Рейтинг@Mail.ru

Выписка из протокола заседания ЦИК России от 06.12.2017 N 113-1-7

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ

от 6 декабря 2017 г. N 113-1-7

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ГОЛОСОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

В ТРУДНОДОСТУПНЫХ ИЛИ ОТДАЛЕННЫХ МЕСТНОСТЯХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На основании подпункта 3 статьи 19 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации решила:

1. Одобрить Рекомендации по организации и проведению голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях при проведении выборов Президента Российской Федерации (прилагаются).

2. Признать утратившей силу выписку из протокола заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 5 мая 2011 года N 9-1-6 "О Рекомендациях по организации голосования граждан Российской Федерации, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации".

3. Опубликовать настоящую выписку из протокола заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Заместитель Председателя

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

Н.И.БУЛАЕВ

Секретарь

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

М.В.ГРИШИНА

Приложение

к выписке из протокола заседания

Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ГОЛОСОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

В ТРУДНОДОСТУПНЫХ ИЛИ ОТДАЛЕННЫХ МЕСТНОСТЯХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Вопросы организации и проведения голосования граждан Российской Федерации, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях на территории Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации, регулируются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) и Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 19-ФЗ), нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

1.2. Вопросы единообразного применения норм избирательного законодательства, регулирующих организацию голосования избирателей, находящихся в местах временного пребывания при проведении выборов на территории Российской Федерации, регламентируются Методическими рекомендациями по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

1.3. В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Федерального закона N 19-ФЗ голосование избирателей на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, может проводиться по разрешению избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (далее - ИКСРФ) досрочно, но не ранее чем за 20 дней до дня голосования.

1.4. В случае создания руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации рабочей группы по оказанию содействия в организации и проведении выборов Президента Российской Федерации ИКСРФ может вносить предложения о включении в ее состав руководителей организаций (объектов), находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, либо их представителей.

1.5. ИКСРФ во взаимодействии с руководителями организаций (объектов), расположенных в труднодоступных или отдаленных местностях, может разработать план организационных мероприятий по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, находящихся в таких местностях, и возложить контроль за выполнением данного плана на одного из членов ИКСРФ с правом решающего голоса.

2. Представление сведений об избирателях, находящихся

в труднодоступных или отдаленных местностях. Определение

транспортных маршрутов для доставки избирательной

документации, организации и проведения голосования

2.1. ИКСРФ заблаговременно, до дня назначения выборов Президента Российской Федерации, определяет сроки и объем информации, необходимой для организации и проведения голосования избирателей, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, запрашиваемой от территориальных избирательных комиссий (далее - ТИК), глав муниципальных образований, руководителей организаций (объектов), расположенных в труднодоступных или отдаленных местностях.

2.2. Данная информация (в зависимости от того, кому направлен запрос) должна содержать следующие сведения:

об избирательных участках, образованных в соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона N 67-ФЗ в труднодоступных или отдаленных местностях, и количестве избирателей;

о необходимости образования новых избирательных участков в труднодоступных или отдаленных местностях и примерном количестве избирателей;

о наименовании населенного пункта (либо объекта с указанием его месторасположения), в котором планируется образовать избирательный участок;

о расстоянии между населенным пунктом, в котором находится ТИК, и населенным пунктом (объектом), в котором находится либо планируется образовать избирательный участок;

о постоянных транспортных маршрутах и планируемых видах транспорта для организации и проведения досрочного голосования и (или) доставки избирательной документации;

о видах технической связи между ТИК и участковыми избирательными комиссиями (далее - УИК), между ТИК и населенными пунктами (объектами), в том числе в которых планируется образовать избирательные участки;

об отдельных группах избирателей, находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах (далее - отдельные группы избирателей), с указанием населенного(ных) пункта(ов) либо объекта(ов), его (их) месторасположения, в котором(ых) планируется проведение досрочного голосования отдельных групп избирателей;

о планируемом количестве избирателей в каждой отдельной группе избирателей;

о роде (виде) деятельности избирателей, входящих в каждую отдельную группу избирателей;

о расстоянии между населенным пунктом, в котором находится соответствующая УИК, проводящая досрочное голосование, и каждым населенным пунктом (объектом), в котором планируется проведение досрочного голосования;

о возможных видах транспорта для обеспечения проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей, планируемых датах проведения досрочного голосования, времени нахождения в пути;

о видах технической связи между УИК и избирателями в месте проведения досрочного голосования либо населенным пунктом (объектом), в котором будет проходить досрочное голосование;

другие сведения.

