Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 16.05.2007 N ГКПИ07-466

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 16 мая 2007 г. N ГКПИ07-466

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании недействующим пп. "ж" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 3 ноября 2006 года N 1226 "О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325",

установил:

К. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании частично недействующим Указа Президента Российской Федерации от 3 ноября 2006 года N 1226 и просил признать пункт 45 Положения в новой редакции в части исключения из перечня документов, удостоверяющих наличие гражданства РФ, паспорта СССР, подтверждающего принадлежность к гражданству, противоречащим п. 7 ст. 4, ст. 10 и ст. 42 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", согласно которым в качестве документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, наравне с паспортом гражданина РФ признаются и иные основные документы, содержащие сведения о гражданстве лица. Полагает, что виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, в соответствии с названным выше Законом должны определяться федеральным законом, а не правовым актом Президента РФ.

Заявитель считает, что данным пунктом создана угроза нарушения его прав как гражданина РФ, в т.ч. избирательных, поскольку до настоящего времени он использует в качестве документа, удостоверяющего принадлежность к гражданству РФ, паспорт СССР с вкладышем, подтверждающим его принадлежность к гражданству РФ.

В судебном заседании заявитель уточнил заявленные требования и просил о признании недействующим подпункта "ж" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 3 ноября 2006 года N 1226 "О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325" в части исключения из п. 45 Указа, определяющего перечень документов, удостоверяющих наличие гражданства РФ, паспорта СССР образца 1974 года с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ.

Представитель Президента РФ Глебов И.Н. с предъявленным требованием не согласился и просил об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что Указ от 3 ноября 2006 года N 1226 принят Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 3 января 2006 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и в пределах своих полномочий, оспариваемый пункт Указа требованиям действующего законодательства РФ не противоречит и предусмотренных законом прав и свобод заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ находит заявление К. необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

Согласно п. 2 ст. 29 указанного Федерального закона Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Во исполнение указанного Федерального закона Указом Президента РФ 14 ноября 2002 года N 1325 "Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" (далее по тексту - Положение), пунктом 45 которого установлен перечень документов, которыми может быть удостоверено наличие гражданства Российской Федерации, в т.ч. паспорт гражданина СССР образца 1974 года с указанием гражданства Российской Федерации либо с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации, либо со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года (п. "д").

Частью 3 пункта 45 было установлено, что документами, указанными в подпунктах "д" и "е" данного пункта, может удостоверяться наличие гражданства Российской Федерации до истечения сроков их замены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подпунктом "ж" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 3 ноября 2006 года N 1226 в указанный нормативный правовой акт внесены изменения, пункт 45 изложен в новой редакции.

В новой редакции пункт 45 устанавливает перечень документов, удостоверяющих наличие гражданства, в котором отсутствует паспорт гражданина СССР образца 1974 года с указанием гражданства Российской Федерации либо с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации, либо со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года.

Как видно из заявления, К. по существу просит дополнить перечень документов, удостоверяющих наличие гражданства, установленный п. 45 в новой редакции, паспортом СССР.

Однако суд не может согласиться с такой позицией заявителя, поскольку в силу конституционного принципа разделения властей (ст. 10 Конституции РФ) суд не может обязать орган, издавший нормативный правовой акт, дополнить или изменить этот акт. Суд вправе лишь по жалобе заинтересованных лиц проверить соответствие такого акта федеральному законодательству.

В соответствии с пунктом 2 и 7 статьи 4 Федерального закона гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

В силу ст. 10 указанного Федерального закона документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

Согласно статье 42 указанного Федерального закона документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, перечень иных основных документов, удостоверяющих гражданство, Федеральным законом не установлен. Вместе с тем Закон допускает наличие иных основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, при условии, что они выданы в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, оформлены надлежащим образом и считаются действительными на 1 июля 2002 года.

В связи с чем паспорт гражданина СССР, отвечающий вышеуказанным требованиям Федерального закона, действителен до его замены на паспорт гражданина РФ или до решения вопроса о прекращении действия паспортов СССР федеральным законом.

Доводы заявителя о том, что Президент РФ не вправе устанавливать виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, т.к. такой перечень должен определяться федеральным законом, не может быть признан обоснованным, поскольку Президент РФ в соответствии с предоставленными ему Конституцией РФ полномочиями вправе издавать указы, восполняющие пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного разрешения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции РФ и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов.

Суд считает, что поскольку до настоящего времени закон, устанавливающий виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, не принят, Президент РФ вправе установить перечень документов, удостоверяющих гражданство, для целей применения Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, регулирующего порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, в т.ч. по оформлению и определению наличия гражданства Российской Федерации.

Доводы заявителя о противоречии п. 45 в части исключения из числа документов, удостоверяющих наличие гражданства, паспорта СССР, статьям 10 и 42 Федерального закона суд считает необоснованными, поскольку ни данным Федеральным законом, ни каким-либо другим федеральным законом паспорт СССР не отнесен к основным документам, удостоверяющим гражданство РФ.

Кроме того, перечень документов, установленный пунктом 45, не является исчерпывающим перечнем документов, удостоверяющих наличие гражданства, и не распространяется на иные правоотношения, кроме тех, которые регулируются данным Положением.

Так, пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для целей данного Закона дан перечень документов, заменяющих паспорт гражданина, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Статьей 7 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" дается перечень основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.

Таким образом, оспариваемые положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают и не ограничивают прав заявителя, что он подтвердил в судебном заседании. Кроме того, заявитель вправе получить паспорт гражданина РФ.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для признания недействующим пп. "ж" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 3 ноября 2006 года N 1226 не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и п. 1 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

К. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА

Другие документы по теме
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействительными пунктов 3 и 6 Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471 "О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации">
"О выделении полос радиочастот для ввозимых из-за границы на территорию Российской Федерации радиоэлектронных средств"
"Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов бумаги и картона"
(ред. от 08.12.2010) "Об условиях помещения товаров Таможенного союза под таможенную процедуру таможенного транзита"
Ошибка на сайте