.
1.3. Положения настоящей Инструкции являются обязательными для <*>:
-------------------------------
<*> На военные корабли, военно - вспомогательные и военно - воздушные суда распространяется действие Правил охраны природной среды в Военно - морском Флоте (ПОПС-90).
- капитанов морских судов и других плавучих средств Российской Федерации;
- командиров гражданских воздушных судов Российской Федерации;
- лиц, руководящих проведением работ на искусственных островах и сооружениях, эксплуатируемых или создаваемых в пределах территориального моря или экономической зоны Российской Федерации;
- капитанов иностранных морских судов и других плавучих средств, находящихся во внутренних морских и территориальных водах Российской Федерации, а также экономической зоне России.
1.4. Контроль за выполнением настоящей Инструкции возлагается на специализированные морские инспекции Минприроды России (Приложение 1), а также соответствующие министерства, ведомства и организации, имеющие в своем ведении морские суда, другие плавучие средства, воздушные суда, искусственные острова, установки и сооружения.
Раздел 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ ПЕРЕДАЧИ СООБЩЕНИЙ
О ЗАГРЯЗНЕНИИ МОРСКОЙ СРЕДЫ
2.1. Сообщения о загрязнении морской среды передаются в случаях:
- инцидента с судном или иным объектом, повлекшего или могущего повлечь сброс нефти и других вредных веществ;
- обнаружения сброса нефти и других вредных веществ с другого судна (независимо от флага) или иного объекта в нарушение применимых международных или национальных правил;
- обнаружения в море разлива нефти или других вредных веществ.
2.2. Сообщения о загрязнении моря вредными веществами с судов должны передаваться кодом согласно приведенному в Приложении 2 стандартному формату сообщений и соответствовать следующим принципам:
- сообщение должно быть кратким и содержать только ту информацию, которая относится к загрязнению моря;
- количество сообщений должно быть минимальным;
- сообщение должно передаваться без задержки с предшествующим сигналом безопасности (если инцидент влияет на безопасность судоходства) или сигналом срочности (если инцидент влияет на безопасность судна или его экипажа);
- основная информация (ТТД судна, объекты на борту, оборудование и т.д.) должна передаваться один раз и только в случае ее изменения корректироваться в последующих сообщениях.
Раздел 3. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ СООБЩЕНИЙ С СУДОВ
И ДРУГИХ ПЛАВУЧИХ СРЕДСТВ
3.1. Сообщения об инцидентах, влекущих или могущих повлечь сброс нефти и других вредных веществ.
3.1.1. Капитан судна или другого плавучего средства (далее - капитан судна) обязан, помимо регистрации в судовых документах, без задержки и в возможно более полном объеме сообщить сведения об инциденте с его судном, который влечет:
- сброс или возможность сброса нефти или перевозимых наливом вредных веществ в результате повреждения судна, или его оборудования, или в целях обеспечения безопасности судна, или спасения человеческой жизни на море;
- сброс или возможность сброса в море вредных веществ в упаковке, включая грузовые контейнеры, съемные танки, автодорожные и железнодорожные цистерны, судовые баржи (лихтеры);
- сброс во время эксплуатации судна нефти или вредных веществ в размерах, превышающих количество или мгновенную интенсивность, которые допускаются применимыми международными или национальными правилами.
3.1.2. При оценке вероятности сброса нефти и других веществ в результате повреждения судна или его оборудования, вызывающее необходимость передачи сообщения, должны учитываться, помимо прочего, следующие факторы:
- характер повреждения, неисправности или поломки судна, его механизмов или оборудования;
- состояние моря и сила ветра, а также интенсивность движения в районе во время происшествия.
В частности, сообщения безусловно должны передаваться в случае:
- повреждения, неисправности или поломки, которые влияют на безопасность судна (например, столкновение, посадка на мель, пожар, взрыв, нарушение конструктивной прочности, затопление, смещение груза);
- отказа в работе или поломки механизмов или оборудования, которые влияют на безопасность мореплавания (например, отказ в работе или поломка рулевого устройства, главных двигателей, системы электропитания судна, важных судовых средств навигационного обеспечения).
