Рейтинг@Mail.ru

Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О СТРАТЕГИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

В целях координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, обеспечения их взаимодействия с институтами гражданского общества постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

2. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить разработку плана мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;

б) обеспечить решение федеральными органами исполнительной власти задач, предусмотренных Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;

в) осуществлять контроль за реализацией Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и представлять Президенту Российской Федерации и палатам Федерального Собрания Российской Федерации ежегодный государственный доклад о реализации государственной национальной политики Российской Федерации.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года при осуществлении своей деятельности в этой сфере.

4. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. N 909 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 3010).

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

19 декабря 2012 года

N 1666

Утверждена

Указом Президента

Российской Федерации

от 19 декабря 2012 г. N 1666

СТРАТЕГИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

I. Общие положения

1. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации, определяющим приоритеты, цели, принципы, задачи, основные направления государственной национальной политики Российской Федерации, а также инструменты и механизмы ее реализации.

2. Настоящая Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности Российской Федерации, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, гармонизации общественных и государственных интересов, а также в целях координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления (далее также - государственные органы и органы местного самоуправления) и их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Настоящая Стратегия основывается на принципах демократического федеративного государства.

3. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, документы стратегического планирования в сферах социально-экономического развития, обеспечения национальной безопасности, региональной, внешней, миграционной и молодежной политики, образования и культуры, а также иные документы, регулирующие деятельность в сфере государственной национальной политики Российской Федерации.

4. Утратил силу с 6 декабря 2018 года. - Указ Президента РФ от 06.12.2018 N 703.

4.1. Настоящая Стратегия учитывает многовековой историко-культурный опыт становления и развития российской государственности, основанный на взаимодействии и сотрудничестве народов, населяющих Российскую Федерацию.

4.2. Для целей настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

а) государственная национальная политика Российской Федерации - система стратегических приоритетов и мер, реализуемых государственными органами и органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и направленных на укрепление межнационального согласия, гражданского единства, обеспечение поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, недопущение дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также на профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;

б) многонациональный народ Российской Федерации (российская нация) - сообщество свободных равноправных граждан Российской Федерации различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, обладающих гражданским самосознанием;

в) гражданское единство - основа российской нации, признание гражданами Российской Федерации суверенитета государства, его целостности, единства правового пространства, этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, исторического и культурного наследия народов Российской Федерации, равных прав на социальное и культурное развитие, на доступ к социальным и культурным ценностям, солидарность граждан в достижении целей и решении задач развития общества;

г) общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание) - осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества;

д) межнациональные (межэтнические) отношения - взаимодействие людей (групп людей) разных национальностей (разной этнической принадлежности) в различных сферах трудовой, культурной и общественно-политической жизни Российской Федерации, оказывающих влияние на этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации и гражданское единство;

е) национально-культурные потребности (этнокультурные потребности) - потребности людей (групп людей) в самоидентификации, сохранении и развитии своих культуры и языка;

ж) народы, национальности, этнические общности в Российской Федерации - национальный и этнический состав населения Российской Федерации, образующий этнические общности людей, свободно определяющих свою национальную и культурную принадлежность;

з) этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации - совокупность всех этнических культур и языков народов Российской Федерации.

5. Приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации являются:

а) укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

б) сохранение этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации;

в) сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

г) гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;

д) создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Российской Федерации, прежде всего в регионах с высокой миграционной активностью, со сложным этническим и религиозным составом населения, а также на приграничных территориях Российской Федерации;

е) соблюдение прав коренных малочисленных народов Российской Федерации;

ж) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Российской Федерацией и добровольному переселению в Российскую Федерацию.

6. Утратил силу с 6 декабря 2018 года. - Указ Президента РФ от 06.12.2018 N 703.

7. Настоящая Стратегия должна способствовать выработке государственными органами и органами местного самоуправления, а также институтами гражданского общества единых подходов к решению вопросов государственной национальной политики Российской Федерации.

8. Настоящая Стратегия носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер и направлена на развитие потенциала многонационального народа Российской Федерации (российской нации).

II. Современное состояние межнациональных (межэтнических)

отношений в Российской Федерации

9. Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители свыше 190 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан). Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры.

10. Этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации защищено государством. В Российской Федерации используется 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используется 105 языков, из них 24 - в качестве языка обучения, 81 - в качестве учебного предмета.

11. Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим звеном которого исторически являлся русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов, приверженных единым принципам и ценностям, таким как патриотизм, служение Отечеству, семья, созидательный труд, гуманизм, социальная справедливость, взаимопомощь и коллективизм.

11.1. Общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру.

12. Этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия являются достоянием многонационального народа Российской Федерации (российской нации), служат укреплению российской государственности и дальнейшему развитию межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации.

13. За период реализации настоящей Стратегии с 2012 по 2018 год достигнуты существенные результаты в обеспечении межнационального мира и согласия в Российской Федерации. По итогам социологических опросов 78,4 процента граждан от общего количества опрошенных положительно оценивают состояние межнациональных (межэтнических) отношений, 93 процента граждан отмечают отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности, при этом уровень общероссийской гражданской идентичности составил 84 процента.

13.1. Важными этапами в решении вопросов государственной национальной политики Российской Федерации стали создание федерального органа исполнительной власти, наделенного полномочиями по выработке и реализации государственной национальной политики, принятие законодательных актов Российской Федерации, устанавливающих ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за нарушения в сфере межнациональных (межэтнических) отношений, учреждение премии Президента Российской Федерации за вклад в укрепление единства российской нации. В рамках Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" учреждена номинация "Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне". Проводится ежегодная Всероссийская просветительская акция "Большой этнографический диктант". В целях кадрового обеспечения государственных органов и органов местного самоуправления, реализующих государственную национальную политику Российской Федерации, был разработан и утвержден профессиональный стандарт "Специалист в сфере национальных и религиозных отношений".

13.2. Значимым событием для укрепления общероссийской гражданской идентичности стало принятие в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Вызванный этим патриотический подъем способствовал реализации мер государственной национальной политики Российской Федерации, активизации участия институтов гражданского общества в гармонизации межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, снижению рисков и угроз возникновения в стране межнациональных конфликтов.

14. Вместе с тем в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений имеются проблемы, обусловленные появлением новых вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации. К таким проблемам относятся:

а) распространение международного терроризма и экстремизма, радикальных идей, основанных на национальной и религиозной исключительности;

б) возникновение очагов межнациональной и религиозной розни в результате попыток пропаганды в стране экстремистской идеологии, являющейся в том числе причиной зарубежных региональных конфликтов;

в) гиперболизация региональных интересов и сепаратизм, развивающиеся в том числе вследствие целенаправленного вмешательства из-за рубежа и угрожающие государственной целостности;

г) незаконная миграция, несовершенство действующей системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество, формирование замкнутых этнических анклавов;

д) социальное и имущественное неравенство населения, сложности в обеспечении равных возможностей для социального продвижения и доступа к важнейшим общественным благам, региональная экономическая дифференциация;

е) частичная утрата этнокультурного наследия, размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе вследствие глобализации;

ж) непреодоленные последствия межэтнических или этнотерриториальных конфликтов и противоречий в отдельных субъектах Российской Федерации;

з) отток русского и русскоязычного населения из регионов Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

15 - 16. Утратили силу с 6 декабря 2018 года. - Указ Президента РФ от 06.12.2018 N 703.

III. Цели, принципы, задачи и основные направления

государственной национальной политики

Российской Федерации

17. Целями государственной национальной политики Российской Федерации являются:

а) укрепление национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов;

б) укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

в) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

г) сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества;

д) гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;

е) успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграция в российское общество.

18. Утратил силу с 6 декабря 2018 года. - Указ Президента РФ от 06.12.2018 N 703.

19. Принципами государственной национальной политики Российской Федерации являются:

а) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

б) обеспечение равных условий для развития народов Российской Федерации и этнических общностей;

в) защита прав национальных меньшинств;

г) предотвращение любых форм дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

д) уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной ненависти либо вражды;

е) государственная поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, этнокультурного развития русского народа и других народов Российской Федерации, их творческого потенциала, являющегося важнейшим стратегическим ресурсом российского общества;

ж) преемственность исторических традиций народов Российской Федерации, в том числе таких как солидарность и взаимопомощь;

з) устойчивое экономическое, социальное и культурное развитие коренных малочисленных народов Российской Федерации, защита их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, а также защита прав и законных интересов этих народов;

и) взаимодействие государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

к) применение комплексного подхода к решению задач государственной национальной политики Российской Федерации с учетом ее межотраслевого характера;

л) недопустимость создания политических партий по признаку расовой, национальной или религиозной принадлежности.

20. Утратил силу с 6 декабря 2018 года. - Указ Президента РФ от 06.12.2018 N 703.

21. Задачами государственной национальной политики Российской Федерации являются:

а) обеспечение равноправия граждан и реализации их конституционных прав;

б) обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений;

в) обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

г) содействие этнокультурному и духовному развитию народов Российской Федерации;

д) формирование у детей и молодежи на всех этапах образовательного процесса общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

е) сохранение и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов Российской Федерации;

ж) формирование системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество;

з) совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

и) совершенствование взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

к) информационное обеспечение реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

л) использование возможностей и механизмов международного сотрудничества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации.

21.1. Основными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации являются:

а) в сфере укрепления общероссийской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации:

формирование гражданского самосознания, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения, основанной на уважении чести и национального достоинства граждан, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

совершенствование образовательных программ на различных уровнях образования, а также учебно-методических комплексов по изучению исторического опыта взаимодействия народов Российской Федерации и значимых событий, повлиявших на формирование общероссийского единства и солидарности;

совершенствование системы обучения в образовательных организациях в целях сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации наряду с воспитанием уважения к российской истории и культуре, мировым культурным ценностям;

включение в образовательные программы общеобразовательных организаций образовательных курсов по изучению культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации;

поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание детей и молодежи;

подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров с учетом этнокультурных и региональных особенностей;

б) в сфере обеспечения реализации конституционных прав граждан:

обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств при приеме на работу, замещении должностей государственной и муниципальной службы, формировании кадрового резерва;

сохранение условий для свободного определения гражданами своей национальной принадлежности, в том числе при проведении Всероссийской переписи населения;

принятие мер по недопущению дискриминации по признаку национальной принадлежности при осуществлении государственными органами и органами местного самоуправления своей деятельности;

в) в сфере укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), сохранения и поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации:

сохранение и приумножение духовного, исторического и культурного наследия и потенциала многонационального народа Российской Федерации (российской нации) посредством пропаганды идей патриотизма, единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия;

повышение интереса к изучению истории, культуры и языков народов Российской Федерации, значимых исторических событий, ставших основой государственных праздников и памятных дат, связанных с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации;

предупреждение попыток фальсификации истории России;

сохранение и развитие культуры межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации;

популяризация и распространение классических и современных произведений литературы и искусства народов Российской Федерации, народного художественного творчества, организация и поддержка художественных выставок, фестивалей, конкурсов, гастролей творческих коллективов и других форм деятельности в области культуры;

развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, оздоровительных и рекреационных зон, включающих объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, оказание поддержки национальным видам спорта;

организация посещения детьми и молодежью объектов исторического и культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, памятных мест, городов-героев и городов воинской славы;

совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов по истории и культуре народов Российской Федерации;

государственная поддержка и популяризация научных исследований, научно-популярных публикаций, произведений литературы, искусства, кино и телевидения, народного художественного творчества, интернет-ресурсов, освещающих значимые исторические события и пропагандирующих достижения народов Российской Федерации;

г) в сфере обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений:

распространение в обществе установок о неприятии и недопущении пропаганды идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, нацизма и их оправдания;

вовлечение этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций в межнациональное и межконфессиональное сотрудничество;

противодействие пропаганде идей экстремизма в средствах массовой информации и электронных коммуникаций;

реализация мер правового и информационного характера по профилактике использования национального и религиозного факторов в избирательном процессе;

учет этнических и религиозных аспектов при работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и сотрудниками правоохранительных органов Российской Федерации, мониторинг состояния межнациональных (межэтнических) отношений в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей;

