Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 23.11.2004 N ГКПИ2004-1384

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 23 ноября 2004 г. N ГКПИ2004-1384

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЗАО "Илим - Палп Энтерпрайз" и ОАО "Котласский целлюлозно-бумажный комбинат" о признании недействующим и не подлежащим применению п. 13 "Положения о порядке передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг", утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг N 21 от 24 июня 1997 года,

установил:

Заявители обратились с данным заявлением, поскольку оспариваемая ими часть нормативного правового акта препятствует их праву прекращения договора на ведение реестра акционеров, устанавливая дату прекращения договора на ведение реестра.

В судебном заседании представитель заявителей Еременко В.Г. требования поддержал, просил признать недействующим п. 13 Положения по указанным в заявлении основаниям.

Представители Федеральной службы по финансовым рынкам Бочарова Н.С., Астахов С.М. просили заявление оставить без удовлетворения, поскольку оспариваемая заявителями часть нормативного правового акта не нарушает их прав, не противоречит указанным в заявлении Федеральным законам.

Заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации А.В. Федотовой, считавшей необходимым заявление удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 33; пунктами 2 - 3 ст. 44 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество вправе размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации о ценных бумагах; облигации могут быть именными или на предъявителя; при выпуске - на предъявителя общество обязано вести реестр их владельцев и обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества; держателем реестра акционеров общества может быть это общество (при числе акционеров до 50) или профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Согласно пункту 1 ст. 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с последующими изменениями) деятельностью по ведению реестра, под которой понимается сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра, имеют право заниматься только юридические лица, именуемые держателями реестра (регистраторами); система ведения реестра должна обеспечить сбор и хранение в течение установленных сроков информации о всех фактах и документах, влекущих необходимость внесения изменений в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, и о всех действиях держателя реестра по внесению изменений; реестр владельцев ценных бумаг - это часть системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им именных ценных бумаг; владельцы и номинальные держатели ценных бумаг обязаны соблюдать правила представления информации в систему ведения реестра; договор на ведение реестра заключается только с одним юридическим лицом.

В силу ч. 19 ст. 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также предоставления отчетности профессионалами - участниками рынка ценных бумаг определяются нормативно-правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, который в силу ст. 43 этого Федерального закона вправе принимать решения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением Российской Федерации и нормативных актах о ценных бумагах; постановления по вопросам, отнесенным к компетенции этого органа, которые обязательны для исполнения федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями.

В соответствии с вышеуказанными требованиями, а также на основании пунктов 11 и 12 ст. 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", согласно которым федеральная комиссия обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг, регулирование рынка ценных бумаг и создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг, Постановлением N 21 от 24 июня 1997 года Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг было утверждено "Положение о передаче информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг".

В пункте 13 Положения указывается, что дата окончания процедуры передачи реестра является датой прекращения действия договора на ведение реестра.

Таким образом, определив, что дата прекращения договора на ведение реестра является датой передачи реестра, дата прекращения договора на ведение реестра в оспариваемом нормативном акте была поставлена в зависимость от времени передачи реестра, тем самым Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг вышла за пределы своих полномочий, так как ей не было предоставлено право определить дату прекращения договора на ведение реестра.

Оспариваемый пункт 13 Положения противоречит абзацу 21 пункта 3 ст. 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", в соответствии с которым в случае прекращения действия договора по поддержанию системы ведения реестра между эмитентом и регистратором последний передает другому держателю реестра, указанному эмитентом, информацию, полученную от эмитента, все данные и документы, составляющие систему ведения реестра, а также реестр, составленный на дату прекращения договора, а такая передача производится в день расторжения договора.

Из этого следует, что в Федеральном законе передача реестра поставлена в зависимость от даты расторжения договора, которая и должна быть завершена в день расторжения договора.

Это положение Федерального закона сочетается с требованием абзаца 23 пункта 3 ст. 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", в соответствии с которым все выписки, выданные держателем реестра после даты прекращения договора с эмитентом, недействительны.

При таких обстоятельствах заявление подлежит удовлетворению, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону, суд признает нормативный правовой акт недействующим.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ч. 2 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление ЗАО "Илим - Палп Энтерпрайз" и ОАО "Котласский целлюлозно-бумажный комбинат" удовлетворить и признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу п. 13 "Положения о порядке передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг", утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг N 21 от 24 июня 1997 года.

Решение суда может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 1 Приказа Минэкономразвития РФ от 05.04.2005 N 70 и отдельных Положений утвержденного им "Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства">
<Об обеспечении экономической стабильности и устойчивости финансовой системы в Российской Федерации>
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично незаконным пункта 8 "Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 N 419>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1.5 Приложения 2 и Приложения 4 к Приказу Минфина РФ от 31.12.2008 N 154н>
Ошибка на сайте