Указание Генпрокуратуры России от 17.10.2023 N 707/49
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 17 октября 2023 г. N 707/49
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ, СВЯЗАННОЙ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПОЛНОМОЧИЙ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ
ПУНКТОМ 2 ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 37 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях повышения эффективности деятельности прокуроров по реализации полномочий, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:
1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров, прокуроров городов, районов, приравненных к ним территориальных и специализированных прокуроров, прокурора комплекса "Байконур" (в пределах компетенции):
1.1. Принять дополнительные меры по организации более эффективной реализации полномочий, установленных пунктом 2 части 2 статьи 37 УПК РФ. Обеспечивать своевременное вынесение мотивированного постановления о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. Иметь в виду, что инициирование уголовного преследования возможно лишь при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Во всех иных случаях материалы, требующие, по мнению прокурора, правовой оценки, направлять для организации проверки в порядке статей 144 и 145 УПК РФ.
1.2. Исключить факты вынесения постановлений в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ на основании только сведений контрольных (надзорных) органов о выявленных ими нарушениях законодательства без фактического проведения проверочных мероприятий.
1.3. В случаях, когда признаки нарушения уголовных запретов выявлены органами дознания или предварительного следствия в ходе рассмотрения сообщений о преступлениях или при производстве расследования, в том числе по отдельным эпизодам преступной деятельности, однако соответствующее процессуальное решение в порядке статьи 145 УПК РФ не принимается, либо в случаях ненадлежащего исполнения должностными лицами этих органов своих служебных обязанностей, содержащего признаки дисциплинарного проступка, вносить акты прокурорского реагирования, реализуя полномочия, закрепленные в пункте 3 части 2 статьи 37 УПК РФ.
1.4. При наличии гражданско-правового спора, в том числе при использовании сторонами мер судебной защиты, тщательно исследовать наличие оснований для вынесения постановления о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании.
1.5. При проведении проверки принимать исчерпывающие меры к установлению всех обстоятельств деяния, требующих уголовно-правовой оценки, включая действия конкретных лиц, и документальному закреплению полученных результатов. В случае необходимости привлекать к проведению проверки специалистов и представителей контрольных (надзорных) органов с учетом положений Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
1.6. Обеспечивать оперативность и полноту сбора материалов по фактам выявленных нарушений федерального законодательства, представляющим высокую социальную значимость, в том числе в сферах жилищно-коммунального хозяйства и долевого строительства, соблюдения прав несовершеннолетних, реализации национальных проектов, оборонно-промышленного комплекса, защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, противодействия коррупции и других.
1.7. Выявляя в деятельности должностных лиц органов дознания и предварительного следствия нарушения порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, добиваться их устранения, а при обнаружении признаков должностного преступления принимать меры к привлечению виновных лиц к уголовной ответственности.
По фактам укрытия преступлений от учета при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, выносить согласно пункту 2 части 2 статьи 37 УПК РФ мотивированные постановления о направлении в органы предварительного расследования соответствующих материалов.
1.8. Исключить формальный подход к подготовке материалов либо дублирование и необоснованное их дробление при наличии объективных данных, свидетельствующих о совершении единого продолжаемого преступления.
Не допускать подмену иных установленных законом поводов для возбуждения уголовного дела. С этой целью при решении вопроса о вынесении постановления в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 37 УПК РФ, проверять отсутствие в поднадзорных органах предварительного расследования ранее зарегистрированного сообщения о преступлении, идентичном выявленному прокурором нарушению уголовного закона.
1.9. В каждом случае направления материалов в орган предварительного расследования одновременно рассматривать вопрос о принятии мер по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, возмещению ущерба государству, обращая особое внимание на выявленные преступления коррупционной направленности и обеспечение возврата неправомерно выбывшего имущества в государственную (муниципальную) собственность.
При наличии оснований - вносить иски в защиту прав граждан, а также неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации и ее субъектов, муниципальных образований, в том числе о денежных и имущественных взысканиях, связанных с актами коррупции.
