Решение ВАС РФ от 30.04.2010 N 3554/10
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 30 апреля 2010 г. N 3554/10
Резолютивная часть решения объявлена 27.04.2010.
Полный текст решения изготовлен 30.04.2010.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Шилохвоста О.Ю., судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрел в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Енисейский целлюлозно-бумажный комбинат" (г. Красноярск) от 09.03.2010 N 1737 о признании пунктов 22 и 23 Правил определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 21.08.2007 N 166-э/1, не соответствующими пунктам 106, 108.1, 109 - 111 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, и не действующими.
Протокол судебного заседания вела помощник судьи Бушмарина Н.В.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Енисейский целлюлозно-бумажный комбинат" - Крылов А.А. (доверенность от 10.12.2009 N 12);
от Федеральной службы по тарифам - Абазалиев Р.К. (доверенность от 28.01.2010 N 1/13), Гришанов В.В. (доверенность от 23.04.2010 N 8/12), Мецаев Б.К. (доверенность от 09.03.2010 N 4/13).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Енисейский целлюлозно-бумажный комбинат" (г. Красноярск, далее - общество) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пунктов 22 и 23 Правил определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 21.08.2007 N 166-э/1, не соответствующими пунктам 106, 108.1, 109 - 111 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила розничных рынков), и не действующими.
Правила определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии (далее - Правила определения стоимости), утвержденных Приказом ФСТ России от 21.08.2007 N 166-э/1, с последующими изменениями опубликованы в печатном издании "Российская газета" от 12.10.2007 N 228, от 15.08.2008 N 173 и от 09.06.2009 N 103.
Как следует из раздела I Правила определения стоимости, они разработаны во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики".
Пунктами 22 и 23 Правил определения стоимости установлено следующее.
Для покупателей, приобретающих весь объем фактического потребления электрической энергии (мощности) на розничном рынке, изменение стоимости электрической энергии в случае отклонения фактически поставленного объема электрической энергии от договорного за расчетный период (), для i-го покупателя, для которого в договоре энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) содержится условие о почасовом планировании потребления электрической энергии (мощности) (далее - покупатель с почасовым учетом), а также гарантирующего поставщика и энергоснабжающей (энергосбытовой) организации, осуществляющих покупку электрической энергии (мощности) по границам балансовой принадлежности сетевых организаций, определяется как сумма соответствующих величин за каждый час расчетного периода:
(руб.), (31)
где:
- изменение стоимости электрической энергии при отклонении фактически поставленного покупателю с почасовым учетом объема электрической энергии от запланированного для часа t расчетного периода, которое определяется по формуле:
(руб.), (32)
, (33)
, (34)
где:
- запланированный объем поставки электрической энергии на час t расчетного периода, заявленный покупателем с почасовым учетом гарантирующему поставщику в срок не позднее 2-х суток до начала фактической поставки (если договором не установлен иной срок уведомления) (млн. кВт.ч);
- цена, применяемая в случае, если запланированный объем потребления оказался ниже объема, подлежащего поставке по регулируемым ценам (определенного в соответствии с формулой 8 пункта 15 Правил определения стоимости), определяемая администратором торговой системы в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, а также договором о присоединении к торговой системе оптового рынка и публикуемая на официальном сайте в сети Интернет (руб./млн. кВт.ч);
- цена, применяемая в случае отклонения фактического почасового потребления электрической энергии ниже запланированного объема, определяемая администратором торговой системы в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, а также договором о присоединении к торговой системе оптового рынка и публикуемая на официальном сайте в сети Интернет (руб./млн. кВт.ч).
В подтверждение своего статуса как покупателя, для которого в договоре энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) содержится условие о почасовом планировании потребления электрической энергии (мощности), обществом представлен договор на электроснабжение от 02.10.2006 N 3220.
В обоснование заявленного требования общество указало, что, имея в силу пунктов 106, 108.1, 109 - 111 Правил розничных рынков право на приобретение на розничном рынке электрической энергии (мощности) как по регулируемым ценам (тарифам) (в объеме, приобретаемом гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках), так и по свободным (нерегулируемым) ценам, общество в результате применения оспариваемых положений Правил определения стоимости вынуждено оплачивать весь объем поставленной электрической энергии (мощности) по свободной (нерегулируемой) цене.
При этом доля электрической энергии, приобретаемой гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями на оптовом рынке по регулируемым ценам (тарифам) определяется в соответствии с пунктом 50 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643.
Поскольку в случае потребления покупателем электрической энергии ниже запланированного в договоре объема (недобора), не происходит увеличение количества электрической энергии по сравнению с договорным, оплата покупателем в соответствии с оспариваемым в части нормативным правовым актом отклонения фактического почасового потребления электрической энергии ниже запланированного объема по цене, определяемой администратором торговой системы в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, а также договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, и публикуемой на официальном сайте в сети Интернет, то есть по свободной (нерегулируемой) цене, означает, по мнению заявителя, увеличение на нерегулируемую составляющую цены всего объема потребленной покупателем электроэнергии, включая объем, который подлежит оплате по регулируемым ценам (тарифам).
Заявитель считает также, что, принимая оспариваемые положения Правил определения стоимости, ФСТ России вышла за пределы своей компетенции в части определения изменения стоимости электрической энергии, поскольку статьей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 68 Правил розничных рынков устанавливается ответственность за ненадлежащее исполнение обязательства покупателем. По мнению заявителя, оспариваемые положения Правил определения стоимости исключают защиту покупателем, допустившим отклонение от договорного объема покупки электрической энергии, своих законных интересов путем доказывания обстоятельств, освобождающих нарушителя обязательства от гражданско-правовой ответственности.
В судебном заседании представитель общества поддержал заявленное требование о признании оспариваемых положений Правил определения стоимости не соответствующими пунктам 106, 108.1, 109 - 111 Правил функционирования розничных рынков и не действующими.
ФСТ России в отзыве на заявление и его представители в судебном заседании не согласились с требованием общества, ссылаясь на соответствие оспариваемых пунктов Правил определения стоимости нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, - Правилам оптового рынка и Правилам розничных рынков.
Рассмотрев материалы дела и выслушав объяснения представителей общества и ФСТ России, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Правила определения стоимости утверждены ФСТ России в соответствии с пунктом 5 Правил розничных рынков, которым ФСТ России предписывалось, в частности, утвердить правила оплаты отклонений фактических объемов потребления электрической энергии от договорных. Это предписание конкретизировано в пункте 68 Правил розничных рынков, в силу которого стоимость отклонений фактического объема потребления электрической энергии от договорного объема потребления компенсируется в соответствии с Правилами определения стоимости, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530), на розничном рынке определение размера оплаты электрической энергии (мощности), потребленной (произведенной) свыше (ниже) количества, установленного договором, производится в соответствии с Правилами определения стоимости, утверждаемыми ФСТ России, с учетом расходов на приобретение соответствующего объема электрической энергии (мощности) на оптовом и (или) розничном рынках и (или) его производство, если гарантирующий поставщик, энергоснабжающая организация, энергосбытовая организация, к числу потребителей которых относится население, владеет на праве собственности или на ином законном основании генерирующим объектом.
При этом для случаев, когда Правилами розничных рынков предусмотрено, что согласно договору на розничном рынке определяются почасовые объемы производства (потребления) электрической энергии (мощности), рассчитывается стоимость почасовых отклонений объема фактического производства (потребления) от договорного объема в соответствии с указанными Правилами определения стоимости.
Таким образом, полномочия ФСТ России по утверждению оспариваемого в части нормативного акта, а также компетенция ФСТ России по определению правил оплаты отклонений фактических объемов потребления электрической энергии от договорных путем исчисления стоимости почасовых отклонений объема фактического потребления электрической энергии от договорного объема определены нормативными правовыми актами, имеющими большую, по сравнению с оспариваемым в части актом, юридическую силу.
Ссылка заявителя на статью 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, как на акт, имеющему большую юридическую силу, в подтверждение своего требования не принимается судом, поскольку оспариваемые в части Правила определения стоимости устанавливают порядок оплаты отклонений фактических объемов потребления электрической энергии от договорных, тогда как указанной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность абонента по возмещению расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве, в случае, когда договор энергоснабжения предусматривает право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором.
Поскольку заявитель при этом не указывает никаких иных, имеющих большую юридическую силу нормативных правовых актов, положениями которых ФСТ России обязана была руководствоваться при установлении механизма оплаты отклонений фактических объемов потребления электрической энергии от договорных, довод заявителя о превышении ФСТ России пределов своей компетенции при утверждении пунктов 22 и 23 Правил определения стоимости подлежит отклонению как неосновательный.
В силу пункта 4 Правил розничных рынков продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка и разделом X Правил розничных рынков объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями.
Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам.
По регулируемым ценам (тарифам) электрическая энергия (мощность) поставляется на розничные рынки в объемах, предусмотренных пунктом 50 Правил оптового рынка.
В соответствии с пунктами 3 и 8 Правил оптового рынка в течение переходного периода на оптовом рынке торговля электрической энергией и мощностью осуществляется с использованием механизмов регулируемого рынка, рынка на сутки вперед (РСВ) и балансирующего рынка.
При этом покупатель имеет возможность за два дня заявить необходимый объем электрической энергии, который должен быть поставлен ему гарантирующим поставщиком с почасовой разбивкой.
В силу абзаца 24 пункта 101 Правил оптового рынка в случае недопотребления договорного объема поставки электрической энергии гарантирующий поставщик должен продать объем электрической энергии, который у него не выбран его потребителем, другим своим потребителям по наименьшей величине из цен, установленных на балансирующем рынке.
При превышении объема потребления должны быть загружены дополнительные мощности в текущем периоде времени, не учтенные в цене балансирующего рынка. В этом случае потребитель оплачивает отклонение потребления от договорного объема по наибольшей величине из цен, установленных на балансирующем рынке (абзац 25 пункта 101 Правил оптового рынка).
Таким образом, поставка электрической энергии с оптового рынка на розничный рынок производится как по регулируемой, так и по нерегулируемой цене, а оплата отклонений - по нерегулируемой (свободной) цене.
В оспариваемых пунктах 22 и 23 Правил определения стоимости, которыми предусматривается порядок оплаты отклонений фактических объемов от договорных, ФСТ России реализовало указанные положения нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
При этом в случае, если фактическое потребление выше договорного, стоимость отклонений исчисляется по формуле 33, а по формуле 34 стоимость отклонений равна нулю. В случае, если фактическое потребление ниже договорного, стоимость отклонений исчисляется по формуле 34, а по формуле 33 стоимость отклонений равна нулю.
Цена оплаты отклонений определяется некоммерческим партнерством "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" в соответствии с Правилами оптового рынка.
Из формул 33 и 34 следует, что указанная нерегулируемая (свободная) цена применяется не ко всему объему принятой потребителем в расчетном периоде электрической энергии, а только к объему отклонения, то есть разнице между договорным и фактическим объемом потребления. Указанное подтверждается и представленными заявителем в материалы дела копиями счетов-фактур от 30.04.2009 и от 31.05.2009 N 11-039-1000010065, из которых не усматривается применение гарантирующим поставщиком нерегулируемой цены ко всему объему принятой потребителем электроэнергии.
Следовательно, довод заявителя о неосновательном возложении на него в силу пунктов 22 и 23 Правил определения стоимости обязанности оплатить по нерегулируемой цене весь объем принятой электрической энергии в случае отклонения фактического объема от запланированного, подлежит отклонению как противоречащий содержанию этих пунктов.
Из изложенного следует, что оспариваемые пункты Правил определения стоимости не противоречат Правилам оптового рынка и Правилам розничных рынков.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167, 170, 176, 194 и 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
решил:
признать пункты 22 и 23 Правил определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 21.08.2007 N 166-э/1, соответствующими Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, имеющим большую юридическую силу.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Енисейский целлюлозно-бумажный комбинат" отказать.
Решение может быть обжаловано в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Председательствующий судья
О.Ю.ШИЛОХВОСТ
Судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА
Судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА