Решение Верховного Суда РФ от 30.06.2008 N ГКПИ08-1230
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 июня 2008 г. N ГКПИ08-1230
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Бараненко Е.Н.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Луценко Натальи Ивановны о признании недействующим абзаца 2 пункта 1 Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 года N 313,
установил:
Правила обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, не распространяются на граждан, проживающих в жилых домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан и расположенных в многоквартирных домах (абзац 2 пункта 1 Правил).
Гражданка Луценко Н.И. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца 2 пункта 1 Правил. Как указывает заявитель, она является матерью военнослужащего, погибшего при исполнении воинской обязанности, и имеет право на льготы, установленные статьей 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Оспариваемые положения нормативного правового акта лишают ее права пользоваться льготами на ремонт жилого помещения, квартиры, находящейся в многоквартирном доме, принадлежащей ей на праве собственности.
В суде представитель Луценко Н.И. по доверенности Столярова В.А. поддержала заявленные требования и пояснила, что оспариваемые положения нормативного правового акта лишают собственников квартир в многоквартирном жилом доме права пользоваться льготами, в частности на ремонт жилого помещения, предусмотренными Федеральным законом "О статусе военнослужащих" для членов семей военнослужащих, потерявших кормильца.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 5 июня 2008 г. N СИ-П4-3560).
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, в письменных возражениях указал о несогласии с заявленными требованиями.
Выслушав объяснения представителя Луценко Н.И. по доверенности Столяровой В.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая статьи 251 ГПК РФ).
Правила обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, определяют норму общей площади индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, ремонт которых подлежит оплате за счет средств федерального бюджета путем выплаты гражданам соответствующих средств, порядок расчета размера этих средств и порядок взаимоотношений между гражданами и органами в сфере социальной защиты населения.
Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 23, 5 июня 2006 г., "Российской газете" N 120, 7 июня 2006 г.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, осуществляется по нормам и в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации во исполнение данной нормы Федерального закона утвердило Правила обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца (Постановление от 27 мая 2006 г. N 313).
Жилищный кодекс Российской Федерации определяет виды жилых помещений. К ним относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (статья 16).
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" в абзаце 3 пункта 2 статьи 24 установил конкретный вид жилого помещения, на ремонт которого члены семьи военнослужащего, потерявшие кормильца, имеют право. Из содержания данной нормы не следует, что указанная мера социальной защиты распространяется также на членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, которые проживают в иных жилых помещениях, а именно: в жилых домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан и расположенных в многоквартирных домах.
Правила определяют порядок предоставления именно той меры социальной защиты, которая установлена абзацем 3 пунктом 2 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Следовательно, указание в оспариваемой норме на то, что Правила не распространяются на граждан, проживающих в жилых домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан и расположенных в многоквартирных домах, соответствуют федеральному законодательству, на основании которого они приняты.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемых положений Правил нормам Федерального закона "О ветеранах" несостоятельны. Статьей 21 настоящего Федерального закона установлены меры социальной поддержки, в состав которых не входит право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта жилых домов.
Луценко Н.И. не является собственником индивидуального жилого дома, и положения оспариваемых Правил не могут нарушать ее права и законные интересы.
Ссылка заявителя на то, что Правила обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, приняты в целях реализации пункта 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ошибочна.
Абзацем 2 пункта 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено право членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, на получение компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных услуг и других видов услуг. Так, члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, которые являются собственниками жилых помещений и членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, имеют право на компенсационные выплаты по содержанию и ремонт объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах.
Порядок и размеры компенсационных выплат, предусмотренных пунктом 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", определяются Правительством Российской Федерации, которое Постановлением от 2 августа 2005 г. N 475 утвердило Правила предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий высшего органа исполнительной власти и не нарушают права и охраняемые законом интересы членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, заявление Луценко Н.И. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Луценко Натальи Ивановны о признании недействующим абзаца 2 пункта 1 Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 года N 313, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