Рейтинг@Mail.ru

Указание Генпрокуратуры России от 20.02.2020 N 84/23

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

от 20 февраля 2020 г. N 84/23

ОБ УСИЛЕНИИ

ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В СФЕРЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере функционирования железнодорожного транспорта, надлежащей реализации требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.07.2011 N 211 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере", руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:

1. Транспортных прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, транспортных прокуроров (на правах районных):

1.1. Приоритетным направлением надзора в сфере функционирования железнодорожного транспорта считать обеспечение его безопасности. Добиваться реального снижения на поднадзорной территории количества транспортных происшествий (крушений, аварий, происшествий при перевозке опасных грузов) и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (далее - происшествия на железнодорожном транспорте), в том числе уровня аварийности на железнодорожных переездах, количества травмированных и погибших, особенно несовершеннолетних, на объектах железнодорожной инфраструктуры, а также числа актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта и их угроз.

1.2. На основании проводимого всестороннего анализа состояния законности систематически проверять соблюдение законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, транспортной безопасности, законодательства в сфере защиты прав пассажиров, а также соблюдение законодательства при реализации программ развития железнодорожного транспорта.

1.3. При планировании и осуществлении надзорной деятельности в полной мере использовать возможности получения необходимых сведений из информационных банков данных Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдора), Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) и ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), в том числе о состоянии транспортной инфраструктуры, о подвижном составе, об имевших место отказах, о неисправностях и нарушениях технологии работы, результатах контрольно-надзорной деятельности, состоянии транспортной безопасности.

1.4. Проверки проводить в территориальных органах Росжелдора, Ространснадзора, иных контролирующих органов, реализующих свои полномочия в том числе на транспорте, в ОАО "РЖД", на других предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта и использующих железнодорожный транспорт, а также на объектах железнодорожной инфраструктуры (вокзалах, станциях, путях общего и необщего пользования, железнодорожных переездах и других объектах).

1.5. К проведению проверочных мероприятий в случае необходимости привлекать специалистов Ространснадзора и иных контролирующих органов. При этом следует исключить факты прямой подмены транспортными прокурорами их полномочий, ориентируясь на выявление системных и значимых нарушений законодательства.

1.6. Давать оценку бездействию, а также полноте проведения уполномоченными органами контрольно-надзорных мероприятий, в том числе в части исполнения транспортными организациями требований законодательства:

по надлежащему содержанию объектов инфраструктуры (земляного полотна, верхнего строения пути, искусственных сооружений, устройств электроснабжения, железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, а также других объектов), соблюдению правил и требований безопасности при выполнении работ по их обслуживанию и ремонту;

при эксплуатации железнодорожного подвижного состава путем установления наличия на каждую единицу необходимой эксплуатационной документации, проверки его технического состояния, своевременности прохождения технического обслуживания и планово-предупредительных видов ремонта;

при осуществлении работ локомотиворемонтными и вагоноремонтными предприятиями путем проверок соответствия фактически выполняемых видов ремонта имеющимся допускам, квалификации привлекаемого персонала, наличия необходимого оборудования, инструментов и инвентаря, в том числе средств дефектоскопии (их применения в процессе производства), обеспеченности запасными частями и расходными материалами, полноты и качества выполнения технологических процессов, правильности оформления документации, принятия мер по отбраковке и учету некондиционных деталей, исключающих их дальнейшее использование;

при организации движения поездов путем проверок наличия на железнодорожных станциях и исполнения Техническо-распорядительного акта, соблюдения поездными диспетчерами и дежурными по станциям установленных регламентов работы, а также правил ведения поездов и технологии работы при посадке и высадке пассажиров локомотивными бригадами, соблюдения порядка осуществления погрузочно-разгрузочных операций, правил маневрирования и размещения вагонов с опасными грузами, роспуска вагонов с горок, правильности крепления грузов;

о пожарной безопасности на объектах инфраструктуры, подвижном составе и в полосе отвода, в том числе путем оценки готовности к немедленному выполнению задач аварийно-восстановительных и пожарных формирований, их укомплектованности необходимыми материально-техническими средствами и запасами для проведения работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и защите прав потребителей, в том числе при перевозке организованных групп детей, при перевозке железнодорожным транспортом пищевых продуктов.

