Решение ВАС РФ от 14.07.2011 N ВАС-5591/11
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 июля 2011 г. N ВАС-5591/11
Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 14 июля 2011 года
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Зориной М.Г., судей Петровой С.М., Тумаркина В.М. рассмотрел в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Зосименко Александра Александровича о признании недействующим пункта 141 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.2008 N 9н.
Протокол вела помощник судьи Прус Е.П.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Зосименко А.А - Серебренников В.Б. (доверенность от 14.03.2011 N 1д-352);
от Федеральной налоговой службы (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора) - Французов А.В. (доверенность от 14.02.2011 N ММВ-29-7/65).
От Минфина России поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Указанное ходатайство было удовлетворено.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Зосименко Александр Александрович (далее - предприниматель) обратился в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 141 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.2008 N 9н (далее - Регламент), как несоответствующего пункту 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и статье 19 Конституции Российской Федерации в том смысле, какой этому пункту придается налоговыми органами, а именно, что должностное лицо налогового органа, ответственное за исполнение государственной функции, не обязано по просьбе налогоплательщика (его представителя) проставлять отметку о принятии налоговой декларации (расчета) и дату приема на представленной им копии налоговой декларации, если оригинал налоговой декларации был направлен налогоплательщиком в налоговый орган почтовым отправлением с описью вложения.
В обоснование заявленного требования предприниматель указал, что налоговая инспекция по месту постановки его на налоговый учет как налогоплательщика отказала в проставлении на копии налоговой декларации отметки о получении налоговой декларации. Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве и Федеральная налоговая служба, сославшись на пункт 4 статьи 80 Кодекса и пункты 141, 146 Регламента, признали такой отказ правомерным.
По мнению налоговых органов, обязанность проставления данной отметки возникает только в случае представления налогоплательщиком налоговой декларации на бумажном носителе лично или через представителя. При направлении налоговой декларации почтовым отправлением указанная обязанность Кодексом и Регламентом на налоговые органы не возлагается.
Предприниматель утверждает, что налоговыми органами нарушены пункт 4 статьи 80 Кодекса и статья 141 Регламента, обеспечивающие одинаковый объем прав налогоплательщикам, представляющим налоговые декларации на бумажном носителе разными способами.
В ходе судебного заседания представителем предпринимателя заявленное требование поддержано.
Минфин России и ФНС России возражают против заявленных требований и считают, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Суд, выслушав представителей предпринимателя и ФНС России, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 80 Кодекса налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме, и обязан проставить по его просьбе на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату получения налоговой декларации при ее представлении на бумажном носителе либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме этой декларации в электронном виде - при ее получении по телекоммуникационным каналам связи.
Таким образом, Кодекс обязывает налоговый орган проставить на копии налоговой декларации отметку о получении налоговой декларации вне зависимости от способа доставки такой декларации - либо лично или через представителя, либо почтовым отправлением.
Как отражено в пункте 1 Регламента, он разработан в целях повышения качества исполнения ФНС России возложенной на нее государственной функции, создания комфортных условий для налогоплательщиков и определяет сроки и последовательность действий административных процедур этого государственного органа, ее территориальных органов и должностных лиц.
В пункте 141 Регламента установлено, что при приеме налоговых деклараций, представленных на бумажных носителях налогоплательщиком лично или через представителя, на титульном листе налоговой декларации должностное лицо налогового органа проставляет отметку о принятии и дату приема с оттиском штампа "Принято". По просьбе налогоплательщика или его представителя на копии налоговой декларации проставляется отметка о принятии налоговой декларации и дата ее приема.
Согласно пункту 146 Регламента при представлении налоговых деклараций почтовым отправлением должностное лицо налогового органа, ответственное за делопроизводство, проставляет на титульном листе налоговой декларации дату ее направления и дату ее поступления по почтовому штемпелю, проставленному на конверте, а также свою подпись и не позднее рабочего дня, следующего за днем приема, передает эту декларацию в соответствующее структурное подразделение инспекции в программном продукте по ведению делопроизводства.
Само по себе отсутствие в пункте 146 Регламента специального указания на возможность проставления налоговым органом упомянутого штампа на копии налоговой декларации, оригинал которой направлен почтовым отправлением, не означает, что налогоплательщик лишен права получить такую отметку. Поэтому отказ налогового органа от проставления указанного штампа противоречит пункту 4 статьи 80 Кодекса и не соответствует заявленной в пункте 1 Регламента цели его принятия, обусловленной созданием налогоплательщику комфортных условий, а также необходимостью фиксации исполнения налогоплательщиком обязанности, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Кодекса.
Учитывая изложенное, суд считает, что толкование налоговыми органами указанных положений Регламента, как не допускающих проставление на копии налоговой декларации штампа о принятии налоговой декларации, оригинал которой направлен почтовым отправлением, не соответствует их системному толкованию во взаимосвязи с пунктом 4 статьи 80 Кодекса и пунктом 1 Регламента. Данное толкование привело бы - в нарушение принципа равного положения всех налогоплательщиков перед налоговым законом - к неравному подходу по отношению к налогоплательщикам, направляющим налоговые декларации в налоговые органы почтовым отправлением, по сравнению с налогоплательщиками, представляющими эти декларации лично или через представителя.
Таким образом, пункт 141 Регламента в той мере, в которой содержащееся в нем положение - по смыслу, придаваемому ему налоговыми органами, - препятствует проставлению на копии налоговой декларации отметки о принятии налоговой декларации и дате ее получения, не соответствует пункту 4 статьи 80 Кодекса.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195, 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
1. Признать пункт 141 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.2008 N 9н, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации и недействующим в той мере, в которой содержащееся в нем положение - по смыслу, придаваемому ему налоговыми органами, - препятствует проставлению на копии налоговой декларации отметки о принятии налоговой декларации и дате ее получения.
2. Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу индивидуального предпринимателя Зосименко Александра Александровича государственную пошлину в сумме 200 рублей.
Председательствующий судья
М.Г.ЗОРИНА
Судья
С.М.ПЕТРОВА
Судья
В.М.ТУМАРКИН