Примерная форма запроса в ТИК приведена в приложении N 1.

2.3. При организации транспортного обеспечения проведения голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях применяются Рекомендации по организации избирательными комиссиями транспортного обеспечения проведения досрочного голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях, одобренные выпиской из протокола заседания ЦИК России от 1 апреля 2015 года N 277-1-6 (с учетом положений части 2 статьи 1 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").

2.4. ИКСРФ при разработке транспортных маршрутов:

необходимо обратиться в территориальные органы МЧС России с просьбой об оказании содействия в обеспечении на безвозмездной основе транспортными средствами, находящимися в ведении МЧС России, в соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных избирательных комиссий и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальных органов от 27 февраля 2009 года;

организовать взаимодействие с руководителями органов военного управления, командирами воинских частей, расположенными на территориях соответствующих субъектов, на основании Соглашения о порядке взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации от 19 августа 2014 года.

3. Особенности образования избирательных

участков и формирования участковых избирательных комиссий

в труднодоступных или отдаленных местностях

3.1. Избирательные участки в труднодоступных или отдаленных местностях могут образовываться ТИК по согласованию с ИКСРФ и по согласованию с руководителем объекта, расположенного в труднодоступной или отдаленной местности, не позднее чем за 60 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования (пункт 3 статьи 25 Федерального закона N 19-ФЗ). Примерная форма решения ТИК приведена в приложении N 2.

Согласование с руководителями объектов, расположенных в труднодоступных или отдаленных местностях, осуществляется в письменной форме. При этом ТИК необходимо предварительно согласовать с руководителями таких объектов вопрос о предоставлении помещений для работы УИК и проведения голосования и запросить необходимые сведения о таких помещениях: адрес, общая площадь, этаж, количество выходов, наличие средств связи и др.

3.2. Информация об избирательных участках, образованных в порядке и сроки, указанные в пункте 3.1 настоящих Рекомендаций, должна быть опубликована (обнародована) в соответствии с пунктом 5 статьи 25 Федерального закона N 19-ФЗ не позднее чем через два дня после их образования.

3.3. Срок полномочий УИК, сформированной на избирательном участке, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, устанавливается сформировавшей ее ТИК, но не может истекать ранее чем через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке полномочия такой УИК прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).

Полномочия УИК могут быть прекращены досрочно решением сформировавшей ее ТИК в случае ликвидации избирательного участка в связи с уточнением перечня избирательных участков (пункт 2 статьи 27 Федерального закона N 67-ФЗ).

4. Особенности составления и уточнения списков

избирателей на избирательных участках, образованных

в труднодоступных или отдаленных местностях

4.1. Список избирателей по соответствующему избирательному участку составляется УИК не позднее чем за 10 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем в день сформирования УИК.

В случае проведения досрочного голосования избирателей список избирателей по соответствующему избирательному участку составляется УИК не позднее чем за 21 день до дня голосования (пункт 3 статьи 26 Федерального закона N 19-ФЗ).

Список избирателей составляется и уточняется в порядке, установленном инструкцией по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах Президента Российской Федерации, утверждаемой постановлением ЦИК России.

4.2. В случае включения избирателя, находящегося в труднодоступной или отдаленной местности, в список избирателей на избирательном участке, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, УИК, принявшая такое решение, передает незамедлительно в вышестоящую ТИК уведомление о включении избирателя в список избирателей по такому избирательному участку в труднодоступной или отдаленной местности с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения избирателя (в возрасте 18 лет - дополнительно дня и месяца рождения), адреса его места жительства, номера избирательного участка, на котором избиратель включен в список избирателей в труднодоступной или отдаленной местности. Примерная форма уведомления приведена в приложении N 3.

4.3. В соответствии с пунктом 1.6 Порядка подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации, утвержденного постановлением ЦИК России от 1 ноября 2017 года N 108/900-7, действие указанного порядка не распространяется на подачу заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения избирателей, которые в день голосования будут находиться на избирательных участках, образованных в труднодоступной или отдаленной местности.