1.7. Проверять исполнение требований законодательства при проведении субъектами железнодорожного транспорта и территориальными управлениями Государственного железнодорожного надзора Ространснадзора расследований происшествий на железнодорожном транспорте, в том числе на предмет соблюдения сроков оповещения о данных событиях, процедуры расследования и требований к оформлению результатов, его полноты, а также реализации разработанных мероприятий по предупреждению подобных происшествий.

1.8. При организации надзора в области обеспечения транспортной безопасности особое внимание обращать на своевременность включения поднадзорных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в соответствующие реестры согласно их категории, проведение оценки уязвимости, разработку и полноту реализации планов обеспечения транспортной безопасности, оснащение объектов необходимыми техническими средствами защиты, организацию их охраны.

1.9. Мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения требований законодательства, пресечения и реального устранения выявленных нарушений, причин и условий, им способствовавших, а также привлечения виновных лиц к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

1.10. Активнее использовать предоставленные полномочия по обращению в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статей 52 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 39 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации с исками, заявлениями, административными заявлениями в целях устранения выявленных нарушений. Контролировать реальное исполнение судебных решений и устранение выявленных нарушений.

1.11. Оценивать полноту реализации органами внутренних дел на транспорте полномочий по профилактике, предупреждению и пресечению правонарушений на железнодорожном транспорте. Обращать внимание на организацию работы по привлечению граждан к административной ответственности за нарушение правил нахождения на путях, за нахождение в общественных местах на объектах железнодорожной инфраструктуры в состоянии алкогольного опьянения, а также за нарушение требований законодательства о транспортной безопасности.

2. Транспортных прокуроров (на правах районных):

2.1. Организовать оперативное поступление информации о происшествиях на железнодорожном транспорте, угрозах совершения и совершении актов незаконного вмешательства, массовом нарушении прав пассажиров и работников железнодорожного транспорта, об иных событиях, которые могут получить широкий общественный резонанс. Рассматривать данную информацию в качестве повода к проведению соответствующих проверок. Принимать меры к выявлению сокрытых происшествий и постановки их на учет, давать принципиальную оценку таким фактам.

2.2. Проверять наличие у предприятий железнодорожного транспорта лицензий на перевозку пассажиров, опасных грузов, осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам и фактическое соблюдение лицензионных требований; наличие необходимых сертификатов на используемые железнодорожный подвижной состав, оборудование и элементы инфраструктуры.

При выявлении фактов осуществления соответствующих видов деятельности в отсутствие лицензий, несоблюдения лицензионных требований и условий, а также нарушений, создающих реальную угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, рассматривать вопрос о наличии оснований для вынесения постановлений в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по статьям 171, 238 и 263 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2.3. В сфере обеспечения безопасности эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта проводить проверки соблюдения законодательства при строительстве и реконструкции, а также при их текущем содержании и проведении ремонта.

Проверять соблюдение заказчиками-застройщиками и подрядчиками законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе в части полноты исполнения сторонами своих обязательств, сроков выполнения работ и их соответствия требованиям проектной документации, принятия заказчиками-застройщиками необходимых мер реагирования в случаях нарушения условий государственных контрактов и договоров.

Обращать особое внимание на выполнение установленных требований к периодичности осмотров и проверок технического состояния пути, принятие руководством транспортных предприятий необходимых организационных мер, направленных на обеспечение бесперебойного функционирования устройств технологического электроснабжения, железнодорожной автоматики, телемеханики и связи.

2.4. При проведении проверок соответствия требованиям безопасности железнодорожного подвижного состава оценивать законность продления сроков его службы, а также организацию работы по своевременному прохождению планово-предупредительных видов ремонта, выявлению и устранению неисправностей подвижного состава в пути следования.

