"Общие требования к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ"
Утверждаю
Председатель Национального совета
при Президенте Российской Федерации
по профессиональным квалификациям
А.Н.ШОХИН
3 июля 2017 года
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ,
ОСНОВНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ,
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
1. Настоящие Общие требования (далее - Требования) устанавливают общие правила организации, проведения, установления критериев профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ (далее - профессионально-общественная аккредитация).
2. Профессионально-общественная аккредитация представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших основные профессиональные образовательные программы, основные программы профессионального обучения, дополнительные профессиональные программы (далее - образовательные программы) в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, иных квалификационных требований, установленных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям:
а) наделяет советы по профессиональным квалификациям (далее - Совет) полномочием по организации профессионально-общественной аккредитации по виду (видам) профессиональной деятельности, соответствующему(-им) профессиональным стандартам или иным квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - вид профессиональной деятельности);
б) определяет:
правила наделения работодателей, общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, полномочиями на проведение профессионально-общественной аккредитации (приложение 1);
правила проведения профессионально-общественной аккредитации (приложение 2);
правила установления критериев оценки образовательных программ при проведении профессионально-общественной аккредитации (приложение 3);
общие требования к квалификации экспертов, участвующих в профессионально-общественной аккредитации (далее - эксперты) (приложение 4);
правила проведения мониторинга деятельности аккредитующих организаций (приложение 5).
4. Национальное агентство развития квалификаций обеспечивает организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку Советов по организации проведения профессионально-общественной аккредитации и осуществляет информирование и консультирование участников профессионально-общественной аккредитации по вопросам ее проведения.
5. Совет организует проведение профессионально-общественной аккредитации в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящими Требованиями.
При организации и проведении профессионально-общественной аккредитации обеспечивается соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных, о противодействии коррупции, о государственной и иной охраняемой законом тайне.
6. Совет:
а) устанавливает порядок проведения профессионально-общественной аккредитации и критерии оценки образовательных программ при проведении профессионально-общественной аккредитации по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием Совета;
б) наделяет полномочием на проведение профессионально-общественной аккредитации работодателей, общероссийские и иные объединения работодателей, ассоциации (союзы) и иные организации, представляющие и (или) объединяющие профессиональные сообщества (далее - аккредитующие организации) по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием Совета;
в) осуществляет мониторинг деятельности аккредитующих организаций по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием Совета;
г) осуществляет ведение реестра экспертов и его размещение на официальном сайте Совета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет");
д) может на основе результатов профессионально-общественной аккредитации формировать рейтинги аккредитованных образовательных программ с указанием реализующих такие образовательные программы организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
7. Совет устанавливает порядок проведения профессионально-общественной аккредитации, который определяет:
а) правила обращения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в аккредитующие организации по вопросу проведения профессионально-общественной аккредитации;
б) критерии оценки образовательных программ при проведении профессионально-общественной аккредитации, а также пороговые значения критериев для принятия решения о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ или об отказе в профессионально-общественной аккредитации в рамках правил, установленных Требованиями;
в) требования к экспертам для проведения профессионально-общественной аккредитации по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием Совета,
г) методику расчета стоимости предоставления услуги по профессионально-общественной аккредитации;
д) правила апелляции;
е) основания лишения профессионально-общественной аккредитации.
8. Аккредитующие организации проводят профессионально-общественную аккредитацию в соответствии с порядком (порядками), установленными Советом.
9. При отсутствии аккредитующей организации, наделенной полномочием на проведение профессионально-общественной аккредитации по виду профессиональной деятельности, закрепленному за Советом, Совет может временно, до наделения аккредитующей организации соответствующим полномочием, по решению Национального совета выполнять функции аккредитующей организации.
