"СФК 202. Оперативный контроль исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов"
Утвержден
Коллегией Счетной палаты
Российской Федерации,
протокол
от 28 декабря 2010 г. N 64К (766)
ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ
ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ
И БЮДЖЕТАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
СФК 202
(с изменениями,
утвержденными решением Коллегии Счетной палаты
Российской Федерации от 16 декабря 2011 г.,
протокол N 63К (830))
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего государственного финансового контроля СФК 202 "Оперативный контроль исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов" (далее - Стандарт) предназначен для регламентации деятельности Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) по осуществлению оперативного контроля за ходом исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов (далее - оперативный контроль) в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации", Регламентом Счетной палаты Российской Федерации (далее - Регламент Счетной палаты).
Оперативный контроль за исполнением федерального бюджета осуществляется в соответствии с требованиями статьи 101 Конституции Российской Федерации, статей 9 и 14 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации". В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона осуществляется контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Оперативный контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется с учетом положений Международных стандартов ИНТОСАИ для высших органов финансового контроля.
1.2. Целью Стандарта является установление общих правил, требований и процедур осуществления оперативного контроля, проводимого Счетной палатой.
1.3. Задачами Стандарта являются:
определение содержания и порядка организации оперативного контроля, включая взаимодействие структурных подразделений аппарата Счетной палаты при его осуществлении;
определение общих правил и процедур осуществления оперативного контроля, включая содержание комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых в его рамках, а также основные требования к оформлению результатов оперативного контроля.
1.4. При организации и осуществлении оперативного контроля должностные лица, инспекторы и иные сотрудники Счетной палаты руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации", бюджетным законодательством, другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Регламентом Счетной палаты, а также приказами, инструкциями, стандартами, включая настоящий Стандарт, иными правовыми документами Счетной палаты.
1.5. Мероприятия оперативного контроля каждого финансового года отражаются в плане работы Счетной палаты на текущий год.
1.6. Особенности осуществления оперативного контроля, связанные со спецификой Содержания направлений деятельности Счетной палаты, возглавляемых аудиторами Счетной палаты, определяются решением Коллегии Счетной палаты.
1.7. Внесение изменений в настоящий Стандарт осуществляется на основании решений Коллегии Счетной палаты.
2. Содержание оперативного контроля
2.1. Оперативный контроль - это контроль процесса исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществляемый в целях определения соответствия их фактического исполнения законодательно утвержденным показателям федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Оперативный контроль осуществляется посредством проведения контрольных, экспертно-аналитических, организационных и иных мероприятий.
2.2. Задачами оперативного контроля являются:
определение полноты и своевременности поступления денежных средств федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов и их расходования в ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
определение объема и структуры государственного долга Российской Федерации, размеров профицита (дефицита) федерального бюджета, источников финансирования дефицита федерального бюджета;
определение законности и эффективности приватизации, распоряжения, управления и использования федерального имущества;
установление соответствия фактических показателей показателям, утвержденным федеральными законами о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, показателям прогноза поступлений доходов федерального бюджета, сводной бюджетной росписи федерального бюджета (далее - сводная бюджетная роспись), выявление отклонений и их анализ;
выявление негативных тенденций и нарушений в ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, внесение предложений по их устранению.
2.3. При осуществлении оперативного контроля анализируются:
ход реализации приоритетов Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в соответствующем финансовом году и иных программных документах Президента Российской Федерации;
ход реализации общегосударственных программных документов, утвержденных высшими органами государственной власти Российской Федерации, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года;
основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации, оценка их ожидаемого исполнения за год;
риски невыполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов в текущем периоде вследствие изменения социально-экономической ситуации, внешнеэкономической конъюнктуры, бюджетного законодательства, законодательства о налогах и сборах и таможенного законодательства;
ход исполнения доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
источники финансирования дефицита федерального бюджета, объемы Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, состояние государственного долга Российской Федерации;
эффективность использования и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
эффективность использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации и Федерального дорожного фонда;
ход реализации Федеральной адресной инвестиционной программы, государственных программ, федеральных целевых программ;
эффективность и целесообразность распоряжения, управления и использования федеральной собственности;
ход реализации мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов и реализации основных направлений Национальной стратегии противодействия коррупции;
качество финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета;
состояние и эффективность внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля);
исполнение показателей прогноза поступлений доходов федерального бюджета;
составление и ведение сводной бюджетной росписи;
обоснованность изменений, вносимых в сводную бюджетную роспись, с использованием комплекса программных средств "КПС Роспись";
сводная бюджетная роспись с учетом внесенных изменений;
реестры расходных обязательств субъектов бюджетного планирования и государственных внебюджетных фондов;
реестр государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) федеральными государственными органами;
публичные нормативные обязательства;
кассовый план;
подготовка и принятие федеральными органами исполнительной власти и Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
На основе проведенного анализа по итогам исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за январь - сентябрь текущего года осуществляется оценка ожидаемого исполнения бюджетов до конца финансового года, подготовка предложений по корректировке и исполнению в полном объеме показателей федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов.
2.4. В процессе осуществления оперативного контроля контролируется соблюдение:
бюджетного законодательства при составлении, утверждении и доведении показателей сводной бюджетной росписи, а также при внесении изменений в сводную бюджетную роспись;
принципов бюджетной системы Российской Федерации, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в том числе в части соблюдения принципов разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета; сбалансированности федерального бюджета; результативности и эффективности использования средств федерального бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов федерального бюджета;
ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации при перемещении бюджетных ассигнований;
требований Бюджетного кодекса Российской Федерации по использованию доходов, фактически полученных при исполнении федерального бюджета сверх утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете;
требований Бюджетного кодекса Российской Федерации при внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов.
2.5. Предметом оперативного контроля является процесс использования:
средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
средств бюджетов субъектов Российской Федерации в части действия контрольных полномочий Счетной палаты;
средств бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования в части средств, передаваемых из Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
федеральной собственности, в том числе имущества, переданного в оперативное управление и хозяйственное ведение;
других государственных средств в соответствии с законодательством.
Предметом оперативного контроля является также деятельность объектов контроля по:
использованию государственных средств;
реализации текстовых статей федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов;
исполнению доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
финансированию дефицита федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
исполнению показателей прогноза поступлений доходов федерального бюджета;
исполнению сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств, кассового плана;
доведению бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, внесению изменений в сводную бюджетную роспись;
исполнению публичных нормативных обязательств;
ведению расчетных документов, явившихся основанием для операции со средствами федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
составлению бюджетной и бухгалтерской отчетности участников бюджетного процесса;
составлению обязательной для всех участников бюджетного процесса финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2006 г. N 413 "Об утверждении форм документов финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета для представления в Счетную палату Российской Федерации" (с изменениями), либо иной отчетности, вводимой Правительством Российской Федерации по реализации приоритетных задач, поставленных Президентом Российской Федерации;
реализации мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов и реализации основных направлений Национальной стратегии противодействия коррупции;
организации внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля);
разработке и принятию нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти по реализации федерального закона о федеральном бюджете, приоритетов Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в соответствующем финансовом году и иных программных документах Президента Российской Федерации, а также по реализации общегосударственных программных документов, утвержденных высшими органами государственной власти Российской Федерации, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года;
выполнению основных макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации;
реализации программ государственных внутренних и внешних заимствований;
реализации программ государственных гарантий в валюте Российской Федерации и иностранной валюте;
реализации программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
соблюдению законодательных и иных нормативных правовых документов по распоряжению, управлению и использованию федеральной собственности;
ведению реестра федерального имущества, реестра государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) федеральными государственными органами, реестра показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности;
выполнению основных параметров денежно-кредитной политики;
внесению имущественных взносов Российской Федерации в государственные корпорации и государственные компании;
использованию бюджетными и автономными учреждениями, выделяемых из федерального бюджета субсидий на выполнение государственного задания;
использованию государственными корпорациями и государственными компаниями субсидий, в том числе в виде имущественных взносов Российской Федерации.
2.6. Объектами оперативного контроля являются:
Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), включая Гохран России и Пробирную палату;
Федеральное казначейство и территориальные органы Федерального казначейства;
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) и территориальные органы ФНС России;
Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) и территориальные органы ФТС России;
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) и территориальные органы Росимущества;
другие главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета, осуществляющие контроль полноты и своевременности поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в федеральный бюджет, а также сокращения задолженности по их уплате;
главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета, осуществляющие операции со средствами федерального бюджета в российской и иностранной валютах и иными государственными средствами;
главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета;
Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России), Сберегательный банк Российской Федерации и другие кредитные организации, уполномоченные осуществлять операции со средствами федерального бюджета;
Пенсионный фонд Российской Федерации;
Фонд социального страхования Российской Федерации;
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
государственные корпорации и государственные компании (в соответствии с федеральными законами);
бюджетные и автономные учреждения, получающие субсидии из федерального бюджета на выполнение государственного задания;
иные организации вне зависимости от видов и форм собственности, получающие, перечисляющие и использующие средства федерального бюджета, или использующие федеральную собственность, либо управляющие ею, а также имеющие предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
3. Правовая и информационная основы оперативного контроля
3.1. Правовой и информационной основой оперативного контроля являются:
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
Налоговый кодекс Российской Федерации;
Таможенный кодекс таможенного союза;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации";
федеральные законы о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов;
законодательные и иные нормативные правовые акты, принимаемые во исполнение федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов;
нормативные правовые акты, принимаемые для реализации приоритетов Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в соответствующем финансовом году и иных программных документах Президента Российской Федерации, а также по реализации общегосударственных программных документов, утвержденных высшими органами государственной власти Российской Федерации, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года;
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации", Регламент Счетной палаты, Приоритетные направления деятельности Счетной палаты, План работы Счетной палаты на текущий год;
утвержденная сводная бюджетная роспись и изменения, вносимые в нее;
утвержденные лимиты бюджетных обязательств;
казначейские уведомления;
прогноз поступлений доходов федерального бюджета;
кассовый план;
расходные расписания;
выписки из лицевых счетов главных распорядителей;
расчетные документы, явившиеся основанием для операций со средствами федерального бюджета;
бюджетная, бухгалтерская и статистическая отчетность, предоставляемая федеральными органами исполнительной власти, в том числе Минфином России, Федеральным казначейством, Росстатом, ФНС России, ФТС России, Росимуществом, государственными внебюджетными фондами, а также отчетность, предоставляемая Банком России и другими кредитными организациями;
обязательная для всех участников бюджетного процесса финансовая отчетность об исполнении федерального бюджета;
данные, получаемые по запросам Счетной палаты;
результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых Счетной палатой.
3.2. Для автоматизации работ в процессе осуществления оперативного контроля информационные ресурсы размещаются в базе данных Счетной палаты в соответствии с Положением по формированию и использованию базы данных Счетной палаты по контролю за исполнением федерального бюджета, утвержденным решением Коллегии Счетной палаты (протокол от 19 июля 2002 г. N 25 (308)).
4. Основные этапы оперативного контроля
Оперативный контроль осуществляется по направлениям деятельности Счетной палаты, возглавляемым аудиторами Счетной палаты (далее - направления деятельности Счетной палаты), Сводным департаментом аппарата Счетной палаты (далее - Сводный департамент) при информационном и ином обеспечении другими департаментами аппарата Счетной палаты.
Оперативный контроль за ходом исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов проводится в три этапа:
а) первый этап - подготовка форм и документов, необходимых для осуществления оперативного контроля;
б) второй этап - непосредственное осуществление оперативного контроля;
в) третий этап - подготовка и оформление результатов оперативного контроля.