5. Обеспечение участковых избирательных комиссий

избирательных участков, образованных в труднодоступных

или отдаленных местностях, избирательной документацией

5.1. ТИК в соответствии с утвержденным ИКСРФ графиком (примерная форма графика приведена в приложении N 4) организует доставку и передачу в УИК избирательных участков, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, документов, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, в частности:

избирательных бюллетеней;

специальных знаков (марок) для избирательных бюллетеней;

бланков списков избирателей;

бланков протоколов участковых комиссий об итогах голосования и их увеличенных форм;

информационных материалов (плакатов) со сведениями о зарегистрированных кандидатах, внесенных в избирательный бюллетень, о фактах представления кандидатами сведений, оказавшихся недостоверными, сведений о судимости;

других документов и материалов, установленных пунктами 3 - 10 статьи 66 Федерального закона N 19-ФЗ, для размещения на информационных стендах.

5.2. В исключительных случаях (в случае невозможности своевременной доставки избирательных документов (сложные погодные условия, отсутствие транспорта и т.д.) в соответствии с пунктом 17 статьи 67 Федерального закона N 19-ФЗ на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, УИК при наличии технических средств по согласованию с соответствующей ТИК принимает решение об изготовлении избирательной документации, в том числе избирательных бюллетеней, утверждая при этом необходимый тираж (в пределах количества, определенного решением ТИК для данной УИК) и сроки изготовления избирательных бюллетеней. В этом случае для защиты избирательных бюллетеней от подделки может не использоваться специальный знак (марка).

5.3. Для передачи утвержденной формы и текста избирательного бюллетеня, формы протокола участковой комиссии об итогах голосования, форм других документов ТИК может использовать технические каналы связи, обеспечивающие передачу копий документов (факсимильная связь, электронная почта и др.) в соответствии с Порядком и сроками передачи, обработки и использования информации о выборах, переданной по техническим каналам связи при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации на избирательных участках, образованных на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях либо за пределами территории Российской Федерации, утвержденным постановлением ЦИК России от 15 ноября 2017 года N 110/911-7.

При отсутствии возможности передачи копий избирательных документов ТИК на основании соответствующих постановлений ЦИК России готовит и согласовывает с ИКСРФ описание формы и текста избирательного бюллетеня, формы протокола участковой комиссии об итогах голосования, форм иных документов и обеспечивает передачу этих описаний в УИК с использованием технических каналов связи.

В описании формы избирательного бюллетеня имена и отчества зарегистрированных кандидатов должны быть размещены строго в утвержденной последовательности.

Описание избирательного бюллетеня должно быть передано ТИК в УИК с таким расчетом, чтобы обеспечить их изготовление не позднее чем за один день до дня голосования (досрочного голосования).

В описании формы протокола участковой комиссии об итогах голосования количество, наименование и последовательность строк протокола должны соответствовать количеству, наименованию и последовательности строк в форме протокола участковой комиссии об итогах голосования, утверждаемой соответствующим постановлением ЦИК России.

5.4. После получения формы и текста избирательного бюллетеня или его описания УИК изготавливает утвержденный своим решением и согласованный с вышестоящей ТИК тираж избирательных бюллетеней в установленный срок. Контроль за изготовлением избирательных бюллетеней осуществляет председатель УИК.

После изготовления избирательных бюллетеней председатель УИК (а в его отсутствие - заместитель председателя или секретарь) и не менее двух членов УИК с правом решающего голоса составляют акт о самостоятельном изготовлении избирательных бюллетеней, который передается в ТИК вместе с первым экземпляром протокола об итогах голосования и другими избирательными документами. Форма акта и решения УИК о самостоятельном изготовлении бюллетеней для голосования установлены Порядком изготовления и доставки избирательных бюллетеней для голосования на выборах Президента Российской Федерации, а также осуществления контроля за их изготовлением и доставкой, утвержденным постановлением ЦИК России от 25 октября 2017 года N 107/889-7.

Примерная форма решения УИК об изготовлении иной избирательной документации приведена в приложении N 5.

