"СОД 17. Проведение Счетной палатой Российской Федерации контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации. Стандарт организации деятельности"
Утвержден
Коллегией Счетной палаты
Российской Федерации
протокол
от 28 апреля 2012 г. N 19К (852)
СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОД 17. ПРОВЕДЕНИЕ
СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОНТРОЛЬНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ С УЧАСТИЕМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Стандарт организации деятельности Счетной палаты Российской Федерации СОД 17 "Проведение Счетной палатой Российской Федерации контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации" разработан с учетом основополагающих и фундаментальных принципов финансового контроля и в соответствии со стандартами ИНТОСАИ, руководством по проведению аудита (ISSAI 1000-4200).
1.2. Целью настоящего Стандарта является регламентация деятельности Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) по организации и проведению контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации (далее - правоохранительные и иные государственные органы), если это предусмотрено соглашениями о сотрудничестве, положениями о порядке взаимодействия между Счетной палатой и правоохранительными и иными государственными органами.
В целях настоящего Стандарта и согласно пункту 1 Положения о Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 1038, под правоохранительными органами понимаются: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба судебных приставов, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации и Следственный комитет Российской Федерации.
Настоящий Стандарт не применяется в отношении мероприятий с контрольно-счетными органами Российской Федерации, так как соответствующий порядок установлен стандартом организации деятельности СОД 15 "Проведение Счетной палатой Российской Федерации совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с контрольно-счетными органами Российской Федерации".
Планирование и проведение контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов осуществляется в соответствии с требованиями Регламента Счетной палаты Российской Федерации (далее - Регламент Счетной палаты), стандарта СФК 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" (далее - стандарт СФК 101), стандарта СОД 12 "Планирование работы Счетной палаты Российской Федерации" (далее - стандарт СОД 12) и настоящего Стандарта.
1.3. Задачами настоящего Стандарта являются:
определение порядка организации и подготовки контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов;
определение порядка взаимодействия Счетной палаты с правоохранительными и иными государственными органами в процессе организации и проведения контрольных мероприятий;
установление требований по оформлению результатов контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов и порядку их рассмотрения.
1.4. Правовой основой проведения Счетной палатой контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов являются:
Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации";
Регламент Счетной палаты;
соглашения о сотрудничестве, положения о порядке взаимодействия между Счетной палатой и правоохранительными и иными государственными органами.
1.5. Решения по вопросам организации и проведения контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов, не урегулированным настоящим Стандартом, принимаются Коллегией Счетной палаты по представлению членов Коллегии Счетной палаты, ответственных за их проведение.
1.6. В случае если соглашение о сотрудничестве между Счетной палатой и правоохранительными и иными государственными органами предусматривает особые формы взаимодействия, организация и проведение контрольных мероприятий с их участием осуществляются в соответствии с порядком, установленным в соглашении.
2. Планирование контрольных мероприятий с участием
правоохранительных и иных государственных органов
Российской Федерации
Планирование контрольных мероприятий осуществляется в соответствии с порядком планирования работы Счетной палаты, определенным стандартом СОД 12, настоящим Стандартом, соглашениями о сотрудничестве, положениями о порядке взаимодействия между Счетной палатой и правоохранительными и иными государственными органами.
2.1. Подготовка предложений правоохранительным и иным государственным органам о проведении контрольных мероприятий с их участием при формировании плана работы Счетной палаты на очередной год
2.1.1. Направления деятельности, возглавляемые аудиторами Счетной палаты, подготавливают предложения о проведении контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов на очередной год и направляют их за подписью Председателя Счетной палаты (в его отсутствие - заместителя Председателя Счетной палаты) в адрес правоохранительных и иных государственных органов.
2.1.2. При получении от правоохранительных и иных государственных органов до 1 ноября года, предшествующего планируемому, положительного ответа аудитор Счетной палаты вносит предложение о проведении контрольного мероприятия в проект плана работы Счетной палаты на очередной год в соответствии со стандартом СОД 12.