4.1. Подготовка форм и документов, необходимых
для осуществления оперативного контроля
4.1.1. Сводный департамент при взаимодействии с департаментами по направлениям деятельности Счетной палаты и Департаментом информатизации аппарата Счетной палаты (далее - Департамент информатизации) после принятия федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов:
а) разрабатывает:
проекты форм оперативных отчетов о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по направлениям деятельности Счетной палаты в соответствии с Содержанием направлений деятельности Счетной палаты, возглавляемых аудиторами Счетной палаты;
проект сводной формы оперативного отчета о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, ежеквартально представляемого палатам Федерального Собрания Российской Федерации;
б) согласовывает с аудиторами Счетной палаты и Департаментом информатизации проекты форм оперативного отчета о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
в) обеспечивает:
представление на рассмотрение и утверждение Коллегией Счетной палаты проектов форм оперативных отчетов по направлениям деятельности Счетной палаты, сводной формы оперативного отчета о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
направление на согласование в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и на утверждение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта сводной формы оперативного отчета о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов после ее утверждения Коллегией Счетной палаты;
г) подготавливает и согласовывает с аудиторами Счетной палаты предложения по распределению текстовых статей федерального закона о федеральном бюджете между департаментами по направлениям деятельности Счетной палаты с целью обеспечения контроля за их исполнением;
д) обеспечивает представление согласованных с аудиторами Счетной палаты предложений по распределению текстовых статей федерального закона о федеральном бюджете на рассмотрение и утверждение Коллегией Счетной палаты;
е) подготавливает и согласовывает с аудиторами Счетной палаты единую программу проверки и анализа хода исполнения федерального бюджета на текущий финансовый год в целях получения информации от участников бюджетного процесса по запросам Счетной палаты;
ж) обеспечивает представление согласованной с аудиторами Счетной палаты единой программы проверки и анализа хода исполнения федерального бюджета на текущий финансовый год на рассмотрение и утверждение Коллегией Счетной палаты.
4.1.2. Департамент информатизации в соответствии с Планом работы Счетной палаты при взаимодействии с департаментами по направлениям деятельности Счетной палаты и Сводным департаментом:
осуществляет разработку предложений по дополнению и изменению форм обязательной для участников бюджетного процесса финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета;
обеспечивает направление в Правительство Российской Федерации дополнений и изменений в формы обязательной для всех участников бюджетного процесса финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета;
подготавливает и согласовывает с департаментами по направлениям деятельности Счетной палаты и Сводным департаментом запросы на представление информации, необходимой для осуществления оперативного контроля;
подготавливает проекты соглашений (регламентов), изменения и дополнения к ним, определяющие порядок информационного взаимодействия Счетной палаты и участников бюджетного процесса, осуществляет их согласование с департаментами по направлениям деятельности Счетной палаты, возглавляемыми аудитором Счетной палаты, Сводным департаментом аппарата Счетной палаты, и участниками бюджетного процесса и вносит на рассмотрение Председателя Счетной палаты. Соглашение регламентирует информационное взаимодействие Счетной палаты и участников бюджетного процесса при передаче Счетной палате документов и информации, на основании которых осуществлялись операции со средствами федерального бюджета, а также плановых, отчетных и иных документов об исполнении федерального бюджета. Виды и формы представления передаваемых документов и информации определяются соответствующими приложениями к Соглашению.
4.2. Непосредственное осуществление оперативного контроля
В соответствии с планом работы Счетной палаты с января по декабрь текущего финансового года осуществляются проверка и анализ хода исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, законности и своевременности движения средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных кредитных организациях, состояния государственного долга Российской Федерации и использования кредитных ресурсов, распоряжения, управления и использования федеральной собственности, использования и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в текущем финансовом году.
4.2.1. Функции департаментов аппарата Счетной палаты при непосредственном осуществлении оперативного контроля.
4.2.1.1. Департамент информатизации:
направляет запросы на предоставление информации:
необходимой для проведения указанного в пункте 4.2 мероприятия. Периодичность запросов определяется в ходе проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия;
по реализации приоритетов Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в соответствующем финансовом году и иных программных документах Президента Российской Федерации, а также по реализации общегосударственных программных документов, утвержденных высшими органами государственной власти Российской Федерации;
осуществляет контроль за полнотой информации, передаваемой Минфином России, Федеральным казначейством, ФНС России, ФТС России и другими участниками бюджетного процесса, для формирования базы данных Счетной палаты;
обеспечивает:
в установленном порядке получение, обработку и ввод в базу данных Счетной палаты полученной по запросам информации, необходимой для проведения указанного в пункте 4.2 мероприятия;
своевременное получение, обработку и ввод в базу данных Счетной палаты информации, получаемой в соответствии с соглашениями об информационном взаимодействии Минфина России и Федерального казначейства со Счетной палатой;
размещение на внутреннем информационном портале материалов, необходимых для осуществления оперативного контроля;
ввод в течение года в базу данных Счетной палаты утвержденной сводной бюджетной росписи и сводной бюджетной росписи с учетом изменений;
ввод в базу данных Счетной палаты информации по ежеквартальным отчетам об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
получение и обработку информации, получаемой из ФНС России, ФТС России, Росстата и других источников;
ввод в базу данных Счетной палаты показателей прогноза поступлений доходов федерального бюджета;
формирование электронной базы данных изменений, вносимых в сводную бюджетную роспись;
доступ пользователей к базе данных Счетной палаты с помощью аппаратно-программных комплексов "Полигон СП", "Эксперт СП", "КПС Роспись", "КПС Оперконтроль", "КПС "ККМ СП-АУДИТ";
предоставление пользователям информации, получаемой на бумажных носителях или в файловом виде и не подлежащей загрузке в базу данных Счетной палаты;
информационно-технологическую поддержку проверки соответствия сводной бюджетной росписи федеральному закону о федеральном бюджете в срок до 1 марта текущего года на основе прикладного программного комплекса "Полигон СП", "КПС Роспись";
проводит совместно со Сводным департаментом уточнение введенных в базу данных Счетной палаты показателей по изменению сводной бюджетной росписи;
представляет:
а) департаментам по направлениям деятельности Счетной палаты:
обязательную финансовую отчетность, полученную от участников бюджетного процесса, включая государственные внебюджетные фонды, на электронных и бумажных носителях - не позднее 12 числа месяца, следующего за отчетным (ежемесячно);
доступ на внутреннем информационном портале и в ПК "Полигон СП" к ежемесячной отчетности Минфина России и Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета, получаемую Счетной палатой от Минфина России и Федерального казначейства, - на второй день после ее получения;
доступ в ПК "Полигон СП" к сводной информации по классификации расходов бюджетов, в том числе в разрезе ведомственной структуры расходов федерального бюджета, классификации доходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов, классификации операций сектора государственного управления бюджетной системы Российской Федерации на основе полученной от участников бюджетного процесса финансовой отчетности - до 15 числа месяца, следующего за отчетным;
доступ в ПК "Полигон СП" к оперативной информации о доведении и распределении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в разрезе разделов и подразделов классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, полученную по данным лицевых счетов главных распорядителей средств федерального бюджета в электронном виде - не позднее 9 числа месяца, следующего за отчетным;
доступ в КПС "Роспись" к информации об изменениях, вносимых в сводную бюджетную роспись, сформированную на основании справок о внесении изменений в сводную бюджетную роспись и докладных записок к ним;
доступ в ПК "Полигон СП" к информации о кассовых поступлениях, кассовых выбытиях средств федерального бюджета и кассовых операциях по погашению источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета (формы N 0521469 и N 0521432) - не позднее 11 числа месяца, следующего за отчетным;
б) Сводному департаменту:
доступ на внутреннем информационном портале и в ПК "Полигон СП" к ежемесячной отчетности Минфина России и Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета - на второй день после ее получения;
оперативные отчеты - не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным;
доступ в ПК "Полигон СП" к оперативной информации о доведении и распределении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в разрезе разделов и подразделов классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в электронном виде, полученную по данным лицевых счетов главных распорядителей средств федерального бюджета, - не позднее 9 числа месяца, следующего за отчетным;
доступ в КПС "Роспись" к информации об изменениях, вносимых в сводную бюджетную роспись, сформированную на основании справок о внесении изменений в сводную бюджетную роспись и докладных записок к ним;
доступ в ПК "Полигон СП" к информации о кассовых выбытиях средств федерального бюджета и кассовых операциях по погашению источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета (форма N 0521469) - не позднее 11 числа месяца, следующего за отчетным.
4.2.1.2. Департаменты по направлениям деятельности Счетной палаты в пределах своей компетенции:
проводят контрольные и экспертно-аналитические мероприятия по проверке:
хода исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, законности и своевременности движения средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных кредитных организациях, состояния государственного долга Российской Федерации и использования кредитных ресурсов, распоряжения, управления и использования федеральной собственности, использования и управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в текущем финансовом году;
полноты поступления, целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на мероприятия по реализации приоритетов Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в соответствующем финансовом году и иных программных документах Президента Российской Федерации;
осуществляют анализ:
реализации основных задач, определенных Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
реализации общегосударственных программных документов, утвержденных высшими органами государственной власти Российской Федерации, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года;
реализации мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов и реализации основных направлений Национальной стратегии противодействия коррупции;
качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета;
состояния и эффективности внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляемого федеральными государственными органами;
обоснованности внесенных изменений в сводную бюджетную роспись, соответствия докладных записок справкам об изменениях по показателям, закрепленным Содержанием направлений деятельности Счетной палаты, возглавляемых аудиторами Счетной палаты, в разрезе ведомственной структуры расходов федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета и операций сектора государственного управления с использованием программного комплекса "КПС Роспись";
сводной бюджетной росписи с учетом внесенных изменений по показателям, закрепленным Содержанием направлений деятельности Счетной палаты, возглавляемых аудиторами Счетной палаты;
показателей прогноза поступлений доходов федерального бюджета;
показателей кассового плана;
исполнения публичных нормативных обязательств;
своевременности подготовки и принятия федеральными органами исполнительной власти и Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;
реализации предложений Счетной палаты, содержащихся в информационных письмах и иных документах, направленных Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, федеральным государственным органам по результатам оперативного контроля;
используют:
электронную базу данных Счетной палаты, формируемую Департаментом информатизации на основе расчетных документов, явившихся основанием для операций со средствами федерального бюджета на счетах Федерального казначейства и УФК по г. Москве, информации по доведению и распределению бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, бюджетной отчетности, предоставляемой главными администраторами бюджетных средств, отчетности Федерального казначейства, а также информации, поступающей по запросам Счетной палаты;
данные отчета Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета по состоянию на первое число последнего месяца отчетного периода;
информацию, получаемую Счетной палатой по запросам, расчетные документы, явившиеся основанием для операций со средствами федерального бюджета, бюджетную отчетность об исполнении федерального бюджета, представляемую в Счетную палату, информацию по доведению и распределению бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в разрезе разделов и подразделов классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, полученную по данным лицевых счетов главных распорядителей, а также экспертно-аналитические расчеты для оценки исполнения федерального бюджета в последнем месяце отчетного периода.