Приложение 1
к Общим требованиям к проведению
профессионально-общественной
аккредитации основных профессиональных
образовательных программ, основных
программ профессионального обучения,
дополнительных профессиональных программ
ПРАВИЛА
НАДЕЛЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ, ОБЩЕРОССИЙСКИХ И ИНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РАБОТОДАТЕЛЕЙ, АССОЦИАЦИЙ (СОЮЗОВ) И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ И (ИЛИ) ОБЪЕДИНЯЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
СООБЩЕСТВА, ПОЛНОМОЧИЯМИ НА ПРОВЕДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
1. Работодатель, общероссийское или иное объединение работодателей, ассоциация (союз) или иная организация, представляющая и (или) объединяющая профессиональное сообщество, желающие проводить профессионально-общественную аккредитацию (далее - заявитель), обращается в Совет с заявлением о наделении полномочием по проведению профессионально-общественной аккредитации по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием Совета.
В заявлении указываются:
полное наименование организации-заявителя;
адрес места нахождения;
идентификационный номер налогоплательщика;
основной государственный регистрационный номер;
адрес официального сайта организации-заявителя в сети "Интернет";
адрес электронной почты;
номер контактного телефона, факса (при наличии);
наименования видов профессиональной деятельности (профессиональных стандартов), иных квалификационных требований, установленных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, на соответствие которым заявитель планирует проведение профессионально-общественной аккредитации;
обязательство заявителя руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации, а также документами, принятыми Национальным Советом и Советом по вопросам проведения профессионально-общественной аккредитации.
К заявлению прилагаются:
сведения, подтверждающие статус заявителя как работодателя по заявленному виду (видам) профессиональной деятельности, либо общероссийского или иного объединения работодателей, ассоциации (союза) или иной организации, представляющей и (или) объединяющей профессиональные сообщества, по заявленному виду (видам) профессиональной деятельности;
сведения об экспертах, привлекаемых для проведения профессионально-общественной аккредитации;
сведения об иных кадровых, а также материальных и информационных ресурсах для проведения профессионально-общественной аккредитации, в том числе о штатных сотрудниках, наличии помещения с необходимым оборудованием, об официальном сайте в сети "Интернет" и др.;
пояснительная записка о наличии опыта деятельности заявителя в области внедрения элементов национальной системы квалификаций (участие в разработке профессиональных стандартов, проектировании образовательных программ с учетом профессиональных стандартов, разработке оценочных средств для независимой оценки квалификации, проведении профессионально-общественной аккредитации) с приложением документов и материалов, подтверждающих указанный опыт, или ссылок на них в сети "Интернет.
2. Совет проводит анализ сведений, указанных в заявлении, и документов, прилагаемых к заявлению, и в течение 90 дней со дня поступления документов принимает решение о наделении заявителя полномочием по проведению профессионально-общественной аккредитации или об отказе заявителю в наделении полномочием по проведению профессионально-общественной аккредитации.
3. Совет вправе принять решение о наделении заявителя полномочием по проведению профессионально-общественной аккредитации при условии предоставления всего комплекта документов, указанных в пункте 1.
Совет вправе принять решение об отказе заявителю в наделении полномочием по проведению профессионально-общественной аккредитации в следующих случаях:
а) заявитель является образовательной организацией или объединением образовательных организаций;
б) заявитель представил неполные или заведомо недостоверные сведения, указанные в заявлении, и (или) неполный комплект документов, прилагаемых к заявлению в соответствии с пунктом 1;
в) заявитель находится в любой стадии рассмотрения дела о банкротстве или ликвидации в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
г) заявитель не обладает достаточным опытом деятельности в области внедрения элементов национальной системы квалификаций;
д) квалификация экспертов, привлекаемых заявителем для проведения профессионально-общественной аккредитации, не соответствует Общим требованиям к квалификации экспертов, привлекаемых для проведения профессионально-общественной аккредитации (приложение 4) или дополнительным требованиям, установленным Советом.
4. Совет направляет заявителю уведомление о принятом решении не позднее 10 рабочих дней со дня принятия решения.