2.2. Рассмотрение предложений, направленных в Счетную палату правоохранительными и иными государственными органами, о проведении контрольных мероприятий с их участием при формировании плана работы Счетной палаты на очередной год
2.2.1. При поступлении в Счетную палату предложений от правоохранительных и иных государственных органов о проведении контрольных мероприятий с их участием Председатель Счетной палаты (в его отсутствие - заместитель Председателя Счетной палаты) поручает аудитору Счетной палаты (нескольким аудиторам Счетной палаты), к компетенции которого (которых) относятся вопросы обращения, подготовить предложения о возможности включения в проект плана работы на очередной год указанных контрольных мероприятий.
Принятые аудиторами предложения правоохранительных и иных государственных органов вносятся в проект плана работы на очередной год в соответствии со стандартом СОД 12.
2.2.2. Аудиторы Счетной палаты, получившие поручение о рассмотрении обращения, принимают одно из следующих решений:
включить в проект плана работы Счетной палаты на очередной год проведение контрольного мероприятия в соответствии с предложением правоохранительного и иного государственного органа;
включить отдельные вопросы из предложения правоохранительного и иного государственного органа при проведении иных контрольных мероприятий, которые предусматриваются проектом плана работы Счетной палаты на очередной год;
отклонить предложение правоохранительного и иного государственного органа.
2.2.3. В случае включении в проект плана работы Счетной палаты на очередной год контрольного мероприятия либо отдельных вопросов при проведении других контрольных мероприятий руководителю правоохранительного и иного государственного органа направляется ответ о принятии соответствующего решения.
В случае согласования с правоохранительным и иным государственным органом предложения Счетной палаты аудиторы Счетной палаты, к компетенции которых относятся данные вопросы, учитывают их при подготовке предложений о включении контрольного мероприятия в проект плана работы Счетной палаты на очередной год.
Ответы, содержащие информацию о соответствующих решениях Коллегии Счетной палаты, подготавливаются в направлениях деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты, к компетенции которых относятся вопросы обращения, и направляются правоохранительному и иному государственному органу - инициатору предложений за подписью Председателя Счетной палаты (в его отсутствие - заместителя Председателя Счетной палаты) в срок не более 14 календарных дней со дня принятия решения Коллегией Счетной палаты.
3. Особенности планирования контрольных мероприятий
с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации,
МВД России, ФСБ России
3.1. В целях формирования плана работы Счетной палаты и календарных планов организации работы Счетной палаты с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, ФСБ России, МВД России на очередной год структурным подразделением аппарата Счетной палаты по взаимодействию с государственными органами подготавливаются обращения за подписью Председателя Счетной палаты (в его отсутствие - заместителя Председателя Счетной палаты) в названные органы с предложением о проведении контрольных мероприятий на объектах, представляющих взаимный интерес.
3.2. Далее процесс организации планирования осуществляется в соответствии с пунктами 2.2.1 - 2.2.3 настоящего Стандарта.
3.3. Структурное подразделение аппарата Счетной палаты по взаимодействию с государственными органами после утверждения плана работы Счетной палаты на очередной год формирует календарные планы контрольных мероприятий с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, ФСБ России и организует работу по их согласованию и утверждению в соответствии с порядком взаимодействия.
4. Подготовка и рассмотрение обращений
о проведении внеплановых контрольных мероприятий с участием
правоохранительных и иных государственных органов
Российской Федерации
4.1. В случае если в ходе выполнения годового плана работы в Счетную палату поступило поручение или обращение, в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" обязательное для включения в план работы Счетной палаты, исполнение которого поручено одновременно правоохранительным и иным государственным органам, Председатель Счетной палаты (в его отсутствие - заместитель Председателя Счетной палаты) поручает аудитору (аудиторам) Счетной палаты, к компетенции которого (которых) относятся вопросы обращения, подготовить предложения о возможности проведения контрольного мероприятия и представить их на рассмотрение Коллегии Счетной палаты.
Аудитор (аудиторы) Счетной палаты согласовывают с правоохранительными и иными государственными органами сроки проведения контрольного мероприятия, объекты и предварительные объемы работ.
В адрес органа государственной власти, от которого поступило поручение, направляется информация о решении Коллегии Счетной палаты о проведении контрольного мероприятия с участием правоохранительных и иных государственных органов в срок не более 14 календарных дней со дня рассмотрения вопроса на заседании Коллегии Счетной палаты.
