Рейтинг@Mail.ru

Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 18.09.2019 N 8-КЭ

КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 18 сентября 2019 г. N 8-КЭ

О ВОЗМОЖНОСТИ

ТРУДОУСТРОЙСТВА СУДЬИ, ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ,

НА ДОЛЖНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ОБОРОТА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

В НЕКОММЕРЧЕСКУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ, СОЗДАННУЮ

В ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВОЙ ФОРМЕ ФОНДА

Комиссией Совета судей Российской Федерации по этике в порядке заочного голосования рассмотрен запрос судьи, пребывающего в отставке, о возможности трудоустройства на работу по трудовому договору на должность специалиста по нормотворческой деятельности в области охраны и оборота культурных ценностей в некоммерческую организацию, созданную в организационно правовой форме фонда.

В соответствии с общим правилом, установленным в абзаце первом пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 02.08.2019) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей), судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, может быть назначен на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

Названный в данной норме перечень органов, учреждений, объединений, работа в которых совместима с публично-правовым статусом судьи в отставке, не подлежит расширительному толкованию.

В частности, судья, пребывающий в отставке и отвечающий другим указанным в ней условиям, вправе работать не в любой некоммерческой организации, а лишь в профсоюзных и иных общественных объединениях.

Вопрос о видах "иных общественных объединений", трудоустроиться в которые вправе судья, пребывающий в отставке, следует разрешать с учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации о юридических лицах и Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ).

Фондом как одним из видов некоммерческих унитарных организаций признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели (подп. 7 п. 3 ст. 50, п. 1 ст. 123.17 ГК РФ).

Закон N 82-ФЗ под общественным объединением понимает добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения (статья 5).

Цели, для достижения которых создаются общественные объединения, по смыслу Закона N 82-ФЗ, не связываются непосредственно с удовлетворением материальных потребностей объединяющихся лиц.

Согласно статье 7 данного Закона общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах (статья 10 Закона N 82-ФЗ).

Как следует из представленного с запросом Устава конкретной некоммерческой организации, утвержденного Решением Совета Фонда от 21 июня 2018 года, эта организация является некоммерческой унитарной организацией, созданной в организационно правовой форме фонда (пункт 1.1).

Указанная организация зарегистрирована в установленном законом порядке, что подтверждает соответствующая запись в Едином государственном реестре юридических лиц.

Целью деятельности Фонда является формирование имущества и его направление на возрождение традиций поддержки обществом, государством и бизнесом учреждений культуры: музеев, театров, иных культурных и просветительских учреждений. Фонд разрабатывает и реализует мероприятия, программы и проекты, призванные популяризовать поддержку учреждений культуры; самостоятельно оказывает финансовую и материально-техническую поддержку учреждениям культуры и иным организациям культуры и образования, а также творческим работникам и педагогам, деятелям культуры, искусства и образования, некоммерческим организациям, поддерживающим организации культуры и образования (пункт 2.1 Устава).

Таким образом, данная некоммерческая организация относится к числу тех общественных объединений, которые названы в пункте 4 статьи 3 Закона о статусе судей. Поэтому трудоустройство в такую организацию лица, имеющего стаж работы в должности судьи не менее 20 лет и/или достигшего возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), не приведет к нарушению ограничений и запретов, обусловленных наличием у такого лица статуса судьи в отставке.

Как следует из запроса, основной должностной обязанностью специалиста по нормотворческой деятельности в области охраны и оборота культурных ценностей являются научно-правовой анализ действующих нормативно-правовых актов в области охраны и оборота культурных ценностей, составление заключений по результатам такого анализа, а также выработка рекомендаций по совершенствованию и развитию нормативной базы в указанной области.

В выполнении таких функциональных обязанностей также не усматривается несоответствия статусу судьи в отставке.

Вместе с тем, принимая решение о трудоустройстве в ту или иную организацию, пребывающий в отставке судьи должен учитывать рекомендательный характер заключений комиссии по этике и всегда обязан самостоятельно определять соответствие своей деятельности публично-правовому статусу судьи и требованиям Кодекса судейской этики, обеспечивать соблюдение установленных ими ограничений, в частности, соблюдать требование подпункта 6 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей - о недопустимости быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц.

Другие документы по теме
"О допустимости замещения судьей, пребывающим в отставке и занимающимся преподавательской деятельностью в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования, должности директора института - структурного подразделения указанного образовательного учреждения"
<По заявлению Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" о разъяснении положений статей 74, 76 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и пунктов 2 и 5 Критериев отнесения рынка к трансграничному, утв. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2012 N 29>
"О праве судьи, пребывающего в отставке, получать доход от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной им самим при ведении личного подсобного хозяйства, о допустимости предоставления в безвозмездное пользование либо по договору аренды принадлежащего судье на праве личной собственности земельного участка сельскохозяйственного назначения своему супругу, единолично создавшему крестьянское фермерское хозяйство и осуществляющему в таком качестве предпринимательскую деятельность"
<О разъяснении положений пункта 1 Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов (приложение N 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014)>
Ошибка на сайте