Выписка из протокола заседания ЦИК России от 05.05.2011 N 9-1-6
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ
от 5 мая 2011 г. N 9-1-6
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГОЛОСОВАНИЯ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОДОСТУПНЫХ
ИЛИ ОТДАЛЕННЫХ МЕСТНОСТЯХ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ШЕСТОГО СОЗЫВА И ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На основании пункта 3 статьи 25 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и подпункта 3 статьи 19 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации решила:
1. Одобрить Рекомендации по организации голосования граждан Российской Федерации, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации (прилагаются).
2. Признать утратившей силу выписку из протокола заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 21 июня 2007 года N 17-5-5 "О рекомендациях по организации голосования граждан Российской Федерации, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и выборов Президента Российской Федерации".
3. Опубликовать настоящее Постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель
Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
В.Е.ЧУРОВ
Секретарь
Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
Н.Е.КОНКИН
Приложение
к выписке из протокола
Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 5 мая 2011 г. N 9-1-6
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГОЛОСОВАНИЯ ГРАЖДАН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОДОСТУПНЫХ
ИЛИ ОТДАЛЕННЫХ МЕСТНОСТЯХ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ШЕСТОГО СОЗЫВА И ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Вопросы организации голосования для обеспечения и реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации регулируются Федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях), "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о выборах депутатов), "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о выборах Президента).
1.2. В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 статьи 18 Федерального закона об основных гарантиях перечень труднодоступных и отдаленных местностей при подготовке и проведении выборов устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов. При определении перечня труднодоступных и отдаленных местностей для подготовки и проведения выборов необходимо учесть такие критерии, как отсутствие регулярного транспортного сообщения, значительное расстояние (удаленность) от административных центров, от местонахождения территориальных либо участковых избирательных комиссий, и другие.
1.3. Организационные и технические вопросы взаимодействия участковых избирательных комиссий, образованных в труднодоступных и отдаленных местностях, с вышестоящими избирательными комиссиями регулируются соответствующими нормативными актами ЦИК России.
1.4. При проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, выборов Президента Российской Федерации избирательная комиссия субъекта Российской Федерации (далее - комиссия субъекта) взаимодействует с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае создания руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации рабочей группы по оказанию содействия в организации и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, выборов Президента Российской Федерации комиссия субъекта вносит предложение о включении в ее состав представителей организаций, имеющих в подчинении сотрудников, работающих в труднодоступных или отдаленных местностях.
1.5. Комиссия субъекта во взаимодействии с руководителями объектов, расположенных в труднодоступных или отдаленных местностях, руководителями соответствующих организаций может разработать план организационных мероприятий по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, временно находящихся либо проживающих в труднодоступных или отдаленных местностях, и возложить контроль за выполнением данного плана на одного из членов комиссии субъекта с правом решающего голоса.
1.6. В случае необходимости доставки избирательной документации участковым избирательным комиссиям, сформированным на территориях труднодоступных или отдаленных местностей, либо организации досрочного голосования избирателей с использованием авиационного транспорта, других видов транспорта заказ на соответствующие услуги размещается комиссией субъекта в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в установленные сроки.
2. Представление сведений об избирателях, находящихся
в труднодоступных или отдаленных местностях
2.1. Комиссия субъекта заблаговременно до дня назначения выборов (депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - не позднее 13 августа 2011 года, Президента Российской Федерации - не позднее 22 ноября 2011 года) определяет сроки и объем сведений, представляемых ей территориальными избирательными комиссиями (далее - территориальные комиссии) об избирателях, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, о необходимости образования там избирательных участков либо организации досрочного голосования отдельных групп избирателей, об имеющихся транспортных и технических видах связи с данными территориями и другую необходимую информацию.
2.2. Территориальные комиссии запрашивают с учетом установленного комиссией субъекта срока необходимые сведения о таких избирателях от руководителей организаций, имеющих в труднодоступных или отдаленных местностях подразделения, самостоятельно либо через глав местных администраций соответствующих муниципальных образований. В таких сведениях в обязательном порядке указываются общее количество избирателей, наименование пункта нахождения избирателей, период работы избирателя в случае использования вахтового метода и иные сведения для организации голосования.