6. Организация голосования. Досрочное голосование

избирателей на избирательных участках, образованных

в труднодоступных или отдаленных местностях

6.1. Голосование на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, проводится с 8 до 20 часов по местному времени в порядке, установленном статьей 69 Федерального закона N 19-ФЗ.

Если на территории избирательного участка расположено место жительства (место пребывания) избирателей, рабочее время которых совпадает со временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или вахтовым методом), по решению ИКСРФ начало голосования на этом избирательном участке может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа (пункт 1 статьи 69 Федерального закона N 19-ФЗ).

УИК может объявить голосование законченным раньше указанного времени, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей (пункт 3 статьи 69 Федерального закона N 19-ФЗ).

При этом итоги такого голосования (в случае, если оно закончено ранее установленного законом времени) на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, не могут быть обнародованы (доведены до сведения избирателей, кандидатов, доверенных лиц кандидатов, опубликованы в средствах массовой информации и так далее) до окончания времени голосования в день голосования на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом лица, указанные в пункте 5 статьи 23 Федерального закона N 19-ФЗ, имеют право на получение копии протокола в установленном порядке.

6.2. ИКСРФ вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях (пункт 1 статьи 70 Федерального закона N 19-ФЗ).

Данное решение целесообразно принимать по обращению ТИК.

В решении ИКСРФ должны быть указаны планируемые даты (либо периоды) проведения досрочного голосования и номера избирательных участков, на которых оно проводится. Примерная форма такого решения приведена в приложении N 6. Решение ИКСРФ публикуется в средствах массовой информации, в обязательном порядке доводится до сведения зарегистрированных кандидатов, а также иных лиц, указанных в пункте 5 статьи 23 Федерального закона N 19-ФЗ и имеющих право присутствовать при проведении досрочного голосования.

6.3. Решение ИКСРФ о проведении досрочного голосования направляется в соответствующие ТИК, которые должны незамедлительно довести его до сведения соответствующих УИК. УИК на основании решения ИКСРФ принимает собственное решение о дате проведения досрочного голосования. УИК должна оповестить вышестоящую ТИК о принятии данного решения.

6.4. О дне, времени и месте проведения досрочного голосования в труднодоступных или отдаленных местностях ТИК и УИК обязаны оповестить избирателей через средства массовой информации или иным способом не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования (пункт 2 статьи 69 Федерального закона N 19-ФЗ).

7. Организация досрочного голосования отдельных

групп избирателей, находящихся в значительно удаленных

от помещения для голосования местах, транспортное

сообщение с которыми отсутствует или затруднено

7.1. ИКСРФ вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) голосование в течение нескольких дней отдельных групп избирателей, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке и находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено, и в связи с этим невозможно провести досрочное голосование по избирательному участку в целом (пункт 2 статьи 70 Федерального закона N 19-ФЗ). Досрочное голосование проводится в порядке, установленном пунктами 3 - 9 статьи 70 Федерального закона N 19-ФЗ.

Указанное решение ИКСРФ принимается на основании обращения соответствующей ТИК, и в нем указываются планируемые даты (либо период) проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей и номера избирательных участков, на которых оно проводится. Примерная форма решения приведена в приложении N 7.

7.2. ТИК должна незамедлительно довести решение ИКСРФ до сведения соответствующих УИК, которым на основании вышеуказанного решения необходимо принять собственное решение о дате (датах), времени и месте проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей. УИК должна оповестить вышестоящую ТИК о принятии данного решения. Примерная форма решения УИК приведена в приложении N 8.

О дате, времени и месте проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей ТИК и УИК обязаны не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования оповестить избирателей, а также лиц, указанных в пункте 5 статьи 23 Федерального закона N 19-ФЗ, через средства массовой информации или иным способом (пункт 2 статьи 69, пункт 11 статьи 70 Федерального закона N 19-ФЗ). Данную информацию целесообразно также довести до сведения руководителей объектов, на которых работают избиратели.

7.3. Для проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей используются переносные ящики для голосования, количество которых определяется соответствующей УИК. Примерная форма решения УИК об определении количества переносных ящиков для голосования приведена в приложении N 9. Каждому переносному ящику для голосования УИК присваивается порядковый номер.