1.10. Не допускать нарушения правил подследственности при направлении постановлений в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Материалы прокурорских проверок, предполагаемые к направлению в следственные органы или органы дознания, в необходимых случаях обсуждать с руководителями подразделений, осуществляющих надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, либо курирующими эти вопросы заместителями прокурора.
1.11. Обеспечивать контроль за своевременной регистрацией в органах предварительного расследования постановлений прокурора и организацией процессуальных проверок по ним в порядке статей 144, 145 УПК РФ, полнотой и объективностью их разрешения.
При отказе органами предварительного расследования в регистрации и рассмотрении материалов, направленных прокурором в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ, вносить акты реагирования, последовательно отстаивая свою позицию.
В каждом случае направления материалов по подследственности в другой орган предварительного расследования оперативно проводить сверку фактического поступления материала и уведомлять прокурора, чья юрисдикция распространяется на данный орган предварительного расследования, в целях организации дальнейшего надзора.
1.12. Организовывать проверку законности и обоснованности принятых процессуальных решений по результатам рассмотрения направленных материалов во взаимодействии с прокурорскими работниками, их подготовившими.
Контролировать соблюдение требований части 1.1 статьи 148 УПК РФ, предусматривающих получение согласия руководителя следственного органа при вынесении следователем решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
1.13. При возбуждении органами предварительного расследования по инициативе прокурора уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, совершенных должностными лицами, на которых возлагаются установленные антикоррупционным законодательством обязанности, запреты и ограничения, распространяются требования к служебному поведению, инициировать проведение в отношении каждого такого подозреваемого или обвиняемого проверок (контроля), в том числе полноты и достоверности представленных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; соответствии расходов доходам; законности получения денежных средств.
Обеспечивать проведение проверок соблюдения этими лицами требований антикоррупционного законодательства, в том числе касающихся предотвращения (урегулирования) конфликта интересов; уведомления о склонении к коррупционному правонарушению; получения подарков и иных вознаграждений в связи с исполнением должностных обязанностей; иных антикоррупционных ограничений, запретов, обязанностей.
Проверившему законность возбуждения уголовного дела прокурору, в компетенцию которого не входит проведение проверки исполнения требований антикоррупционного законодательства должностным лицом, являющимся по делу подозреваемым или обвиняемым, надлежит в течение трех суток с момента возбуждения уголовного дела информировать уполномоченного прокурора, которому надлежит организовывать и осуществлять проверки.
1.14. Вести учет направленных в органы дознания и предварительного следствия постановлений в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ, с отражением результатов. На системной основе наладить эффективный надзор за полнотой расследования по уголовным делам в целях последующего принятия по ним законных решений.
Во всех случаях вынесения постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям давать оценку их соответствия закону, в необходимых случаях корректировать надзорную деятельность.
2. Прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров:
2.1. На системной основе анализировать состояние законности при рассмотрении органами предварительного расследования постановлений и материалов, направленных прокурорами в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 УПК РФ.
При оценке деятельности подчиненных прокуроров исходить из того, что количественные показатели направленных постановлений не могут быть единственным критерием эффективности работы в этой сфере. Следует учитывать также степень общественной опасности, характер деяний, по которым прокурором инициировано уголовное преследование, результаты расследования и рассмотрения уголовного дела в суде.
2.2. Результаты анализа деятельности органов прокуратуры на данном направлении отражать в докладных записках в рамках исполнения приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 17.09.2021 N 544 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия", от 13.12.2021 N 744 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов", от 19.01.2022 N 11 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" и от 10.10.2022 N 581 "Об осуществлении прокурорского надзора и реализации прокурорами иных полномочий в сфере противодействия коррупции".
Сведения приводить с разбивкой по органам предварительного расследования и сферам надзора, отражая итоги рассмотрения направленных материалов и расследования уголовных дел, а также выявленные при осуществлении надзорной деятельности нарушения и принятые меры реагирования.
3. Указание опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
И.В.КРАСНОВ