4.2.1.3. Сводный департамент:
осуществляет анализ основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации, пофакторный анализ влияния макроэкономических условий на исполнение федерального бюджета за отчетный период, сравнительный анализ основных макроэкономических показателей, принятых в расчетах к федеральному закону о федеральном бюджете, фактически сложившихся показателей за отчетный период и показателей, сложившихся в соответствующем периоде предыдущего года, дает оценку точности основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, учтенных в расчетах к федеральному закону о федеральном бюджете;
осуществляет сводный анализ реализации приоритетов Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в соответствующем финансовом году и иных программных документах Президента Российской Федерации;
осуществляет сводный анализ реализации общегосударственных программных документов, утвержденных высшими органами государственной власти Российской Федерации, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года;
осуществляет свод результатов анализа:
обоснованности изменений, вносимых в сводную бюджетную роспись с использованием комплекса программных средств "КПС Роспись";
показателей сводной бюджетной росписи с учетом внесенных изменений;
показателей прогноза поступлений доходов федерального бюджета;
показателей кассового плана;
исполнения публичных нормативных обязательств;
реализации предложений Счетной палаты, содержащихся в информационных письмах и иных документах, направленных Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, федеральным государственным органам по результатам оперативного контроля;
состояния и эффективности внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляемого федеральными государственными органами;
обеспечивает обобщение результатов оперативного контроля, а также результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых департаментами по направлениям деятельности Счетной палаты, в том числе по проверке полноты поступления, целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на мероприятия по реализации приоритетных задач, поставленных Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в соответствующем финансовом году и иных программных документах Президента Российской Федерации;
осуществляет при помощи программного комплекса "КПС Роспись" сводный контроль хода исполнения федерального бюджета, изменений, вносимых в федеральный закон о федеральном бюджете, а также анализ обоснованности изменений сводной бюджетной росписи, соответствия докладных записок справкам об изменениях сводной бюджетной росписи;
проводит совместно с Департаментом информатизации и департаментами по направлениям деятельности Счетной палаты уточнение комплекса программных средств "КПС Роспись";
проводит проверку соблюдения сроков составления, утверждения и доведения показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств, соответствия утвержденной сводной бюджетной росписи федеральному закону о федеральном бюджете;
осуществляет контроль за устранением недостатков, выявленных в ходе оперативного контроля, а также проверки доведения и исполнения показателей сводной бюджетной росписи.
4.3. Подготовка и оформление результатов
оперативного контроля
По результатам оперативного контроля в Счетной палате подготавливаются следующие документы:
оперативный отчет Счетной палаты (ежемесячно нарастающим итогом) с приложениями, по формам, утвержденным в установленном порядке, и сводная аналитическая записка о ходе исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов за соответствующий период текущего финансового года в сравнении с показателями, утвержденными указанными законами, показателями прогноза поступлений доходов федерального бюджета, сводной бюджетной росписи;
оперативный отчет Счетной палаты (ежеквартально нарастающим итогом) с приложениями, по формам, утвержденным в установленном порядке, информация о ходе исполнения текстовых статей федерального закона о федеральном бюджете и сводная аналитическая записка о ходе исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов за соответствующий период текущего финансового года в сравнении с показателями, утвержденными указанными федеральными законами, показателями прогноза поступлений доходов федерального бюджета и сводной бюджетной росписи;
информация Счетной палаты об исполнении федерального бюджета, подготовленная на основе результатов оперативного контроля, а также данных отчетности Минфина России, Федерального казначейства, главных администраторов средств федерального бюджета и иных участников бюджетного процесса, за предыдущий финансовый год;
отчет о результатах проверки соблюдения сроков составления, утверждения и доведения показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств, соответствия утвержденной сводной бюджетной росписи федеральному закону о федеральном бюджете;
заключения Счетной палаты на законопроекты о внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (доклады о состоянии поступлений доходов и средств от заимствований в федеральный бюджет) при поступлении в Счетную палату соответствующих законопроектов.
4.3.1. Департаменты по направлениям деятельности Счетной палаты в течение текущего финансового года:
4.3.1.1. Подготавливают ежемесячно:
нарастающим итогом оперативные отчеты о ходе исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов за соответствующий период текущего финансового года с приложениями в сравнении с показателями, утвержденными указанными законами, показателями прогноза поступлений доходов федерального бюджета и сводной бюджетной росписи;
информацию о реализации приоритетных национальных проектов;
информацию о внесенных в сводную бюджетную роспись изменениях, сформированную на основании справок об изменениях сводной бюджетной росписи и докладных записок к ним;
ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным (за исключением апреля, июля, октября), департаменты по направлениям деятельности Счетной палаты, не осуществляющие свод и комплексный анализ показателей федерального бюджета в соответствии с Содержанием направлений деятельности Счетной палаты, возглавляемых аудиторами Счетной палаты, и указаниями в формах оперативных отчетов о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на текущий финансовый год, представляют за подписью директора соответствующего департамента или начальника инспекции, ответственного за осуществление оперативного контроля, в Сводный департамент:
нарастающим итогом оперативные отчеты о ходе исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов с приложениями в табличной форме. Копии их в рабочем порядке передаются в департаменты по направлениям деятельности Счетной палаты, осуществляющие свод и комплексный анализ показателей федерального бюджета, в соответствии с Содержанием направлений деятельности Счетной палаты, возглавляемых аудиторами Счетной палаты, и указаниями в формах оперативных отчетов о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на текущий финансовый год;
информацию о реализации приоритетных задач, поставленных Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в соответствующем финансовом году и иных программных документах Президента Российской Федерации;
информацию о внесенных в сводную бюджетную роспись изменениях, сформированную на основании справок об изменениях сводной бюджетной росписи и докладных записок к ним в случае выявленных нарушений, либо несоответствий между докладными записками департаментов Минфина России и справками к ним;
ежемесячно не позднее 16 числа месяца, следующего за отчетным (за исключением апреля, июля, октября), департаменты по направлениям деятельности Счетной палаты, осуществляющие свод и комплексный анализ показателей федерального бюджета, получаемых от других департаментов по направлениям деятельности Счетной палаты, в соответствии с Содержанием направлений деятельности Счетной палаты, возглавляемых аудиторами Счетной палаты, и указаниями в формах оперативных отчетов о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на текущий финансовый год, представляют за подписью директора соответствующего департамента или начальника инспекции, ответственного за осуществление оперативного контроля, в Сводный департамент:
нарастающим итогом оперативные отчеты о ходе исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов с приложениями в табличной форме;
информацию о реализации приоритетных задач, поставленных Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в соответствующем финансовом году и иных программных документах Президента Российской Федерации;
информацию о внесенных в сводную бюджетную роспись изменениях, сформированную на основании справок об изменениях сводной бюджетной росписи и докладных записок к ним в случае выявленных нарушений, либо несоответствий между докладными записками департаментов Минфина России и справками к ним.