2.3. С целью обобщения информации об избирателях, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, соответствующая территориальная комиссия передает в комиссию субъекта сведения:
об избирательных участках, планируемых для образования в труднодоступных или отделенных местностях, где указываются количество избирателей; наименование населенного пункта (либо объекта, его месторасположение), в котором планируется образовать избирательный участок; расстояние между населенным пунктом, в котором находится территориальная комиссия, и населенным пунктом (объектом), в котором планируется образовать избирательный участок; постоянные виды транспортно-связных маршрутов; постоянные и планируемые виды транспорта для доставки избирательной документации и виды технической связи между территориальной комиссией и образуемым избирательным участком либо населенным пунктом (объектом), в котором образуется избирательный участок (приложение N 1);
об отдельных группах избирателей, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, где указываются наименование населенного(ых) пункта(ов) либо объекта(ов) с указанием его (их) месторасположения, в котором(ых) планируется проведение досрочного голосования отдельных групп избирателей; количество избирателей в каждой группе избирателей; род (вид) деятельности избирателей, входящих в группу избирателей; расстояние между населенным пунктом, в котором находится соответствующая участковая комиссия, и каждым населенным пунктом (объектом), в котором планируется проведение досрочного голосования; планируемые виды транспорта для обеспечения проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей; планируемая дата его проведения; время нахождения в пути; виды технической связи между участковой комиссией и местом голосования либо населенным пунктом (объектом), в котором будет проходить досрочное голосование (приложение N 1).
3. Определение транспортных маршрутов, заключение
контрактов (иных гражданско-правовых договоров) по доставке
избирательной документации и организации голосования
3.1. На основании полученной информации территориальные комиссии представляют в комиссию субъекта в установленные ею сроки предложения по организации специальных транспортных маршрутов для доставки избирательной документации участковым избирательным комиссиям (далее - участковая комиссия), образованным в труднодоступных или отдаленных местностях, не имеющих постоянных транспортно-связных маршрутов до населенных пунктов, где расположена соответствующая территориальная комиссия или комиссия субъекта, и для проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, с указанием планируемого вида (марки) транспорта, схемы организации специальных транспортных маршрутов, расчетного времени в пути до каждого пункта остановки по маршруту и времени стоянки в этих пунктах, общего планируемого времени по маршруту в целом, планируемых дат доставки избирательной документации или (и) проведения досрочного голосования.
3.2. Поступившие от территориальных комиссий сведения и предложения по организации специальных транспортных маршрутов анализируются и обобщаются комиссией субъекта, которая разрабатывает рациональные транспортные маршруты, определяет объемы транспортных услуг, заключает государственные контракты (иные гражданско-правовые договоры) на оказание транспортных услуг в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В контракте (договоре) между комиссией субъекта и исполнителем предусматриваются такие условия, как:
конкретные сроки действия контракта (договора);
объем услуг (в часах) по каждому маршруту и в целом по всем маршрутам;
цена контракта (договора), форма, сроки и порядок оплаты услуг;
сроки и порядок подачи заявок на услуги по конкретным маршрутам, в том числе перечень должностных лиц, имеющих право подавать заявки от имени заказчика, согласованные с комиссией субъекта;
сроки и порядок оформления актов об оказанных услугах по конкретным маршрутам и в целом по контракту, в том числе перечень должностных лиц, уполномоченных подписывать и утверждать акты от имени заказчика и исполнителя, и другие условия, отвечающие требованиям законодательства Российской Федерации.
Приложения, являющиеся неотъемлемой частью контракта (договора):
тарифы за час работы на предоставляемые услуги по видам (маркам) транспортных средств. Контрактом (договором) должно быть установлено, что тарифы не подлежат пересмотру в течение всего срока действия контракта (договора) и включают все необходимые налоги, сборы и платежи;
графики доставки избирательной документации участковым комиссиям, проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей по каждому специальному маршруту с указанием начальных, промежуточных и конечных пунктов, вида (марки) транспортного средства, протяженности и общего планируемого времени на выполнение соответствующего маршрута (включая время стоянки в промежуточных пунктах), планируемых дат оказания транспортных услуг;
форма акта об оказанной услуге (выполненной заявке) по маршруту.
Кроме того, контрактом (договором) должен быть предусмотрен порядок расчетов в случае невыполнения, изменения маршрута вследствие непреодолимой силы (например, неблагоприятные погодные условия).
3.3. Комиссиям субъектов при разработке транспортных маршрутов необходимо обратиться в территориальные органы МЧС России в целях оказания содействия в обеспечении транспортными средствами на безвозмездной основе, находящимися в ведении МЧС России, в соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных избирательных комиссий и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальных органов от 27 февраля 2009 года.
4. Образование избирательных участков
4.1. Избирательные участки для организации голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях образуются по согласованию с соответствующей территориальной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа не позднее чем за 50 дней до дня голосования (ч. 2 ст. 13 Федерального закона о выборах депутатов, п. 2 ст. 25 Федерального закона о выборах Президента).
4.2. В исключительных случаях, по согласованию с комиссией субъекта и руководителем предприятия, объекта, расположенного в труднодоступной или отдаленной местности, избирательные участки в труднодоступных или отдаленных местностях могут образовываться территориальной комиссией не позднее чем за три дня до дня голосования (ч. 4 ст. 13 Федерального закона о выборах депутатов, п. 4 ст. 25 Федерального закона о выборах Президента).
4.3. Информация об избирательных участках, образованных в порядке и сроки, указанные в пункте 4.1 настоящих рекомендаций, должна быть опубликована (обнародована) главой соответствующей местной администрации, об избирательных участках, образованных в порядке и сроки, указанные в пункте 4.2, - комиссией субъекта в региональных периодических печатных изданиях (ст. 14 Федерального закона о выборах депутатов, ст. 17 Федерального закона о выборах Президента).
5. Составление списков избирателей
5.1. Список избирателей на избирательном участке, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, составляется участковой комиссией не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем в день сформирования участковой комиссии.
Сведения для составления списков избирателей представляются в соответствующую участковую комиссию главой местной администрации поселения сразу после формирования комиссии и должны содержать персональные данные избирателей, место жительства которых расположено на территории данного поселения.
Список избирателей составляется и уточняется в порядке, установленном Инструкцией о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации, утвержденной ЦИК России.
5.2. Списки избирателей представляются участковой избирательной комиссией избирателям для ознакомления и дополнительного уточнения за 20 дней до дня голосования, а при составлении списка избирателей позднее этого срока - непосредственно после составления списка избирателей.
5.3. Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы, вахтовым методом и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, на основании личного письменного заявления, поданного в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.
Сведения об указанных избирателях передаются в участковые комиссии сразу после их сформирования руководителями организаций, где избиратели работают или временно пребывают, по форме вкладного листа списка избирателей с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения и адреса места жительства (на основании отметки о регистрации в паспорте гражданина) каждого избирателя.
5.4. В случае включения избирателя по месту временного пребывания в список избирателей на избирательном участке, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, участковая комиссия, принявшая такое решение, передает в вышестоящую территориальную комиссию его копию либо телефонограмму с информацией о включении избирателя в список избирателей по месту временного пребывания с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения избирателя (в возрасте 18 лет - дополнительно дня и месяца рождения), адреса его места жительства, номера и адреса избирательного участка, на котором избиратель включен в список по месту временного пребывания.
5.5. Список избирателей с внесенными в него до дня голосования уточнениями подписывается председателем и секретарем участковой комиссии не позднее 18 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования, с указанием числа избирателей, включенных в список избирателей на момент его подписания, даты внесения подписей и заверяется печатью участковой комиссии. В указанное число включаются все избиратели, включенные в список при его составлении и уточнении (дополнительно включенные в список избирателей), и не включаются избиратели, которым выданы открепительные удостоверения в территориальной и участковой комиссиях, а также избиратели, исключенные (вычеркнутые) из списка избирателей по другим причинам.
Изменения в список избирателей после его подписания и до начала голосования не вносятся.
6. Формирование участковых комиссий
6.1. Формирование участковых комиссий на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, осуществляют соответствующие территориальные комиссии с соблюдением общих условий порядка формирования избирательных комиссий и порядка формирования участковых комиссий, установленных соответственно статьями 22 и 27 Федерального закона об основных гарантиях.
