Решение Верховного Суда РФ от 03.11.2005 N ГКПИ05-1141
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 ноября 2005 г. N ГКПИ05-1141
Верховный Суд РФ в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д.,
при секретаре Лариной М.А.,
с участием прокурора Воскобойниковой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению У. о признании недействующим п. 6 Приложения к Постановлению Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. N 380/П-18 в части слов: "Якутская АССР, за исключением районов, указанных в п. п. 1 и 4" (далее - Приложение),
установил:
У. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше заявлением, сославшись на то, что оспариваемый пункт Приложения в указанной части противоречит Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 апреля 1975 г. N 352 "О строительстве Южно-Якутского угольного комплекса" и нарушает его конституционное право на получение пенсии в предусмотренном законом размере.
Считает, что установленный названным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР районный коэффициент 1,7, с учетом которого он получал заработную плату при строительстве указанного комплекса, должен учитываться и при назначении ему пенсии по старости. Однако при переезде на жительство в г. Тулу ему была назначена пенсия, исчисленная из заработка с применением предусмотренного оспариваемым пунктом Приложения коэффициента 1,4, что привело к уменьшению его пенсии.
В судебное заседание заявитель не явился. О дне рассмотрения дела извещен своевременно. Из поступившего от него сообщения следует, что он не возражает против рассмотрения дела в его отсутствие.
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития РФ Решетникова С.С. с предъявленным требованием не согласилась и просила об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемый пункт Приложения в части установления для некоторых районов Якутской АССР коэффициента 1,4 Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 апреля 1975 г. N 352 не противоречит и прав заявителя не нарушает.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Воскобойниковой Е.Л., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Как установлено судом, Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. N 380/П-18 были утверждены районные коэффициенты к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в пункте 6 Приложения к которому указаны районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,4, и, в частности, районы Якутской АССР, за исключением районов, указанных в п. п. 1 и 4.
По утверждению представителя заинтересованного лица (Министерства здравоохранения и социального развития РФ) Решетниковой С.С., оспариваемым Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС установлен централизованный районный коэффициент к заработной плате работников непроизводственных отраслей ряда районов Якутской АССР и, в частности, г. Нерюнгри в размере 1,4.
Учитывая, что Правительством РФ, как это предусмотрено ст. 316 Трудового кодекса РФ, соответствующего постановления по этому вопросу до настоящего времени не принято, продолжает действовать оспариваемое Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС, что согласуется с требованиями ст. 423 Трудового кодекса РФ.
Установленный п. 29 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 апреля 1975 г. N 352 "О строительстве Южно-Якутского угольного комплекса" районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников, занятых на строительстве, в промышленных и подсобно-вспомогательных производствах, на транспорте, в хозяйствах и организациях, непосредственно связанных с обслуживанием строительства, расположенных в районе строительства, включая и г. Нерюнгри, действовал только на период строительства названного комплекса.
Строительство данного комплекса завершено полностью в 1990 г. и в связи с этим пункт 29 приведенного выше Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР прекратил свое действие.
Данное обстоятельство подтверждается как содержанием самого пункта 29 Постановления, так и разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 июня 1976 г. N 10/14.
С учетом приведенных выше данных суд приходит к выводу о том, что оспариваемый пункт Приложения к Постановлению Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС в указанной части требованиям Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также положениям действующего законодательства РФ не противоречит и каких-либо оснований для признания его недействующим не имеется.
Довод заявителя о том, что установленный названным выше Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников, занятых на строительстве Южно-Якутского угольного комплекса, должен применяться и при исчислении размера пенсии по старости независимо от места его проживания и времени выхода на пенсию, не может быть признан обоснованным.
Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу пункта 2 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 2, 6 и 13 пункта 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г.
По состоянию на указанную дату действовали перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и районные коэффициенты, установленные оспариваемым Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС. Следовательно, оспариваемый заявителем правовой акт Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не противоречит.
Не противоречит он и Закону РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", согласно которому размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в указанных районах, устанавливаются Правительством РФ.
Поскольку, как уже отмечалось выше, до настоящего времени такого постановления Правительством РФ не принято, продолжают действовать нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, к которым относится и оспариваемое Постановление.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было представлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
Затраты на указанные цели должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
На основании указанного Постановления Верховный Совет Якутской АССР 28 июня 1991 г. принял Постановление N 539, которым предприятию угольного комплекса было предоставлено право установить районный коэффициент 1,7, ранее действовавший по месту его строительства, включая г. Нерюнгри, с отнесением затрат за счет средств предприятия и местного бюджета.
Таким образом, районный коэффициент в размере 1,7 после прекращения действия в этой части Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 апреля 1975 г. N 352 в 1990 г. в связи с окончанием строительства угольного комплекса был установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не является единым районным коэффициентом, о котором указывается в ст. 10 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", а поэтому данный коэффициент при исчислении заработка и пенсии может применяться только к лицам, работающим и проживающим в указанной местности за счет средств предприятий и местного бюджета.
Не может суд согласиться и с доводом заявителя о том, что оспариваемое Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС принято с нарушением положений ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, поскольку данное Постановление принято до введения в действие Конституции и в связи с этим содержащееся в указанной норме требование об обязательном официальном опубликовании правовых актов на него не распространяется.
Ссылка заявителя на ст. ст. 7 и 52 Конституции РФ также не может служить основанием к удовлетворению его заявления, поскольку указанные нормы Конституции вопросы, связанные с назначением и установлением размера пенсий, непосредственно не регулируют и каких-либо критериев на этот счет не содержат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Заявление У. о признании недействующим пункта 6 Приложения к Постановлению Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. N 380/П-18 в части слов: "Якутская АССР, за исключением районов, указанных в п. п. 1 и 4", оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий,
Судья Верховного Суда РФ
Ю.Д.РЕДЧЕНКО