7.4. До проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей пустые переносные ящики для голосования предъявляются в помещении УИК большинству членов УИК, а также присутствующим лицам, указанным в пункте 5 статьи 23 Федерального закона N 19-ФЗ, о чем составляется соответствующий акт (пункт 3 статьи 70 Федерального закона N 19-ФЗ). Примерная форма акта приведена в приложении N 10. После этого пустые переносные ящики для голосования опечатываются (пломбируются).

7.5. Досрочное голосование отдельных групп избирателей по каждому маршруту проводят не менее двух членов УИК с правом решающего голоса, определенных ее решением. Они должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в УИК переносной ящик для голосования, необходимое число избирательных бюллетеней установленной формы, выписку из списка избирателей, содержащую сведения об избирателях, к которым члены комиссии выезжают для проведения досрочного голосования, либо список избирателей, необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателем избирательного бюллетеня, а также информационные материалы о зарегистрированных кандидатах, внесенных в избирательный бюллетень. Члены УИК, проводящие досрочное голосование отдельных групп избирателей, при получении избирательных бюллетеней расписываются в их получении в ведомости выдачи избирательных бюллетеней для проведения досрочного голосования.

7.6. При проведении досрочного голосования отдельных групп избирателей с использованием переносных ящиков для голосования УИК должна обеспечить не менее чем двум лицам из числа ее членов с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными зарегистрированными кандидатами, равные с выезжающими для проведения досрочного голосования членами УИК с правом решающего голоса возможности прибытия к месту досрочного голосования (пункт 10 статьи 70 Федерального закона N 19-ФЗ).

7.7. Избиратель, голосующий досрочно, расписывается в получении выдаваемого ему избирательного бюллетеня в выписке из списка избирателей либо в списке избирателей, а также проставляет серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе эти сведения могут быть внесены в выписку из списка избирателей либо в список избирателей членом УИК с правом решающего голоса, проводящим досрочное голосование.

Члены комиссии, проводящие досрочное голосование, делают отметку "Проголосовал досрочно" в выписке из списка избирателей либо в списке избирателей, указывают дату и время голосования.

В случае если избиратель расписался в выписке из списка избирателей, то после окончания проведения досрочного голосования, по возвращении в УИК члены УИК с правом решающего голоса, проводившие досрочное голосование, переносят отметки (в том числе серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина) из выписки из списка избирателей в список избирателей. Указанная выписка хранится вместе со списком избирателей (пункт 6 статьи 70 Федерального закона N 19-ФЗ).

7.8. Избиратель заполняет избирательный бюллетень и опускает его в переносной ящик для голосования в порядке, установленном статьей 69 Федерального закона N 19-ФЗ.

При обращении избирателя с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного член УИК выдает ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного в порядке, установленном пунктом 11 статьи 69 Федерального закона N 19-ФЗ.

Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить его, имеет право устно известить члена УИК о намерении воспользоваться помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем или доверенным лицом политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю (пункт 10 статьи 69 Федерального закона N 19-ФЗ).

7.9. При проведении досрочного голосования УИК обязана обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателей, обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и учет голосов избирателей при установлении итогов голосования (пункт 12 статьи 70 Федерального закона N 19-ФЗ).

7.10. О проведении досрочного голосования отдельных групп избирателей составляется акт, в котором указываются дата и время голосования, количество избирателей, получивших избирательные бюллетени для участия в досрочном голосовании, фамилии членов УИК и других лиц, присутствовавших при голосовании. В акте также можно указать количество полученных для проведения досрочного голосования и возвращенных после его проведения избирательных бюллетеней. Указанный акт хранится вместе с переносным ящиком для голосования (пункт 8 статьи 70 Федерального закона N 19-ФЗ). Примерная форма акта приведена в приложении N 11.

7.11. С момента окончания досрочного голосования отдельных групп избирателей (после возвращения членов УИК, проводящих досрочное голосование) прорези для избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования незамедлительно опечатываются председателем УИК.

Хранение переносных ящиков обеспечивается секретарем УИК в помещении комиссии или в ином охраняемом помещении. Переносные ящики для голосования не вскрываются до начала непосредственного подсчета голосов избирателей на избирательном участке.