6.2. Формирование участковой комиссии избирательного участка, образованного в труднодоступной или отдаленной местности, и назначение ее председателя производится соответствующей территориальной комиссией не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования. Председатель участковой комиссии назначается на должность из числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса решением территориальной комиссии (ч. 1 и 4 ст. 21 Федерального закона о выборах депутатов, п. 1 и 4 ст. 15 Федерального закона о выборах Президента).
7. Обеспечение участковых комиссий
избирательной документацией
7.1. Соответствующая территориальная комиссия в соответствии с утвержденным графиком (приложение N 7) организует доставку и передачу в участковые комиссии, находящиеся в труднодоступных или отдаленных местностях, документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в частности, избирательных бюллетеней, специальных знаков (марок), бланков списков избирателей, бланков протоколов участковых комиссий об итогах голосования, информационных материалов (плакатов) обо всех федеральных списках кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о кандидатах на должность Президента Российской Федерации, внесенных в избирательный бюллетень, о выдвинувших их политических партиях, а также других документов и материалов, установленных законодательством.
7.2. В исключительных случаях на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, в случае невозможности доставки документов (сложные погодные условия, отсутствие транспорта и т.д.) участковая комиссия по согласованию с соответствующей территориальной комиссией принимает решение об изготовлении документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, включая изготовление избирательных бюллетеней своими силами, при наличии технических средств, утверждая при этом необходимый тираж и сроки изготовления избирательных бюллетеней (ч. 16 ст. 73 Федерального закона о выборах депутатов, п. 17 ст. 67 Федерального закона о выборах Президента).
7.3. Для передачи утвержденной формы и текста избирательного бюллетеня, форм других документов территориальная комиссия может использовать технические каналы связи, обеспечивающие передачу копий документов (факсимильная связь, электронная почта и др.).
При отсутствии возможности передачи копий документов территориальная комиссия на основании соответствующих постановлений ЦИК России готовит и согласует с комиссией субъекта описание формы и текста избирательного бюллетеня, формы протокола участковой комиссии об итогах голосования, формы иных документов и обеспечивает передачу этих описаний в участковые комиссии с использованием технических каналов связи. В описании формы протокола количество, наименование и последовательность строк протокола должны соответствовать количеству, наименованию и последовательности строк в форме протокола участковой комиссии об итогах голосования, утверждаемой соответствующим постановлением ЦИК России.
7.4. После получения формы и текста избирательного бюллетеня или его описания участковая комиссия своим решением определяет количество и срок изготовления избирательных бюллетеней. Контроль за изготовлением избирательных бюллетеней осуществляет председатель участковой комиссии.
После изготовления избирательных бюллетеней председатель (а в его отсутствие - заместитель председателя либо секретарь) и два члена участковой комиссии составляют акт об изготовлении избирательных бюллетеней, который передается в территориальную комиссию вместе с первым экземпляром протокола об итогах голосования и другими избирательными документами.
8. Организация голосования. Досрочное голосование
на избирательных участках, образованных в труднодоступных
или отдаленных местностях
8.1. Голосование на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, проводится с 8.00 до 20.00 по местному времени.
Если на территории избирательного участка расположено место жительства избирателей, рабочее время которых совпадает со временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или вахтовым методом), решением комиссии субъекта время начала голосования на этом избирательном участке может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа (ч. 1 ст. 75 Федерального закона о выборах депутатов, п. 1 ст. 69 Федерального закона о выборах Президента).
Участковая комиссия может объявить голосование законченным раньше указанного времени, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей (ч. 3 ст. 75 Федерального закона о выборах депутатов, п. 3 ст. 69 Федерального закона о выборах Президента). При этом итоги голосования на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, не могут быть обнародованы (доведены до сведения избирателей, кандидатов, избирательных объединений, опубликованы в средствах массовой информации и так далее) до окончания времени голосования в день голосования.
8.2. Комиссия субъекта вправе разрешить досрочное (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях (ч. 1 ст. 76 Федерального закона о выборах депутатов, п. 1 ст. 70 Федерального закона о выборах Президента). Данное решение целесообразно принимать по обращению территориальной комиссии.
При этом в решении комиссии субъекта должны быть указаны дата либо (в случае проведения досрочного голосования в течение нескольких дней) период проведения досрочного голосования и номера избирательных участков, на которых оно проводится (приложение N 2).