3.1.3. Сообщения передаются в спасательно - координационный центр (СКЦ) или спасательно - координационный подцентр (СПЦ) на бассейнах, если судно находится во внутренних морских территориальных водах, морской экономической зоне России или за их пределами и российское побережье является ближайшим, либо администрации ближайшего иностранного порта, если судно находится во внутренних морских территориальных водах, морской экономической зоне иностранного государства или за их пределами и побережье такого государства является ближайшим.
При передаче сообщений в адрес администрации иностранного порта (береговой радиостанции) следует руководствоваться положениями законодательства соответствующего государства, а если сведений о таком законодательстве не имеется, то сообщение передается:
- через соответствующую береговую радиостанцию с предшествующим сигналом безопасности (если инцидент затрагивает безопасность мореплавания) или сигналом срочности (если он затрагивает безопасность судна или человеческой жизни);
- на частотах 405 - 525 кГц, 1605 - 2850 кГц или 156 - 175 МГц.
Если связь с береговой станцией на средних волнах или УКВ не обеспечена, то сообщение передается через наиболее подходящую береговую станцию на коротких волнах или через соответствующую систему морской спутниковой связи.
Если судно находится в пределах или вблизи района, в котором действует специальная система передачи сообщений о движении судов, то сообщение передается через предписанную береговую службу, ответственную за работу этой системы.
3.1.4. Сообщение об инциденте должно содержать сведения, предусмотренные в Приложении к настоящей Инструкции.
3.1.5. Если по каким-либо причинам сообщение о сбросе или возможности сброса нефти и других вредных веществ не может быть передано с вовлеченного в инцидент судна, обязанность передачи такого сообщения несет судовладелец либо, в соответствующих случаях, фрахтователь, оператор или их агент, который передает указанные в Приложении сведения в возможно более полном объеме.
3.1.6. Капитан судна, которое оказывает или намеревается оказать помощь судну, вовлеченному в инцидент, должен сообщить в СКЦ или СПЦ, как это предусмотрено в п. 3.1.3, сведения о своем судне и о судне, вовлеченном в инцидент, а также о принятых или планируемых мерах по оказанию помощи и информировать о дальнейшем развитии событий, если передача такой информации не наносит ущерба проведению операций по оказанию помощи.
3.2. Сообщения о замеченном разливе нефти или других вредных веществ.
3.2.1. В случае обнаружения разлива нефти или других вредных веществ в море капитан судна без задержки сообщает о таком разливе в СКЦ или СПЦ, как это предусмотрено п. 3.1.3.
3.2.2. Сведения о таком разливе по возможности включают:
- время обнаружения разлива и его координаты;
- погодные условия на месте разлива (состояние моря, скорость и направление ветра, видимость);
- характер загрязнения и его протяженность (площадь);
- предполагаемый источник загрязнения.
3.3. Сообщения о сбросах в нарушение применимых международных или национальных правил
3.3.1. При обнаружении сброса нефти и других вредных веществ в море с другого судна (российского или иностранного) или иного объекта, дающего основание предполагать, что такой сброс был произведен в нарушение применимых международных или национальных правил предотвращения загрязнения моря, капитан судна сообщает о таком сбросе в СКЦ, СПЦ или администрации ближайшего иностранного порта.
3.3.2. В тех случаях, когда замеченное нарушение привело к значительному разливу нефти или других вредных веществ, затрагивающему или могущему затронуть интересы иностранного государства, сообщение передается также властям такого государства, как это предусмотрено п. 3.1.3.
3.4. Сообщения об инцидентах, связанных с захоронением.
3.4.1. Капитан судна, перевозящего отходы или иные материалы, предназначенные для захоронения в море в соответствии с выданным компетентными властями специальным или общим разрешением на захоронение, обязан незамедлительно сообщить в СКЦ или СПЦ об инциденте, повлекшем или могущем повлечь сброс отходов или иных материалов в нарушение условий, определенных в таком разрешении.
3.4.2. Если инцидент произошел в пределах внутренних вод, территориального моря, экономической зоны или континентального шельфа иностранного государства, то сообщение должно быть передано администрации ближайшего порта этого государства.
3.4.3. Сообщения об инцидентах, связанных с захоронением, передаются в соответствии с п. 3.1.3 настоящей Инструкции.
Раздел 4. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ СООБЩЕНИЙ С ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
4.1. Сообщения об инцидентах, влекущих или могущих повлечь сброс нефти и других вредных веществ.
4.1.1. Командиры гражданских воздушных судов обязаны сообщать диспетчеру пункта управления воздушным движением о замеченном инциденте, повлекшем или могущем повлечь сброс нефти и других вредных веществ с такого судна.
Сообщение об инциденте должно содержать следующую информацию:
- время обнаружения инцидента и его координаты (место);
- суть инцидента;
- кто участвует в инциденте;
- погодные условия в районе инцидента (состояние моря, видимость, скорость и направление ветра).
4.2. Сообщение о замеченном разливе нефти или других вредных веществ.
4.2.1. В случае обнаружения значительного разлива нефти или других вредных веществ в пределах территориального моря или экономической зоны Российской Федерации или в открытом море вблизи такой зоны командир воздушного судна должен без задержки сообщить диспетчеру пункта управления воздушным движением сведения о таком разливе, включая:
- время обнаружения разлива и его координаты (место);
- погодные условия на месте разлива (состояние моря, скорость и направление ветра, видимость);
- характер загрязнения и его протяженность (площадь);
- вероятный источник загрязнения.
4.3. Сообщения о сбросах в нарушение применимых международных или национальных правил.
4.3.1. При обнаружении сброса нефти и других вредных веществ в море с судна или иного объекта, дающего основание для подозрения в нарушении применимых международных или национальных правил по защите и сохранению морской среды, командир воздушного судна должен, по возможности, принять меры для подтверждения факта нарушения с соответствующими доказательствами, включая составление акта, фотографирование подозреваемого в нарушении судна или иного объекта.
4.4. Сообщения об инцидентах, связанных с захоронением.
4.4.1. Командир воздушного судна, транспортирующего отходы или иные материалы для захоронения их в море в соответствии с выданным компетентными властями специальным или общим разрешением на захоронение, обязан незамедлительно сообщить диспетчеру пункта управления воздушным движением об инциденте, повлекшем или могущим повлечь сброс отходов или иных материалов в нарушение условий, определенных в таком разрешении.
Сообщение должно содержать следующую информацию:
- позывные воздушного судна;
- частоту или дежурный радиоканал;
- местонахождение во время инцидента (квадрат, широту, долготу, курс, скорость);
- дату и время инцидента;
- другие сообщения применительно к данной ситуации.
4.5. Передача материалов, свидетельствующих о нарушении.
4.5.1. После посадки командир воздушного судна передает диспетчеру пункта управления воздушным движением заверенную выписку из бортового журнала о фактах, изложенных в п. п. 4.1 - 4.4., а также имеющиеся документальные доказательства (фотографии, акты и т.п.), свидетельствующие о случаях нарушения правил по предотвращению загрязнения моря вредными веществами.
Раздел 5. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ СООБЩЕНИЙ С ИСКУССТВЕННЫХ
ОСТРОВОВ, УСТАНОВОК И СООРУЖЕНИЙ
5.1. Сообщения об инцидентах, могущих повлечь сброс нефти и других вредных веществ.
5.1.1. Лица, руководящие проведением работ на искусственных островах, установках и сооружениях, эксплуатируемых или создаваемых в пределах территориальных вод и морской экономической зоны России либо зарегистрированных в России, обязаны незамедлительно сообщать в СКЦ или СПЦ (ближайшей береговой радиостанции) об инциденте, повлекшем или могущем повлечь сброс нефти и других вредных веществ с такого острова, установки или сооружения в размерах, превышающих пределы, установленные международными или национальными правилами.
5.1.2. Сообщение об инциденте должно содержать следующую информацию:
- местоположение искусственного острова, установки или сооружения (координаты);
- время инцидента;
- данные об установке и т.д.;
- описание инцидента;
- количество и концентрация вредного вещества, сброшенного в море;
- погодные условия на месте происшествия;
- необходимая помощь;
- принимаемые меры по ликвидации загрязнения;
- любая другая информация, которую сочтет нужным дать лицо, руководящее проведением работ на данном объекте.