5. В случае наделения заявителя полномочием на проведение профессионально-общественной аккредитации Совет направляет сведения о заявителе в Минобрнауки России для внесения их в перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ.
6. Совет наделяет заявителя полномочием по проведению профессионально-общественной аккредитации сроком на 5 лет, по истечении которого аккредитующая организация проходит плановую проверку.
7. Аккредитующие организации представляют отчет о проведении профессионально-общественной аккредитации в Совет ежегодно, не позднее 15 января года, следующего за отчетным периодом.
8. Совет имеет право принять решение о лишении аккредитующей организации полномочий в случае несоблюдения аккредитующей организацией установленного советом порядка (порядков) проведения профессионально-общественной аккредитации и критериев оценки образовательных программ;
9. Советы и аккредитующие организации обеспечивают открытость и доступность информации о порядке проведения профессионально-общественной аккредитации, а также о результатах своей деятельности в этом направлении и несут ответственность за присвоение образовательным программам статуса аккредитованных.
Приложение 2
к Общим требованиям к проведению
профессионально-общественной
аккредитации основных профессиональных
образовательных программ, основных
программ профессионального обучения,
дополнительных профессиональных программ
ПРАВИЛА
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
АККРЕДИТУЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
1. Профессионально-общественная аккредитация проводится по заявлению организации, осуществляющей образовательную деятельность.
2. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, желающая получить профессионально-общественную аккредитацию, направляет в Совет или в аккредитующую организацию заявление о проведении профессионально-общественной аккредитации.
В заявлении указываются
сведения об образовательных программах, заявляемых для профессионально-общественной аккредитации (далее - заявленные образовательные программы): уровни образования, виды образования, направления подготовки, специальности, профессии, направленность (профили), срок реализации образовательных программ;
сведения о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности, ее реквизитах и сроке действия.
3. В случае направления заявления в Совет, Совет определяет аккредитующую организацию с учетом территориальных и кадровых возможностей аккредитующих организаций, за исключением случая, указанного в пункте 6 Общих требований.
4. Аккредитующая организация рассматривает заявление, принимает решение о проведении профессионально-общественной аккредитации или об отказе в ее проведении и информируют заявителя о принятом решении не позднее 10 календарных дней с момента получения заявления.
В случае отрицательного решения приводятся основания для отказа.
5. Аккредитующая организация вправе принять решение об отказе в проведении профессионально-общественной аккредитации в следующих случаях:
заявленные образовательные программы не соответствуют виду (видам) профессиональной деятельности, по которому аккредитующая организация наделена полномочиями по проведению профессионально-общественной аккредитации;
подготовка по заявленной образовательной программе не осуществляется заявителем или осуществляется в период менее срока, установленного для освоения образовательной программы;
заявителем не представлены сведения о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности.
6. Профессионально-общественная аккредитация проводится на основании аккредитационной экспертизы. Аккредитационная экспертиза представляет собой оценку содержания и качества подготовки выпускников заявленных образовательных программ на соответствие требованиям профессиональных стандартов и (или) иных квалификационных требований, установленных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аккредитационная экспертиза проводится в соответствии с порядком (порядками) проведения профессионально-общественной аккредитации, установленным(и) Советом.
7. Аккредитационная экспертиза проводится на основании договора об оказании услуг, заключаемого с заявителем в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
8. Отбор и подготовка экспертов для проведения аккредитационной экспертизы, формирование экспертной комиссии для аккредитационной экспертизы образовательной программы обеспечиваются аккредитующими организациями в установленном Советом порядке.
9. По результатам аккредитационной экспертизы экспертная комиссия формирует отчет. Требования к подготовке отчетов и порядок их хранения аккредитующими организациями устанавливаются Советом.
10. Аккредитующая организация по каждой заявленной образовательной программе принимает решение о профессионально-общественной аккредитации или об отказе в профессионально-общественной аккредитации в срок не позднее 90 календарных дней с момента заключения договора.
11. Аккредитующая организация направляет в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, уведомление о принятом решении не позднее 10 календарных дней с момента его принятия.
12. При принятии решения о профессионально-общественной аккредитации образовательной программы аккредитующая организация:
- выдает организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельство о профессионально-общественной аккредитации образовательной программы по форме, установленной Советом;
- направляет сведения об аккредитованных образовательных программах в Минобрнауки России в соответствии с частью 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2017 N 431 "О порядке формирования и ведения перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ";
- публикует результаты профессионально-общественной аккредитации на официальном сайте в сети "Интернет".
13. Организация, реализующая образовательные программы, прошедшие профессионально-общественную аккредитацию, имеет право:
размещать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации у реализуемых образовательных программ на официальном сайте, на информационных стендах, в том числе при приеме на обучение по указанным образовательным программам, а также на учебных изданиях организации (учебных пособиях, методических материалах) по соответствующим образовательным программам;
включать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации в рекламные сообщения о деятельности организации, а также предоставлять указанные сведения иным лицам для размещения в информационных сообщениях;
указывать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации в документах об образовании и (или) о квалификации и (или) в иных документах, выдаваемых выпускникам, освоившим образовательные программы, прошедшие профессионально-общественную аккредитацию (в случае выдачи документов собственного образца).
14. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, получившая отказ в профессионально-общественной аккредитации, может подать в Совет апелляционное заявление о несогласии с решением, принятым аккредитующей организацией, в том числе в связи с нарушением, по мнению организации, осуществляющей образовательную деятельность, процедур проведения профессионально-общественной аккредитации.
Апелляция рассматривается апелляционной комиссией, формируемой Советом совместно с аккредитующей организацией. Количественный состав комиссии не может быть меньше 3 человек, включая председателя. Членом Комиссии не может быть лицо, являющееся членом экспертной комиссии, созданной аккредитующей организацией для проведения профессионально-общественной аккредитации.
В случае установления апелляционной комиссией случаев нарушения Общих требований к проведению профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ Совет выдает аккредитующей организации предписание о пересмотре решения.
Приложение 3
к Общим требованиям к проведению
профессионально-общественной
аккредитации основных профессиональных
образовательных программ, основных
программ профессионального обучения,
дополнительных профессиональных программ
ПРАВИЛА
УСТАНОВЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
1. Критерии оценки образовательных программ при проведении профессионально-общественной аккредитации, устанавливаемые советом по профессиональным квалификациям (далее - Совет), должны учитывать:
результаты прохождения выпускниками образовательной программы профессионального экзамена в форме независимой оценки квалификации (при наличии независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации);
соответствие сформулированных в образовательной программе планируемых результатов освоения образовательной программы (выраженных в форме профессиональных компетенций) профессиональным стандартам, иным квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;
соответствие учебных планов, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочных материалов и процедур запланированным результатам освоения образовательной программы (компетенциям и результатам обучения);
соответствие кадровых, материально-технических, информационно-коммуникационных, учебно-методических и иных ресурсов, непосредственно влияющих на качество подготовки выпускников, содержанию профессиональной деятельности и профессиональным задачам, к которым готовится выпускник;
наличие спроса на образовательную программу, востребованность выпускников профессиональной образовательной программы работодателями;
подтвержденное участие работодателей:
- в проектировании образовательной программы, включая планируемые результаты ее освоения, оценочные материалы, учебные планы, рабочие программы;
- в организации проектной работы обучающихся;
- в разработке и реализации программ практик, формировании планируемых результатов их прохождения;
- в разработке тем выпускных квалификационных работ, значимых для соответствующих областей профессиональной деятельности.
2. Приведенные критерии устанавливают обязательный минимум требований к оценке образовательных программ. Совет может расширить критерии, уточнить их за счет показателей, позволяющих проводить объективную и достоверную оценку качества образовательных программ, заявленных для проведения профессионально-общественной аккредитации.