Переносные ящики для голосования с находящимися в них избирательными бюллетенями, опущенными досрочно проголосовавшими избирателями, запрещается использовать для проведения голосования в день голосования (пункт 9 статьи 70 Федерального закона N 19-ФЗ).

7.12. Для контроля за проведением досрочного голосования отдельных групп избирателей с использованием воздушного транспорта и иных видов транспорта (вездеходов, автомобилей, лодок и др.) ТИК может составить график проведения такого голосования, а также контрольный лист за исполнением этого графика. Для удобства контроля за полетами (поездками) каждому маршруту можно присвоить номер. Примерные формы графика контроля и контрольного листа приведены в приложениях N 12 и 13.

7.13. В период проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей ТИК целесообразно вести учет и контроль затраченного времени на каждом специальном маршруте. Примерная форма листа учета и контроля приведена в приложении N 14.

Указанные сведения могут периодически передаваться в ИКСРФ в установленные ею сроки и представляться средствам массовой информации.

8. Подсчет голосов избирателей на избирательных участках,

образованных в труднодоступных или отдаленных местностях,

и особенности подсчета голосов избирателей, связанных

с досрочным голосованием отдельных групп избирателей

8.1. Подсчет голосов избирателей на избирательных участках проводится в соответствии с требованиями статьи 73 Федерального закона N 19-ФЗ.

8.2. В случае если на избирательном участке проводилось досрочное голосование отдельных групп избирателей, то при подсчете голосов избирателей в первую очередь вскрываются переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, оставленными избирателями, проголосовавшими досрочно в труднодоступных или отдаленных местностях (пункт 13 статьи 73 Федерального закона N 19-ФЗ).

8.3. Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествует объявление числа избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверка неповрежденности печатей (пломб) на нем, в том числе неповрежденности опечатывания прорези для опускания бюллетеней, в чем председатель УИК предлагает удостовериться членам указанной комиссии и иным присутствующим при подсчете голосов избирателей лицам (пункт 13 статьи 73 Федерального закона N 19-ФЗ).

9. Особенности внесения в протокол участковой

избирательной комиссии об итогах голосования сведений

о досрочно проголосовавших избирателях в труднодоступных

или отдаленных местностях

9.1. При заполнении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования следует учитывать, что:

при досрочном голосовании всех избирателей на избирательном участке сведения о таком голосовании учитываются в протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования так же, как при голосовании избирателей в день голосования: в строке 4 - "число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования" и в строке 8 - "число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования";

при досрочном голосовании отдельных групп избирателей на избирательном участке сведения о таком голосовании учитываются в строке 3 - "число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в соответствии с пунктами 2 - 9 статьи 70 Федерального закона N 19-ФЗ" и в строке 7 - "число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования".

10. Передача протоколов участковых избирательных

комиссий об итогах голосования с избирательных участков,

образованных в труднодоступных или отдаленных местностях

10.1. В случае невозможности передачи протокола об итогах голосования УИК, сформированной на избирательном участке, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, непосредственно в ТИК незамедлительно после подписания протокола об итогах голосования и выдачи его заверенных копий данные протокола передаются УИК сразу после его подписания при наличии соответствующего оборудования по техническим каналам связи (пункт 29 статьи 73 Федерального закона N 19-ФЗ) в соответствии с Порядком и сроками передачи, обработки и использования информации о выборах, переданной по техническим каналам связи при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации на избирательных участках, образованных на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях либо за пределами территории Российской Федерации, утвержденным постановлением ЦИК России от 15 ноября 2017 года N 110/911-7.

10.2. В случае передачи данных протокола участковой комиссии об итогах голосования по техническим каналам связи УИК обязана предпринять все необходимые меры, чтобы при первой возможности способом, обеспечивающим сохранность избирательной документации, передать в обязательном порядке в ТИК первый экземпляр протокола об итогах голосования и другие избирательные документы, предусмотренные пунктом 27 статьи 73 Федерального закона N 19-ФЗ (пункт 29 статьи 73 Федерального закона N 19-ФЗ).