8.3. Решение комиссии субъекта о проведении досрочного голосования направляется в соответствующие территориальные комиссии, публикуется в средствах массовой информации, а также в обязательном порядке доводится до сведения уполномоченных представителей политических партий, кандидатов на должность Президента Российской Федерации (их доверенных лиц).
8.4. Досрочное голосование проводится только в установленный решением соответствующей участковой комиссии день. Информация об этом должна быть доведена до сведения избирателей и лиц, указанных в части 5 статьи 29 Федерального закона о выборах депутатов и пункте 5 статьи 23 Федерального закона о выборах Президента, которые вправе присутствовать при проведении досрочного голосования.
8.5. О дне, времени и месте голосования в отдаленных или труднодоступных местностях территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей через средства массовой информации или иным способом не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а при проведении досрочного голосования - не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования (ч. 2 ст. 75 Федерального закона о выборах депутатов, п. 2 ст. 69 Федерального закона о выборах Президента).
8.6. Голосование на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, проводится в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона о выборах депутатов и статьей 69 Федерального закона о выборах Президента.
9. Организация досрочного голосования отдельных
групп избирателей, находящихся в труднодоступных
или отдаленных местностях
9.1. Комиссия субъекта вправе разрешить провести досрочное голосование отдельных групп избирателей, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке и находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (труднодоступные или отдаленные местности), но не ранее чем за 15 дней до дня голосования в течение нескольких дней в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 76 Федерального закона о выборах депутатов, п. 2 ст. 70 Федерального закона о выборах Президента). Указанное решение комиссии субъекта принимается на основании обращения соответствующей территориальной комиссии, и в нем указываются планируемые даты (либо период) проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях (далее - отдельные группы избирателей), и номера избирательных участков, на которых оно проводится.
9.2. Постановление комиссии субъекта о разрешении проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей доводится до сведения соответствующих территориальных и участковых комиссий, уполномоченных представителей политических партий, кандидатов на должность Президента Российской Федерации (их доверенных лиц), публикуется в средствах массовой информации и размещается на сайте избирательной комиссии субъекта.
9.3. Для контроля за выполнением графиков проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей с использованием авиационного транспорта, иных видов транспорта (вездеходов, снегоходов и др.) территориальной комиссии целесообразно подготовить контрольный лист с указанием местонахождения отдельных групп избирателей, их количества, номера избирательного участка и т.д. Для удобства контроля за полетами каждому маршруту можно присвоить номер, например: маршрут N 1 (п. Энский - маяк) (приложение N 3).
9.4. О дне, времени и месте досрочного голосования отдельных групп избирателей соответствующая территориальная или участковая комиссия оповещает избирателей через средства массовой информации или, используя имеющиеся с этими группами технические средства связи, не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования (ч. 2 ст. 75 Федерального закона о выборах депутатов, п. 2 ст. 69 Федерального закона о выборах Президента).
9.5. Досрочное голосование отдельных групп избирателей проводится только в установленное решением соответствующей участковой комиссии время, которое должно быть заблаговременно доведено до сведения лиц, имеющих право присутствовать при проведении голосования, через средства массовой информации или иным способом (ч. 11 ст. 76 Федерального закона о выборах депутатов, п. 11 ст. 70 Федерального закона о выборах Президента).
9.6. Для проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей используются переносные ящики для голосования, количество которых определяется решением соответствующей участковой комиссии.
Для проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей пустые переносные ящики для голосования предъявляются в помещении для голосования большинству членов участковой комиссии, а также лицам, указанным в части 5 статьи 29 Федерального закона о выборах депутатов и в пункте 5 статьи 23 Федерального закона о выборах Президента. После этого пустые переносные ящики опечатываются (опломбируются). Каждому переносному ящику для голосования участковой комиссией присваивается порядковый номер. В случае если досрочное голосование на одном маршруте проводят несколько участковых комиссий, необходимо на переносных ящиках также указать номера избирательных участков.
