Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 20.04.2004 N ГКПИ2004-546

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 20 апреля 2004 г. N ГКПИ 2004-546

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пономарева С.А. о признании частично незаконным пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС",

установил:

Пономарев С.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично незаконным пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Постановление) в части исключения города Ефремова Тульской области, где он проживает, из границ зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В заявлении указано, что распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, в котором город Ефремов был включен в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Оспариваемым Постановлением утвержден новый Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в котором город Ефремов не указан.

Пономарев С.А. полагает, что исключение города Ефремова из границ зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом противоречит Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку перед принятием Постановления на территории города Ефремова не проводилось измерений уровня радиоактивного загрязнения почвы.

В судебном заседании заявитель Пономарев С.А. и его представитель Филатов Д.А. поддержали заявленное требование и просили о его удовлетворении.

Представители Правительства Российской Федерации Марченко Т.А. и Бублий С.А. требование заявителя не признали и просили суд отказать в его удовлетворении за необоснованностью, пояснив, что по состоянию на январь 1996 г. уровень радиоактивного загрязнения города Ефремова оценивался по 50 пробам почвы. Среднее значение радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 при этом составило 0,78 Ки/кв. км и не давало оснований для включения данного города в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Заслушав объяснения заявителя и его представителя, представителей Правительства Российской Федерации, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., полагавшей требование заявителя оставить без удовлетворения, суд считает, что заявление Пономарева С.А. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

Статьей 11 названного Закона зона проживания с льготным социально-экономическим статусом определена как часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).

Таким образом, критерием отнесения населенного пункта к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом является плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км и среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения до 1 мЗв (0,1 бэр).

При рассмотрении дела судом установлено, что распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, в котором город Ефремов Тульской области был включен в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Оспариваемым Постановлением утвержден новый Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, где город Ефремов не указан.

Суд полагает, что Правительство Российской Федерации правомерно исключило город Ефремов из числа населенных пунктов, находящихся в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, поскольку на момент принятия оспариваемого Постановления средняя плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 в данном населенном пункте составляла менее 1 Ки/кв. км.

Из исследованных в судебном заседании данных по радиоактивному загрязнению территории города Ефремова Тульской области по состоянию на 1 января 1996 г., полученных НПО "Тайфун" Росгидромета и прошедших экспертную оценку в Межведомственной экспертной комиссии по радиационному мониторингу окружающей природной среды (утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 1995 г. N 121), следует, что среднее радиоактивное загрязнение почвы цезием-137 по 50 пробам составляло 0,75 Ки/кв. км.

Следовательно, предусмотренных статьей 11 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" оснований для включения города Ефремова в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не имелось.

Данный вывод суда подтверждается и другими документами, содержащими сведения о радиационной обстановке в указанном населенном пункте.

Так, из письма Комитета Тульской области по природным ресурсам и экологии от 19.04.2004 усматривается, что плотность загрязнения почвы радионуклидами цезия-137 по городу Ефремову в среднем составила: на 01.07.1995 - 0,76 Ки/кв. км; на 01.01.1998 - 0,72 Ки/кв. км; на 01.01.2000 - 0,69 Ки/кв. км; на 01.01.2004 - 0,63 Ки/кв. км.

В письме Главного государственного санитарного врача по Тульской области от 19.04.2004 также отмечено, что на момент подготовки оспариваемого Постановления средняя плотность загрязнения почв цезием-137 на территории города Ефремова составляла менее 0,75 Ки/кв. км.

Суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что город Ефремов не мог быть исключен из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, так как плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 по отдельным пробам на его территории превышает 1 Ки/кв. км.

Как уже отмечалось, законодатель уполномочил Правительство Российской Федерации на установление границ зон радиоактивного загрязнения и перечня населенных пунктов, находящихся в них.

Из этого следует, что при решении вопроса об исключении города Ефремова из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом Правительство Российской Федерации правомерно исходило из средней плотности загрязнения его почв цезием-137, поскольку закон предусматривает возможность включения в соответствующий перечень населенных пунктов, а не их частей.

Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Пономарева С.А. о признании частично незаконным пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта 60.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утв. Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605>
"Об освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин товаров, ввозимых за счет средств Исламского Банка Развития"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 3 пункта 30 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, в части обязательства о безвозмездной передаче принадлежащих гражданам на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность>
<О признании незаконной и не подлежащей применению Инструкции Банка России N 19, ГТК РФ N 01-20/10283 от 12.10.1993 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров">
Ошибка на сайте