Решение Верховного Суда РФ от 09.03.2005 N ВКПИ04-132
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 9 марта 2005 г. N ВКПИ04-132
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. о признании пп. "и" п. 2 ст. 13, п. 1 ст. 22, п. 15, 16, 23, 24 ст. 34 "Положения о порядке прохождения военной службы", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", противоречащими ст. ст. 4, 6, 8, 13 и 14 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод"; ч. 1 ст. 17, ст. 18, ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1, 2, 3 ст. 37, ч. 2, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации; п. 5 ст. 3, ст. ст. 15, 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"; ст. 13, ст. 206, п. 3 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве",
установил:
Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором оспаривает законность пп. "и" п. 2 ст. 13, п. 1 ст. 22, п. 15, 16, 23, 24 ст. 34 "Положения о порядке прохождения военной службы", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы".
Заявитель указывает, что упомянутые нормы, регулирующие порядок зачисления в распоряжение командира военнослужащих, уволенных с военной службы, освобождение от занимаемой должности, присвоение очередного воинского звания только при условии занятия воинской должности, допускают бессрочное насильственное удержание на военной службе граждан, досрочно уволенных с военной службы по состоянию здоровья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, без обеспечения жилым помещением, позволяют не включать период, в течение которого он остается в списках личного состава воинской части, в срок для присвоения очередного воинского звания, лишают различных прав и льгот, предусмотренных законодательством о воинской обязанности и военной службе военнослужащих, препятствуют ему в осуществлении права на свободный выбор рода деятельности и профессии, ограничивают права на жилище и нарушают конституционный принцип равенства прав и свобод человека.
При этом заявитель Л. обращает внимание на то, что после увольнения с военной службы, без исключения из списков личного состава части, поскольку не был своевременно обеспечен жилым помещением, он в течение трех лет насильно удерживается на военной службе по основанию, не предусмотренному законом, несколько лет существует без жилья, не занимается деятельностью, которую мог осуществлять с учетом состояния здоровья, ранее поврежденного в период военной службы, исключена возможность оформления и определения инвалидности, лишен права присвоения очередного воинского звания и других прав и льгот, полагающихся всем военнослужащим в период прохождения военной службы.
В то же время, указывает в заявлении Л., нормы Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предусматривают право командования бессрочного зачисления в распоряжение уволенного военнослужащего в целях обеспечения его жилой площадью, выплаты задолженностей по денежному, вещевому, продовольственному довольствию и т.д. с нарушением других конституционных прав военнослужащих.
Следовательно, считает заявитель, при принятии норм "Положения о порядке прохождения военной службы" (подпункта "и" п. 2 ст. 13, п. 1 ст. 22, п. 15, 16, 23, 24 ст. 34) должностное лицо - Президент Российской Федерации вышел за пределы делегированных ему полномочий и предоставил командованию воинских частей, вопреки нормам Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - ст. 38, п. 11, право бессрочного удержания уволенных граждан на военной службе без обеспечения жилыми помещениями и лишения других различных прав и льгот военнослужащих.
Поэтому он просит Военную коллегию Верховного Суда РФ признать указанные выше нормы Положения не соответствующими законодательству о статусе военнослужащих и о воинской обязанности и военной службе.
Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания по его заявлению Л. в суд не прибыл и просил рассмотреть гражданское дело без его участия.
В судебном заседании представитель Президента Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации Марков Е.Л. требования заявителя не признал и пояснил, что согласно ст. 3 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, этот и другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих.
В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения.
В Федеральном законе "Об обороне" определено, что Президент РФ является Верховным Главнокомандующим ВС РФ и утверждает Положение о порядке прохождения военной службы (далее - Положение), которым определен порядок прохождения гражданами РФ военной службы по призыву и по контракту в Вооруженных силах РФ.
В п. 1 ст. 36 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определено, что порядок прохождения военной службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами РФ.
Этот порядок включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства, которыми в соответствии с Федеральным законом и настоящим Положением определяется служебно-правовое положение военнослужащих.
Так, в пп. "и" п. 2 ст. 13 Положения установлено, что зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира допускается в следующих случаях и на следующие сроки: при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава части в случаях, предусмотренных Федеральным законом и этим Положением, до его исключения.
Данная норма Положения, считает представитель Президента Марков Е.Л., не противоречит законодательству РФ.
В соответствии с п. 16 ст. 34 Положения военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава части без его согласия не исключается. Такие же требования предусмотрены и в п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Кроме того, отмечает представитель ответчика, заявитель обжалует п. 1 ст. 22 Положения, в котором установлено, что очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем звании, если он занимает должность, для которой штатом предусмотрено звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.
Данная норма Положения издана в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно п. 2 ст. 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" очередное воинское звание присваивается военнослужащему только при условии нахождения его на соответствующей воинской должности.
Обжалуемые заявителем п. 15, 16, 23, 24 статьи 34 Положения также изданы в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и не противоречат законодательству РФ.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, указанных в этом пункте Закона, а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.
Таким образом, случаи, когда военнослужащий, уволенный с военной службы не исключается из списков личного состава воинской части, установлены в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" и в Положении о порядке прохождения военной службы.
Нормы, установленные в обжалуемые пунктах Положения, определяют порядок исключения из списков личного состава части военнослужащих, уволенных с военной службы, и направлены на защиту военнослужащих в целях недопущения случаев незаконного их исключения из списков личного состава воинской части без обеспечения положенными видами довольствия.
Обжалуемые пункты и статьи Положения о порядке прохождения военной службы изданы в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и другими федеральными законами и не нарушают прав и свобод военнослужащих.