2.5. В части соответствия квалификации и подготовки работников железнодорожного транспорта проверять полноту и периодичность прохождения необходимого обучения и повышения квалификации, наличие необходимых свидетельств и допусков, а также соблюдение трудовой и технологической дисциплины, обеспечение надлежащих условий труда и отдыха, предоставление работодателем предусмотренных гарантий и льгот.

2.6. В образовательных организациях, осуществляющих подготовку специалистов в области железнодорожного транспорта, проверять соответствие кадровых условий осуществления образовательной деятельности, структуры и содержания реализуемых образовательных программ Федеральным государственным образовательным стандартам, наличие учебных планов, программ и рабочих программ по всем учебным курсам, предметам и дисциплинам, их фактическое исполнение, в том числе полноту прохождения учебной и производственной практики. Обращать внимание на соблюдение требований к материально-техническим условиям обучения, наличие библиотечного фонда, лабораторий, макетов узлов, агрегатов и систем, а также тренажеров и учебных транспортных средств с обязательной проверкой их работоспособности, безопасности и фактического использования в образовательном процессе.

2.7. Анализировать состояние аварийности на железнодорожных переездах. Давать поручения специалистам о проведении проверок на предмет полноты их оборудования устройствами безопасности, наличия необходимых предупреждающих знаков, надлежащего содержания дорожного полотна. Организовать взаимодействие по указанным вопросам с органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

2.8. Оценивать динамику непроизводственного травматизма, определять наиболее опасные участки и объекты инфраструктуры. Мерами прокурорского реагирования добиваться создания на них безопасных для нахождения граждан условий.

2.9. Обеспечивать проведение профилактической работы, а также оценивать полноту принятия субъектами транспортной инфраструктуры и правоохранительными органами необходимых мер по предупреждению, выявлению и пресечению фактов проезда граждан, в том числе несовершеннолетних, вне пассажирских салонов подвижного состава (так называемый зацепинг). Особое внимание при этом обращать на деятельность полиции по привлечению к административной ответственности данных лиц за нарушение правил поведения граждан на железнодорожном транспорте, а также родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за неисполнение обязанностей по их содержанию и воспитанию.

Проводить мониторинг средств массовой информации и сети "Интернет" на предмет выявления материалов, пропагандирующих среди молодежи противоправное поведение на железнодорожном транспорте. В целях ограждения детей от информации, негативным образом влияющей на их физическое и духовное развитие, принимать меры по ограничению доступа к такой информации, рассматривать вопрос об обращении в суд с заявлением о признании ее запрещенной к распространению.

2.10. При осуществлении надзора за соблюдением прав пассажиров, в том числе при формировании тарифов на перевозки, тщательно исследовать доводы поступающих обращений, устанавливать причины и условия допущенных нарушений, мерами прокурорского реагирования добиваться их реального устранения.

В случаях задержки отправления и прибытия поездов рассматривать вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение лицензионных требований. Под особым контролем держать ситуацию при массовых задержках.

3. Транспортных прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации:

3.1. В ходе проверок в территориальных подразделениях Росжелдора оценивать своевременность, качество и полноту соблюдения предусмотренных административными регламентами процедур при предоставлении государственных услуг. Особое внимание обращать на участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию железнодорожных путей общего и необщего пользования, подготовку заключений о соответствии новых путей требованиям нормативных правовых актов, подготовку заключений о возможности открытия и закрытия станций для выполнения определенных операций, а также при осуществлении пономерного учета подвижного состава. Оценивать полноту реализации полномочий при подготовке заключений о соответствии требованиям законодательства о транспортной безопасности представляемых результатов оценки уязвимости и планов обеспечения транспортной безопасности в целях их утверждения Росжелдором.

3.2. В территориальных подразделениях Ространснадзора проверять соблюдение требований законодательства при осуществлении надзора и контроля в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, транспортной безопасности. Давать оценку полноты принимаемых мер реагирования, в том числе по использованию мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и пресечение нарушений, угрожающих безопасности движения поездов (введение ограничений эксплуатации подвижного состава, приостановление (аннулирование) лицензий и другие), а также по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности. Проверять полноту контроля за реальным устранением выявленных нарушений.