9.7. Досрочное голосование отдельных групп избирателей проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, назначенных ее решением. Они должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы с наклеенными специальными знаками (марками), выписку из списка избирателей, содержащую сведения об избирателях, к которым они выезжают для проведения досрочного голосования, либо список избирателей, а также письменные принадлежности (кроме карандашей) для заполнения избирателем избирательного бюллетеня (ч. 5 ст. 76 Федерального закона о выборах депутатов, п. 5 ст. 70 Федерального закона о выборах Президента).
9.8. При проведении досрочного голосования отдельных групп избирателей с использованием переносных ящиков для голосования участковая комиссия должна обеспечить не менее чем двум лицам из числа ее членов с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным соответствующими политическими партиями (кандидатами на должность Президента Российской Федерации), равные с выезжающими для проведения досрочного голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту досрочного голосования (ч. 10 ст. 76 Федерального закона о выборах депутатов, п. 10 ст. 70 Федерального закона о выборах Президента).
9.9. Избиратель, голосующий досрочно, расписывается в получении выдаваемого ему избирательного бюллетеня в выписке из списка избирателей либо в списке избирателей.
Члены комиссии, проводящие голосование, делают отметку в выписке из списка избирателей либо в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, указывают дату и время голосования.
В случае если избиратель расписался в выписке из списка избирателей, то указанные отметки, а также серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, после окончания проведения досрочного голосования вносятся в список избирателей. Указанная выписка хранится вместе со списком избирателей (ч. 6 ст. 76 Федерального закона о выборах депутатов, п. 6 ст. 70 Федерального закона о выборах Президента).
9.10. Избиратель заполняет избирательный бюллетень и опускает его в переносной ящик для голосования в порядке, установленном частями 8 - 12 статьи 75 Федерального закона о выборах депутатов, пунктами 8 - 12 статьи 69 Федерального закона о выборах Президента.
9.11. При проведении досрочного голосования участковая комиссия обязана обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателей, обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и учет голосов избирателей при установлении итогов голосования (ч. 12 ст. 76 Федерального закона о выборах депутатов, п. 12 ст. 70 Федерального закона о выборах Президента).
9.12. О проведении досрочного голосования составляется акт, в котором указываются день и время голосования, наименование населенного пункта (объекта), где проводилось досрочное голосование, число досрочно проголосовавших избирателей, фамилии и инициалы членов участковой комиссии, иных лиц, присутствовавших при голосовании. Указанный акт хранится вместе с переносным ящиком для голосования (приложение N 4).
9.13. С момента окончания досрочного голосования отдельных групп избирателей прорези для избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования опечатываются председателем участковой комиссии. Хранение переносных ящиков обеспечивается секретарем участковой комиссии в помещении комиссии. Переносные ящики для голосования не вскрываются до начала непосредственного подсчета голосов избирателей на избирательном участке.
Переносные ящики для голосования с находящимися в них избирательными бюллетенями, которые заполнили проголосовавшие досрочно избиратели, запрещается использовать для проведения голосования в день голосования (ч. 9 ст. 76 Федерального закона о выборах депутатов, п. 9 ст. 70 Федерального закона о выборах Президента).
9.14. Сведения об избирателях (фамилия, имя, отчество, год рождения и адрес места жительства), включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке и проголосовавших досрочно вне помещения для голосования в труднодоступных или отдаленных местностях, передаются в соответствующую избирательную комиссию в порядке, указанном в пунктах 5.3 и 5.4 настоящих рекомендаций.
9.15. В период проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей территориальной комиссии целесообразно иметь график контроля за проведением досрочного голосования (приложение N 5) с указанием при необходимости причин невыполнения запланированного досрочного голосования, а также вести учет и контроль затраченного времени на каждом специальном маршруте (приложение N 6).
Указанные сведения необходимо периодически передавать в комиссию субъекта и в средства массовой информации.
10. Подсчет голосов избирателей на избирательных
участках и особенности подсчета голосов избирателей,
связанных с голосованием отдельных групп избирателей
10.1. Подсчет голосов избирателей на избирательных участках проводится в соответствии с требованиями статьи 79 Федерального закона о выборах депутатов и статьи 73 Федерального закона о выборах Президента.
10.2. В случае если на избирательном участке проводилось досрочное голосование отдельных групп избирателей, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, то при подсчете голосов избирателей в первую очередь вскрываются переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, которые заполнили досрочно проголосовавшие избиратели, затем - переносные ящики с избирательными бюллетенями, которые заполнили избиратели, проголосовавшие вне помещения для голосования в день голосования.