11. Обеспечение безопасности членов избирательных

комиссий и лиц, имеющих право присутствовать при проведении

досрочного голосования избирателей и доставке избирательной

документации в труднодоступные или отдаленные местности

11.1. В целях обеспечения безопасности членов комиссий и лиц, имеющих право присутствовать при проведении досрочного голосования избирателей и доставке избирательной документации в труднодоступные или отдаленные местности, соответствующие комиссии должны:

заблаговременно проинформировать территориальные органы МЧС России о планируемых маршрутах, используемых видах транспортных средств и средств связи, а в случае необходимости обратиться с просьбой о предоставлении соответствующего технического оборудования, средств безопасности и связи на безвозмездной основе;

совместно с территориальными органами МЧС России определить механизм оперативной связи в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

11.2. В случае доставки протоколов УИК в ТИК непосредственно из труднодоступной или отдаленной местности по решению и в порядке, установленном ЦИК России, могут использоваться спутниковые системы навигации ГЛОНАСС и спутниковые системы связи, которые позволят в режиме реального времени передавать информацию о маршруте движения и продолжительности остановок.

12. Передача сведений о проведении досрочного

голосования избирателей, отдельных групп избирателей

в труднодоступных или отдаленных местностях

12.1. Сведения о проведении досрочного голосования избирателей на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, а также отдельных групп избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях передаются из УИК в ТИК, а из ТИК в ИКС РФ по окончании проведения досрочного голосования (но не позднее дня, предшествующего дню голосования) с указанием общего количества избирателей, проголосовавших в труднодоступных или отдаленных местностях, общего количества отдельных групп избирателей и иных сведений. Примерная форма сведений о проведении досрочного голосования избирателей на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, а также отдельных групп избирателей на выборах Президента Российской Федерации приведена в приложении N 15.

12.2. Указанные в пункте 12.1 настоящих Рекомендаций сведения передаются ИКСРФ в ЦИК России по ее запросу.

Приложение N 1

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования

избирателей в труднодоступных

или отдаленных местностях

при проведении выборов

Президента Российской Федерации

(примерная форма)

Номер избирательного участка <**>

Количество избирателей

Наименование населенного пункта (объекта)

Расстояние от населенного пункта (объекта) до ТИК

Наличие постоянных транспортных маршрутов

Постоянные виды транспорта для доставки избирательной документации

Планируемый вид транспорта для доставки избирательной документации

Виды технической связи

Номер избирательного участка (для включения в список избирателей)

Количество избирателей

Наименование населенного пункта (объекта)

Род (вид) деятельности избирателей

Расстояние от УИК до населенного пункта (объекта) (км)

Планируемый вид транспорта для обеспечения голосования

Планируемая дата (даты) проведения досрочного голосования

Время в пути (час. мин.)

Виды технической связи

--------------------------------

<*> Форма запрашиваемой информации у глав муниципальных образований, руководителей организаций, имеющих объекты в труднодоступных или отдаленных местностях, устанавливается комиссией субъекта Российской Федерации в зависимости от содержания запроса.

<**> Номер избирательного участка указывается после образования избирательного участка.

Приложение N 2

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования

избирателей в труднодоступных

или отдаленных местностях

при проведении выборов

Президента Российской Федерации

(примерная форма)

Приложение N 3

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования

избирателей в труднодоступных

или отдаленных местностях

при проведении выборов

Президента Российской Федерации

(примерная форма)

Номер избирательного участка, на котором избиратель включен в список избирателей

Номер избирательного участка по месту жительства избирателя <*>

Фамилия, имя, отчество избирателя

Год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения)

Адрес места жительства

--------------------------------

<*> Заполняется при наличии указанных сведений.

Приложение N 4

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования

избирателей в труднодоступных

или отдаленных местностях

при проведении выборов

Президента Российской Федерации

(примерная форма)

N п/п

Номер избирательного участка

Наименование населенного пункта (объекта)

Наименование документа

Дата доставки

Вид транспорта, которым осуществляется доставка

план

факт

Приложение N 5

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования

избирателей в труднодоступных

или отдаленных местностях

при проведении выборов

Президента Российской Федерации

(примерная форма)

Приложение N 6

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования

избирателей в труднодоступных

или отдаленных местностях

при проведении выборов

Президента Российской Федерации

(примерная форма)

Приложение N 7

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования

избирателей в труднодоступных

или отдаленных местностях

при проведении выборов

Президента Российской Федерации

(примерная форма)