4.2. В случае если в ходе выполнения годового плана работы в Счетную палату поступило поручение или обращение, в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" обязательное для рассмотрения Счетной палатой, исполнение которого требует проведения контрольного мероприятия с участием правоохранительных и иных государственных органов, Председатель Счетной палаты (в его отсутствие - заместитель Председателя Счетной палаты) поручает аудитору (аудиторам) Счетной палаты, к компетенции которого (которых) относятся вопросы обращения, подготовить предложения о возможности проведения контрольного мероприятия.
В адрес правоохранительного и иного государственного органа направляется обращение за подписью Председателя Счетной палаты (в его отсутствие - заместителя Председателя Счетной палаты) с предложением о принятии участия в контрольном мероприятии и предварительных сроках его проведения.
При получении от правоохранительного и иного государственного органа положительного ответа на обращение Счетной палаты контрольное мероприятие в установленном порядке включается в план работы Счетной палаты.
4.3. В случае если в ходе выполнения годового плана Счетной палаты поступило обращение правоохранительного и иного государственного органа о проведении контрольного мероприятия, Председатель Счетной палаты (в его отсутствие - заместитель Председателя Счетной палаты) поручает аудитору (аудиторам) Счетной палаты, к компетенции которого (которых) относятся вопросы обращения, подготовить предложения о возможности проведения контрольного мероприятия и представить их на рассмотрение Коллегии Счетной палаты в соответствии со стандартом СОД 12.
По результатам рассмотрения предложений аудиторов Счетной палаты Коллегия Счетной палаты принимает одно из возможных решений:
включить в план работы Счетной палаты и провести контрольное мероприятие с участием правоохранительных и иных государственных органов в соответствии с обращением и направить правоохранительному и иному государственному органу ответ;
включить некоторые вопросы обращения в программы проведения иных контрольных мероприятий, предусмотренных планом работы Счетной палаты, и направить правоохранительному и иному государственному органу ответ;
отклонить обращение и направить правоохранительному и иному государственному органу ответ.
Ответы, содержащие информацию о соответствующих решениях Коллегии Счетной палаты, подготавливаются в направлениях деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты, к компетенции которых относятся вопросы обращения, и направляются правоохранительному и иному государственному органу - инициатору предложений за подписью Председателя Счетной палаты (в его отсутствие - заместителя Председателя Счетной палаты) в срок не более 14 календарных дней со дня принятия решения Коллегией Счетной палаты.
5. Определение порядка проведения
контрольных мероприятий с участием правоохранительных
и иных государственных органов Российской Федерации
5.1. Контрольные мероприятия с участием правоохранительных и иных государственных органов проводятся на двусторонней и многосторонней основе по теме, предложенной стороной-инициатором, и в согласованные сроки.
5.2. Для проведения контрольного мероприятия Счетная палата в срок не менее 14 календарных дней до начала контрольного мероприятия подписывает с одним или несколькими правоохранительными и иными государственными органами соответствующий протокол, в котором определяются:
наименование контрольного мероприятия;
предмет контрольного мероприятия;
сроки проведения контрольного мероприятия;
лица, ответственные за проведение контрольного мероприятия;
условия и вопросы участия каждой из сторон исходя из их функций и полномочий, определенных законодательством, соглашениями и договорами о сотрудничестве между Счетной палатой и правоохранительными и иными государственными органами;
порядок обмена информацией, оформления результатов контрольных действий, в том числе форма, порядок подписания и согласования итоговых документов, составляющий служебную тайну;
порядок подготовки и принятия решений по результатам контрольного мероприятия;
порядок и условия передачи итоговых документов.
Оформление протокола производится в соответствии с требованиями по защите информации, составляющей государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну.
Подписание протокола сторонами осуществляется в установленном порядке, в том числе с применением электронной подписи.
Типовая форма протокола приведена в приложении к настоящему Стандарту.
6. Подготовка программ проведения контрольных
мероприятий с участием правоохранительных и иных
государственных органов Российской Федерации
6.1. Проведение контрольных мероприятий осуществляется по программе контрольного мероприятия с участием правоохранительных и иных государственных органов (далее - программа мероприятия).
6.2. Подготовка программы мероприятия осуществляется в соответствии с порядком, установленным стандартом СФК 101.
6.3. Программа мероприятия утверждается Коллегией Счетной палаты.
6.4. Сроки разработки и утверждения программ текущих (внеплановых) контрольных мероприятий определяются в порядке, определенном стандартом СФК 101.
