Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 17.08.2010 N ГКПИ10-806

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 августа 2010 г. N ГКПИ10-806

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре С.А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признании недействующим подпункта "г" пункта 11 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862,

установил:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (далее - Правила), устанавливающие виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок и сроки перечисления указанных средств.

Пунктом 11 Правил предусмотрено, что в случае если лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), или супруг лица, получившего сертификат, является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены лицом, получившим сертификат, в качестве платежа в счет уплаты вступительного взноса и (или) паевого взноса (абзац первый). Лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 Правил, представляет копию свидетельства о праве собственности кооператива на жилое помещение, которое будет передано лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат, после внесения паевого взноса в полном размере (подпункт "г").

Г. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании подпункта "г" пункта 11 Правил недействующим, указав на то, что он не соответствует Федеральному закону "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и ограничивает ее право на реализацию материнского капитала для улучшения жилищных условий посредством участия в жилищном, жилищно-строительном, жилищно-накопительном кооперативах.

Заявительница просила судебное разбирательство провести в ее отсутствие, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представители Правительства Российской Федерации П. и С.М. заявление Г. не признали и просили оставить его без удовлетворения, ссылаясь на то, что Правила в оспариваемой части не противоречат действующему законодательству Российской Федерации и прав заявительницы не нарушают.

Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей требование заявительницы удовлетворить, суд находит заявление Г. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон) материнским (семейным) капиталом являются средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Федеральным законом; государственный сертификат на материнский (семейный) капитал является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки.

Частью 3 статьи 7 Федерального закона определено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования ребенком (детьми); 3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Федерального закона (родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.; родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки).

В силу пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

Из приведенных норм следует, что лица, получившие сертификат, наделены федеральным законодателем правом направлять средства (часть средств) материнского (семейного) капитала не только на приобретение, но и на строительство жилых помещений посредством участия в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах (далее - кооперативы). При этом каких-либо ограничений на формы участия граждан в кооперативах Федеральный закон не содержит, закрепляя лишь требование о том, что распоряжение материнским (семейным) капиталом может осуществляться посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в любых не противоречащих закону обязательствах. В нарушение положений Федерального закона оспариваемая норма Правил, возлагая на лиц, получивших сертификат, обязанность представить копию свидетельства о праве собственности кооператива на жилое помещение, позволяет направлять средства материнского (семейного) капитала лишь на участие в тех кооперативах, которые уже приобрели (построили) жилое помещение и обладают им на праве собственности.

Тем самым Правительством Российской Федерации введено не предусмотренное Федеральным законом ограничение права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий посредством участия в кооперативах, осуществляющих строительство жилых помещений, право собственности на которые у кооператива возникает лишь с момента их государственной регистрации (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации). В таких случаях кооператив не имеет свидетельства о праве собственности на жилое помещение, что, соответственно, делает невозможным представление копии этого документа лицом, получившим сертификат.

С учетом изложенного нельзя согласиться с доводами представителей Правительства Российской Федерации о законности подпункта "г" пункта 11 Правил применительно к случаям, когда лица, получившие сертификат, распоряжаются средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий путем направления их на строительство жилых помещений посредством участия в кооперативах. Частью 5 статьи 10 Федерального закона Правительство Российской Федерации уполномочено на установление Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, однако осуществляемое им нормативное правовое регулирование не может противоречить положениям Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Применительно к случаям, когда средства материнского (семейного) капитала направляются на приобретение жилого помещения в кооперативах, которые уже обладают правом собственности на него, оспариваемое положение Правил Федеральному закону не противоречит. Лицо, получившее сертификат, имеет возможность получить копию свидетельства о праве собственности кооператива на жилое помещение, которое будет передано ему или его супругу после внесения паевого взноса в полном размере, и представить ее в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Представление такой копии имеет своей целью осуществление контроля за целевым использованием средств федерального бюджета и не препятствует реализации права гражданина на направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий посредством участия в кооперативах.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации,

решил:

заявление Г. удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт "г" пункта 11 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862, в части, возлагающей на лиц, получивших государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, обязанность представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации копию свидетельства о праве собственности кооператива на жилое помещение, которое будет выдано лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат, после внесения паевого взноса в полном размере, в случаях, когда средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются не на приобретение, а на строительство жилого помещения.

В остальной части Г. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья

Верховного Суда

Российской Федерации

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 54 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны РФ от 30.06.2006 N 200>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 8 Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях, утвержденной Приказом Минюста РФ от 11.07.2006 N 250>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений Приказов МНС РФ от 24.12.2003 N БГ-3-05/711, от 29.12.2003 N БГ-3-05/722, от 27.01.2004 N БГ-3-05/51>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 N 343>
Ошибка на сайте