Приложение N 8

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования

избирателей в труднодоступных

или отдаленных местностях

при проведении выборов

Президента Российской Федерации

(примерная форма)

Приложение N 9

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования

избирателей в труднодоступных

или отдаленных местностях

при проведении выборов

Президента Российской Федерации

(примерная форма)

Приложение N 10

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования

избирателей в труднодоступных

или отдаленных местностях

при проведении выборов

Президента Российской Федерации

(примерная форма)

Приложение N 11

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования

избирателей в труднодоступных

или отдаленных местностях

при проведении выборов

Президента Российской Федерации

(примерная форма)

--------------------------------

<*> Акт хранится вместе с переносным ящиком для голосования.

Приложение N 12

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования

избирателей в труднодоступных

или отдаленных местностях

при проведении выборов

Президента Российской Федерации

(примерная форма)

Номер избирательного участка

Дата досрочного голосования

По графику

Фактически <**>

Планируемое количество избирателей

Фактически проголосовало

--------------------------------

<*> Данный график контроля ведет соответствующая территориальная избирательная комиссия.

<**> В случае невыполнения запланированного специального маршрута (или его части) указываются причины.

Приложение N 13

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования

избирателей в труднодоступных

или отдаленных местностях

при проведении выборов

Президента Российской Федерации

(примерная форма)

Номер УИК

Местонахождение избирателей

Номер маршрута

Количество избирателей

Дата досрочного голосования

Вид транспорта

включенных в список (план)

проголосовавших (факт)

план.

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

--------------------------------

<*> Графы 5 и 7 заполняются в ходе проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей.

Приложение N 14

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования

избирателей в труднодоступных

или отдаленных местностях

при проведении выборов

Президента Российской Федерации

(примерная форма)

Дата полета, номер конкретного маршрута

Пункты голосования (местонахождение, номер изб. участка)

Расстояние между пунктами, км

Время отправления из каждого пункта маршрута (час., мин)

Время стоянки в пункте голосования (час., мин)

Полетное время до каждого пункта голосования (час., мин)

Время возврата в конечный пункт маршрута (час., мин)

ФИО членов УИК, проводивших голосование

ФИО лиц, присутствующих при проведении голосования

По графику - 27.02.18, маршрут N 1

начальная точка маршрута

10 час.

1 час

бригада охотников

180

11 час.

10 мин.

10 мин.

1 час

стойбище

180

12 час.

40 мин.

30 мин.

1 час

30 мин.

конечная точка маршрута

270

14 час.

10 мин.

Фактически - 28.02.18, маршрут N 1

начальная точка маршрута

12 час.

1 час

бригада охотников

180

13 час.

10 мин.

10 мин.

стойбище

(голосование не проводилось в связи с пургой в местонахождении стойбища)

конечная точка маршрута

180

14 час.

10 мин.

Приложение N 15

к Рекомендациям по организации

и проведению голосования

избирателей в труднодоступных

или отдаленных местностях

при проведении выборов

Президента Российской Федерации

(примерная форма)

Наименование комиссии

Досрочное голосование избирателей в целом по избирательному участку

Досрочное голосование отдельных групп избирателей

Виды транспорта, используемые для организации досрочного голосования (цена одного часа полетного времени)

Технические виды связи, используемые для передачи данных протоколов об итогах голосования/количество участков, с которых передавались протоколы по техническим каналам связи

кол-во участков

кол-во избирателей

кол-во участков, на которых голосовали отдельные группы

кол-во отдельных групп

кол-во проголосовавших избирателей

--------------------------------

<*> Сведения о проведении досрочного голосования передаются участковой избирательной комиссией в территориальную, территориальной - в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации по окончании проведения досрочного голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях (но не позднее установленного избирательной комиссией субъекта Российской Федерации времени в день, предшествующий дню голосования). Данные сведения передаются избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в ЦИК России по ее запросу.

Другие документы по теме
"О Рекомендациях по организации и проведению голосования избирателей на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, при проведении выборов Президента Российской Федерации"
"О Рекомендациях по некоторым вопросам организации голосования вне помещения для голосования на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года"
Ошибка на сайте