4.3.1.2. Подготавливают ежеквартально:
нарастающим итогом оперативные отчеты о ходе исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов за соответствующий период текущего финансового года с приложениями в сравнении с показателями, утвержденными указанными федеральными законами, показателями прогноза поступлений доходов федерального бюджета, сводной бюджетной росписи, информацию о ходе исполнения текстовых статей федерального закона о федеральном бюджете и аналитическую записку;
не позднее 15 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным кварталом, департаменты по направлениям деятельности Счетной палаты, не осуществляющие свод и комплексный анализ показателей федерального бюджета в соответствии с Содержанием направлений деятельности Счетной палаты, возглавляемых аудиторами Счетной палаты, и указаниями в формах оперативных отчетов о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на текущий финансовый год:
представляют Председателю Счетной палаты оперативные отчеты о ходе исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов с приложениями, информацию о ходе исполнения текстовых статей федерального закона о федеральном бюджете и аналитическую записку по направлению деятельности Счетной палаты, за подписью аудитора Счетной палаты, возглавляющего соответствующее направление деятельности Счетной палаты. Копии указанных документов в рабочем порядке передаются в Сводный департамент для анализа и обобщения;
передают другим департаментам по направлениям деятельности Счетной палаты данные за подписью директора соответствующего департамента или начальника инспекции, ответственного за осуществление оперативного контроля, которые включаются в соответствии с Содержанием направлений деятельности Счетной палаты, возглавляемых аудиторами Счетной палаты, и указаниями в формах оперативных отчетов о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на текущий год в сводные показатели оперативных отчетов о ходе исполнения федерального бюджета;
не позднее 16 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным кварталом, департаменты по направлениям деятельности Счетной палаты, осуществляющие свод и комплексный анализ показателей федерального бюджета, получаемых от других департаментов по направлениям деятельности Счетной палаты, в соответствии с Содержанием направлений деятельности Счетной палаты, возглавляемых аудиторами Счетной палаты, и указаниями в формах оперативных отчетов о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на текущий финансовый год:
представляют Председателю Счетной палаты оперативные отчеты о ходе исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов с приложениями, информацию о ходе исполнения текстовых статей федерального закона о федеральном бюджете и аналитическую записку по направлению деятельности Счетной палаты за подписью аудитора Счетной палаты, возглавляющего соответствующее направление деятельности Счетной палаты. Копии указанных документов в рабочем порядке передаются в Сводный департамент для анализа и обобщения.
Оперативный отчет о ходе исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год с приложениями, информацию о ходе исполнения текстовых статей федерального закона о федеральном бюджете, а также аналитическую записку по направлению деятельности Счетной палаты аудиторы Счетной палаты, возглавляющие направления деятельности Счетной палаты, представляют Председателю Счетной палаты не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным годом. Копии указанных документов в рабочем порядке передаются в Сводный департамент для анализа и обобщения.
Аналитическая записка о ходе исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов по направлению деятельности Счетной палаты за соответствующий период текущего финансового года оформляется в соответствии с "Инструкцией по делопроизводству в Счетной палате Российской Федерации" (п. 2.16) и должна содержать не более 10 страниц текста.
При подготовке оперативных отчетов о ходе исполнения федерального бюджета департаменты по направлениям деятельности Счетной палаты используют результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Департаменты по направлениям деятельности Счетной палаты в пределах своей компетенции в аналитической записке к ежеквартальным оперативным отчетам о ходе исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов за соответствующий период текущего финансового года отражают:
результаты анализа:
особенностей хода исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов;
влияния макроэкономических условий на исполнение федерального бюджета, полноту и своевременность поступления денежных средств в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
исполнения доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и в сравнении с показателями прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет, исполнения расходов по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов, включая результаты анализа по подразделам наиболее значительных отклонений расходов от бюджетных назначений и доведенных Минфином России объемов бюджетных ассигнований до главных распорядителей средств федерального бюджета, повлиявших на исполнение расходов в целом по разделу, и результаты анализа исполнения указанных подразделов главными распорядителями средств федерального бюджета, имеющих в них наибольший удельный вес, поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета и погашения источников финансирования дефицита федерального бюджета в сравнении с показателями, утвержденными федеральными законами о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, и сводной бюджетной росписью с учетом внесенных изменений;
отклонений показателей исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов от показателей, утвержденных федеральными законами о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов, и сводной бюджетной росписью с учетом внесенных изменений;
реализации приоритетных национальных проектов и мероприятий демографической политики в Российской Федерации в текущем финансовом году;
реализации Федеральной адресной инвестиционной программы на текущий финансовый год, государственных программ, включая федеральные целевые программы;
обоснованности внесенных в сводную бюджетную роспись изменений, соответствия содержания предлагаемых изменений, указанных в докладных записках, основаниям для внесения изменений, указанным в справках;
подготовки нормативных правовых актов, принимаемых для реализации приоритетов Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в соответствующем финансовом году и иных программных документах Президента Российской Федерации, а также по реализации общегосударственных программных документов, утвержденных высшими органами государственной власти Российской Федерации, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года;
реализации приоритетов Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в соответствующем финансовом году и иных программных документах Президента Российской Федерации;
реализации общегосударственных программных документов, утвержденных высшими органами государственной власти Российской Федерации, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года;
своевременности подготовки и принятия федеральными органами исполнительной власти и Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;
качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета;
состояния и эффективности внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляемого федеральными органами исполнительной власти;
тематических проверок, в том числе выявленных нарушений бюджетного законодательства, законодательства о налогах и сборах, таможенного законодательства, фактов нецелевого использования средств федерального бюджета, иных нарушений и недостатков;
эффективности исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов;
влияния негативных тенденций развития экономики и нарушений бюджетного законодательства, законодательства о налогах и сборах и таможенного законодательства на ход исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов и предложения по их устранению;
объема и структуры государственного долга Российской Федерации, размеров профицита (дефицита) федерального бюджета;
состояния Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, использования и управления средствами этих фондов;
формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, Федерального дорожного фонда;
оценку ожидаемого исполнения доходов, расходов, источников финансирования дефицита федерального бюджета, ожидаемых объемов Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, государственного долга до конца финансового года по итогам исполнения федерального бюджета за первое полугодие и 9 месяцев текущего финансового года;
выводы и предложения.