3. Оценка критериев осуществляется с учетом взаимодействия организации, осуществляющей образовательную деятельность, с другими организациями, в том числе в рамках сетевой формы реализации образовательных программ.
Приложение 4
к Общим требованиям к проведению
профессионально-общественной
аккредитации основных профессиональных
образовательных программ, основных
программ профессионального обучения,
дополнительных профессиональных программ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К КВАЛИФИКАЦИИ ЭКСПЕРТОВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ
1. Эксперты, привлекаемые для проведения профессионально-общественной аккредитации, должны иметь:
- высшее образование, соответствующее направленности (профилю) и уровню образовательных программ, в отношении которых проводится аккредитационная экспертиза <1>;
--------------------------------
<1> В случае отсутствия высшего образования по профилю аккредитуемой образовательной программы эксперт может предъявить документы, подтверждающие наличие
- дополнительного профессионального образования, соответствующего направленности (профилю) аккредитуемой образовательной программы,
- ученой степени в соответствующей области знаний
и (или)
- опыта работы в области профессиональной деятельности соответствующей направленности и деловой репутации.
- опыт работы по выполнению вида профессиональной деятельности, соответствующего направленности (профилю) образовательных программ, в отношении которых проводится аккредитационная экспертиза, не менее 3 лет;
- дополнительное образование по программе повышения квалификации экспертов для проведения профессионально-общественной аккредитации.
2. Программа повышения квалификации экспертов по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием Совета разрабатывается на основании типовой программы повышения квалификации экспертов для проведения профессионально-общественной аккредитации и утверждается Советом.
3. Совет имеет право устанавливать дополнительные требования к экспертам.
Приложение 5
к Общим требованиям к проведению
профессионально-общественной
аккредитации основных профессиональных
образовательных программ, основных
программ профессионального обучения,
дополнительных профессиональных программ
ПРАВИЛА
ВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АККРЕДИТУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Совет организует проведение мониторинга деятельности аккредитующих организаций в целях анализа соответствия проводимой ими профессионально-общественной аккредитации требованиями законодательства Российской Федерации, а также документами, принятыми Национальным Советом и Советом по вопросам проведения профессионально-общественной аккредитации.
2. Аккредитующие организации несут репутационную ответственность за качество проведения профессионально-общественной аккредитации.
3. Результаты деятельности аккредитующей организации размещаются на официальном сайте аккредитующей организации в сети Интернет.
4. Аккредитующие организации представляют отчет о проведении профессионально-общественной аккредитации в Совет ежегодно, не позднее 15 января года, следующего за отчетным, включая:
- информацию о видах и уровнях образовательных программ, представленных на для проведения профессионально-общественной аккредитации; количестве проведенных аккредитационных экспертиз и количестве аккредитованных образовательных программ;
- анализ причин отказа в профессионально-общественной аккредитации;
- обобщенные предложения по совершенствованию подготовки кадров по виду (видам) профессиональной деятельности в соответствии с полномочием Совета на основе результатов профессионально-общественной аккредитации;
- информацию о подготовке экспертов.
5. При выявлении Советом факта невыполнения требований, установленных законодательством Российской Федерации, а также документами, принятыми Национальным Советом и Советом по вопросам проведения профессионально-общественной аккредитации, Совет выдает аккредитующей организации предписание об устранении выявленного нарушения. В предписании устанавливается срок его исполнения.
6. В случае неисполнения предписания в указанный в нем срок Совет выдает аккредитующей организации повторное предписание и приостанавливает ее деятельность до исполнения предписания.
7. В случае неоднократного в течение года неисполнения аккредитующей организацией предписаний в указанные в них сроки и (или) неисполнения повторного предписания в течение года Совет принимает решение о лишении ее полномочий по проведению профессионально-общественной аккредитации и исключении из перечня работодателей, общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, проводящих профессионально-общественную аккредитацию.