10.3. Перед вскрытием каждого переносного ящика для голосования оглашается число избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверяется неповрежденность печатей (пломб) на нем, в том числе на прорези для опускания бюллетеней, в чем председатель участковой комиссии предлагает удостовериться членам указанной комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей (ч. 13 ст. 79 Федерального закона о выборах депутатов, п. 13 ст. 73 Федерального закона о выборах Президента).
11. Передача протоколов участковых
комиссий об итогах голосования с избирательных участков,
образованных в труднодоступных или отдаленных местностях
11.1. В случае невозможности передачи протокола об итогах голосования участковой комиссией, сформированной на избирательном участке, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, непосредственно в территориальную комиссию в сроки до установления итогов голосования данные протокола передаются участковой комиссией по техническим каналам связи в порядке, установленном ЦИК России.
11.2. В случае передачи данных протокола по техническим каналам связи участковая комиссия обязана предпринять все необходимые меры, чтобы при первой возможности способом, обеспечивающим сохранность избирательной документации, передать в территориальную комиссию первый экземпляр протокола и прилагаемые к нему документы.
12. Обеспечение безопасности членов комиссий
при проведении досрочного голосования и доставке
избирательной документации в труднодоступные
или отдаленные местности
12.1. В целях обеспечения безопасности членов комиссий при проведении досрочного голосования или доставке избирательной документации в труднодоступные или отдаленные местности соответствующие комиссии должны:
заблаговременно проинформировать соответствующие территориальные органы МЧС России о планируемых маршрутах, используемых видах транспортных средств и средств связи, а в случае необходимости - обратиться с просьбой о предоставлении соответствующего технического оборудования, средств безопасности и связи на безвозмездной основе;
совместно с территориальными органами МЧС России определить механизм оперативной связи в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
12.2. В случае доставки протокола участковой комиссии в территориальную комиссию непосредственно из труднодоступной или отдаленной местности, по решению и в порядке, установленном ЦИК России, может использоваться специализированная навигационно-информационная система "Выборы-НС", использующая технологию ГЛОНАСС, которая позволит в реальном масштабе времени передавать информацию о маршруте движения и продолжительности остановки.
Приложение N 1
к рекомендациям по организации
голосования граждан Российской
Федерации, находящихся в труднодоступных
или отдаленных местностях,
при проведении выборов депутатов
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации
шестого созыва и выборов
Президента Российской Федерации
Приложение N 2
к рекомендациям по организации
голосования граждан Российской
Федерации, находящихся в труднодоступных
или отдаленных местностях,
при проведении выборов депутатов
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации
шестого созыва и выборов
Президента Российской Федерации
--------------------------------
<*> Постановление избирательной комиссии субъекта Российской Федерации по аналогичной форме принимается на выборах Президента Российской Федерации.
Приложение N 3
к рекомендациям по организации
голосования граждан Российской
Федерации, находящихся в труднодоступных
или отдаленных местностях,
при проведении выборов депутатов
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации
шестого созыва и выборов
Президента Российской Федерации
Приложение N 4
к рекомендациям по организации
голосования граждан Российской
Федерации, находящихся в труднодоступных
или отдаленных местностях,
при проведении выборов депутатов
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации
шестого созыва и выборов
Президента Российской Федерации
Приложение N 5
к рекомендациям по организации
голосования граждан Российской
Федерации, находящихся в труднодоступных
или отдаленных местностях,
при проведении выборов депутатов
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации
шестого созыва и выборов
Президента Российской Федерации
--------------------------------
<*> В случае невыполнения запланированного специального маршрута (или его части) указываются причины.
Приложение N 6
к рекомендациям по организации
голосования граждан Российской
Федерации, находящихся в труднодоступных
или отдаленных местностях,
при проведении выборов депутатов
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации
шестого созыва и выборов
Президента Российской Федерации
Приложение N 7
к рекомендациям по организации
голосования граждан Российской
Федерации, находящихся в труднодоступных
или отдаленных местностях,
при проведении выборов депутатов
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации
шестого созыва и выборов
Президента Российской Федерации