В случае выявления значительных отклонений фактических показателей исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов от показателей, утвержденных указанными федеральными законами, показателей прогноза поступлений доходов федерального бюджета и сводной бюджетной росписи, а также нарушений бюджетного законодательства, законодательства о налогах и сборах, таможенного законодательства, в аналитической записке указываются причины таких нарушений и отклонений, предлагаются меры по их устранению, по эффективному использованию государственных средств, совершенствованию бюджетного процесса, бюджетного законодательства и организации исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов.
Ежемесячные и ежеквартальные оперативные отчеты подготавливаются департаментами по направлениям деятельности Счетной палаты по формам, утверждаемым Коллегией Счетной палаты.
Данные ежемесячных и ежеквартальных оперативных отчетов вводятся в программный модуль "КПС Оперконтроль" специалистами департаментов по направлениям деятельности Счетной палаты со своих автоматизированных рабочих мест.
4.3.1.3. Подготавливают по результатам оперативного контроля на основе данных отчетности Минфина России, Федерального казначейства, главных администраторов средств федерального бюджета и иных участников бюджетного процесса информацию об исполнении федерального бюджета за предыдущий финансовый год.
Указанная информация представляется аудиторами Счетной палаты Председателю Счетной палаты не позднее 15 рабочих дней до заседания Коллегии Счетной палаты по ее рассмотрению, копия предается в Сводный департамент для анализа и обобщения.
Департаменты по направлениям деятельности Счетной палаты, не осуществляющие комплексный анализ показателей федерального бюджета в соответствии с Содержанием направлений деятельности Счетной палаты, возглавляемых аудиторами Счетной палаты, представляют информацию об исполнении федерального бюджета, подготовленную на основе результатов оперативного контроля, а также данных отчетности Минфина России, Федерального казначейства, главных администраторов средств федерального бюджета и иных участников бюджетного процесса, за предыдущий финансовый год за подписью директора соответствующего департамента или начальника инспекции, ответственного за осуществление оперативного контроля, другим департаментам по направлениям деятельности Счетной палаты, осуществляющим комплексный анализ показателей федерального бюджета в соответствии с Содержанием направлений деятельности Счетной палаты, возглавляемых аудиторами Счетной палаты, не позднее 17 рабочих дней до заседания Коллегии Счетной палаты по рассмотрению указанной информации.
Департаменты по направлениям деятельности Счетной палаты подготавливают по результатам оперативного контроля информацию об объемах внесенных в сводную бюджетную роспись изменений и их обоснованности.
Результаты проверки сводной бюджетной росписи и изменений, вносимых в нее, используются департаментами по направлениям деятельности Счетной палаты при подготовке информации по отчету об исполнении федерального бюджета.
Департаменты по направлениям деятельности Счетной палаты в пределах своей компетенции в информацию об исполнении федерального бюджета, подготовленную на основе результатов оперативного контроля, а также данных отчетности Минфина России, Федерального казначейства, главных администраторов средств федерального бюджета и иных участников бюджетного процесса за предыдущий финансовый год включают:
анализ:
организации исполнения федерального закона о федеральном бюджете;
исполнения показателей федерального бюджета в сравнении с показателями, утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете, показателями прогноза поступлений доходов федерального бюджета, сводной бюджетной росписи с учетом внесенных изменений;
обоснованности внесения изменений в сводную бюджетную роспись, соответствие содержания докладных записок справкам об изменении бюджетной росписи;
причин значительных отклонений фактических показателей исполнения федерального закона о федеральном бюджете от показателей, предусмотренных указанным федеральным законом, показателями прогноза поступлений доходов федерального бюджета и сводной бюджетной росписи с учетом внесенных изменений;
наиболее значительных отклонений расходов в разрезе подразделов от доведенных Минфином России объемов бюджетных ассигнований до главных распорядителей средств федерального бюджета, повлиявших на исполнение расходов в целом по разделу, и анализ исполнения указанных подразделов главными распорядителями средств федерального бюджета, имеющих в них наибольший удельный вес;
результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, включая анализ эффективности исполнения федерального бюджета на текущий финансовый год;
нарушений, допущенных в ходе исполнения федерального закона о федеральном бюджете и возможных последствий в случае их несвоевременного устранения;
реализации предложений Счетной палаты, содержащихся в информационных письмах и иных документах, направленных Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, федеральным государственным органам по результатам оперативного контроля;
реализации приоритетов Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в соответствующем финансовом году и иных программных документах Президента Российской Федерации;
реализации общегосударственных программных документов, утвержденных высшими органами государственной власти Российской Федерации, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года;
своевременности подготовки и принятия ведомственных нормативных актов и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и бюджетах государственных внебюджетных фондов;
реализации мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов и реализации основных направлений Национальной стратегии противодействия коррупции;
эффективности использования средств федерального бюджета;
бюджетных рисков исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
соблюдения бюджетного законодательства при внесении изменений в сводную бюджетную роспись Минфином России в отчетном периоде текущего финансового года;
исполнения доходов, расходов, источников финансирования дефицита федерального бюджета, использования средств Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, состояния государственного долга по итогам исполнения федерального бюджета;
основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации;
качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета;
состояния и эффективности внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляемого федеральными государственными органами;
хода реализации приоритетных национальных проектов и мероприятий демографической политики в Российской Федерации;
использования государственными корпорациями и государственными компаниями субсидий, в том числе в виде имущественных взносов Российской Федерации;
хода реализации Федеральной адресной инвестиционной программы, государственных программ, федеральных целевых программ;
формирования и эффективности использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации и Федерального дорожного фонда;
достижения целей, задач и показателей деятельности субъектов бюджетного планирования по итогам финансового года на основании имеющихся статистических данных;
предложения по совершенствованию бюджетного законодательства, законодательства о налогах и сборах, таможенного законодательства, развитию бюджетной системы Российской Федерации;
выводы и предложения.