д) в сфере обеспечения социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации:

учет этнокультурного фактора при обеспечении сбалансированного, комплексного и системного развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

формирование гибкой системы расселения населения, учитывающей многообразие региональных и национальных укладов жизни;

содействие развитию народных промыслов и ремесел;

повышение уровня адаптации традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации к современным экономическим условиям наряду с обеспечением защиты их исконной среды обитания и традиционного образа жизни;

обеспечение доступа граждан к социальному и иным видам обслуживания в отдаленных и труднодоступных местностях;

разработка, реализация, обеспечение отраслевого и межотраслевого соответствия государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

е) в сфере обеспечения условий для сохранения и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, а также языков народов Российской Федерации:

создание оптимальных условий для использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и одного из официальных языков международных организаций, а также для сохранения и развития языков народов Российской Федерации;

обеспечение прав граждан на изучение родного языка и других языков народов Российской Федерации;

оказание содействия при производстве теле- и радиопрограмм, аудио- и видеоматериалов, создании интернет-ресурсов, издании печатной продукции на языках народов Российской Федерации;

оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в сохранении, изучении и развитии русского языка и языков народов Российской Федерации;

увеличение количества российских культурных центров, популяризация российской культуры в ближнем и дальнем зарубежье, создание центров изучения русского языка в иностранных государствах;

ж) в сфере обеспечения условий для социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество:

создание экономических и социальных условий для добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

содействие созданию и расширению в государствах постоянного проживания иностранных граждан условий для изучения русского языка, истории и культуры России и основ законодательства Российской Федерации;

недопущение социальной и территориальной изоляции иностранных граждан в Российской Федерации, устранение способствующих этому условий;

разработка, внедрение и реализация государственными органами и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества и работодателями программ адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество;

повышение роли институтов гражданского общества в социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации, содействие участию институтов гражданского общества в деятельности многофункциональных центров, а также организаций, предоставляющих иностранным гражданам юридические, социальные, образовательные и иные услуги;

з) в сфере совершенствования государственного управления:

повышение эффективности системы координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления при реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

совершенствование взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества в целях укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), сохранения межнационального мира и согласия;

установление полномочий и ответственности руководителей и должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления в сфере профилактики экстремизма и раннего предупреждения межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных конфликтов и напряженности;

создание организационно-правовых и экономических условий для более активного участия институтов гражданского общества, в том числе межнациональных общественных объединений, национально-культурных автономий, иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на гармонизацию межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, в решении задач государственной национальной политики Российской Федерации;

совершенствование государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;

обеспечение условий для участия коренных малочисленных народов Российской Федерации в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы;

совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

эффективная реализация государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики";

совершенствование научного и экспертного обеспечения реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

обеспечение профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по типовым дополнительным профессиональным программам, разработанным в целях реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

развитие этнокультурной инфраструктуры: домов дружбы, центров национальной культуры народов Российской Федерации, этнопарков, этнодеревень, иных государственных и муниципальных организаций, деятельность которых направлена на решение задач государственной национальной политики Российской Федерации;

и) в сфере обеспечения участия институтов гражданского общества в реализации целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации:

привлечение Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат субъектов Российской Федерации к выработке управленческих решений, направленных на реализацию государственной национальной политики Российской Федерации;

участие общественных советов и иных консультативных органов, созданных при государственных органах и органах местного самоуправления, в деятельности по укреплению общероссийской гражданской идентичности, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, обеспечению социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество;

использование предусмотренных законодательством Российской Федерации механизмов общественного контроля за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления по реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

обеспечение открытости источников финансирования проектов, направленных на реализацию государственной национальной политики Российской Федерации, разрабатываемых институтами гражданского общества;

вовлечение институтов гражданского общества, в том числе молодежных и детских общественных объединений, в проведение мероприятий по профилактике проявлений межнациональной (межэтнической) нетерпимости либо вражды;

поддержка волонтерской (добровольческой) деятельности, направленной на реализацию государственной национальной политики Российской Федерации;