3.3. Обеспечивать незамедлительный выезд транспортного прокурора (на правах районного) на места транспортных происшествий с тяжкими последствиями с целью координации деятельности правоохранительных органов. При значительной удаленности транспортной прокуратуры от места происшествия информировать соответствующего территориального прокурора о необходимости выезда и принятия соответствующих мер до прибытия транспортного прокурора.

В случае, если место совершения преступления неизвестно, руководствоваться требованиями пункта 7.3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур".

3.4. О преступлениях, предусмотренных статьей 211, частью 3 статьи 263, частью 4 статьи 263.1, частью 3 статьи 266, частью 3 статьи 267, частью 3 статьи 268 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об иных чрезвычайных происшествиях в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, имеющих повышенную общественную значимость, специальным донесением сообщать в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в соответствии с пунктами 1 и 2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 16.07.2010 N 284 "О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации".

3.5. Обеспечивать надзор за исполнением уголовно-процессуального законодательства при расследовании уголовных дел о преступлениях, обозначенных в пункте 3.4 настоящего указания, уделяя особое внимание установлению причин и условий, способствовавших совершению преступлений указанной категории.

3.6. Регулярно проверять работу подчиненных транспортных прокуроров, а также оказывать им необходимую практическую и методическую помощь по вопросам, возникающим в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о безопасности на железнодорожном транспорте. Результаты надзорной деятельности анализировать не реже одного раза в полугодие. Практиковать их обсуждение на оперативных совещаниях и заседаниях коллегий.

3.7. На системной основе обобщать и анализировать состояние законности в указанной сфере. Итоги использовать при планировании надзорной деятельности. Полученные результаты отражать в направляемых в Генеральную прокуратуру Российской Федерации докладных записках по итогам работы за год и за полугодие в соответствии с требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.07.2011 N 211 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере".

4. Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

4.1. Проверять соблюдение требований федерального законодательства, а также полноту реализации предоставленных полномочий в указанной сфере в Министерстве транспорта Российской Федерации, Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта.

4.2. Обобщать поступающие сведения из транспортных прокуратур, органов власти и организаций, при необходимости готовить соответствующие информационные письма и вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию федерального законодательства и прокурорской деятельности на этом направлении надзора.

4.3. Обеспечивать проверку законности процессуальных решений, принятых по уголовным делам о преступлениях, обозначенных в пункте 3.4 настоящего указания, полноты и всесторонности расследования по ним. Особое внимание обращать на достаточность принятых мер по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений. При выявлении фактов нарушений уголовно-процессуального законодательства, в том числе разумных сроков уголовного судопроизводства, рассматривать вопрос об ответственности виновных работников транспортных прокуратур, не обеспечивших надлежащий надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования.

5. Настоящее указание опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

6. Контроль за исполнением указания возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации по направлению деятельности.

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, транспортным прокурорам (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации), которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

И.В.КРАСНОВ

Другие документы по теме
"О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления добровольного страхования средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта)" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2020 N 57487)
"О порядке формирования Банком России перечней иностранных организаций (иностранных бирж), предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 27.5-3 и пунктом 4 и абзацем вторым пункта 9 статьи 51.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", и размещения указанных перечней на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.02.2020 N 57562)
"О составе и порядке раскрытия Банком России информации, содержащейся в отчетности кредитных организаций (банковских групп)" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.02.2020 N 57565)
"О порядке уведомления уполномоченным банком органа финансового мониторинга о каждом случае отказа в принятии к исполнению распоряжений о совершении операций, совершение которых не допускается в соответствии со статьями 8.3 и 8.4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", а также о каждом случае проведения ранее приостановленной операции или отказа в проведении ранее приостановленной операции" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2020 N 57609)
Ошибка на сайте