К информации об исполнении федерального бюджета, подготовленной на основе результатов оперативного контроля, а также данных отчетности Минфина России, Федерального казначейства, главных администраторов средств федерального бюджета и иных участников бюджетного процесса, прилагается материал о ходе исполнения текстовых статей федерального закона о федеральном бюджете.
4.3.1.4. Подготавливают предложения к заключениям Счетной палаты на законопроекты о внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (доклады о состоянии поступлений доходов и средств от заимствований в федеральный бюджет) при поступлении в Счетную палату соответствующих законопроектов.
4.3.2. Сводный департамент в течение текущего финансового года:
4.3.2.1. Анализирует и обобщает полученные материалы от департаментов по направлениям деятельности Счетной палаты по результатам оперативного контроля.
Включает результаты проверки соблюдения сроков составления, утверждения и доведения показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств, соответствия утвержденной сводной бюджетной росписи федеральному закону о федеральном бюджете, результаты иных проверок, а также экспертно-аналитических мероприятий в сводную аналитическую записку о ходе исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и информацию по отчетам об исполнении федерального бюджета за соответствующий отчетный период.
4.3.2.2. Подготавливает ежемесячно нарастающим итогом оперативный отчет о ходе исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов за соответствующий период текущего финансового года по показателям, утверждаемым в сводной форме оперативного отчета на текущий финансовый год и аналитическую записку (информацию) к нему в объеме, как правило, не более 7 страниц текста, и не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, представляет Председателю Счетной палаты для направления членам Коллегии Счетной палаты.
4.3.2.3. Подготавливает ежеквартально оперативный отчет о ходе исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов по форме, утверждаемой Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации, информацию о ходе исполнения текстовых статей федерального закона о федеральном бюджете и сводную аналитическую записку к нему не позднее 25 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным кварталом, для последующего рассмотрения их Коллегией Счетной палаты. Сводная аналитическая записка к ежеквартальному отчету о ходе исполнения федерального бюджета должна содержать, как правило, не более 50 страниц текста, включая отдельным разделом информацию о реализации приоритетов Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в соответствующем финансовом году и иных программных документах Президента Российской Федерации, а также о реализации общегосударственных программных документов, утвержденных высшими органами государственной власти Российской Федерации, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.
Оперативный отчет, информация о ходе исполнения текстовых статей федерального закона о федеральном бюджете и сводная аналитическая записка о ходе исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год подготавливается не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным годом.
Обеспечивает направление ежеквартального оперативного отчета, информации о ходе исполнения текстовых статей федерального закона о федеральном бюджете, сводной аналитической записки о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. По решению Коллегии Счетной палаты аудиторы Счетной палаты обеспечивают направление соответствующих аналитических записок по направлениям деятельности о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в профильные комитеты и комиссии палат Федерального Собрания Российской Федерации.
4.3.2.4. Подготавливает по результатам оперативного контроля на основе данных отчетности Минфина России, Федерального казначейства, главных администраторов средств федерального бюджета и иных участников бюджетного процесса информацию Счетной палаты об исполнении федерального бюджета за предыдущий финансовый год.
Указанная информация готовится в формате заключения Счетной палаты на отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и должна содержать, как правило, не более 100 страниц текста.
4.3.2.5. Подготовленная по результатам оперативного контроля на основе данных отчетности Минфина России, Федерального казначейства, главных администраторов средств федерального бюджета и иных участников бюджетного процесса в формате заключения Счетной палаты на отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год информация Счетной палаты об исполнении федерального бюджета за предыдущий финансовый год представляется на рассмотрение Коллегией Счетной палаты в установленном порядке.
4.3.2.6. Подготавливает в случае выявления нарушений в ходе исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов и вносит на рассмотрение Коллегии Счетной палаты проекты информационных писем Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, проекты представлений Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти о результатах оперативного контроля за ходом исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов для принятия мер по устранению выявленных нарушений.
Ежеквартальный оперативный отчет, информация о ходе исполнения текстовых статей федерального закона о федеральном бюджете, сводная аналитическая записка и аналитические записки по направлениям деятельности Счетной палаты по решению Коллегии Счетной палаты могут направляться в Правительство Российской Федерации.
4.3.2.7. Подготавливает заключения Счетной палаты на законопроекты о внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (доклады о состоянии поступлений доходов и средств от заимствований в федеральный бюджет) с учетом предложений департаментов по направлениям деятельности Счетной палаты, возглавляемым аудиторами Счетной палаты, при поступлении в Счетную палату соответствующих законопроектов.