использование потенциала институтов гражданского общества, в том числе межнациональных общественных объединений, национально-культурных автономий и иных этнокультурных объединений, в деятельности по гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, а также по профилактике экстремизма и предупреждению конфликтов на национальной и религиозной почве;

к) в сфере информационного обеспечения реализации государственной национальной политики Российской Федерации:

привлечение средств массовой информации, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации, к выполнению целей и задач настоящей Стратегии, а также принятие мер по стимулированию создания ими проектов в этой области;

создание и распространение рекламной и иной информационной продукции для реализации целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации;

подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации журналистов, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов межнационального (межэтнического), межконфессионального и межкультурного взаимодействия;

л) в сфере развития международного сотрудничества:

содействие формированию положительного образа Российской Федерации за рубежом, отношения к ней, как к демократическому государству, гарантирующему удовлетворение национально-культурных потребностей (этнокультурных потребностей) граждан;

обеспечение изучения, популяризации и распространения за рубежом русского языка и российской культуры;

проведение мониторинга международных событий и деятельности международных организаций, способных оказать влияние на состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации;

обеспечение защиты прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

содействие консолидации деятельности объединений соотечественников, проживающих за рубежом, в целях более эффективного обеспечения своих прав в государствах проживания, сохранению связей с исторической Родиной;

оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, в удовлетворении национально-культурных потребностей (этнокультурных потребностей) посредством расширения связей с национально-культурными общественными объединениями в Российской Федерации;

использование механизмов приграничного сотрудничества в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации и этнокультурного развития народов, проживающих на этих территориях, создания условий для свободного международного культурного и гуманитарного сотрудничества;

реализация мер, направленных на противодействие любым проявлениям неонацизма, современных форм расизма, национализма, ксенофобии, русофобии, а также попыткам фальсификации истории в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике, попыткам пересмотра итогов Второй мировой войны, умаления подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов;

использование ресурса общественной дипломатии посредством вовлечения институтов гражданского общества в решение задач международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания межцивилизационного диалога, обеспечения взаимопонимания между народами;

взаимодействие с международными и неправительственными организациями в целях обеспечения прав и защиты интересов национальных меньшинств, недопущения дискриминации по признаку расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности и использования двойных стандартов в толковании гражданских свобод;

укрепление международного сотрудничества в сферах регулирования миграционных процессов, обеспечения прав иностранных граждан в Российской Федерации и прав граждан Российской Федерации за рубежом;

налаживание партнерских отношений в рамках Организации Объединенных Наций, Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета Европы, Шанхайской организации сотрудничества, Содружества Независимых Государств и других международных организаций, поддержка инициатив институтов гражданского общества, религиозных организаций в сфере государственной национальной политики Российской Федерации.

IV. Инструменты и механизмы реализации государственной

национальной политики Российской Федерации

22. Утратил силу с 6 декабря 2018 года. - Указ Президента РФ от 06.12.2018 N 703.

22.1. Инструментами реализации государственной национальной политики Российской Федерации являются:

а) законодательство Российской Федерации;

б) документы стратегического планирования, разработанные на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

в) государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", иные государственные программы, связанные с отдельными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации;

г) государственная информационная система мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;

д) мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации;

е) этнологическая экспертиза.

23. Утратил силу с 6 декабря 2018 года. - Указ Президента РФ от 06.12.2018 N 703.

24. Правительство Российской Федерации разрабатывает и утверждает план мероприятий по реализации настоящей Стратегии.

25. Реализацию настоящей Стратегии осуществляют Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

25.1. В целях координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации создана Межведомственная рабочая группа по вопросам межнациональных отношений.

25.2. Эффективность реализации государственной национальной политики Российской Федерации обеспечивается согласованной деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, осуществлением комплекса политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных в соответствии с настоящей Стратегией.

26. Утратил силу с 6 декабря 2018 года. - Указ Президента РФ от 06.12.2018 N 703.

27. В целях совершенствования государственной национальной политики Российской Федерации создан Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, который рассматривает концептуальные основы, цели и задачи государственной национальной политики Российской Федерации, обсуждает практику ее реализации и подготавливает предложения Президенту Российской Федерации по определению основных направлений государственной национальной политики Российской Федерации.