Раздел 6. ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ СООБЩЕНИЙ
6.1. СКЦ или СПЦ и диспетчер пункта управления воздушным движением передают полученные сообщения в ближайшую специализированную морскую инспекцию системы Минприроды России, а также в государственный морской спасательно - координационный центр (ГМСКЦ г. Москва) и ГУ Госморспецслужбы ДМТ Минтранса России.
6.2. Подготовка сообщений об инцидентах, связанных со сбросом вредных веществ, для передачи в Международную морскую организацию (ИМО) или государству, которое может быть затронуто инцидентом, осуществляется Департаментом морского транспорта Минтранса России.
"Инструкция о порядке передачи сообщений о загрязнении морской среды", утвержденная Минводхозом СССР, Минморфлотом СССР, Минрыбхозом СССР и МГА СССР в 1987 г., с момента введения в действие настоящей Инструкции на территории Российской Федерации не применяется.
Приложение 1
СПИСОК
СПЕЦМОРИНСПЕКЦИЙ МИНПРИРОДЫ РОССИИ
Приложение 2
1. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ СООБЩЕНИЙ
2. СТАНДАРТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ И ФОРМАТ СООБЩЕНИЙ
Сообщение не должно содержать ненужных разделов, включенных в формат судовых сообщений.
При возникновении языковых затруднений используемые языки должны включать английский, применяя, где это возможно, Стандартный морской навигационный словарь - разговорник. Альтернативно Международный код сигналов должен использоваться для подачи подробной информации. При применении Международного кода после соответствующей буквенной индикации в алфавитном порядке в тексте должен использоваться соответствующий индикатор.
В информации о движении судна для каждой поворотной точки должны быть указаны ее широта и долгота, как в нижеприведенном пункте C, вместе с типом намеченного пути между точками, например, "RL" (локсодромия), "GC" (ортодромия) или "coastal" (прибрежное), или в случае прибрежного плавания - расчетные дата и время прохождения шестизначной группой цифр, как в нижеуказанном пункте B.
3. ПОДРОБНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СООБЩЕНИЯМ
3.1. Сообщения об опасных грузах (DG)
Первоначальное сообщение по форме (DG) должно содержать пункты A, B, C (или D), M, Q, S, T, U, X стандартного формата сообщений.
Подробности по пункту R должны быть следующими:
1. Правильное техническое название грузов.
2. Номер или номера ООН, присвоенные грузам.
3. Класс или классы по Кодексу вредных веществ ИМО.
4. Известно ли наименование производителей грузов или отправителя, или получателя.
5. Типы упаковки, включая опознавательные знаки, если находится в съемных танках, цистернах, зафрахтованных контейнерах или других транспортных устройствах.
6. Расчетное количество и возможное состояние грузов.
7. Плавал утерянный груз или затонул.
8. Продолжается ли утеря груза.
9. Причина утери.
Если состояние судна таково, что существует угроза дальнейшей утери упакованных опасных грузов в море, пункты P и Q Стандартного формата сообщений должны сообщаться. Подробности по пункту P должны быть следующими:
1. Правильное техническое название или названия грузов.
2. Номер или номера ООН.
3. Класс или классы по Кодексу вредных веществ ИМО.
4. Известно ли наименование производителей грузов или отправителя, или получателя.
5. Типы упаковки, включая опознавательные знаки или, если груз находится в съемных танках, цистернах, зафрахтованных контейнерах или других транспортных устройствах.
6. Расчетное количество и возможное состояние грузов.
Сведения, не имеющиеся на момент сообщения, должны быть переданы в дополнительном(ых) сообщении(ях).
3.2. Сообщения о вредных веществах (HS)
В случае фактического сброса первоначальные сообщения по форме (HS) должны содержать пункты A, B, C (или D), E, F, L, M, N, Q, R, S, T, U, X Стандартного формата сообщения.
В случае возможного сброса пункт P должен также включаться в сообщение. Сведения по пунктам P, Q, R, T и X должны быть следующими: