Решение Верховного Суда РФ от 29.01.2003 N ГКПИ2002-1436
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 29 января 2003 г. N ГКПИ 2002-1436
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Хромова Андрея Викторовича о признании недействительными пунктов 9 и 12 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, в части слов "...в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства",
установил:
Хромов А.В. обратился в Верховной Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительными пунктов 9 и 12 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, в части слов "...в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства".
Как указывает заявитель, положения оспариваемого нормативного правового акта противоречат действующему законодательству и нарушают его права и свободы.
В суде заявитель Хромов А.В. поддержал заявленные требования и пояснил, что в пунктах 9 и 12 Правил Правительство РФ разработало порядок регистрации, которым могут воспользоваться только граждане, прибывшие для временного проживания в жилые помещения, не являющиеся их местом жительства, и, соответственно, имеющие возможность вселиться в эти жилые помещения.
Правительство РФ не предусмотрело иного порядка регистрации.
Отсутствие возможности регистрироваться и быть зарегистрированным по месту пребывания в г. Москве существенно нарушает его права и свободы: на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства, на судебную защиту, осуществление избирательных прав.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ Быченкова И.В., Тумаков А.С. возражали против удовлетворения жалобы и пояснили в суде, что положения оспариваемого нормативного правового акта изданы в пределах компетенции высшего исполнительного органа государственной власти, соответствуют действующему законодательству и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы граждан.
Выслушав объяснения заявителя Хромова А.В., представители заинтересованного лица Правительства РФ Быченковой И.В., Тумакова А.С., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.04.1996 N 512, от 14.02.1997 N 172, от 16.03.2000 N 231, от 14.08.2002 N 599, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 N 290, Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П).
Настоящие Правила изданы Правительством РФ в соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, обязаны в 3-дневный срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:
документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
Согласно п. 12 Правил органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Основания ограничения прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства установлены Законом РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом настоящий Закон вводит систему регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" подразумевает, что место пребывания - это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.
В пунктах 9 и 12 Правил предусмотрена обязанность регистрации граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, что в полной мере соответствует требованиям закона.
Согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что Правительство РФ в пунктах 9 и 12 Правил не предусмотрело иного порядка регистрации граждан по месту пребывания, прибывших для временного проживания в местах, которые не являются жилыми помещениями, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, т.к. при осуществлении нормоконтроля суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соответствия закону и иным правовым актам.
Ссылки заявителя о несоответствии положений оспариваемого нормативного правового акта гражданскому законодательству и постановлениям Конституционного Суда РФ являются несостоятельными.
В статье 150 Гражданского кодекса РФ приведен перечень личных неимущественных прав и принадлежащих гражданам нематериальных благ, а в соответствии с п. 2 статьи 2 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как указывалось выше, законодатель ввел систему регистрационного учета граждан Российской Федерации, возложив на Правительство РФ обязанность утвердить Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы" определено, что нормативное содержание конституционного права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства включает: 1) свободу передвижения каждого по территории Российской Федерации; 2) свободу выбора места пребывания; 3) свободу выбора места жительства. Право на выбор места жительства предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает либо являясь его собственником, либо по договору найма, аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
Право на свободу пребывания предполагает выбор гражданином для временного проживания гостиницы, санатория, дома отдыха, пансионата, кемпинга, туристской базы, больницы, другого подобного учреждения, а также жилого помещения, не являющегося местом жительства гражданина.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713" признаны пункты 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 27 (часть 1) и 55 (часть 3) и не подлежащими применению судами, другими органами и должностными лицами до приведения их в соответствие с настоящим Постановлением.
В Постановлении Конституционного Суда РФ изложена правовая позиция, связанная с положениями Правил об установлении срока, по истечении которого гражданин обязан покинуть место пребывания, а также оснований отказа в регистрации.
Оспариваемые положения Правил не ограничивают права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, право на обращение в суд за судебной защитой, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы граждан, жалоба Хромова А.В. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Хромова Андрея Викторовича о признании недействительными пунктов 9 и 12 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, в части слов "...в жилых помещениях, не являющихся местом жительства" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.