28. По решению Президента Российской Федерации вопросы реализации государственной национальной политики Российской Федерации могут рассматриваться на заседаниях и совещаниях Совета Безопасности Российской Федерации, Государственного совета Российской Федерации с участием представителей Общественной палаты Российской Федерации, совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации.

29. Реализация настоящей Стратегии может осуществляться также путем заключения международных договоров Российской Федерации, принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов.

30. Информационная и аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях осуществляется посредством привлечения информационных ресурсов заинтересованных государственных органов и органов местного самоуправления, государственных научных и образовательных организаций, региональных средств массовой информации и некоммерческих организаций этнокультурной направленности.

31. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и утверждает основные показатели (индикаторы), позволяющие оценивать состояние межнациональных (межэтнических) отношений в стране, эффективность деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации задач государственной национальной политики Российской Федерации;

б) подготавливает в целях представления объективной систематизированной аналитической информации о реализации государственной национальной политики Российской Федерации ежегодный государственный доклад о реализации государственной национальной политики Российской Федерации (далее - ежегодный государственный доклад);

в) осуществляет контроль за реализацией настоящей Стратегии, представляет Президенту Российской Федерации и палатам Федерального Собрания Российской Федерации не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом, ежегодный государственный доклад;

г) определяет порядок подготовки и распространения, в том числе опубликования, ежегодного государственного доклада.

31(1). Ежегодный государственный доклад включает в себя аналитическую и статистическую информацию о состоянии государственной национальной политики Российской Федерации, оценке результатов ее реализации и прогнозе ее изменений, о достижении показателей (индикаторов) состояния межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации, об эффективности государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций, о результатах мониторинга состояния и развития языков народов Российской Федерации, об эффективности деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации задач государственной национальной политики Российской Федерации.

31(2). Представитель Правительства Российской Федерации может быть приглашен для выступления на заседания палат Федерального Собрания Российской Федерации в рамках заслушивания в соответствии с их регламентами информации о ежегодном государственном докладе.

32. Корректировка настоящей Стратегии осуществляется с учетом необходимости решения задач, возникающих при реализации государственной национальной политики Российской Федерации, состояния и перспектив социально-экономического и культурного развития Российской Федерации, тенденций развития международных отношений, а также в соответствии с результатами оценки реализации настоящей Стратегии и мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) отношений в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

33. Утратил силу с 6 декабря 2018 года. - Указ Президента РФ от 06.12.2018 N 703.

V. Целевые показатели реализации настоящей Стратегии

34. Целевыми показателями реализации настоящей Стратегии являются:

а) уровень общероссийской гражданской идентичности (в процентах);

б) доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений (в процентах);

в) доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности (в процентах);

г) доля граждан, не испытывающих негативного отношения к иностранным гражданам (в процентах);

д) количество межэтнических и межрелигиозных противоречий.

35. Перечень целевых показателей реализации настоящей Стратегии может уточняться по результатам мониторинга ее реализации.

VI. Ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии

36. Ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии:

а) укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и общероссийской гражданской идентичности, формирование единого культурного пространства страны;

б) предотвращение, мирное разрешение конфликтных ситуаций в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений;

в) укрепление статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и одного из официальных языков международных организаций;

г) обеспечение условий для сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации;

д) обеспечение поддержки коренных малочисленных народов Российской Федерации, включая создание необходимых условий для сохранения и защиты их исконной среды обитания и традиционного образа жизни;

е) создание условий для социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество;

ж) повышение эффективности межрегионального и международного сотрудничества в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации.

37. Реализация настоящей Стратегии должна способствовать укреплению межнациональных (межэтнических) отношений, всестороннему развитию и процветанию народов Российской Федерации, сокращению случаев проявления ксенофобии и радикализма в обществе, развитию духовного и гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), повышению международного авторитета Российской Федерации как государства, гарантирующего равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Другие документы по теме
"О внесении изменений в состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 945"
"О Дне работника гражданской авиации"
"О внесении изменений в состав Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2012 г. N 1330"
"О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 28 августа 2001 г. N 1082 "Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль" и в Список, утвержденный этим Указом"
Ошибка на сайте