7. Оформление распоряжений о проведении
контрольных мероприятий с участием правоохранительных
и иных государственных органов Российской Федерации,
удостоверений на право их проведения
и командировочных удостоверений
7.1. Подготовка распоряжений о проведении контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов, оформление удостоверений на право их проведения и командировочных удостоверений осуществляется в порядке, установленном Регламентом Счетной палаты, иными внутренними нормативными документами Счетной палаты.
7.2. В распоряжении о проведении контрольного мероприятия на объектах дополнительно указываются представители правоохранительных и иных государственных органов, участвующих в проведении данного мероприятия.
7.3. Удостоверения и иные документы, дающие право на проведение контрольного мероприятия, а также командировочные удостоверения оформляются каждой стороной самостоятельно.
8. Проведение контрольных мероприятий
с участием правоохранительных и иных государственных
органов Российской Федерации
8.1. Проведение контрольных мероприятий осуществляется в соответствии со стандартом СФК 101.
8.2. При проведении контрольных мероприятий с участием правоохранительных или иных государственных органов Российской Федерации руководство указанными мероприятиями осуществляется представителем Счетной палаты.
8.3. В процессе проведения контрольного мероприятия стороны осуществляют взаимодействие путем проведения рабочих совещаний и консультаций, обмена документами и информацией, определенных протоколом.
8.4. В случае возникновения между сторонами разногласий по вопросам организации, проведения и оформления результатов контрольного мероприятия стороны для их разрешения проводят переговоры и согласительные процедуры, определенные протоколом.
8.5. Порядок обмена информацией, отнесенной к государственной и иной охраняемой законом тайне, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Оформление результатов контрольных действий
с участием правоохранительных и иных государственных
органов Российской Федерации
9.1. По итогам контрольных действий на объектах оформляются акты в соответствии с требованиями Регламента Счетной палаты и стандарта СФК 101.
Форма представления результатов контрольных действий другой стороной определяется протоколом.
9.2. При наличии неразрешенных противоречий стороны вправе выразить особое мнение, что предусматривается протоколом.
10. Оформление результатов контрольного мероприятия
с участием правоохранительных и иных государственных
органов Российской Федерации
10.1. По результатам контрольного мероприятия с участием правоохранительных и иных государственных органов под руководством аудитора Счетной палаты, ответственного за его проведение, подготавливается отчет в соответствии с требованиями, установленными стандартом СФК 101.
Степень и форма участия представителей Счетной палаты, правоохранительного и иного государственного органа в подготовке отчета о результатах мероприятия согласовываются сторонами, участвующими в его проведении, и отражается в протоколе.
Отчет подписывается аудитором Счетной палаты, руководителем или уполномоченным им должностным лицом правоохранительного и иного государственного органа. Подписание отчета сторонами осуществляется в установленном порядке, в том числе с применением электронной подписи.
10.2. При наличии оснований по результатам контрольного мероприятия одновременно с отчетом могут подготавливаться представления, предписания, информационные письма в соответствии со стандартом СФК 101.
10.3. Отчет о результатах проведенного контрольного мероприятия, а также проекты представлений, предписаний, информационных писем вносятся на рассмотрение Коллегии Счетной палаты в порядке, установленном Регламентом Счетной палаты.
10.4. На заседание Коллегии Счетной палаты при рассмотрении результатов контрольного мероприятия могут приглашаться руководители или уполномоченные ими должностные лица правоохранительных и иных государственных органов, участвующих в контрольном мероприятии, а также при необходимости руководители проверенных организаций (объектов контроля).
10.5. По решению Коллегии Счетной палаты копии отчета о результатах контрольного мероприятия направляются в правоохранительный и иной государственный орган, принимавший участие в контрольном мероприятии.
10.6. Контроль за исполнением представлений и предписаний Счетной палаты осуществляет аудитор Счетной палаты, ответственный за проведение контрольного мероприятия, в соответствии с порядком, установленным Регламентом Счетной палаты.
Приложение
к пункту 5.2 Стандарта
организации деятельности Счетной
палаты Российской Федерации СОД 17
"Проведение Счетной палатой
Российской Федерации контрольных
мероприятий с участием
правоохранительных и иных
государственных органов
Российской Федерации",
утвержденному Коллегией Счетной
палаты Российской Федерации
(протокол
от 28 апреля 2012 г. N 19К (852)