Следовательно, считает представитель ответчика Марков Е.Л., Президент РФ, утверждая Положение о порядке прохождения военной службы и устанавливая в нем соответствующие правовые нормы, действовал в рамках предоставленных ему полномочий в соответствии с Конституцией РФ и другими федеральными законами РФ в области статуса военнослужащих и военной службы.
Заслушав объяснения представителя Президента Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации Маркова Е.Л., возражавшего против требований заявителя, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Богателии В.И., полагавшего в удовлетворении требований заявителя отказать, Верховный Суд РФ находит, что требования Л. удовлетворению не подлежат.
В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, которая, по общему правилу, совпадает с днем истечения срока военной службы. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, перечисленных в данном пункте Закона, а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.
Из содержания пп. "и" п. 2 ст. 13 утвержденного Указом Президента Российской Федерации "Вопросы прохождения военной службы" "Положения о порядке прохождения военной службы" от 16 сентября 1999 года N 1237, усматривается, что зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира допускается при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом и этим Положением - до его исключения.
В пунктах 15, 16, 23 и 24 ст. 34 Положения "О порядке прохождения военной службы" указано, что исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).
Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и этим Положением.
Анализ указанного выше законодательства показывает, что случаи, когда военнослужащий, уволенный с военной службы, не подлежит исключению из списков личного состава воинской части, установлены в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" и в Положении о порядке прохождения военной службы.
Что же касается отказа командования в присвоении Л. очередного воинского звания, то согласно п. 2 ст. 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и п. 1 ст. 22 Положения военнослужащему присваивается очередное воинское звание только при условии нахождения его на соответствующей воинской должности. К моменту истечения срока пребывания Л. в предыдущем воинском звании последний уже находился в распоряжении командира воинской части.
Следовательно, положения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и вытекающие из них нормы Положения о порядке прохождения военной службы, законность которых оспаривает заявитель Л., не могут рассматриваться как нарушающие его конституционные права.
В судебном заседании установлено, что с 18 февраля 2002 года Л. был освобожден от воинской должности и на основании подпункта "и" пункта 2 статьи 13 Положения "О порядке прохождения военной службы" в связи с невозможностью исключения из списков личного состава воинской части зачислен в распоряжение командира воинской части.
Это обстоятельство было вызвано тем, что в соответствии со ст. ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для увольнения с военной службы по состоянию здоровья военнослужащий, прослуживший 10 и более лет и нуждающийся в получении жилья, должен дать свое согласие на увольнение без предоставления жилья с оставлением в списке очередников на получение жилья по месту службы. Л., как установлено в суде, такого согласия не давал, чем и было обусловлено его зачисление в распоряжение командира части.
Фактически именно зачислением в распоряжение командира воинской части, которое заявитель расценивает как насильственное удержание на военной службе, увольнением с военной службы без обеспечения жильем, освобождением от должности, отказом в присвоении очередного воинского звания и вызвано обращение Л. в Верховный Суд Российской Федерации. Между тем нормы в обжалуемых пунктах Положения устанавливают порядок исключения из списков личного состава воинской части военнослужащих, уволенных с военной службы, и направлены в первую очередь на защиту военнослужащих в целях недопущения случаев незаконного их исключения из списков личного состава воинской части без обеспечения положенными видами довольствия.
Таким образом, обжалуемые пункты и статьи Положения "О порядке прохождения военной службы" не нарушают положений ст. ст. 4, 6, 8, 13 и 14 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" и изданы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и другими федеральными законами и не только не противоречат ч. 1 ст. 17, ст. 18, ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1, 2, 3 ст. 37, ч. 2, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, но, напротив, предусматривают все необходимые гарантии реализации закрепленных в них прав и свобод, что подтверждается и решениями военных судов, вынесенных по делу Л.
Однако, несмотря на эти судебные решения, заявитель длительное время не может реализовать свои конституционные права. Тем самым исполнение обязанности государства по обеспечению Л. жильем возложена на соответствующие органы исполнительной власти, распоряжающиеся жилищным фондом, которые и обязаны в установленном законом порядке предоставить заявителю жилое помещение.
Не противоречат оспариваемые заявителем правовые нормы Положения и ст. ст. 13, 206 и п. 3 ст. 258 ГПК РФ, а также ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", поскольку неисполнение воинским должностным лицом судебных решений по обеспечению Л. жильем, а также обоснованность применения судами оспариваемых заявителем правовых норм при рассмотрении гражданских дел по жалобам на действия должностных лиц не могут являться основанием для признания этих норм противоречащими действующему законодательству.
К тому же, в соответствии со ст. 27 ГПК РФ о подсудности гражданских дел Верховному Суду Российской Федерации, проверка законности и обоснованности действий должностных лиц, обязанностей исполнения соответствующими органами военного управления и командирами судебных решений военных судов не входит в компетенцию Военной коллегии Верховного Суда РФ.
Исходя из изложенного, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу, что Президент Российской Федерации, утверждая Положение о порядке прохождения военной службы и устанавливая в нем соответствующие правовые нормы, действовал в рамках предоставленных ему полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами Российской Федерации в области статуса военнослужащих и военной службы и не нарушил прав заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 и 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Л. о признании пп. "и" п. 2 ст. 13, п. 1 ст. 22, п. 15, 16, 23, 24 ст. 34 "Положения о порядке прохождения военной службы", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", противоречащими ст. ст. 4, 6, 8, 13 и 14 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод"; ч. 1 ст. 17, ст. 18, ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1, 2, 3 ст. 37, ч. 2, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации; п. 5 ст. 3, ст. ст. 15, 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"; ст. 13, ст. 206, п. 3 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" - отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в течение 10 дней в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.С.ШАЛЯКИН