Решение Верховного Суда РФ от 28.09.2010 N ГКПИ10-1003
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 сентября 2010 г. N ГКПИ10-1003
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гражданина Вьетнама Ф. о признании частично недействующими пункта 17 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 794, пункта 64 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. N 41,
установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 794 утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство (далее - Положение). Постановление опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" 11 ноября 2002 г., N 45, ст. 4520, "Российской газете", N 215, 13 ноября 2002 г.
Пунктом 17 Положения установлено, что вид на жительство выдается иностранному гражданину на срок действия документа, удостоверяющего его личность, но не более чем на 5 лет.
Аналогичная норма воспроизведена в пункте 64 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. N 41. Приказ опубликован в "Российской газете", N 101, 14 мая 2008 г.
Гражданин Вьетнама Ф. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пункта 17 Положения, пункта 64 Административного регламента в части, устанавливающей выдачу вида на жительство иностранному гражданину на срок действия документа, удостоверяющего его личность, но не более чем на 5 лет.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ), согласно которому вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет, поскольку данный Федеральный закон не связывает этот срок со сроком действия документа, удостоверяющего личность. Федеральный орган исполнительной власти уполномочен на утверждение порядка выдачи вида на жительство и перечня документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, при этом он не уполномочен на установление срока действия вида на жительство, так как он уже установлен Федеральным законом. Оспариваемыми нормами нарушено его право на получение вида на жительство на пять лет.
В обоснование заявленного требования указал, что 12 августа 2010 г. им было подано заявление о выдаче вида на жительство, но в связи с тем, что срок действия паспорта истекает 27 ноября 2014 г., на основании оспариваемых норм вид на жительство ему будет выдан на срок действия паспорта, то есть до 27 ноября 2014 г.
Ф. о дне слушания дела был извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель заявителя В. в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил об их удовлетворении.
Федеральная миграционная служба, представляющая также интересы Правительства Российской Федерации по поручению от 6 сентября 2010 г. N СС-П4-6118, в письменных возражениях указала, что вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину, имеющему действительный документ, удостоверяющий его личность; документ с истекшим сроком действия является недействительным, сослалась при этом на нормативные положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, статью 24 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Закон о порядке выезда).
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации С. возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что Положение и Административный регламент утверждены Правительством Российской Федерации и ФМС России в пределах своих полномочий и оспариваемые положения не нарушают права и свободы заявителя.
Выслушав объяснения представителя заявителя В., представителей Федеральной миграционной службы Ш.Я., Ш.Н., представителя Министерства юстиции Российской Федерации С., проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
Согласно статьям 6, 24 Закона о порядке выезда иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу; иностранные граждане, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и вида на жительство.
Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, в силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Таким образом, обязательным условием въезда, выезда, пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации является наличие у них действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве. Пребывание иностранных граждан в Российской Федерации по недействительным документам, удостоверяющим личность, влечет административную ответственность по статье 18.8 КоАП РФ (Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации).
Вид на жительство, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, служит подтверждением их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.
Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ предусмотрена выдача иностранному гражданину вида на жительства на пять лет, а также продление по окончании срока действия вида на жительство данного срока по заявлению иностранного гражданина на пять лет.
Данное нормативное положение в системной связи со статьями 2, 10 указанного Федерального закона, статьями 6, 24 Закона о порядке выезда предполагает предоставление вида на жительство иностранным гражданам, имеющим действительные документы, удостоверяющие их личность. Кроме того, данная норма в силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ распространяется не только на иностранных граждан, но и на лиц без гражданства, для которых вид на жительство является документом, удостоверяющим личность.
Правительство Российской Федерации и Федеральная миграционная служба в соответствии с предоставленными им пунктом 8 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ полномочиями, конкретизируя приведенное законоположение, определили, что вид на жительство выдается иностранному гражданину на срок действия документа, удостоверяющего его личность, но не более чем на 5 лет.
Для иностранных граждан вид на жительство не является документом, удостоверяющим личность, и не заменяет его, выдается на основании документа, удостоверяющего личность, в котором делается отметка о выдаче вида на жительство (пункт 69 Административного регламента). Выдача иностранным гражданам вида на жительство сроком на пять лет независимо от срока действия документа, удостоверяющего их личность, не соответствует приведенным выше положениям федерального законодательства.
При таких обстоятельствах выдача иностранному гражданину вида на жительство на срок действия документа, удостоверяющего его личность, но не более чем на 5 лет, не противоречит приведенным выше положениям федерального законодательства и не ограничивает право иностранных граждан, имеющих действительные документы, удостоверяющие их личность, на получение вида на жительство сроком на 5 лет.
Довод заявителя о нарушении оспариваемой нормой права на продление вида на жительство суд не может признать обоснованным, поскольку продление вида на жительство регулируется пунктом 110 Административного регламента. Помимо этого, истечение срока действия паспорта само по себе не является основанием для отказа в продлении вида на жительство (статья 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ). В этом случае принимается положительное решение, вид на жительство выдается по представлению действительного паспорта, в котором делается отметка о получении вида на жительство. При этом на период продления срока действия паспорта предусмотрена выдача справки по форме, установленной в приложении N 12 к Административному регламенту (пункт 98 Административного регламента).
Учитывая, что оспариваемые Положение и Административный регламент приняты в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации и ФМС России полномочий, пункт 17 Положения и пункт 64 Административного регламента не противоречат федеральному законодательству, прав и свобод заявителя не нарушают, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление гражданина Вьетнама Ф. о признании частично недействующими пункта 17 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. N 794, пункта 64 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 г. N 41, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА