Решение Верховного Суда РФ от 11.07.2016 N АКПИ16-476
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 июля 2016 г. N АКПИ16-476
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре С.С.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению С.А. о признании частично недействующими пунктов 1.1, 1.8, 3.5, 6.2 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 г. N 36,
установил:
согласно пункту 1.1 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде она устанавливает единую систему документационного производства, обязательную для всех работников районного суда.
В силу пункта 1.8 Инструкции прием граждан в суде производится в соответствии с правилами внутреннего распорядка суда, положением о приемной в суде и регламентом организации деятельности приемной в суде, утвержденными председателем суда или лицом, временно исполняющим его обязанности, на основании Типовых правил внутреннего распорядка суда, утвержденных Постановлением Совета судей Российской Федерации от 18 апреля 2003 г. N 101, Примерного положения о приемной в судах общей юрисдикции, утвержденного Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации 26 ноября 2008 г., Типового регламента организации деятельности приемной суда общей юрисдикции, утвержденного Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации 19 июня 2009 г., Положения о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, утвержденного Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 229, в редакции от 5 августа 2010 г. N 234.
В соответствии с пунктом 3.5 Инструкции информация о движении дела (о принятии искового заявления (заявления), административного искового заявления к производству, об отказе в принятии к рассмотрению искового заявления (заявления), административного искового заявления, о возвращении искового заявления (заявления), административного искового заявления, об оставлении искового заявления (заявления), административного искового заявления без движения) вносится в ПС ГАС "Правосудие" работником аппарата суда, должностным регламентом которого предусмотрены соответствующие полномочия, не позднее следующего рабочего дня после принятия судьей соответствующего решения, если иные сроки размещения информации не установлены законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6.2 Инструкции установлено, что согласно определению суда о подготовке (назначении) гражданского, административного дела к судебному разбирательству направляются повестки о вызове в судебное заседание истцам (административным истцам) или их представителям, ответчикам (административным ответчикам) или их представителям, третьим лицам, экспертам, переводчикам, свидетелям, специалистам, иным лицам, участвующим в деле, одновременно извещаются о дате и времени рассмотрения дела прокурор, адвокат, представители государственных органов и другие лица.
При вынесении определения в порядке ст. 29.4 КоАП РФ по поручению судьи направляются повестки о вызове в суд лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (форма N 52), а также другим вызываемым в судебное заседание лицам, в том числе свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам (форма N 53).
Судебные повестки направляются лицам, участвующим в деле, с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд.
Извещение участников гражданского, административного судопроизводства, участников производства по делам об административных правонарушениях осуществляется также посредством направления заказных писем с уведомлением о вручении, телефонограммы или телеграммы, посредством факсимильной связи либо посредством CMC-сообщений (в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки CMC-извещения адресату).
На определении суда о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству судья указывает номер строки, по которой оно будет учтено в статистическом отчете.
Копии определения о принятии административного искового заявления к производству суда направляются уполномоченным работником аппарата суда лицам, участвующим в деле, их представителям не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения с одновременным направлением копии административного искового заявления и приложенных к нему документов административному ответчику и заинтересованным лицам, если такие копии не были направлены в соответствии с частью 7 статьи 125 КАС РФ (часть 7 статьи 127 КАС РФ).
В случае удовлетворения ходатайства административного истца или его представителя о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела суд принимает необходимые для этого меры, уполномоченный работник аппарата суда направляет участникам судебного разбирательства извещения, вызовы, копии определений в возможно короткие сроки с использованием любых технических средств связи (телефонной или факсимильной связи, электронной почты и других средств связи), позволяющих контролировать их получение адресатом (ст. 135 КАС РФ).
Копии определения о принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, направляются уполномоченным работником аппарата суда лицам, участвующим в деле, в день вынесения данного определения с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку этих копий (ст. 222 КАС РФ).
Гражданин С.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими пунктов 1.1, 1.8, 3.5, 6.2 Инструкции, ссылаясь на то, что оспариваемые положения пунктов 1.1, 1.8 Инструкции носят декларативный характер, не исполняются правоприменителями, пункты 3.5, 6.2 Инструкции противоречат частям 1 и 5 статьи 348 КАС РФ, являются неопределенными, что нарушает его права на ознакомление с документами и информацией, непосредственно затрагивающими его интересы и права на рассмотрение заявления о пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам в установленный частью 1 статьи 349 КАС РФ месячный срок.
Административный истец С. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Л. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Выслушав объяснения представителя Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Л., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" вопросы организации делопроизводства судов отнесены к полномочиям Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (подпункт 12 пункта 1 статьи 6).
Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 г. N 36 утверждена Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, которая действует с последующими изменениями и дополнениями. Первоначальный текст нормативного правового акта опубликован в "Российской газете" 5 ноября 2004 г.
Пункт 1.1 Инструкции определяет предмет правового регулирования нормативного правового акта.
В целях обеспечения доступности правосудия в судах созданы приемные, которые осуществляют прием заявлений и обращений граждан, информируют граждан о результатах рассмотрения их обращений в суд, и пункт 1.8 Инструкции устанавливает, какие локальные правовые акты утверждает председатель суда по вопросам организации приема граждан в суде.
В соответствии со статьей 38 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда.
Функции аппарата суда общей юрисдикции определены в статье 39 данного Федерального конституционного закона, к которым относятся: прием и выдача документов, удостоверение копий судебных документов; вручение документов, уведомлений и вызовов; контроль уплаты пошлин и сборов; осуществление организационно-подготовительных действий в связи с назначением дел к слушанию; оказание помощи судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия; обеспечение ведения протоколов судебных заседаний; ведение учета движения дел и сроков их прохождения в суде; обеспечение обращения к исполнению судебных решений; осуществление хранения дел и документов; участие в обобщении данных судебной практики, ведение судебной статистики, информационно-справочной работы по законодательству Российской Федерации и иной работы; осуществление приема граждан.
Согласно статье 35 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", статье 6.2 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляет полномочия по организации работы суда, установлению правил внутреннего распорядка, контролю за их выполнением, осуществлению общего руководства деятельностью суда.
Положения пунктов 1.1, 1.8 Инструкции соответствуют вышеназванным федеральным законам, каких-либо обязанностей на граждан не возлагают и, следовательно, не могут нарушать прав административного истца.
Согласно пункту 3.5 Инструкции работник аппарата суда должен внести информацию о движении дела в ПС ГАС "Правосудие" не позднее следующего рабочего дня после дня принятия судьей соответствующего решения. Пункт 6.2 Инструкции предусматривает направление копии определения о принятии административного искового заявления к производству суда не позднее следующего рабочего дня после дня его вынесения. Данные положения нормативного правового акта не могут рассматриваться как противоречащие порядку административного судопроизводства, установленному законодательством, поскольку имеют иной предмет правового регулирования. Вопрос о принятии к производству суда заявления, представления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в соответствии с частью 1 статьи 348 КАС РФ решается судьей в пятидневный срок со дня их поступления в суд. О возвращении заявления, представления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам выносится мотивированное определение, копия которого вместе с заявлением, представлением и прилагаемыми к ним документами направляется заявителю не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения (часть 5 статьи 348 КАС РФ).
Положения пунктов 3.5, 6.2 Инструкции по своему содержанию являются ясными и исключают возможность неоднозначного толкования и, следовательно, произвольного применения.
Доводы административного истца о непредоставлении судом информации о движении его заявления, а также копии процессуального документа по этому заявлению не могут служить основанием для признания оспариваемых положений нормативного правового акта недействующими и не лишают его возможности обратиться с просьбой к председателю суда о предоставлении соответствующей информации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления С.А. о признании частично недействующими пунктов 1.1, 1.8, 3.5, 6.2 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 г. N 36, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