"СМ N 04.1-1.0015. Руководство по сбору данных с целью представления сведений для определения эффективности органов по сертификации систем менеджмента (IAF MD 15:2023, IDT). Версия 01. Июль 2023 г."
Утверждаю
Руководитель
Федеральной службы по аккредитации
Н.В.СКРЫПНИК
28 июля 2023 г.
СМ N 04.1-1.0015
ВЕРСИЯ 01. ИЮЛЬ 2023 Г.
РУКОВОДСТВО
ПО СБОРУ ДАННЫХ С ЦЕЛЬЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНОВ
ПО СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА
(IAF MD 15:2023, IDT)
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее руководство разработано Федеральной службой по аккредитации с учетом требований документа IAF MD 15:2023 и стандарта ГОСТ ISO IEC17011-2018 и вводится впервые. Настоящее руководство вводится в действие по истечении десяти рабочих дней со дня его утверждения.
1. Область применения
1.1 Настоящее руководство является обязательным для последовательного применения стандарта ГОСТ ISO/IEC 17011-2018. Все пункты стандарта ГОСТ ISO IEC 17011-2018 остаются в силе, при этом настоящее руководство не заменяет собой никакие требования указанного стандарта. Настоящее руководство предназначено исключительно для аккредитации органов по сертификации систем менеджмента.
1.2 Настоящее руководство по сбору данных для представления показателей эффективности органов по сертификации систем менеджмента направлен на предоставление информации Росаккредитации для управления соответствующей деятельностью по надзору согласно пункту 7.11.2 ГОСТ ISO IEC 17011-2018, согласно которому Росаккредитация должна:
"Разработать процедуры и планы проведения периодической оценки аккредитованных лиц для проверки их компетентности на местах, прочих мероприятий по надзору и повторной оценки через достаточно короткие интервалы времени, чтобы осуществлять мониторинг непрерывного выполнения аккредитованным органом по оценке соответствия требований аккредитации".
1.3 Некоторые органы по аккредитации разработали "другие виды надзорной деятельности", основываясь на сборе показателей эффективности. Также признается, что органы по сертификации имеют собственные показатели для оценки эффективности своей деятельности, а также деятельности своих аудиторов и других сотрудников. Другие показатели обсуждались и будут перечислены в документе ISO/IAF AAPG.
Некоторые из этих показателей могут дать представление об эффективности процессов органа по сертификации при обеспечении того, что запланированные цели сертификации достигнуты.
Предполагается, что анализ этих показателей может привести к внесению изменений в надзорную деятельность.
1.5 Настоящее руководство представляет собой общее мнение всех членов IAF и не исключает возможности разработки Росаккредитацией дополнительных показателей по согласованию с их заинтересованными сторонами.
1.6 В настоящем руководстве определяются "показатели", которые Росаккредитация должна периодически запрашивать у аккредитованных органов по сертификации систем менеджмента.
Настоящее руководство устанавливает ряд показателей, которые Росаккредитация должна периодически собирать и анализировать в дополнение к проведению оценок на местах.
2. Нормативные ссылки
2.1 В настоящем руководстве использованы ссылки на следующие документы:
СМ N 04.1-1.0011
Документ СМ N 04.1-1.0011 "Руководство по передаче аккредитованной сертификации систем менеджмента"
СМ N 04.1-1.0012
Документ СМ N 04.1-1.0012 "Руководство по определению продолжительности аудита системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента, и системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда"
ГОСТ ISO/IEC 17011-2018
Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 (ISO/IEC 17011:2017, IDT) "Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия"
ГОСТ Р ИСО/МЭК
17021-1-2017
Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 (ISO/IEC 17021-1:2015, IDT) "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования"
IAF MD 2:2023
Документ Международного форума по аккредитации IAF MD 2:2023 "Обязательный документ IAF по передаче аккредитованной сертификации систем менеджмента" (IAF MD 2:2023 "IAF mandatory document for the Transfer of Accredited Certification of Management Systems")
IAF MD 5:2023
Документ Международного форума по аккредитации IAF MD 5:2023 "Обязательный документ IAF. Определение продолжительности аудита системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента, и системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда" (IAF MD 5:2023 "Determination of Audit Time of Quality, Environmental, and Occupational Health & Safety Management Systems")
IAF MD 15:2023
Документ Международного форума по аккредитации IAF MD 15:2023 "Обязательный документ IAF для сбора данных с целью представления сведений для определения эффективности органов по сертификации систем менеджмента" (IAF MD 15:2023 "IAF mandatory document for the Collection of Data to Provide Indicators of Management System Certification Bodies' Performance")
2.2 При применении настоящего руководства следует проверять действие ссылочных документов. Если ссылочный документ заменен, то при применении настоящего руководства следует руководствоваться замененным (измененным) документом.
3. Термины и определения
3.1 В настоящем руководстве применяются следующие термины в соответствии с ГОСТ ISO/IEC 17011-2018, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017, обязательными документами IAF, а также:
показатель
-
тенденция или факт, указывающий на состояние или уровень деятельности по сертификации
3.2 В настоящем руководстве применяются следующие сокращения
IAF
-
Международный форум по аккредитации
4. Собираемые и анализируемые показатели
Росаккредитация должна ежегодно получать от органов по сертификации следующие показатели, при этом началом стандартного периода считается январь, если иное не согласовано между Росаккредитацией и органом по сертификации. Приведенные ниже показатели должны быть отражены в отчетах соответственно стандарту по сертификации с аккредитацией Росаккредитации:
4.1 Количество аккредитованных сертификатов, действительных на конец декабря
Анализ этих данных указывает на любое изменение количества сертификатов за определенный период времени. На основе представленных данных Росаккредитация может получить четкое представление о любых существенных изменениях в деятельности органа по сертификации (соответствующая методология изложена в Приложении 1).
4.2 Количество аудиторов
Данная информация в совокупности с информацией, указанной в пункте 4.1 настоящего руководства, дает представление о наличии у органа по сертификации соответствующих ресурсов для управления программами сертификации. Эти данные должны быть собраны одновременно с информацией, указанной в пункте 4.1 настоящего руководства, и включать всех аудиторов согласно требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017.
4.3 Количество признанных трансфертов
Эти данные относятся к количеству трансфертов (согласно определению, данному в документе СМ N 04.1-1.0011), признанных органом по сертификации с момента окончания предыдущего отчетного периода. Хотя причин трансфертов может быть множество, любое внезапное увеличение количества трансфертов может дать Росаккредитации данные для дальнейшего анализа в ходе оценки на месте.
4.4 Количество просроченных аудитов
Эта информация дает Росаккредитации данные о том, насколько хорошо орган по сертификации управляет своей программой аудита. Просроченные аудиты - это аудиты, которые не были проведены в срок, установленный в рамках процедур органа по сертификации. Количество, указанное в отчете, должно относиться ко времени до предыдущего отчетного периода.
4.5 Количество отработанных аудито-дней
Термин "аудито-дни" следует интерпретировать согласно документу СМ N 04.1-1.0012. Эта информация дает Росаккредитации представление о ресурсах, используемых органом по сертификации, и должна подвергаться сравнению с другими показателями. Количество, указанное в отчете, должно относиться ко времени до предыдущего отчетного периода.
5. Применение
Росаккредитация предоставляет органам по сертификации указания относительно способа представления данных по показателям. Росаккредитация должна также учитывать объем сертификаций организаций с несколькими площадками, выданных органом по сертификации, и вследствие этого принять решение о применимости сбора информации о сертификациях организаций с несколькими площадками. Росаккредитация также рассматривает вопрос о том, должно ли в контрактном соглашении с органом по сертификации специально оговариваться требование о периодическом представлении этих показателей не реже одного раза в год.
Приложение 1
(нормативное)
ПОРЯДОК
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА ОБ ОБЩЕМ КОЛИЧЕСТВЕ
ДЕЙСТВУЮЩИХ СЕРТИФИКАТОВ
Показатель, указанный в пункте 4.1 настоящего руководства, требует от органа по сертификации представлять отчет об общем количестве выданных действующих сертификатов. Информация о количестве действующих сертификатов должна быть предоставлена в соответствии со следующими правилами: <1>
--------------------------------
<1> Действующий сертификат относится к сертификации, которая в настоящее время подпадает под действие контракта сертификации с активным или приостановленным статусом. При этом не учитываются отозванные сертификаты, а также заявки.
- если клиент является держателем действующего сертификата, охватывающего одну площадку, это засчитывается как один сертификат (сертификат на одну площадку).
- если клиент является держателем одного сертификата, охватывающего две или более площадок, это все равно засчитывается как один сертификат, т.к. был выдан один сертификат (сертификат на несколько площадок). Однако если несколько площадок были сертифицированы по отдельности, тогда необходимо учитывать каждый выданный сертификат (как в случае сертификатов на одну площадку).
- если клиент является держателем нескольких сертификатов на одну площадку (при этом у каждой площадки имеется свой собственный сертификат) или одного сертификата на несколько площадок (при этом один действующий сертификат охватывает несколько площадок), органы по сертификации должны указывать общее количество сертификатов.
- если клиент сертифицирован по двум или более системам менеджмента и орган по сертификации выдал только один сертификат, охватывающий обе области, при подсчете необходимо рассматривать его как то количество сертификатов, сколько систем менеджмента входит в сертификацию, т.е. по одному на каждый стандарт системы менеджмента.